Прогамма курса «Край родной» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы:канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Край родной».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВНЕУРОЧКА "КРАЙ РОДНОЙ" »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прогамма курса «Край родной» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы:канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Край родной». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса«Край родной» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края: Образовательные:1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края. Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном. 2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. Развивающие:1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей. 2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. Педагогическое обоснование введения курса «Край родной» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Край родной» положено диалектическое единство системы «природа — человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей: 1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае. 2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими. 3. История Донского края – часть истории Отечества. Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны. При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их. Структура курса «Край родной» выстроена из пяти взаимосвязанных блоков: · Я и окружающий мир, · Природа Донского края, · Человек и природа, · Жизнь на Дону, · Яркие страницы истории земли Донской. Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир»преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности. Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа. Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений. Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Методические основы изучения курса«Край родной». Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Литература для детей:
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006. 2. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.
для учителя
1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю.Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
2. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 3.Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение» Рекомендуемая дополнительная литература для учителя
1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И.География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005. 2. Алмазов Б.А.Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999. 3. Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII– XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002. 4. Вавилина В.А., Харламова Т.В.Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001. 5. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986. 6. Закруткин В.А.Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975. 7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. — Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995. 9. Моложавенко В.Тайны донских курганов. Ростов,1967. 10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004. 11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985. 12. Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003 13. Степаненко Л.Г.Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004. 14. Сухарев Ю.Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001. 13. Сухаревская Е.Ю.Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.14. Чёрная А.В.Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
4 КЛАСС (34ч) Я и окружающий мир (3ч) Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции. Человек и природа (8ч) Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений. Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. Яркие страницы истории земли Донской (20ч)Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. Жизнь на Дону (3ч) Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.Экскурсии[4]
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны. В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края. Исследовательские, проектные и практические работы Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам: «Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».Требования к уровню подготовки младших школьников. В процессе изучения учащиеся должны: иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края; - о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; - об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; - об истории родного края; знать:
-объекты неживой и живой природы Ростовской области; -особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; -водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве; - полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; - правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; - государственную символику Ростовской области, своего района; - важнейшие события в истории родного края; - народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); - родственные связи в семье; - правила поведения в общественных местах и на улице; -уметь:
-различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); - различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); - узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; - приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); - приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); - описывать наиболее важные события истории родного края; - рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села); - показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение; - приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: — анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; — объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; 2. регулятивным универсальным учебным действиям,обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности: — ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;— оценивать собственные знания и умения;— доводить дело до конца.3. познавательнымуниверсальным учебным действиям,включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем: — находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; — проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; — ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; 4. коммуникативнымуниверсальным учебным действиям,обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: — слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; —осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п\п
Тема урока
Дата по плану
Дата по факту
Задачи урока
Виды деятельности
Я и окружающий мир
1.
Донской край – мой край!
1.09
Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.
Исследовательская работа «Край, в котором я живу»
2
Что ты знаешь о роде своём?
8.09
Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; — научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.
Защита проекта «Моя семья»
3
15.09
Яркие страницы истории земли Донской
4
На казачьем Кругу
22.09
Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.
Экскурсия в краеведческий музей
5
Донской казак хват, силой, удалью богат
29.09
Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.
6
Ермак Могучий.
6.10
Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.
Составление теста
7
Степан Разин.
13.10
Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).
Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г. Азова.
Составление летописи города Азова. (Презентация)
9
27.10
10
Таганрог – первый порт России
10.11
Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города
Составление летописи города Таганрога. (презентация)
11
Крепость Димитрия Ростовского
17.11
Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону
Составление летописи города Ростова-на-Дону. (презентация)
12
Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания
24.11
Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»; место Пугачева в истории казачества.
Доклады-сообщения учащихся.
13
Вместе с Суворовым
1.12
Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае
Написание очерка
14
Платов Матвей Иванович
8.12
Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».
Составление летописи города Старочеркасска (презентация)
15
Новочеркасск — столица казачьего Дона
15.12
Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска
Составление летописи города Новочеркасска. (презентация)
16
Бакланов Яков Петрович
22.12
Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.
17
За землю и за волю
29.12
Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.
Составление летописи Вёшенской.(презентация)
18
Дон в годы строительства новой жизни
12.01
Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.
Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами.
19
Дон в годы Великой Отечественной войны.
26.01
Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показать примеры подвигов.
Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей.
20
День освобождения родного города (села, станицы)
19.01
Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов
Участие в празднике. Чествование участников войны.
21
Мирное время на Донской земле.
2.02
Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми.
Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
«Все работы хороши – выбирай на вкус»
22
Мирное время на Донской земле.
9.02
23
Волгодонск – город молодости
16.02
Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.
Составление летописи города Волгодонска.
Человек и природа
24
Дом, в котором мы живём
2.03
Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.
Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.
25
Экологические Проблемы воздуха в родном крае.
16.03
Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; -раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.
Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду».
26
Экологические проблемы воды в родном крае.
30.03
27
Экологические проблемы почв родного края
6.04
Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.
Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».
28
Охрана полезных ископаемых родного края.
13.04
Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края; — познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.
Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»
29
Экологическое равновесие в природе
Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут.
30
Охранять природу – значит охранять Родину
20.04
Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области. Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.
Проект «Красная книга» Ростовской области. Праздничное мероприятие.
31
Жизнь на Дону
32
Троица
27.04
Дать общее представление о летних обрядах на Дону. Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.