Просмотр содержимого документа
«Внеклассные мероприятия, направленные на профилактику трудностей адаптации в пятом классе»
Министерствообразованияи молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Задание ДОТ по теме «Составление тезисов по материалам курсового исследования по проблеме начального общего образования»
Дата занятия: 17.04.2020 (4часа)
МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
ТЕЗИСЫ
Исполнитель:Воложанина Инесса,
Студентка 3 Агруппы
Руководитель:Устьянцева И.Ю., преподаватель, кандидат психологических наук
Камышлов, 2020
Внеклассные мероприятия, направление на профилактику трудностей адаптации в пятом классе
Воложанина И.Н., студентка 3а группы
Руководитель: Пичка Е.Б.,
преподаватель
На сегодняшний день проблема психологической готовности ребенка к переходу из начальной в основную школу продолжает оставаться актуальной. Действительно, переход обучающихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом.
Актуальность выбранной темы определяется на нормативно - правовом уровне. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результату начального общего образования среди которых подчеркивается значимость формирования готовности и способности обучающихся к саморазвитию.
В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит [3].
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги? В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; новые дети в классе (или я сам в новом классе); новый классный руководитель; в среднем звене мы снова самые маленькие, ав начальной были уже большими [2].
Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Практическая подготовленность ребёнка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.
Также по данной теме имеется профилактическая тренинговая программа, предназначенная для улучшения адаптации детей в пятом классе. Предположим, что профилактические мероприятия эффективны для предотвращения школьнойдезадаптации детей в пятом классе [1].
Выборку исследования составили младшие подростки (10-11 лет), учащиеся пятого класса. Для исследования были использованы следующие методики: «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние»; «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса»; «Исследование самооценки личности» Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан; методика «Социометрия» Дж. Морено; проективная методика «Кактус» М.А. Панфилова и др.
Для работы по профилактике дезадаптации в пятом классе потребуется провести первичную диагностику пятиклассников в сентябре и повторную в марте; составить программу тренингов, целью которой является профилактика и коррекция дезадаптации у подростков, перешедших из начальной школы в среднюю. Также в школе можно провести различные мероприятия с родителями, педагогами, которые будут направлены на профилактику дезадаптации пятиклассников. Исходя из результатов исследования можно увидеть, какой процент детей с низким, среднем, высоким уровнем адаптации.
После прохождения тренинговойпрограмы, можем сделать вывод, что профилактические мероприятия в целом эффективны для преодоления дезадаптации в пятом классе.
Таким образом, происходит активизация и развитие таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды. Ученик получает ценный опыт сотрудничества, рефлексии. Использование данной тренинговой программы и учёт индивидуальных особенностей пятиклассников способствует решению задачи по созданию условий для успешной адаптации учащихся в 5 классе, личностному развитию учащихся. Создание ситуации успеха и поддержка позволяют младшему подростку адаптироваться и сохранить учебную мотивацию и адекватную самооценку.
Список литературы:
Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. URL:http://pedlib.ru/Books/2/0073 (дата обращения 13.02.20)
Тропинка своему Я; Уроки психологии в средней школеХухлаева О. В. URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/01/02/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-tropinka-k(дата обращения 07.11.19)
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли А. Г. Асмолов; URL:https://docs.google.com/document/d/1LVBGePIdl5UO2B_-lpo0huv207y_pffuuFr7lISLs8Y/edit?pli=1 (дата обращения 10.04.20)
Заявка
на участие в СНПК по теме
«Профессиональный стандарт педагога как основа формирования готовности
молодых специалистов к реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования»(30 апреля 2020 года)
ФИО студента (ки)
Воложанина Инесса Николаевна
Название образовательной организации
(сокращенное)
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Группа
3 А
Форма обучения
Очная
Тема тезисов
Внеклассные мероприятия, направление на профилактику трудностей адаптации в пятом классе
№ и название секции
Секция 1. Развитие познавательной активности, мотивов учебной деятельности у обучающихся и профилактика трудностей их адаптации к учебно-воспитательному процессу в основной школе