Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Определение темы урока и целей. 1)Введение в раздел. -Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор. 1)Что вы больше всего любите? -Люблю действовать. 2)Что вы больше всего не любите? -Не люблю предлоги и известную всем частицу. 3)Что бы вы пожелали ребятам? -Чтобы русский все ребята На пятерку знали На письме и в разговоре Нас употребляли. -Какой части речи предложили ответить на вопросы анкеты? -Глаголу? -Правильно, это часть речи глагол. 2)Определение темы урока. Определите тему нашего урока. Глагол. Роль глагола в предложении , в речи.(СЛАЙД4) -Давайте определим цели нашего урока.(Слайд 5) -Как вы думаете, есть ли вопросы о глаголе, на которые мы не знаем, как ответить? -Тогда у меня вопрос! -Что означает слово глагол? -Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте, который лежит перед вами. Прочитайте. «Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить… Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?» Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной части речи.
Задание 1 группе. Разделите слова на три группы и сделайте вывод. Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли. Задание 2 группе. Разделите слова на группы. Сделайте вывод. Иду, подойдешь ,засвищут, потекли, цветут, пою, Задание 3 группе. Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод. Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет Задание 4 группе. Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод. Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало Задание 5 группе. Раскрой скобки .Сделай вывод. (не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел Задание 6 группе. Выделите в предложении грамматическую основу. Сделайте вывод. По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. На слайде правило. -Сравните свои выводы с авторскими. Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?. Глагол изменяется по временам, лицам и числам. В предложении является главным членом предложения -сказуемым . -Это какой текст?(научно-учебный) -Сколько частей в тексте? -Поставьте вопросы к каждой части. -У нас получился план. Работа по учебнику |