Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Лес-наш друг»»
Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Поэтому, среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Предметно-развивающая среда представлена следующими зонами:
1. Учебная зона
2. Информационная зона
3. Игровая зона (зона отдыха)
4. Зеленая зона
5. Бытовая зона
Более подробно мы сегодня поговорим о учебной зоне .
Учебная зона включает в себя:
- учебную мебель: парты, расставленные в 3 ряда (по 5 парт в каждом), каждая из которых оснащена регулятором высоты. Имеют цвет натурального дерева и матовую поверхность. Расстояние между рядами определено в соответствии с требованиями СанПиН;
- рабочее место учителя;
- темно-зеленая меловая доска с матовым покрытием;
- проектор, закрепленный на потолке на штативе.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей школьного возраста.
Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;
-Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле; -Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.
В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет. Этому способствует: 1) Деление кабинета на зоны: учебную, игровую, зелёную, информационную. 2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.
По мнению Л.С.Выготского, предметно-развивающая среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю.
Поэтому, предметно-развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.
В оформлении среды кабинета нужно стремиться:
К максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.
К предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.
Требования к кабинету начальных классов:
А) Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям:
Освещать, состояние мебели;
Размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов _ не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над – 80-90 см.
Б) Зеленая зона:
Многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведённом месте;
Информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.)
В) Наличие Уголка здорового образа жизни:
Здоровый образ жизни.
ПДД.
ОБЖ.
Так же в классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Как говорил Э. Хаббард: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Действительно уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения. Кроме занятий, они самостоятельно могут находить для себя что-то новое и интересное.
Решение данного педсовета заключается в том, чтобы учителя, в дальнейшем придерживались норм и правил деление кабинета на зоны, а конкретнее учебную, игровую, зелёную, информационную; так же соблюдали правила выбора цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.
Кто голосует «за», поднимите руку, кто «против» естественно не поднимает.
Вывод:
Итак подведем итог, создание предметно-развивающей среды в кабинете позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс. Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает коллективизм, сочувствие, сорадость, трудолюбие, развивает интересы, склонности, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.
Спасибо за внимание!
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г
Педагогический совет
«Предметно – развивающая среда в кабинете начальной школы: учебная зона»