Пояснительная записка |
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе | Данный курс призван помочь во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью класса и школы и обеспечивает межпредметные связи. |
Кому адресована программа | Учащимся 2-г класса |
Общая нагрузка за год | Во 2 классе 34 часа (1 раз в неделю, 34 учебных недели) |
Нормативная база | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009г. 2.Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2015 г. 3.Л.А. Боровская, «Наш Пермский край» уч. Пособие для нач. шк. 2010 г. |
Цель | Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; расширить и углубить знания учащихся о родном крае; формировать умения и навыки общения. |
Задачи | Ознакомление с историей малой родины; Овладение навыками исследовательской работы; Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; Стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению. |
Тип занятия | Программа курса общим объемом 34 ч , 1 ч в неделю. |
Сроки реализации программы, формы и режим занятий | Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа). Практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, работа с компьютером, другим информационными носителями). Программа предназначена для учащихся начальной школы |
Основные содержательные линии | № | Название раздела | Всего часов | 1. | Наш город | 8 часов | 2. | Наш край(история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 18 часов | 3. | Люди нашего края | 5 часов | 4. | Итоговые занятие | 3 часа | | Итого | 34 часа | |
Требования к уровню подготовки учащихся | УУД: Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | умения поиска и отбора необходимой информации, умения первичной обработки информации, умения творческой переработки текста; картографические умения; умения представления информации в виде презентации; | умения целеполагания, планирования, рефлексии, самооценивания; | умения публичного выступления, умения вступления в диалог, аргументация своей точки зрения, умения общения в группе; | осознание личностного значения изучаемой темы, формирование адекватной самооценки. | Программа, предусматривая достижение 3 уровня: владеть информацией по истории, культуре, природе родного края |
Итоговый контроль | В ходе изучения каждой темы, используются различные виды контроля на разных этапах обучения: Текущий - в виде опроса, выполнения заданий по теме, практических работ, работа с атласом и контурной картой. Периодический – в форме различных видов опросов, так как он позволяет определить качество учебного материала по темам. Рубежный – в виде тестовых заданий, географических диктантов. 4. Итоговый - зачет, игра «Знаток Пермского края» |
Используемые технологии | здоровьесберегающие, игровые, технология уровневой дифференциации, технологии дистанционного образования. |
Учебно-методический комплекс | 1. Л.А. Боровская , «Наш Пермский край» уч. Пособие для нач. шк. - Перм. Гос. Пед. Ун-т, 2010 — 133с. 2. Верхоланцев В.С. «Город Пермь, его прошлое и настояшее» 2002 -198с. 3. Горбацевич Н.П. «Прикамье: странички далёких и близких времён» Книжкин мир, 2003 — 143с. 4. Зеленин А.С. «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение» Пермь 2009 — 157 с. 5. Князева Н.А. «Маленький пермяк» 2007 г. 6. Спешилова Е.А. «Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723-1917» 2003.- 571 с. |
№ урока | Дата | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
| | Наш город (8ч) | |
1. | | Пермь- столица Прикамья. | Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» |
2. | | Из истории образования города | |
3. | | Главные исторические и культурные памятники | Беседа: «Памятники нашего города». |
4. | | Достопримечательности нашего города | Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города». Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города. Рассматривание и обсуждение. |
5. | | Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу | Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города. |
6. | | Знакомство с районами города. Район, в котором я живу | Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов. Социальный паспорт районов. Практическая работа: показать индивидуальность каждого района города. |
7. | | Предприятия города. Значение для краяи страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей) | Знакомство с крупными предприятиями области, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей. |
8. | | Игра – викторина «Почемучек» | Практическая работа: Викторина «Почемучек» |
| | Наш край(18ч) | |
9. | | Географическое положение Пермского края. Наш край на карте мира. Символика края(флаг, гимн, герб) | Фронтальная беседа об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории края, географических объектах Практическая работа с контурной картой: обозначить Пермь на карте России, наших соседей. |
10. | | Пермская Земля в древности | Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить Пермскую землю в древности и до наших дней. |
11. | | История создания и исследования Земли Пермской | Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города) |
12. | | Народы Прикамья. Национальный состав Пермского края. | Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды. |
13. | | Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества | Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр. |
14. | | Экскурсия в краеведческий музей | Рассказ экскурсовода о народах нашей области, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества. Практическая работа: обобщение и оформление материала. |
15. | | Города Пермского края. История возникновения городов | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
16. | | Водные ресурсы. Реки Пермского краяна карте России. | Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера |
17. | | Водные ресурсы. Реки Пермского края. Откуда берут начало и где заканчиваются | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов. |
18. | | Водные ресурсы. Озера Пермского края. Флора и фауна | Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов |
19. | | Рельеф. Рельеф Прикамья. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников. |
20. | | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги | Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира тайги. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. |
21. | | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу» | Знакомство с «Красной книгой», заповедниками края. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток. Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Прикамья. |
22. | | Животный мир. Животный мир Пермского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. | Знакомство учащихся с птицами нашего края. Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Пермского края. |
23. | | Животный мир. Насекомые нашегокрая. Охрана и значение животного мира | Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашего края.Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых. |
24. | | Экскурсия в краеведческий музей. | Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов. |
25. | | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны | Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение умению находить и показывать на физической карте Пермского краяместорождения полезных ископаемых места и способы добычи. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны |
26. | | Игра «Цветик - семицветик» | Игра «Цветик - семицветик» |
| | Люди нашего края (5ч) | |
27. | | Василий Татищев– первооткрыватель Земли Пермской | Беседа по содержанию. |
28. | | Герои – прикамцы в годы Великой Отечественной войны | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города) |
29. | | Поэты, писатели Прикамья | |
30. | | Поэты, писатели Прикамья | Познакомить со знаменитыми людьми Перми. Практическая работа: конкурс стихов поэтов Прикамья. |
31. | | Художники нашего края | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Прикамья. |
| | Резервные занятия (3ч) | |
32. | | Игра – викторина «Знаток Пермского края» | Викторина «Страницы истории родного края» |
33. | | «Город будущего». | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах |
34 | | Выставки и защита проекта «Город будущего» | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |