kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптационные функции музыкальной среды в учреждениях образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика использования музыкальной среды как эффективного средства социально-психологической адаптации ребёнка к школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационные функции музыкальной среды в учреждениях образования»

УДК 373.2:78

Т.Ю.Мельникова

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка», Минск

Н.А. Меладзе

Директор государственного учреждения образования «Луговослободская средняя школа» Минского района


АДАПТАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Введение. В условиях нестабильной экономической и экологической ситуации, наблюдается ухудшение физического и психического здоровья детей младшего школьного возраста, что негативным образом отражается на качество социально-психологической адаптации детей, поскольку они наиболее уязвимы к внешним факторам окружающей действительности. Результаты наблюдений Системы образования и здравоохранения Республики Беларусь устанавливают снижение числа здоровых детей с 45,5% до 33,9%, вследствие чего, нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь направлены на поиск новых путей, которые поспособствуют снижению уровня заболеваемости и сохранению психофизического здоровья всех участников образовательного процесса. В первую очередь это затрагивает будущих первоклассников, так как для них поступление в школу является кризисным этапом их жизни. Одной из влияющих и приоритетных стратегий в настоящее время является реализация принципа адаптивности системы образования к особенностям индивидуального развития и уровням психофизической подготовки каждого обучающегося.


Основная часть. Момент поступления ребёнка в школу совпадает по времени с возрастным кризисом развития («кризис 6-8 лет»), что неблагоприятно отражается на адаптационные возможности его организма.

Школьная деятельность, которая является для ребёнка – новой, включает в себя два процесса: обучение (овладение знаниями) и школьную социализацию (социально-психологическую адаптацию - включение в коллектив, систему школьных межличностных отношений). От того, насколько успешно ребёнок войдёт в школьную систему социальных отношений, адаптируется к школьному режиму и новым видам деятельности зависит его дальнейшее отношение к учебе и общению с педагогами и сверстниками в коллективе. Очень важно, чтобы данный процесс был осуществлен ребёнком без серьёзных внутренних потерь, ухудшения психологического здоровья, настроения, снижения самооценки [1].


Результаты психолого-педагогических исследований доказывают, что положительные психофизиологические состояния, адекватная самореализация, успешные межличностные отношения в образовательном процессе способствуют более мягкой и успешной адаптации ребёнка к школе. На наш взгляд, погружение в звуковую музыкальную среду, осуществляемое в до адаптационный и адаптационный период, может способствовать обеспечению выше перечисленных условий для каждого ребёнка.

Как показывает многолетняя практика, музыкальное искусство у детей преимущественно попадает в число предпочитаемых. Эту закономерность можно объяснить тем, что музыка обладает гедонистической функцией , то есть доставляет ребенку радость и удовольствие. Музыкальное искусство может сочетать в себе различные виды деятельности,что позволяет ребёнку реализовать свой музыкальный и жизненный опыт в привычном для него виде деятельности – познавательно-игровой либо учебной.

Таким образом, в соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей детей, поступающих в школу в государственном учреждении образования «Луговослободская средняя школа» Минского района была апробирована методика «Музыкальная среда как средство социально-психологической адаптации ребёнка к школе» (Таблица 1). В данной методике мы предлагаем использовать потенциал музыкальной среды в первой четверти первого класса для способствования естественного процесса социально-психологической адаптации ребёнка к школе [3].


Таблица -1 План психолого-педагогической работы школы по социально-психологической адаптации первоклассников

Этапы программы

Работа с документами

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

  • Изучение медицинских документов

Справки о состоянии здоровья детей, заполнение «Листов здоровья» в классных журналах.

Формирование групп здоровья и детей


Консультации в режиме динамического наблюдения.



  • Психолого-педагогическая диагностика по выявлению уровня готовности к школе

Протокол психолого-педагогического обследования «Уровень готовности к школе»

Диагностика

Посещение уроков и внеклассных мероприятий администрацией, специалистами

Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций специалистов.

  • Работа с социальным паспортом класса

Социометрия

Динамическое наблюдение в разных видах деятельности


Анкетирование «Мой ребёнок в школе и дома»

Методика использования музыкального искусства при психолого-педагогической адаптации первоклассника

Планирование

Занятия во всех образовательных областях с использованием музыкального искусства

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с тяжелой формой адаптации.

Рекомендации по использованию музыкального искусства

Совместные досуги, праздники, развлечения

Анализ результатов протекания адаптации.


Диагностика

Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.

Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК

Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти

(малый педсовет, круглый стол)


Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”.

Тест “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?”




В этот период музыкальная среда помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса: создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения, активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний [2].      

Примеры использования музыкальной среды педагогом  первой ступени общего среднего образования приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Использование музыкальной среды в школе

Виды деятельности

Результат воздействия музыки

Фоновая музыка

Степень активности восприятия

Преобладающий эмоциональный тон

Утро, прием детей

Создание положительного эмоционального фона

Г.Ф.Гендель «Музыка на воде»

П.И. Чайковский "Вальс цветов".

Пассивное

Радостно-спокойный

Регламенти-рованные виды деятельности

Развитие творческой инициативы, фантазии и воображения

А.Дворжак «Славян-ский танец №2»

Д.Христов «Золотые капельки»

Активное

и

пассивное

Уверенный, активный Оптимистично-просветленный, спокойный

Физкульт-минутки, динамические паузы

Положительный эмоциональный заряд

И.-С. Бах "Ария".

А. Вивальди

"Времена года".

В.-А. Моцарт "Гроза".

Активное

Уверенный, активный


Дневной сон (Группа продленного дня)

Эмоциональное расслабление

Ф. Шуберт "Вечерняя серенада".

Брамс "Вальс № 3".

К. Дебюсси "Облака".

Пассивное

Оптимистично-просветленный, спокойный

Релаксация

Снятие психического напряжения

К.-В. Глюк «Мелодия»

И.Лученок «Спадчына»

Пассивное

Умиротворенный, нежный


ВЫВОДЫ:


Именно музыкальная среда стала системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, которое объединило воспитательные усилия педагогов детского сада, школы с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, раскрыло его адаптационные возможности

Таким образом, использование музыкальной среды в образовательном процессе способствует интенсификации психологической готовности ребёнка к школе, что является положительным фактором, обуславливающий высокий уровень адаптации (по Г. М. Чуткиной: функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс, адекватное осознание своего положения в группе сверстников).

Список цитируемых источников

  1. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе/ Л.М. Ковалёва, Н.Н. Тарасенко// Начальная школа.-1996. - №7. – С.3-9.

  2. Мельникова Т.Ю. Методика использования музыкального искусства в условиях психолого-педагогической адаптации ребёнка к школе// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов VІІ Междунар. Науч.-практ. Семинара. Барановичи, 24-25 марта 2016г./УО Бар ГУ;ред. А.В. Никашова, Н.Г. Дубешко. – Барановичи, 2016. – 320с. С.181-183

  3. Мельникова, Т.Ю. Музыкальная среда как средство адаптации в условиях преемственности дошкольного учреждения и школы / Т.Ю. Мельникова// Пачатковае навучанне (сям'я, дзiцячы сад, щкола) – 2016. - №6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптационные функции музыкальной среды в учреждениях образования

Автор: Н.А. Меладзе

Дата: 29.06.2017

Номер свидетельства: 423419


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства