Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 2 класс. Ю. Яковлев «Белые журавлики».»
Урок литературы
2 класс
Тема: Ю. Яковлев «Белые журавлики».
Цели: познакомить с содержанием рассказа; показать связь литературного произведения с историческим событием;
развивать устную речь учащихся , мышление и пространственное воображение, навык конструирования;
воспитывать умение сопереживать и сочувствовать; стремление оказать действенную помощь человеку, который попал в беду.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, карта мира, бумага для конструирования.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Сегодня у нас будет очень серьезный урок. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу частичку своего тепла, чтобы это тепло сохранилось на протяжении всего урока.
2. Сообщение темы урока и постановка цели.
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Ю. Яковлева «Белые журавлики». Как вы думаете, ребята, о чем расскажет нам это произведение?
- Кто такие журавлики? Что это за птицы? А почему именно журавлики, а не другие птицы?
- А кто-нибудь из вас знает, что символизируют белые журавлики? (символ долгой жизни и счастья)
3.Работа по теме.
1) Знакомство с произведением. Чтение рассказа подготовленным ребенком.
2) Беседа по содержанию произведения.
- О чем мы узнали из этого произведения?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
Каким изображается взрыв атомной бомбы? Что он приносит?
3) Составление кластера.
- Какие ассоциации у вас возникают к этому понятию. (учитель записывает на доске).
4) Сообщение подготовленного ребенка об атомном взрыве в Японии.
Показ слайдов.(слайды Нагасаки)
5) Слово учителя.
- В этом городе жила маленькая девочка Сасаки, а фамилия Садако. После атомного взрыва ядовитые частицы попали в кровь маленькой девочке и она заболела лучевой болезнью. 10 лет она боролась с болезнью. Ей очень хотелось жить.
6) Чтение стихотворения.(ученица со свечой в руке)
- Когда я выйду к солнышку? – спросила у врача.
А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.
И врач ответил девочке:
Когда придет зима, и тысячу журавликов ты сделаешь сама. ( учитель подает журавлика)
У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает тысячу журавликов, то смерть от них отступит. И маленькая девочка начала делать журавликов.
(читает ученица)
- Я жить хочу, не умереть,
Хочу не плакать я, а петь,
Хочу я слышать звонкий смех,
Хочу я радости для всех.
Чтоб злая бомба никогда
Не разрушала города.
Я жить хочу, не умереть,
Хочу не плакать я, а петь!( свеча гаснет)
- Садако Сасаки сделала 662 журавлика, но смерть не отступала, силы все уходили и уходили от нее. Тогда японские дети пришли на помощь девочке. Они присылали много, много разноцветных журавликов, и их было уже несколько тысяч. Весть о болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили тоже послать своего большого бумажного журавлика. Но лучевая болезнь оказалась сильнее чудесной сказки, и Сасаки умерла…
- Почему Сасаки никто не мог помочь?
- Как ведут себя люди и дети у памятника? О чем они думают?
- А знаете, ребята, что казахстанскому народу, также как и японскому, знакома боль и горе, которое приносит атомный взрыв. Потому что атомные грибы « вырастали» и в Казахстане, недалеко от города Семипалатинска.
7) Сообщение подготовленного ребенка о семипалатинском ядерном полигоне.
Показ слайдов.(слайды Взрыв)
Итак, атомный взрыв и белые журавлики. Почему так называется произведение?
( символ выздоровления, жизни, счастья ).
4. Сейчас мы с вами тоже сделаем бумажных журавликов. И каждый напишет на своем журавлике пожелания людям планеты.( дети читают свои пожелания ).
5. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что надо делать, чтобы на земле был мир?
-За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку – друг.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Ты мой друг и я твой друг!
Когда тебе будет плохо,
Я протяну тебе руку помощи,
Ведь в груди у каждого из нас бьется сердце!
- Улыбнитесь друг другу – подарите частичку своего тепла!