kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «ЭКОЛИДЕР» социально – педагогической направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение «особого» ребенка к природе, культуре, творчеству в системе дополнительного образования – один из самых простых, доступных и увлекательных способов гармоничного развития личности. Мы постараемся дать каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможность реально открыть для себя волшебный мир природы,  творчества, важных открытий, поиска своего места и роли в этой жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «ЭКОЛИДЕР» социально – педагогической направленности»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»





Рассмотрено на педагогическом совете протокол № 1 от 30.08.2019г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат №1»

__________Зенич А.И.

_______________ 2019г.

Приказ от 30.08.2019г. № ______





АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования

«ЭКОЛИДЕР»

социально – педагогической направленности

для детей 9-13 лет

на 2019 – 2020 учебный год







Педагог, реализующий программу:

Краснолуцкая Н.А.,

педагог дополнительного образования









г. Барнаул, 2019г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) или, имеющими отклонения в поведении. Нацелены на разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы детей. Одна из главных задач деятельности КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» – социализация детей в условиях современности. Социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную.

Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.

Приобщение «особого» ребенка к природе, культуре, творчеству в системе дополнительного образования – один из самых простых, доступных и увлекательных способов гармоничного развития личности. Мы постараемся дать каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможность реально открыть для себя волшебный мир природы, творчества, важных открытий, поиска своего места и роли в этой жизни.

Постепенно к каждому ребенку придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большую, сложную работу самостоятельно, без помощи педагога, но всегда будет помнить, и ценить те первые шаги, которые взрослый и ребенок сделали вместе.

Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность общеобразовательного учреждения нового направления - разработку адаптированной образовательной программы.

Данная программа имеет туристко-краеведческое направление.

Под адаптированной образовательной программой  понимается образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). 

Адаптированная дополнительная образовательная программа (АДОП) показывает, как реализуется в конкретных условиях учреждения дополнительного образования, как изучаются и учитываются в работе с обучающимися их индивидуальные особенности, интересы, возможности, способности, как повышается мотивация их учебной деятельности.

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее  недостатки  в физическом и  (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Данное физическое лицо не в состоянии, по состоянию здоровья, получить  образование  без  создания  для него специальных условий.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.

Специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

Адаптация дополнительной образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие направления деятельности:

- анализ и подбор содержания программы;

- изменение структуры и временных рамок;

- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Миссия школы-интерната заключается в создании наиболее благоприятных условий (в соответствии с имеющимися у учреждения возможностями) для выявления, поддержки и развития целостно личностного творческого потенциала обучающихся. Наше учреждение стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся, с другой стороны гибко реагировать на социокультурные изменения среды.



Источники для разработки данной программы

Программа дополнительного образования «Эколидер» является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях.

При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2.Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 

3.Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря  2015 г. № 4/15;

4.Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утвержденииСанПиН2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5.Постановлением №40154 от 24.11.2015. о внесение изменений № 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10

5.Письмо МО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.1999 г. № 220/11-12.

6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

7.Локальные акты КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1».

Программа «Эколидер» имеет ярко выраженный интегративный характер и является составленной на основе программ:

  1. Т. В. Шпотовой, «Игровая экология», приведённой в соответствие с требованиями программы начального общего образования Издательство: ЦЭО г. Обнинск 2000 г.

  2. «Наш дом – природа» - Н. Рыжова (М, ЛИНКА - ПРЕСС, 1997).

  3. «Цветная экология» - Т.В. Шпотовой (М, ИСАР , 1998).

  4. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». С.Н. Николаева - М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

  5. Программы внеурочной деятельности. Художественное

творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М.: Просвещение, 2011. — 80 с. — (Работаем по новым стандартам).

  1. «Моя первая экология», автор Н.Ф. Виноградова.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, определяет содержание и организацию образовательного процесса и рассчитана на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Она, в равной мере, даёт материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Она является частью системы непрерывного экологического образования и является следующей ступенью экологического образования после дошкольного учреждения.

Образовательная программа предусматривает:

  1. выявление и развитие способностей обучающихся через систему

проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики; участие обучающихся и их родителей, педагогов и общественности в развитии социальной среды;

  1. проектирование образовательного процесса на принципах личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода;

  2. создание условий для самореализации обучающихся в разных видах

деятельности.

Содержание программы позволит изучить основные компоненты природной среды и взаимосвязи между ними, условия жизни живых существ в различных средах обитания. Раскрытие этих связей будет способствовать формированию представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам.

Погружение в мир природы будет способствовать также формированию грамотного поведения в природе, бережного отношения к природным объектам, к своему здоровью.

Программа «Эколидер» включает в себя следующие блоки:

Понятие «экология», «Общий дом — общие проблемы», Осень. «Природа в наших ощущениях». «Путешествуй и играй, познавай родимый край», «Мир растений», «Среда обитания», «Экологическая тропинка», «Лесные загадалки», Зима: «Природа и животные нашего края», «Весна пришла» и рассматривается как завершающий элемент системы непрерывного экологического образования детей и будет являться следующей ступенью в образовательной деятельности обучающихся после старшего дошкольного возраста.

Актуальность программы.

Программа позволяет получить современное образование, удовлетворить и активировать познавательную потребность, реализовать свой талант, и утвердить доминирующую позицию.

Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.

Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

Программа не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Раннее выявление, обучение и воспитание детей, имеющих отклонения в развитии и поведении составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Работа начинается с наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Данная программа является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей системы работы с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) и посвящена комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников. Механизм реализации программы позволит систематизировать работу с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) и поднять её на более качественный уровень.

Новизна программы.

Для  младших школьников особенно для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость), актуальны  следующие способы передачи своего отношения к полученной информации:

- движение (игра, как закрепление, полученных знаний, активное практическое действие, как реализация полученных знаний);

- слово (беседа, рассказ, сказка, спектакль).

Эту возможность и представляет программа «Эколидер».

Программа ориентирована не на вооружение детей готовыми знаниями, рецептами поведения  на все случаи жизни, а на их умение решать, анализировать экологические ситуации, стремление к ответственному отношению к природе, готовность к практической природоохранной деятельности. В соответствии, с вышеуказанными методами работы, новизна данного опыта заключается в создании системных занятий, которые могут быть, как  познавательными, практическими, так  и развлекательными и декоративно – прикладными.  

Вся работа по программе строится в тесном взаимодействии с семьей (участие в акциях, праздниках, выставках-конкурсах, проектной деятельности).

Педагогическая целесообразность:

Программа «Эколидер» позволит сформировать экологическую культуру, экологические убеждения у дезадаптированных детей в условиях окружающей среды, расширить общую эрудицию на основе изучения компонентов среды жизни.

Педагогический аспект программы подразумевает формирование нового отношения человека к природе, в основе которого лежит осознание взаимосвязей человека и окружающей среды, диалектического единства природы и человеческой культуры, осознания жизни как величайшей ценности.

Человек ищет пути воспитания личности, ответственной за поступки, за результаты своих решений, личности, обладающей всем возможным богатством внутреннего мира.

Свобода в рамках экологической необходимости – таковой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества общество задаёт через образовательные системы.



Цель программы:  Создать психолого-педагогические, социально-личностные благоприятные условия, для повышения уровня экологической грамотности и экологического сознания, позволяющие обучающимся экологических объединений овладеть навыками адаптации и социализации в социально новых условиях.

Основными задачами реализации содержания программы явля­ются:

Предметные:

1. Формирование представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

2. Развитие потребности в познании естественнонаучного, гуманитарного, культурного материала, путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

3. Овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного Алтайского края;

4. Становление у младших школьников экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей социального направления (планирования деятельности коллектива, её организации, выполнения и анализа);

5. Формирование познавательного интереса и бережное отношение к природе;

6. Формирование учебной культуры: умений организовывать успешную научно-исследовательскую, природоохранную, социально-экологическую деятельность, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость);

7. Формирование умений оценивать свою деятельность с учётом безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Личностные:

1.Выявление и совершенствование навыков межличностного взаимодействия и развитие лидерских качеств личности.

2. Развитие индивидуальных особенностей детей в процессе выполнения ими различных видов деятельности.

3. Формирование и становление у детей достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения в творческой и социально-экологической деятельности;

4. Воспитание стремления к положительным взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками;

5. Развитие умений самооценки, самоконтроля и контроля за деятельностью других.

6. Развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении различных социальных ролей.

Предметные:

1. Формирование осознанного, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру;

2. Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, развитие мотивации, желания и умения сохранять окружающий мир природы;

3. Обучение азам экологической безопасности;

4. Пробудить у детей чувство любви к природе родного края, умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

5. Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению групповых и массовых мероприятий на свежем воздухе.

6. Образование системы взаимодействия педагогического, детского и родительского коллективов.

7. Содействие социальной адаптации детей посредством их участия в работе органа детского соуправления.

Отличительная особенность программы состоит в расширении практической составляющей части программы, что позволит повысить интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла. Исследовательская, экспериментальная, опытническая и творческая деятельность предоставляет детям, на основе собственной деятельности, делать самостоятельные выводы по тому или иному положению экологии.

От других подобных программ её отличает также адаптация к Алтайскому краю, п. Южный

Адресат программы. Программа составлена на возрастную категорию детей от 9 до 13 лет.

Срок реализации программы 1 год обучения, (4 часа в неделю).

Набор в кружок свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки. Количество обучающихся по годам обучения  остается неизменным, за исключением случаев, когда дети прерывают работу в кружке. Планирование содержания учебного занятия учитывает индивидуальные, возрастно-половые психофизические особенности обучающихся, их личные предпочтения. Содержание программы ориентировано на добровольные группы детей и рассчитано на предоставление воспитанникам свободы выбора ряда элементов учебного процесса.

Формы организации образовательного процесса.

Формы работы и режим занятий:

Основные формы работы кружка – индивидуальные, микро групповые, групповые (коллективные) и массовые  занятия.

Основными формами проведения занятий кружка являются: комбинированные занятия, практические занятия, деловая игра, самостоятельная и практическая работа, конкурсы, викторины, занятия – презентации, экскурсии, деловые и ролевые игры, викторины и творческие выставки. Широко применяются игровые формы занятий: занятие–фантазия, занятие-спектакль, занятие – путешествие, брейн – ринг, устный журнал. Проводится работа с научной литературой, справочниками и определителями.

Занятия предусматривают развитие личности ребенка: формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить логически, рассуждать, эмоционально сопереживать.

В теоретической части занятий объяснение проводится в виде беседы, обмена мнениями, опирающейся на жизненный опыт ребенка. На занятиях используется художественное слово, физкультминутки. Практическая часть занятий предусматривает выполнение аппликаций, рисунков, творческих заданий, дидактические игры, постановка опытов, организация наблюдений, экскурсий. Основные формы работы кружка – индивидуальные, микро групповые, групповые (коллективные) и массовые  занятия.

Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Преобладающие виды учебной деятельности.

При проведении занятий широко используются познавательные и интеллектуальные игры, рассказ, беседа, конкурсы плакатов, листовок, рисунков, а также экологические акции и экологические сочинения рассказов и сказок, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении способствуют формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Теоретические вопросы рассматриваются в игровой форме. Практическая часть подразумевает коллективную и индивидуальную и исследовательскую деятельность детей совместную с педагогом, а также коллективно-творческих работ.


Ожидаемые результаты и способы проверки.


Результаты изучения курса «Эколидер» полностью соответствуют новым требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ». Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Выпускник получит возможность научиться:



Предметные результаты.

- усвоение элементарных представлений об эко культурных ценностях;  

- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;

- получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности.

- осознавать значение живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Предметные результаты.

-овладения умениями анализировать причинно-следственные связи в окружающем мире;

- приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации о ближайшем окружении с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- формирование умений взаимодействовать с окружающим, выполнять различные социальные роли в обществе;

- проявить чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях.

Личностные результаты.

-развитие личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов воспитанников в различных ситуациях;

- формирование потребности соблюдать и осознано выполнять правила поведения в природе и в быту;

- воспитание ответственного отношения к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности, осознание ответственности за общее благополучие;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Мы – друзья природы»;

- воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Коммуникативные результаты.

Формирование умений:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

-формировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- знать особенности соуправления в детском коллективе;

- способов установления деловых и творческих взаимоотношений в коллективе.


Перспективы использования программы:

Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


Диагностика результатов усвоения текущего материала, умений и навыков обучающихся осуществляется через методы наблюдения, через срезовые работы, тестовые задания, учёт активности участия детей в различных мероприятиях (праздниках, конкурсах).

Педагоги­ческий анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) прово­дится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае).

Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх и т.д. Педагог ведет учёт всех достижений обучающихся и фиксирует их в своем журнале. В качестве поощрения воспитанники получают свидетельство участника кружка, благодарность.

В программе разработана система стимулирующего поощрения достижений для повышения мотивации обучающихся, в которой ребёнок осваивающий программу будет получать отличительные знаки за освоение каждой ступени программы: призы, дипломы, грамоты, медали.

Диагностика результатов усвоения текущего материала, умений и навыков обучающихся осуществляется через методы наблюдения, через срезовые работы, тестовые задания, учёт активности участия детей в различных мероприятиях ( праздниках, конкурсах).

Методы контроля: устный, письменный и практический контроль, дидактические тесты, наблюдение, методы практического и программированного контроля, пользование книгой, успехов при решении проблемных ситуаций.

Предварительный контроль проводится с целью изучения уровня готовности учащихся к восприятию нового материала и выявлению проблемных тем 2 раза в год (в сентябре и январе) в виде викторин и обобщающих клубных часов.

Текущий контроль проводится для непрерывного отслеживания качества полученных знаний на отдельных этапах учебного процесса. Преобладающей формой - выступает устный контроль (игровые викторины, клубные часы, собеседование, сообщение ученика) и письменный опрос (практические, самостоятельные и творческие задания).

Тематический контроль проводится по завершению изучения раздела для систематизации и обобщения изученного материала в виде зачета. Преобладающей формой - выступает устный опрос в виде собеседования, игровых ситуаций, дидактических игр, развлечений во время проведения экскурсии, игр, викторин.

Контроль за практическими умениями проводится во время изготовления творческих работ, через участие детей в конкурсах и выставках.

Итоговый контроль приурочен к концу учебного курса, осуществляется во время проведения в конце учебного года итогового занятия, итоговой выставки и праздника и с применением различных диагностических методик.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.



Каждая содержательная область программы дополнительного образования детей организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности:

Общий подход к оценке знаний и умений детей по уровням сложности предлагается в его традиционном виде. Дети с различными отклонениями в развитии и поведении овладевают обобщёнными понятиями, полезными для них знаниями, умениями и навыками, достигают максимально доступного им уровня жизненной компетенции, осваивают необходимые формы социального поведения, оказываются способными реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Исходя из данных содержательно-тематической специфики программы, разработана собственная матрица, описывающая систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.













Уровни экологической грамотности.

Таблица № 2.

Наименование уровня знаний

Параметры уровней

Низкий

Усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях. Общие представления об экологических проблемах, неустойчивый интерес, несформированные потребности в общении с природой, немотивированные взаимоотношения с природой. Слабо сформированное мировоззрение, которое насыщено чувственным отношением к природе и человеку, обществу и науке. Неустойчивая потребность в экологической деятельности.

Средний

Усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок. Вхождение личности в мир отношений с природой, человеком и обществом, ее включение в процесс освоения экологической культуры и практической деятельности.

Высокий

Программный материал усвоен обучающимися полностью, воспитанник имеет высокие достижения. Имеет целостное мировоззрение в отношении природы и её сохранение находит свое выражение в системе ценностей и идеалов личности. Сформированная потребность в общественно-полезной деятельности и особом отношении к ней, определяющим поведение и активность личности. Овладение творческим отношением к основам экологической культуры мира.












УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программы «Эколидер».

1 год обучения

(1 час в неделю)


П/П

Название темы

Общее количество часов

1.

Блок 1. Введение. Понятие «экология».

2

2.

Блок 2. «Общий дом — общие проблемы».


4

3.

Блок 3: Осень. «Природа в наших ощущениях»

3

4.

Блок 4. «Путешествуй и играй, познавай родимый край»

4

5.

Блок 5. Мир растений.

2

6.

Блок 6. Среда обитания.

6

7.

Блок 7. Зима: «Природа и животные нашего края».

3

8.

Блок 8. «Экологическая тропа».

3

9.

Блок 9. «Лесные загадалки».

4

10.

Блок 10. «Природа – наш общий дом».

2

11.

Блок 11. «Весна пришла».

1

12.

Итоговые занятия

1


Итого:

35













































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение.

(6 часов)

Тематическое знакомство с предметом экологии. Знакомство с планом работы на год. Понятие «экология».

Дискуссия на тему: Понятие «экология».

Беседа

«Человек - друг природы».

Игра

Игра «Береги свою планету».

Игры на знакомство.

Чаепитие.

Диагностика.

Блок: 2. «Планета Земля».

(16 часов)

Планета Земля - мой дом. Сохранность нашего дома Земли, как места, где живёт человек. Путешествие по планете Земля. Знакомство с глобусом. Рассматривание деревьев, кустарников, цветов, дачных растений. Проблемы экосистем природы родного посёлка.

Беседа, рассказ с элементами беседы.

Сохранность нашего дома Земли, как места, где живёт человек.

Рассказ с элементами беседы: «Знай, люби и охраняй природу».

Устное сочинение «На всей Земле нет краше уголка, где я родился».

Сказка о цветке.

Рассказ с элементами беседы: «Правила поведения в природе».

Беседа. Дом, где я живу!

Этические беседы: «Поведение человека в лесу и у водоёма», «Что нам делать, как нам быть»

Игра

Игра «Найди отгадку».

Игра: «Моя планета – мой Солнечный».

Воображаемое путешествие по континентам.

Игра-путешествие «Прогулка в лес»

Игры «Назови цветок по своему имени», «Путешествие по чудесной стране».

Игра-конкурс «Природа и мы».

Игра «Что будет если…» Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Игра-путешествие «Щука, карп, карась и сом нас зовут в свой водоём».

Чтение

Чтение стихотворения М. Пляцковского «В родных местах ромашкой пахнет ветер».

Чтение авторской сказки.

Творческая работа

Рисование «Мой дом природа»

Творческая работа: пластилинография «Речные жители».

Демонстрация

Рассматривание иллюстраций.

Знакомство с глобусом.

Рассматривание деревьев, кустарников, цветов, дачных растений.

Демонстрация слайд шоу: «Путешествие по Солнечному».

Работа с карточками.

Практическая работа

Создание карты проблем экосистем природы родного посёлка: «Путешествуй и играй, познавай родимый край».

Из слова «Природоведение» составить за 1 минуту как можно больше слов.

Мини-исследование «Проблемы экосистем природы п. Солнечный». Фотографирование загрязнённых участков.

Решение проблемных ситуаций.

Кроссворд.

Конкурсы

Конкурс стихов «Родная земля».

Конкурс рисунков: «Люби и защищай свой Солнечный край»».

Экскурсия

Экскурсия в музей «Моя малая Родина» - история моего посёлка

Экскурсия в музей Мой адрес Хабаровский край

Экскурсия в библиотеку Родной край в стихах и прозе

Пантомима.

Дискуссия

Дискуссия: «Как помочь реке».

Блок: 3. Осень. «Природа в наших ощущениях».

(14 часов)

Состояние растений осенью. Характерные причины происходящих изменений в природе. Признаки осени в живой и неживой природе Правила поведения в природе. Как живут растения и готовятся к зиме. Разноцветные семена.

Беседа, рассказ с элементами беседы.

Беседа. Состояние растений осенью. Причины происходящих изменений. Как живут растения и готовятся к зиме.

Рассказ с элементами беседы «Характерные признаки осени в живой и неживой природе».

Составление рассказов об осени.

Рассказ выдуманной истории из жизни листьев.

Игра

Игра путешествие: «Осенние изменения в природе».

Игра «Вершки – корешки».

Игра «Живая и неживая природа».

Игровой приём с зайцем.

Игра «Когда это бывает?»

«Поле чудес» Родная природа.

Мини викторина.

Экскурсия

Экскурсия. «Осенние зарисовки»

Экскурсия «Осенний лес»

Экскурсия «Разноцветные семена»

Пантомима.

Дискуссия

Дискуссия про осень.

Чтение

Чтение сказки «Удивительное путешествие».

Творческая работа

Творческая работа: «Осенние мотивы».

Пластилинография «Панно из осенних листьев»

Создание творческой композиции из засушенных растений.

Практическая работа

Размещение на карте растений по средам их обитания.

Рисование осеннего дерева. «Берёза»

Рисование «Осень».

Лабораторная работа. Передвижение воды и питательных веществ по древесине.

Лабораторная работа. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Практическая работа Осенние мотивы

Демонстрация

Демонстрация засушенных растений, семян.

Решение проблемной ситуации.

Блок: 4. «Путешествуй и игра, познавай родимый край»

(20 часов)

Заповедные места Хабаровского края. Для чего создаются заповедники. Среда обитания диких животных. Экологическая пища животных. Животные Хабаровского края. Красная книга Хабаровского края. Растительный мир Дальнего Востока. Потребность растений в свете, воде, тепле. Комнатные растения. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Способы размножения растений.

Беседа, рассказ с элементами беседы

Беседа на темы: «Для чего создаются заповедники». «Кто где живёт и почему». «Экологическая пища животных».

Обобщающая беседа о растениях «Как не навредить».

Беседа с элементами рассказа и показа. Родина комнатных растений.

Многообразие цветковых растений.

Игра

Игровая ситуация. Воображаемая экскурсия по заповедным местам Хабаровского края.

Игра по станциям «Любимые животные».

Игра «Растения луга».

Игры «Найди нужный цветок» и «Кому что нужно?»

Игра с элементами труда: «Как узнать растения»

Методика диагностики «Письмо зелёному другу».

Конкурсы

Конкурс рисунков «Растения просят помощи».

Экскурсия

Экскурсия в музей Красная книга Солнечного района

Экскурсия в музей Человек зависит от природы

Экскурсия в музей Растительный мир Дальнего Востока

Экскурсия в музей. Растения Хабаровского края.

Экскурсия в библиотеку Сказки В. Бианки.

Творческая работа

Творческая работа: выпуск листовок-воззваний и распространение их по проблемным местам.

Аппликация по замыслу «Волшебные цветы»

Демонстрация

Слайд шоу «Животные Хабаровского края».

Красная книга «Животные защищаются».

Практическая работа

Работа с картой. Размещение по карте растений и животных по средам их обитания.

Решение проблемных ситуаций.

Размещение по карте растений и животных по средам их обитания. Ознакомление «Красной книгой Хабаровского края».

Опытно-исследовательская работа: а). потребность растений в свете, воде, тепле; б). ОЭД Могут ли растения жить без корней? Какие корни у растений.

Фотосъёмка.

Ведение дневника наблюдений.

Лабораторная работа. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Практическая работа. «Вегетативное размножение комнатных растений».

Исследовательская работа:

«Потребность комнатных растений в свете, воде, тепле.

Блок: 5. «Мир растений»

(8 часов)

Рост и развитие дикорастущих растений. Закономерные направленности. Как растёт растение. Польза растений. Красная книга Хабаровского края. Взаимосвязи растений и животных. Среда обитания растений и животных на территории Хабаровского края.

Беседа, рассказ с элементами беседы.

Обобщающая беседа о росте и развитии дикорастущих растений и закономерной направленности.

Мир растений

Рассказ «В лесу» по И. «Соколову-Микитову».

Беседа с элементами рассказа и показа. Лекарственные растения

Игра

Игра «Поговорим о цветах».

Игры «Не топчи травку» и «Угадай цветок».

Игра «Родственники».

Игра викторина: «Поговорим о цветах».

Игра: «Полевые, луговые, садовые».

И/У «Угадай и назови»

И.У. «Угадай цветок по цвету».

Игра «Три кузовка».

Игра «Быстро вспоминай».

Пантомима.

Пантомима по заданному выражению:

«Поза дерева», «Поза куста», «Поза цветка».

Дискуссия

Чтение

Чтение рассказа о пользе растений.

Чтение «Иван Иванович Самовар.

Творческая работа

Лепка барельефа из солёного теста или гипса. «Кисть рябины»

Демонстрация

Практическая работа

Занятие-практикум.

Работа с карточками.

Ознакомление с «Красной книгой Хабаровского края».

Работа с картой.

Размещение растений и животных на карте по средам их обитания.

Лабораторная работа. «Изучение строения цветка. Виды соцветий».

Дискуссия.

«Как растёт растение?»

Кроссворд. Растения Хабаровского края.

Чаепитие

Блок: 6. «Среда обитания».

(18 часов)

Среда обитания птиц. Птицы Хабаровского края. Перелётные и зимующие птицы Хабаровского края. Помощь птицам. Птицы и человек – взаимосвязи и взаимовлияние на жизнь друг друга. Среда обитания животных. Животные Хабаровского края. Как животные готовятся к зиме. Условия зимовки, корма и подкормка. Помощь животным. Заповедники Хабаровского края.

Беседа, рассказ с элементами беседы

Обобщающая беседа Птицы и человек – взаимосвязи и взаимовлияние на жизнь друг друга.

Беседа о птицах.

Составление сказок о птицах.

Рассказ с элементами беседы «Подготовка животных к зиме».

Беседа об условиях зимовки, кормах и подкормке.

Чтение

Чтение рассказа Н. Сладкова. «Жалейкин и птенчик».

Чтение стих-я «Зяблик» или «Беглец» С. Михалкова

Чтение стихотворения «Как готовятся к зиме животные?»

Чтение стихов о животных.

Игра

Интеллектуальная игра «Птицы нашего края».

«Зимующие птицы».

Игра «Разберите картинки». «Кто больше знает о птицах»?

Мини викторина о птицах.

Игровой приём с Незнайкой.

Игра «Собери птичку и назови её».

Игры «По кругу». «Перемешай и соотнеси».

Пантомима «Изобрази птичку».

Игра «Следопыт».

Игра-путешествие: «Среда обитания».

Конкурсы

Конкурс рисунков «Птицы-защитники природы»

Экскурсия

Экскурсия в сквер. «Птицы нашей местности».

Экскурсия в Краеведческий музей «Птицы Алтайского края».

Экскурсия в Краеведческий музей «Животные Алтайского края».

Творческая работа

Творческая работа: рисование птиц по шаблонам под фонограмму.

Зимние напевы. «Зарисовка птиц».

Творческая работа рисование поролоном «Медвежонок, белка, заяц»

Создание сюжетной композиции по замыслу. «Зайка беленький».

Композиция из пластилина « На лесной полянке».

Демонстрация

Выпуск плакатов «Внимание птицы!», «Подкормка птиц – обязанность каждого школьника» и расклеивание их по посёлку.

Демонстрация презентации «Подготовка животных к зиме».

Практическая работа

Составление сравнительных рассказов о птицах.

Реферативные выступления: «Зимующие и водоплавающие птицы нашего края». «Перелётные и зимующие птицы Алтайского края»

Размещение птиц на карте по средам их обитания.

Размещение на карте растений и животных по средам их обитания.

Мини-исследование.

Создание альбома учащимися о животных.

Размещение на карте диких животных по средам их обитания. Творческая работа.

Решение проблемных ситуаций.

Как накормить птиц?

Какая помощь нужна животным?

Нужны ли нам заповедники?

Природоохранная акция

«Помоги зимующим птицам».

Загадки о птицах и животных.

Диагностика

Блок: 7. Зима: «Животные в природе нашего края».

(16 часов).

Смена времени года. Периоды зимы. Признаки наступления зимы. Природные явления. Погода зимой. Представления об изменениях в природе зимой. Происхождения снега, роль снега в жизни растений. Природа снежного облака. Для чего нужен снег. Знакомство со свойствами льда и снега. Свойства льда и воды в разную погоду. Среда обитания – посёлок. Среда обитания людей. Отличие среды обитания людей от природной среды обитания. Среда обитания животных и растений. Сезонные изменения. Обитатели зимнего леса - птицы. Охраняемые животные и растения Алтайского. Деревья зимой. Обитатели зимнего леса - насекомые.

Беседа, рассказ с элементами беседы

Природа снежного облака.

Беседа с элементами рассказа: происхождения снега, роль снега в жизни растений.

Рассказ «Снежная фантазия».

Беседа с элементами рассказа: почему надо наблюдать за состоянием погоды, зачем нужны знания о погоде.

Беседа с элементами рассказа: представления об изменениях в природе зимой.

Беседа с элементами рассказа и показа: среда обитания людей; отличие их среды от других: леса, луга.

Беседа с элементами рассказа: лекарственные растения Красной книги.

Беседа: Какими красками пользуется «Зима».

Игра

Игра «Какая картина пропала».

Игра «Путаница».

Игра «Путешествие в волшебный лес».

Игра «Соседи на планете».

Игра-лото «Среда обитания».

Игра «Птицы, звери».

Игры «Обери животное», «Собери птицу».

Игра «Угадай правило».

Игра «Угадай действие»

Игра «По кругу». Игра «Когда это бывает?»

Викторина

«В гостях у снежной Королевы».

Экскурсия

Экскурсия в природу. Рассматривание снега и льда.

Экскурсия. Рассматривание снежинок, сугробов на улице.

Экскурсия. Среда обитания – посёлок.

Чтение

Чтение рассказа «Сказка о каплях».

Чтение стих-я Глушкова «Почему».

Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Под голубыми небесами».

Чтение стихотворений и загадывание загадок о животных.

Чтение стихотворения «Теремок». Игра «Так бывает или нет».

Стихи и песни. Загадывание загадок.

Дискуссия

«Выясним условия проживания животных и птиц».

Творческая работа

Витражи для окошек Снежной Королевы.

Фотокопия – рисование свечой. «Морозные узоры»

Творческая работа: рисование «Снегирь на ветке рябины».

Рисование зимнего пейзажа.

Коллективная поделка из природного материала «Лесная поляна».

Лепка животных среднего размера.

Творческая работа «Белая берёза под моим окном».

Рисование зимнего дерева.

Творческая работа: «Рисование зимнего дерева» - по выбору

Демонстрация

Демонстрация иллюстраций картин природы.

Демонстрация иллюстраций. « В царстве Снежной Королевы»

Практическая работа

Знакомство со свойствами льда и снега.

Опыты: «Как можно получить лёд».

Практическая работа: «Почему на улице вода превращается в лёд».

Практическая работа: «Свойства льда и воды в разную погоду».

Практическая работа: Приготовление цветных льдинок.

Реферативные выступления детей.

Экологическая тропинка: следы птиц и животных.

Решение проблемных ситуаций.

Исследовательская деятельность

Исследовательская работа: «Для чего нужен снег»

Исследование «Зачем дятел зимой долбит кору дерева»?

Исследование: что будет, если ветку принести в тёплое помещение.

Загадывание загадок о снеге, воде льде.

Загадки о природных явлениях.

Психологический тест «Снежная фантазия».


Блок: 8. Блок: «Экологическая тропинка»

(6 часов)

Природоохранные мероприятия. Составление и зарисовка природоохранных разрешающих и запрещающих знаков. Расклеивание их в посёлке.

Конкурс: «Помогите жителям леса».

Беседа, рассказ с элементами беседы.

Беседа «Кто в лесу живёт?»

Игра

«Игра-путешествие по лесным тропинкам».

Игра-путешествие в лес на машине времени.

Игра: «Телеграмма от лесных жителей».

Викторина для всезнаек.

Экскурсия

Экскурсия в краеведческий музей. Животные Алтайского края

Творческая работа

Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных разрешающих и запрещающих знаков.

Творческая работа: рисование природоохранных плакатов.

Творческая работа «Путешествие по лесным тропинкам».

Демонстрация

Практическая работа

Расклеивание листовок в посёлке .

Решение проблемных ситуаций.

Природоохранные акции.

Природоохранная акция. «Экологическая тропинка»

Природоохранная акция. «Охрана природы»

Природоохранная акция. «Помоги попавшему в беду»

Решение проблемных ситуаций.


Блок: 9. «Лесные загадалки»

(10 часов)

Лес наше богатство. Этажи леса или ярусы леса. Бережное отношение к бумаге и деревьям. Меры по восстановлению леса. Кора деревьев.

Роль коры в жизни дерева. Растительное и животное сообщество леса. Польза муравьёв.

Беседа, рассказ с элементами беседы.

Беседа о лесе.

Беседа «Польза муравьёв».

Беседа. «Бережное отношение к бумаге и деревьям».

Беседа. «Меры по восстановлению леса».

Беседа о ярусах.

Беседа с элементами рассказа: Роль лекарственных растений в жизни человека.

Кора деревьев.

Рассказ сказки «Кто на дереве живёт, кто под деревом живёт».

Рассказать о роли коры в жизни дерева

Беседа с элементами показа «Растительное и животное сообщество леса.

Игра

Игра «Форма деревьев».

Игра «Хвойные и лиственные деревья».

Игра «Свой дом».

Игра «Соседи и соперники».

Игра по методике «Дерево распознания»

И/У «Строение дерева».

Игра «Построим дерево».

Игра «Таинственный мешок».

Игра «Защити дерево».

Игра: «Таинственный мешок».

Игра «Кто быстрее сядет на пенёк».

Игра «Биоценозы леса».

Игра – разминка «Слон и пальма».

Викторина «Деревья зимой».

Мини викторина «Походная аптечка».

Инсценировка экологической сказки.

Игра-викторина «Экологическое ассорти»

Спектакль на фланелеграфе «Своя квартира».

Конкурсы

Конкурс «Жалобная книга».

Конкурс «Кроссворд».

Конкурсное задание: «Экспресс – вопрос».

Конкурс «Бюро погоды» и «Экспресс задание» - экологическая сказка.

Экскурсия

Экскурсия. «В гости к лесовичку».

Творческая работа.

Творческая работа (техника мятой бумаги). «Рисуем кору деревьев» Коллективная работа: «Лесная аптека».

Панно «Нарисуем зимний лес»

Демонстрация

Показ картин известных художников.

Показ картин известных художников.

Демонстрация таблицы «Хвойные и лиственные деревья».

Чтение

Чтение стихов о лесе.

Чтение стихотворения Э. Мошковской «У дедушки дерева…»

Загадки и стихи о лесе.

Практическая работа

Размещение деревьев на карте по средам их обитания.

Решение проблемных ситуаций.

Практическая работа. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны».

Исследовательская деятельность

Дискуссия.

Рациональное использование и охрана леса и его обитателей.






Блок: 10. Блок: «Природа – наш общий дом».

(12 часов)



Природа – наш общий дом. Компоненты природы (вода, воздух, почва), и их состояние. Понятие «вода». Путешествие за капелькой воды или круговорот воды в природе. Зависимость состояния воды от температуры воздуха. Как делается погода. Природа дождевого облака, виды осадков. Для чего нужна вода. Проблема чистой воды в жизни человека. Необходимость бережного отношения к воде. Почему идёт дождь? Берегите воду.

Почва – живая земля.

Беседа, рассказ с элементами беседы

Беседа о компонентах природы (воды, воздуха, почвы), и их состоянии. Беседа «Наш дом – природа».

Беседа: «Природа наш лучший друг».

Беседа с элементами рассказа и показа. Для чего нужна вода?

Беседа с элементами рассказа: Проблема чистой воды в жизни человека. Зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Беседа с элементами рассказа: Понятие «вода».

История «Капельки». О чём рассказала капелька?

Рассказ. Путешествие за капелькой воды. Сказка о каплях.

Беседа с элементами рассказа: Проблема чистой воды в жизни человека. Зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Беседа необходимость бережного отношения к воде. Рассказ сказки «О нефтяной рыбке».

Беседа с элементами показа «Почему идёт дождь» Берегите воду.

Путешествие за капелькой воды. Беседа с элементами показа «Виды осадков» Беседа. Почва – живая земля.

Сказка «Как делается погода».

Природа дождевого облака, виды осадков.

Рассказ. Придумывание рассказа «Фантастическая страна».

Игра

Игра на внимание.

Игровые упражнения «Учебная лаборатория», «Изучаем почву и корни». Игра «Правила экодвижения».

Игра «Тайны лесной тропинки».

Игра «Обитатели почвы».

Игра: «Кому нужна вода».

Игровое задание: «Какую воду можно пить».

Игры «Подбери и назови», «Тонет не тонет», «Работа электростанции».

Игра «Корабли».

Игра «Воздух, вода, земля, ветер».

Чтение

Чтение стихотворения Э. Мошковской «Жил на свете человек».

Чтение В. Орлова «Дом под крышей голубой».

Чтение текста Н. А. Рыжовой «Наука о доме»

Чтение стихотворения М. Ильина «Чудесная кладовая».

Чтение стих-я «Ожившая сказка».

Сказка о каплях.

Чтение Б. Заходера «Кит и кот».

Сказка о каплях.

Чтение стих-я «Ожившая сказка».

Чтение А. Дитрих «Почемучка».

Чтение Дж. Родари «Почему? Отчего? Зачем?»

Стихотворение «Облака»

Загадки о земле, воде. Загадки о явлениях природы.

Кроссворд.

Кроссворд «Назови реки».

Кроссворды: «Реки», «Моря и океаны».

Кроссворд «Природные явления» и «Вода в природе».

Кроссворд: «Какие вещи используются с применением воды и откуда люди берут воду».

Экскурсия.

Экскурсия по лесной тропинке.

Экскурсия в сквер.

Творческая работа

Творческая работа рисование восковыми мелками: «Защитим золотую рыбку».

Творческое задание: «Выпуск листовок-воззваний».

Демонстрация

Демонстрация рисунка с изображением «дома-природы».

Таблица-схема «Круговорот веществ в природе».

Рассматривание картинок.

Рассматривание картинок.

Слайд-шоу. Рассматривание формы облаков.

Просмотр мультфильма «Сказка о медвежонке».

Рассматривание иллюстраций «Половодье, шторм, цунами, бассейн, мельница, электростанция».

Практическая работа

Изображение компонентов природы под музыку.

Операция «Малые реки».

Опыт «Волшебница вода и её превращение в пар».

Эксперименты с водой.

Рисование дождя, ветра, снега - под быструю мелодию.

Изображение облаков, неба – под медленную музыку.

Выпуск листовок-воззваний с компонентами природы.

Оформление альбома «Мое дерево». Кора, ствол, запах. Есть ли дупла, мох, лишайники, следы человека. Его обитатели. Сделать зарисовки, заняться сбором информации.

Операция «Малые реки».

Опыт «Волшебница вода и её превращение в пар».

Рассматривание глобуса.

Постановка опытов с водой. «Что мы знаем о воде?»

Инсценировка сказки «Сказочный великан».

Инсценировка сказки «Круговорот».

Экспериментальная деятельность.

Решение проблемных ситуаций.

Поведение дерева при разных условиях погоды.

Результаты прошлых наблюдений.

Исследовательская деятельность

«Моё дерево».

Конкурс на лучший альбом «Моё дерево»

Блок: 11. «Весна пришла».

(16 часов)

Смена времени года. Сезонные изменения в природе весной. Периоды весны. Признаки наступления весны. Природные явления весной. Погода весной. Изменения в живой и неживой природе. Появление насекомых. Формирование представления о насекомых. Их охрана. Знакомство с отрядом чешуекрылых. Правила поведения в природе. Прилёт птиц. Появление первоцветов. Природоохранные мероприятия.

Беседа, рассказ с элементами беседы

Беседа с элементами рассказа: «Предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними».

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране».

Беседа о насекомых. Планета насекомых.

Рассказы об удивительных жуках. Беседа с элементами рассказа и показа: предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними.

Знакомство с отрядом чешуекрылых – бабочки. Выполнение теста.

Природоохранные мероприятия

Природоохранная акция: «Зелёный патруль»

Природоохранная акция: «Муравейник»

Рейд в природу.

Спасение попавших в беду насекомых, животных и растений.

Борьба с мусором.

Природоохранная акция: «Первоцветы».

Операция «Муравей». Работа в парах: формирование представления о насекомых.

Операция «Первоцвет».

Природоохранная акция

Охота на пластик

Природоохранная акция «Чистый двор – чистая планета».

Игра

Игровые задания.

Игра «Пёстрый мир насекомых».

Игра «Найди лишнее».

Игра «Жуки и бабочки. Приглядись и удивись».

Игра «Узнай животных по описанию».

Д/И «Найди и назови». Игра «Узнай растение по листку».

Конкурсы

Конкурс самых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы.

Экскурсия

Экскурсия. Ознакомление учащихся с правилами поведения в природе. Экскурсия. «В весенний лес».

Экскурсия на лужайку.

Творческая работа

Чтение

Чтение стихотворения Майков. «Полюбуйся, весна наступает»

Чтение стихотворения: А. Фет «Снова птицы летят издалека».

Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и их охране.

Чтение стихотворения с иллюстрацией. «Ну, какое ж детство без жуков»!

Демонстрация

Видео зарисовка «Жуки».

Карточка «Жуки – великаны».

Практическая работа

Групповая работа по заданиям-карточкам:

Карточка 1. Неживая природа.

Карточка 2. Живая природа.

Рейд в природу.

Спасение попавших в беду животных и растений.

Борьба с мусором.

Фенологические наблюдения. ТРИЗ: «Продолжите фразу». Выпуск листовок «Берегите природу» Расклеивание листовок по посёлку.

Работа с текстом.

Выпуск листовок-воззваний к жителям посёлка.

Расклеивание изготовленных предупреждений.

Трудовой десант «Борьба с пластиком».

Лабораторная работа: «Изучение строения цветка. Виды соцветий».

Творческая работа:

Фантастический этюд «Планета насекомых».

Творческая работа «Самый красивый цветок»

Творческая работа «Витражи для терема Весна»

Решение проблемных ситуаций.

Решение проблемной ситуации «Полезный или вредный».

Исследовательская деятельность

Мини исследование «Почему первоцветами надо любоваться?»

Загадки о весенних месяцах.

Викторина

«Цветы»

Итоговое мероприятие

(2 часа).

Проведение диагностики.



План мероприятий по формированию экологической культуры и социального развития детей.

Программа воспитания и развития отражает современные тенденции, требования к воспитательной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) и содержанием основной образовательной программы. В модели программы выделяются отдельные модули, которые расписываются в тематическом и календарно – тематическом планах с указанием количества часов отведённых на подготовку и проведение мероприятий.

Таблица № 4.

Раздел

Блок

Тема занятия

Сроки проведения

Всего

часов

1.1

Акции

Природоохранная акция «Помоги зимующим птицам»

Ноябрь –

март

6

1.2

Природоохранная акция «Елочка»

Декабрь

2

1.3

Муниципальная акция «Безопасная дорога»

Февраль

2

1.4

Краевая акция «Защита от экологической опасности»

Апрель – май

2

1.5.


Наследие предков сохраним и приумножим

Апрель

2

1.6.


Природа и фантазия

Апрель

2

2.

Воспитательные мероприятия

Библиотечный час «Умеем ли мы общаться»

Сентябрь

1

2.1.


«Азбука вежливости, или этикет на каждый день».

Октябрь

1

2.2.


Сказкотерапия:

«Ссора», «Петушок и бобовое зёрнышко». В. Осеева «Хороший поступок «. Дж. Родари «Розовое слово», «Привет». Инсценировка сюжетов «Сова и Орёл», «Цветик-семицветик». «Золушка», «Крошечка-хаврошечка».

Сентябрь - Май

9

2.3.


«Дружба – главное чудо»

Январь

1

2.4.


Новогодняя ёлка в начальных классах «Волшебство новогодних затей»

Декабрь

1

2.5.


«Здоровье – всему голова»

Март

1

2.6.


«Ночевала тучка золотая». Мероприятие, посвящённое 85-летию А.И. Приставкина (библиотека).


Октябрь

1

2.7.


Важные мелочи повседневного этикета

Ноябрь


2.8.





3.

Праздники мира

Праздник «4 ноября - День единства»

Ноябрь

1

3.1.

«Подарок мамочке»

Беседа с элементами показа: Изготовление сувенира ко дню матери. Выпуск электронной открытки

Ноябрь

1

3.2.

Поделка ко дню 8 марта.


Сценарий конкурсной программы для девочек «А ну-ка, девочки»

Март

2

3.3.

День пожилых

людей

По материалам русской народной сказки «Машенька и медведь».

Октябрь

1

3.4.

«А ну-ка, девочки»

Сценарий конкурсной программы для девочек.

Март

1

3.5.

«Один день из жизни солдата»

Сценарий конкурсной программы для мальчиков к 23 февраля.


Февраль

1

3.6.

Заповедный мир природы

Мероприятие, посвящённое дню заповедников и национальных парков

Январь

1

3.7.

День экологических знаний

Конкурсно-игровая программа: Сохрани мир вокруг себя

Апрель

1

3.8.

Международный день заповедников

Зелёный глобус

Май

1

3.8.

Всемирный день домашних животных

Кем работает собака?

Ноябрь

1



Работа с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость).

Получение дополнительного образования детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) – одно из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечении полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности. Право таких детей на образование – одна  из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации.

Дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) больше других детей нуждаются в помощи педагога. Большинство родителей обучающихся весьма низко оценивают их способности и демонстрируют это негативными отзывами. Программа «Эколидер» подразумевает не только получение тех или иных знаний, но и повышение учебной мотивации ребёнка. Вот, почему важно настроить родителей на партнёрские отношения со своим ребёнком.

В семье происходит формирование личностных качеств и темперамента, характера и общего развития ребенка. Поэтому практической задачей становится оказание педагогической поддержки семьям, имеющими детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость).

Работа с родителями ведётся в трёх направлениях:

1. информационная работа с родителями;

2. мероприятия с привлечением родителей;

3. поддержка и поощрение родителей на уровне учреждения.

















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Используемые технологии:

  1. Технологии игрового проектирования.

  2. Проектные технологии (метод проектов).

  3. Технологии развивающего обучения.

  4. Проблемное обучение.

  5. Групповые технологии.

  6. Частично-поисковая деятельность.

  7. Самостоятельная исследовательская деятельность.

  8. Технология концентрированного обучения.

  9. Технология диалогового обучения.

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями п. Южный, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи поселка, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой родного края, творчеством и жизнью поэтов-земляков бытом жителей малой родины. Проделанная работа помогает приобрести коммуникативные умения и навыки, даёт опыт творческой деятельности.

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийная система.

  3. Экран.

  4. Видеомагнитофон или ДВД – плеер.

  5. Канцелярские товары (линейки, карандаши цветные и простые, фломастеры, краски, цветная бумага, восковые мелки, кисти, ластики, цветные ручки, ножницы, клей, белый картон, пластилин, альбомная бумага).

  6. Диски.

  7. Оборудование для лепки, работы с бумагой, рисования, аппликации.







Список дидактических и наглядных материалов.


  1. Таблицы по темам, кроссворды, карточки – схемы,

видеофильмы или DVD – фильмы,

  1. Бланки тестов по разделам.

  2. Коллекции камней, ракушек, гербарии и т.д.

  3. Предметные картинки, плакаты, альбомы для рассматривания.

  4. Природоведческая литература.

  5. Модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы.

  6. Дидактические игры экологического содержания.

  7. Бросовые материалы разного размера и формы: стаканчики из-под йогурта, сметаны, мороженого, других продуктов питания; коробки из-под тортов, печенья, палочки (деревянные, пластиковые), трубочки, баночки из-под соли, воронки и т.п.

  8. Кроссворды и анаграммы.
























Список методической и учебной литературы.

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль. Академия развития, 1998. – 480 с.

  2. Барышникова Б.Г. Наша зелёная планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. / Г. В. Барышникова; худож. С.В. Павлышева – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с..: ил. – (После уроков).

  3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Воронеж: Лакоценин С. С., 2009.

  4. Багрова Л. А. Я познаю мир. Детская энциклопедия растений. – М.: АСТ, 2001. – 206 с.

  5. Дыбина О.В., Рахмалова Н. П., Щетинина В. В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты./ О. В. Дыбина (отв. Ред.). – М., ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с.

  6. Иванова, А. И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников. — Москва : Творческий Центр "Сфера", 2007.

  7. Маханева М.Д. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009г. – 224с. – (Синяя птица)

  8. Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по экологии. Времена года. Лес. Грибы.- М.; Айрис-пресс, 2006. – 256 с.

  9. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 классов. / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. ­– 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 304с.: ил. – (Детский праздник)















НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(энциклопедии, справочники и др.)

  1. Большая книга «Почему». /перевод с итальянского О. Живаго.- Москва: РОСМЭН, 2012.

  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. Гумилевская М.В. Почему так бывает?: Кн. для учащихся. – Минск: Народная Асвета, 1987.

Интернет-ресурсы:

http://vipbook.info/family/17385-Nikolaeva-S.-N.-Vospitanie-ekologicheskoy-kulturi-.html

http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/11530-vospitanie-yekologicheskoj-kultury-v-doshkolnom.html

http://textarchive.ru/d-2756963.html

http://pedsovet.su/ -педагогическое сообщество Екатерины Пашковой;

http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сагайдак Лилия Викторовна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства