Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете на тему: «Стимулирование познавательных интересов у младших школьников» (Торез,2021 год)»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Стимулирование познавательных интересов у младших школьников»
2021 год
Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Познавательный процесс, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? Какие методы применить чтобы активизировать познавательную деятельность? Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, исследование; создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяю.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой, проверка с помощью “сигнальных кружков, карточек”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”).
Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.
6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И.Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.
8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.
9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Что же можно сделать для стимулирования познавательной активности, какие применить методы и приемы?
Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах.
Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
Наглядность.
Творческие работы по разным предметам.
Участие в предметных олимпиадах.
Научно-исследовательская деятельность.
Проектная деятельность учащихся.
Внеклассные мероприятия по предметам.
Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
Дифференциация (разноуровневые задания).
Использование различных педагогических технологий: - игровые, - личностно-ориентированные, - развивающие, - проблемное обучение, - компьютерные.
Интегрированные уроки.
Карточки для индивидуальной работы
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. На помощь пришел компьютер. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился, потому что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Я на уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, презентация. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают игровые действия. Используя постоянно, из урока в урок, элементы учебно-познавательных игр. На уроке математики использую приёмы стимулирования познавательного интереса: 1. Преднамеренные "ошибки" учителя в написании примеров, которые с увлечением исправят дети: 15 + 8 = 13, 9 + 8 = 18 ,16 - 9 = 8. 2. Операции с "больными" примерами, задачами; нужно угадать, восстановить пример: 5 ... 10 = 15, 30 … (8 + 2)=40 3. Задания на внимание, какие фигуры учитель переместил? 4. Недорешенный пример: 30 - (15 - 8) + 7 = 30 - 7… 5. Сочинительство математических сказок.
Тема урока: «Путешествие в Математическую Галактику» (нетрадиционный). (Решение задач изученных видов. Закрепление табличного умножения и деления на 2-7
1.Организационный. Мотивация к учебной деятельности.(Эмоциональный настрой на урок). Ученик: Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, надо много уметь! И при этом, и при этом вы заметьте-ка, Очень важная наука Математика! Командир экипажа сдает рапорт: «Экипаж «Солнышко» к полету готов!
2.Сообщение цели: Молодцы! Сегодня мы отправимся в Математическую Галактику, в которой много звезд – задач и примеров. Ваша задача на остановках – станциях – повторить изученные виды задач, таблицу умножения и деления, чтобы быть грамотным 3классником, хорошо написать контрольные работы. В Математике тропинки одолеем без запинки!
3. После проведения математического диктанта учащиеся обмениваются тетрадями (работают в парах), проверяют и оценивают работу своего соседа по парте (начиная с 1-го класса). 4. Использую карточки индивидуального характера для самостоятельной работы: «Поставь знаки: больше, меньше, равно».
5. На уроках русского языка, математики, стимулирую детей кто выполнит качественно и правильно самостоятельную работу-будет помощником учителя.
6. На этапе изучения новой буквы (Обучение грамоте 1 класс) провожу блиц-опрос:
С какими гласными, согласными мы уже познакомились?
Какие бывают гласные? (Ударные/безударные)
Как отличить гласную от согласного? (нет преграды во рту, произносится голосом). - Активных детей награждаю смайликами.
7. На уроках письма в 1 классе после правильного, аккуратного написания буквы, ребята подчёркивают самые красивые буквы простым карандашом и показывают пример для других ребят. -В качестве награды использую похвалу.
8. Чтение является фундаментом для изучения всех учебных предметов. Чтобы повысить технику чтения для учащихся использую множество методик:
«Поиск информации». В тексте спрятано слово, например, название цветка, кто первым его найдёт-тот и прочтёт.
«Письмо сказочного героя» (работа в паре). Фиксики написали ребятам письмо и прочесть его могут только дети, потому что оно заколдовано. Учащиеся стараются быстрее прочесть письмо и занять призовое место.
«Составь пословицы». Для составления пословиц использую карточки со словами, которые лежат в неправильном порядке. Детям нужно прочитать и быстро собрать в нужном порядке пословицу.
Для развития памяти учащиеся часто учат стихотворения наизусть. После рассказа на память ребята оценивают своё выступление(самооценка). Стимулирование достойного рассказа стихотворения является выразительность и правильность исполнения, за которую ученик получает высшую оценку.
Использовала чтение по ролям и инсценирование сказок в разделе «Устное народное творчество», предварительно дав задание: дома научиться правильно, бегло, выразительно читать.
9. На уроках окружающего мира я использую проектную деятельность для раскрытия темы (в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему). Проект «Мой родной город» ребята выполняли с родителями: рисовали плакат, фотографировали достопримечательности города, выписывали интересные статьи, изображали символы города, рассказывали историю города.
10. Активное участие учащиеся принимают в школьных и международных олимпиадах, конкурсах «Умники и умницы», «Юный Эрудит», получают грамоты и сертификаты-пополняют портфолио.
11. Перед Вами белый смайлик, раскрасьте его так: если урок понравился и вы усвоили новый материал-зеленым, если что-то не поняли и надо повторить материл-красным.
Вот закончился урок Подведём сейчас итог Мы много вспомнили друзья, без этого никак нельзя. Правила мы повторили, На пратике их применили. Задачи,находя решения, Разваивают мышление, Память и внимание, Закрепляли знания, А теперь внимание- Домашнее задание. (стр.№) Не вызовет оно проблем, Решения ход- известен всем. Урок закончен, друзья, До скорого свидания!
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Мотивация к обучению- не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения. Но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами.