Просмотр содержимого документа
«Адаптация 1-классников к школе (информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума)»
«Рекомендации учителя по адаптации первоклассников к школе»
Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.
Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
(Слайд 2) Педагогика должна стать наукой для всех
– и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
1) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО - Сегодня мы собрались для взаимного общения по теме «Адаптация ребенка к школе». Надеюсь, что каждый родитель сможет почерпнуть для себя много полезного. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
2)(Слайд 3)РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ В ИГРЕ «РАДУГА ЧУВСТВ»
-После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, у вас в сердце поселилось беспокойство в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка. Что именно вас беспокоит больше всего?
- Найдет ли ребенок общий язык с педагогом школы, с одноклассниками ?
- Не будет ли часто болеть и потому не успевать в школе?
- Достаточно ли у него знаний?
- Какие оценки он будет получать в школе?
- Будет ли интересно ребенку в школе?
Давайте посмотрим насколько вы тревожитесь и обеспокоены этим событием в жизни ребенка и вашей., Для этого выберите в разноцветной радуге цвет , который отражает ваши чувства . Кто выбрал красные цвета - у вас сильное беспокойство, желтые и голубые – умеренное волнение, зеленые- отсутствует. Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации. А если проблемы у родителей, они могут передаться и ребенку. Задача родителей в этот период- помочь ребенку адаптироваться к школе. Волнуются родители перед тем как отправить ребенка в 1 класс , волнуются и дети. Чтобы не было у малыша страха перед школой, необходима поддержка родителей.
3)ЗАКОНЫ АДАПТАЦИИ (слайд 4)
- Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье, законы быстрой адаптации ребенка к школьной жизни. Расшифруйте их.
Закон семьи =______+______+_______+________
ед.тр. зн. похв. тр.уч. род. разд.благ.
- У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?
I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.
III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
IV закон. Закон разделения в равной мере благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, тогда ребенок состоится, как человек, как личность и очень быстро адаптируется к школьной жизни.
5) УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
- Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Сначала все первоклассники имеют огромное желание учиться. И почему же у многих из них это желание исчезает достаточно быстро? Чаще всего виноваты в этом взрослые. Что я имею ввиду? Мы иногда слышим такие слова:
- «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут»;
- «Только попробуй мне двойки приносить»;
- «Вот попадешь к строгой учительнице – наплачешься».
Вы показываете ребенку школу с негативной стороны.
Найдите привлекательные моменты в школьной жизни, расскажите, что привнесет в жизнь ребенка школа, одноклассники, те знания и умения, которыми он овладеет:
- «Ты научишься читать и будешь читать книги сестричке или братику»;
- «Когда научишься писать, напишешь письмо бабушке»;
- «Когда ты научишься считать, сможешь делать покупки в магазине, как взрослые».
(Слайд 5) -А вы должны каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.
Если дети не могут толково ответить на эти вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. Поддержите его .
(Слайд 6)
-Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
(Слайд 7)
-Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Только положительно оценивайте учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
(Слайд 8)
-Никогда не употребляйте фразы, которые унижают ребенка, приучают замыкаться в себе, не видеть в родителях друга и советчика
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чем ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена такая, а ты – нет…
(Слайд 9)
-Старайтесь говорить своему ребенку такие фразы:
-Ты у меня умный…
-Как хорошо, что у меня есть ты…
-Ты у меня молодец…
-Я тебя очень люблю…
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому…
-Спасибо тебе, я очень благодарна…
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справилась…
Проявляйте к ребенку максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка,
-Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.
(Видеофильм 1 «Трудности адаптации»)
6) ЗАПАС УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЛЯ БЫСТРОЙ АДАПТАЦИИ
- Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Старайтесь, чтобы ребенок оставался почемучкой, начинайте все делать с ребенком, создайте домашнюю библиотеку, учите самому искать ошибки, развивайте память и внимание, ставьте себя на место своего ребенка, вспоминайте себя в его возрасте. От успехов ребенка в первые дни в школе зависит и адаптация.
Чтобы ребенок быстро и безболезненно адаптировался , у него должен быть определенный запас знаний и умений.
МАТЕМАТИКА
С шести-семи лет ребенок уже владеет некоторыми представлениями о числе, количестве, мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд, у некоторых детей только до 10, у других до 20 и дальше.
Некоторые родители выучивают с детьми числовой ряд до десяти и обратно наизусть. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить ребенку, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на единицу. Важно , чтобы ребенок умел считать от заданного числа до другого в прямом и обратном порядке, например от 3 до 9, от 10 до 4. Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах 10, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек.
Очень хорошо, если ребенок будет знаком с понятием «состав числа». Для начала лучше взять небольшие числа три или четыре. Ребенку предлагают разложить три палочки на две кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: один и два или два и один. Такие же упражнения проводят и с другими числами.
Детям легче решать простую задачу, чем числовой пример. Следует предложить задачи из окружающей жизни типа: «У тебя 5 конфет. Мама дала еще 3 конфеты. Сколько конфет стало?» , « На дереве сидят 3 воробья и 4 синички. Сколько всего птиц на дереве?». Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
Как можно больше используйте практических упражнений, игр, которые требуют счета. Например, поставь столько тарелок, сколько человек в нашей семье. Сосчитай, сколько положили вилок на стол, хватит ли всем? Сколько не хватает? Сколько лишних?
ЧТЕНИЕ
К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы. У ребенка есть проблема - он неправильно произносит звуки. Рекомендация- чтение вслух вместе с родителями. Развивать внимание при чтении можно, выполняя такое задание: найти и вычеркнуть в тексте определенные буквы.
Многие родители пытаются научить читать своих детей на материале «Азбуки». Самое главное здесь – не допустить грубых ошибок, которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка родителей состоит в том, что с ребенком учат названия букв, а не звуков. Например, родители называют букву «мэ», а надо звук . Этом затрудняет слияние звуков при чтении, в результате чего формируется побуквенное чтение. Это усложняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Прочтение же некоторых многосложных слов остается совершенно непонятным ребенку. Такие слова разгадываются им как ребусы. Например, слово открытка: о тэ кэ рэ ы тэ кэ а. Неудивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении, очень часто остается непонятым. Итак, чтение только слоговое. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтет второй. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги, а слоги в слова.
Прежде, чем научиться читать, ребенок должен научиться слышать из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Надо научить его правильно произносить звуки. Процесс очень труден. Не забывайте, что ваш ребенок – еще ребенок, не требуйте от него больше, чем он может сделать. Некоторые родители, едва научив ребенка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее научится самостоятельному чтению. Но это далеко не так. Даже дети, начавшие читать с пятилетнего возраста, не могут читать столько, сколько нужно для удовлетворения любознательности. Чтение книг родителями развивает мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас. Таким образом, в период обучения ребенка чтению, в семье должны быть как книги с короткими рассказами, сказками, доступными для самостоятельного чтения.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли , иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и об окружающем мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
ПИСЬМО
Обучение письму проводится по специальной методике безотрывного письма. Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом печатных букв, но, прежде всего позаботятся о подготовке руки ребенка. Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти . Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
Способствуют этому такие упражнения как рисование, копирование, штриховка, раскрашивание, вырезание, лепка, выкладывание мозаики, рисование по точкам. Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику рук и пространственную ориентировку (например: умение ориентироваться на строчке тетради, на клетчатой разлиновке). Дети с такой подготовкой легко овладевают навыком безотрывного письма.
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?
Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
Лепка из глины и пластилина. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков.
Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
Конструирование.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание , для мальчиков – чеканка , выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
“Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
7) РЕЖИМ ДНЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
- Старайтесь не допускать нервных стрессов в первые месяцы обучения. Многие дети вначале учебы могут страдать пониженным аппетитом, частыми головными болями, нарушением сна, чувством страха, плаксивостью, понижением самооценки. Не запрещайте ребенку брать в школу свои игрушки . Эти знакомые ребенку любимые предметы, создадут ему чувство защищенности, помогут адаптации в коллективе, налаживанию дружеских связей с одноклассниками.
В этот период не стоит ругать ребенка за ошибки, надо больше обсуждать с ним о том, что происходило в школе, расспрашивать о новых друзьях, их отношении к ребенку. В этот период необходимо более внимательно отнестись к соблюдению режима дня
(Слайд10)
Режим дня первоклассника:
-Суточный сон – 11,5 часов
-Подъем за 1- 1,5часа до занятий
-Утренняя гимнастика
-Питание (завтрак, обед, полдник, ужин)
-Прогулка 3- 3,5 часа в день
Занятия дома с 16 – 20часов ,не более 1 часа, с перерывами через 20 минут
(Слайд 11)
- Игры, любимые занятия дома
- Посильная помощь по дому
- Просмотр телепередач не более 30 минут в день
- За компьютером 15- 20 минут с гимнастикой для глаз и осанки
- Вечером приготовить портфель и одежду
- Отход ко сну в одно и то же время , после спокойных игр, гигиены
7) (Слайд 12) ТРИ ВОПРОСА В КОНЦЕ НЕДЕЛИ
-Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:
- Доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?
- Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?
- Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и т.д.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких - нет?
- Какой из дней запомнился более всего? Почему?
- С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?
«Беседа по классной фотографии»
Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируйте ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».
В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.
«Плюсы и минусы школьного дня»
Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше - радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное - увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.
«Копилка школьных успехов»
Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.
Предвидя возможный родительский соблазн, предупреждаю сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не буду объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночкунеполученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача - сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.
Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки наих обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.
Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней.
Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.
8) ЭТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
-Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие вас вопросы, а теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи.
Рефлексия (Видеофильм 2 « Памятка для родителей»)
Давайте подведем итог выступления. Посмотрим фильм –памятку о правилах , которые помогут родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.
Закон 1
Дорожите любовью своего ребенка, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2
Не унижайте своего ребенка. Унижая его, вы формируете у него умение и навык унижения других
Закон 3
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого приводят к боязни и ненависти.
Закон 4
Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать.
Закон 5
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви .
Закон 7
Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди.
Закон 8
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни.
Енакиевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 8
(Информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума)