№ п/п | Дата | Тема урока, страницы учебника | Тема и цели урока | Характеристика учебной деятельности учащихся |
план | факт |
1-я четверть (45 часов) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 000 |
| | | | Сложение и вычитание (13 ч) | |
1 | 01.09 | | Часть 1 Считаем до тысячи. С. 6—7 РТ№1 с.3-4 | Тема. Трёхзначные числа. Цели. Повторение: принцип построения числового ряда. Знакомство с названиями чисел в пределах 1000 и их последовательностью. | Осваивать десятичный принцип построения числового ряда, использовать его при устных вычислениях. Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа. Раскладывать трёхзначные числа на разрядные слагаемые. Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, суммы, остатка. Составлять краткую запись условия задачи. * * * Ориентироваться в нумерации страниц книги. Использовать знание разрядного состава трёхзначных чисел при денежных расчётах. Прогнозировать результаты вычислений. Распределять работу при выполнении заданий в паре. Пользоваться справочными материалами учебника. |
2 | 02.09 | | Разрядные слагаемые. С. 8—9 РТ№1 с.5-7 | Тема. Разрядные слагаемые. Цели. Повторение: разрядный состав чисел. Формирование представлений о разрядном строении трёхзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трёхзначных чисел. Формирование умения выполнять сложение чисел с опорой на их разрядный состав. |
3 | 03.09 | | Складываем и вычитаем по разрядам. С. 10—11 РТ№1 с.8-9 | Тема. Сложение и вычитание по разрядам. Цели. Формирование представлений о разрядном строении трёхзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трёхзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни к трёхзначным числам на основе знаний об их разрядном составе. |
4 5 | 04.09 05.09 | | Меняем одну цифру. С. 12—13 РТ№1 с.10-11 | Тема. Сложение и вычитание по разрядам. Цели. Формирование представлений о разрядном строении четырёхзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трёхзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни на основе знаний о разрядном составе чисел. Тест «Разрядный состав чисел» с.6 |
6 | 08.09 | | Переходим через десяток. С. 14—15 РТ№1 с.12-13 | Тема. Сложение и вычитание с переходом через разряд. Цели. Повторение: сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100. Формирование первоначальных представлений о прибавлении (и вычитании) единиц к трёхзначному числу с переходом через разряд. | Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа. Прибавлять и вычитать единицы с переходом через разряд, складывать и вычитать десятки с переходом через сотню. Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Составлять краткую запись условия задачи, рисовать схему к задаче. * * * Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. Распределять работу при выполнении заданий в паре. |
7 | 09.09 | | Складываем и вычитаем десятки. С. 16—17 РТ№1 с.14-15 | Тема. Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню. Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков с переходом через сотню. |
8 | 10.09 | | Вычисляем по разрядам. С. 18—19 РТ№1 с.16-17 | Тема. Закрепление изученного. Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с опорой на их разрядный состав. |
9 10 | 11.09 12.09 | | Решаем задачи. С. 20—21 | Тема. Решение текстовых задач на сложение и вычитание. Цели. Повторение: решение текстовых задач на нахождение суммы, слагаемого, разности, вычитаемого, уменьшаемого; составление краткой записи, моделирование условия задачи. |
11 12 13 | 15.09 16.09 17.09 | | Закрепление изученного. С. 22—23 Самостоятельная работа «Сложение и вычитание» с.10 Входная контрольная работа |
Умножение и деление (14 ч) |
14 | 18.09 | | Умножаем и делим на 2. С. 24—25 | Тема. Таблица умножения на 2. Цели. Повторение: таблица умножения на 2; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз; порядок действий в выражениях. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные. | Выполнять: табличное умножение и деление чисел; умножение и деление круглых чисел на однозначное число (в случаях, аналогичных табличным); устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (простые случаи). |
15 | 19.09 | | Умножаем и делим на 4. С. 26—27 | Тема. Таблица умножения на 4. Цели. Повторение: таблица умножения на 4; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные. | Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, на разностное сравнение; нахождение произведения, деления на части и по содержанию. Составлять краткую запись условия задачи, ставить вопросы к задаче. * * * Проводить вычисления по аналогии. Ориентироваться в рисунке-схеме, извлекать данные, записывать их в форме краткой записи условия. Наблюдать за делимостью чисел на 2 и на 5, за разрядным составом чисел, делящихся на 9; делать выводы; использовать их при вычислениях. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче («Сможет ли...?», «Хватит ли...?» и т.д.). Использовать решето Эратосфена для нахождения простых чисел. Находить нужную информацию в именном указателе в конце учебника. Осваивать терминологию, связанную с компьютером (файл, папка и т.д.). Распределять работу при выполнении заданий в паре. Пользоваться справочными материалами учебника. |
16 | 22.09 | | Умножаем и делим на 3. С. 28—29 РТ №1 с.18-19 | Тема. Таблица умножения на 3. Цели. Повторение: таблица умножения на 3; решение текстовых задач на смысл действий умножения и деления, на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные. |
17 | 23.09 | | Умножаем на 6. С. 30—31 | Тема. Таблица умножения на 6. Цели. Отработка табличных случаев умножения и деления на 6; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные. |
18 | 24.09 | | Умножаем на 5. С. 32—33 РТ№1 с.20-21 | Тема. Таблица умножения на 5. Цели. Повторение: таблица умножения на 5, признак делимости на 5; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные. |
19 | 25.09 | | Умножаем на 7. С. 34—35 | Тема. Таблица умножения на 7. Цели. Отработка табличных случаев умножения и деления на 7; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные. |
20 | 26.09 | | Умножаем на 8 и на 9. С. 36—37 РТ№1 с.22-23 | Тема. Таблица умножения на 8 и на 9. Цели. Отработка табличных случаев умножения и деления на 8 и на 9; решение текстовых задач. Знакомство с признаком делимости чисел на 9. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные. |
21 22 | 29.09 30.09 | | Повторяем таблицу умножения. С. 38—39 РТ№1 с.24-25 | Тема. Закрепление изученного. Цели. Повторение: деление числа на 1 и само на себя. Формирование умений применять знание таблицы умножения при вычислениях и решении текстовых задач. |
23 24 | 01.10 02.10 | | Решаем задачи, вычисляем, сравниваем. С. 40—41 | Тема. Закрепление изученного. Цели. Повторение: решение текстовых задач на умножение и деление. Формирование умений сравнивать значения выражений. |
25 26 27 | 03.10 06.10 07.10 | | Закрепление изученного. С. 42—43 Самостоятельная работа «Умножение и деление» с.14 | |
Числа и фигуры (14 ч) |
28 | 08.10 | | Периметр многоугольника. С. 44—45 | Тема. Периметр многоугольника. Цели. Повторение: вычисление периметра многоугольника. Знакомство с понятием «ось симметрии фигуры». Отработка вычислительных навыков. | Различать многоугольники. Вычислять периметр многоугольника. Измерять длину отрезков. Переводить единицы длины. Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. Вычислять площадь прямоугольника; неизвестную сторону. Определять площадь прямоугольного треугольника. Различать кратное и разностное сравнение. Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Определять объём фигуры в единичных кубиках. Решать задачи на разностное и кратное сравнение; задачи в 2 действия. * * * Находить ось симметрии фигуры, симметричные предметы в окружающей обстановке. Узнавать новое о симметрии. Разбивать фигуры на части и Конструировать фигуры из частей. Заносить данные в таблицу. Моделировать задачи на разностное и кратное сравнение. Моделировать фигуры заданного объёма из кубиков. Ориентироваться в рисунке-схеме, в условных обозначениях. Соотносить реальные размеры объекта и его размеры на схеме. Чертить план по заданному алгоритму. Решать нестандартные задачи по выбору. |
29 | 09.10 | | Единицы длины. С. 46—47 РТ№1 с.26-27 | Тема. Единицы длины. Цели. Повторение: единицы длины (метр, сантиметр, миллиметр), метрические соотношения между ними. Знакомство с понятием «дециметр». Формирование умений переводить метры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков. |
30 | 10.10 | | Переводим единицы длины. С. 48—49 | Тема. Единицы длины. Цели. Развитие пространственных представлений. Формирование представлений о десятичном принципе построения системы единиц длины. Формирование умений переводить миллиметры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков. |
31 | 13.10 | | Вычисляем площадь. С. 50—51 РТ№1 с.28-29 | Тема. Площадь прямоугольника. Цели. Развитие пространственных представлений. Повторение: единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный метр); вычисление площади прямоугольника. |
32 | 14.10 | | Увеличиваем и уменьшаем фигуры. С. 52—53 РТ№1 с.32-33 | Тема. Кратное сравнение чисел и величин. Цели. Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о кратном сравнении. |
33 | 15.10 | | Строим фигуры из кубиков. С. 54—55 РТ№1 с.30-31 | Тема. Измерение объёма. Цели. Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о вычислении объёма прямоугольного параллелепипеда (без термина). Знакомство с единицами объёма (кубический сантиметр, кубический метр, кубический дециметр). Формирование умения решать задачи на кратное сравнение. |
34 | 16.10 | | Проектируем сад. С. 56—57 РТ№1 с.34-35 | Тема. Практическая работа «План сада». Цели. Развитие пространственных представлений. Формирование умений выбирать маршрут. Измерение длин отрезков на плане, вычисление реальных размеров, рисование плана по заданному описанию. |
35 36 37 38 39 40 41 | 17.10 20.10 21.10 22.10 23.10 24.10 27.10 | | Повторение, обобщение изученного. С. 58—65 РТ№1 с.36-39 Тест «Числа и фигуры» с.18 Контрольная работа №1 | |
42 43 44 45 | 28.10 29.10 30.10 31.10 | | Резерв 4 ч | | |
2-я четверть (35 часов) МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ВЫЧИСЛЕНИЙ |
Математические законы (23 ч) |
46 | 10.11 | | Переставляем слагаемые. С. 66—69 РТ№1 с.40-41 | Тема. Переместительный закон сложения. Цели. Повторение: переместительный закон сложения. Формирование умений устно выполнять сложение чисел, применять переместительный закон сложения для определения значения выражений. | Выполнять устно: • сложение трёхзначных чисел по разрядам без перехода через разряд; • сложение двузначных чисел с переходом через сотню; • сложение и вычитание разрядных слагаемых с переходом через разряд; • табличное умножение и деление чисел; • умножение и деление круглых чисел на однозначное число (в случаях, аналогичных табличным). |
47 | 11.11 | | Переставляем множители. С. 70—71 | Тема. Переместительный закон умножения. Цели. Повторение: переместительный закон умножения. Формирование умений устно выполнять умножение чисел в пределах 1000, применять переместительный закон умножения для определения значения выражений. |
48 | 12.11 | | Складываем и вычитаем. С. 72—73 РТ№1 с.42-43 | Тема. Сложение и вычитание — взаимно обратные действия. Цель. Формирование умений устно выполнять сложение и вычитание чисел; решать текстовые задачи, формулировка которых содержит инверсию. | Вычислять и сравнивать значения выражений. Группировать слагаемые, множители; выполнять вычисления рациональным способом. Находить неизвестное слагаемое, неизвестный множитель. Решать задачи в 2–3 действия: с инверсией условия (косвенная формулировка); на разностное и кратное сравнение, на все арифметические действия. Составлять краткую запись условия задачи. * * * Наблюдать за свойствами умножения на 10, 100, 1000; делать выводы, использовать их при вычислениях. Проводить вычисления по аналогии. Прогнозировать результаты умножения (число нулей в конце ответа). Восстанавливать задачу по табличным данным, заполнять таблицу. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Конструировать фигуру из частей. Сравнивать площади фигур. Сотрудничать с товарищами: выполнять взаимопроверку, обсуждать решения. |
49 | 13.11 | | Умножаем и делим. С. 74—75 | Тема. Умножение и деление — взаимно обратные действия. Цель. Формирование умений устно выполнять умножение и деление чисел; решать текстовые задачи. |
50 | 14.11 | | Группируем слагаемые. С. 76—77 РТ№1 с.44 | Тема. Сочетательный закон сложения. Цели. Повторение: сочетательный закон сложения. Формирование умений применять сочетательный закон сложения при вычислениях; выполнять сложение двузначных чисел с переходом через сотню. |
51 | 17.11 | | Умножаем и делим на 10,100, 1000. С. 78—79 РТ№1 с.45 | Тема. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Цель. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на 10,100, 1000. |
52 | 18.11 | | Группируем множители. С. 80—81 | Тема. Сочетательный закон умножения. Цели. Повторение: сочетательный закон умножения. Формирование умений применять сочетательный закон умножения при вычислениях; выполнять умножение круглых чисел. |
53 54 55 56 | 19.11 20.11 21.11 24.22 | | Закрепление изученного. С. 82—83 Тест «Математические законы» с.22 |
57 | 25.11 | | Умножаем сумму. С. 84—85 РТ№1 с.46-47 | Тема. Распределительный закон. Цели. Знакомство с распределительным законом умножения и правилом умножения суммы на число. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений. | Выполнять вычисления устно. Умножать и делить двузначное число на однозначное (в пределах 100). Вычислять значение выражения разными способами (по порядку действий, используя распределительное свойство умножения/деления). Вычислять периметр прямоугольника разными способами. Решать задачи разными способами. Определять стоимость покупки. Составлять выражение для решения задачи. * * * Наблюдать за умножением и делением суммы/разности на число; делать выводы, использовать их при вычислениях. Проводить вычисления по аналогии. Контролировать выполнение вычислений, находить ошибки и исправлять их. Анализировать выражение и выбирать подходящий способ вычисления. Исследовать свойство умножения на число 0. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче («Можно ли купить?» и т.д.). Прогнозировать результат вычислений. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. |
58 | 26.11 | | Умножаем и складываем. С. 86—87 | Тема. Умножение двузначного числа на однозначное. Цель. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное с помощью правила умножения суммы на число. |
59 | 27.11 | | Делим сумму. С. 88—89 РТ№1 с.48-49 | Тема. Деление суммы на число. Цели. Знакомство с правилом деления суммы на число. Формирование умений выполнять деление двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений |
60 | 28.11 | | Повторяем все правила. С. 90—91 | Тема. Закрепление изученного. Цель. Формирование умений применять изученные правила при вычислениях, выбирать удобный способ вычислений. |
61 | 01.12 | | Используем правила вычислений. С. 92—93 РТ№1 с.50 | Тема. Решение текстовых задач разными способами. Цели. Формирование умений составлять выражения для решения задач, решать задачи двумя способами. |
62 | 02.12 | | Размышляем о нуле. С. 94—95 РТ№1 с.51 | Тема. Арифметические действия с числом 0. Цель. Повторение: правила выполнения арифметических действий с числом 0. |
63 | 03.12 | | Идём за покупками. С. 96—97 | Тема. Решение текстовых задач на определение стоимости покупки. Цели. Формирование умений решать текстовые задачи. Формирование умений оценивать стоимость покупки. |
64 65 66 67 68 | 04.12 05.12 08.12 09.12 10.12 | | Закрепление изученного. С. 98—99 Самостоятельная работа «Распределительный закон» с.26 |
Числа и величины (12 ч) |
69 | 11.12 | | Измеряем время. С. 100—101 РТ№1 с.52-53 | Тема. Определение времени по часам. Цели. Повторение: определение времени по часам. Развитие временных представлений учащихся. | Переводить единицы измерения времени. Сравнивать длительность событий, длину пути. Решать задачи, содержащие единицы времени. Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Соотносить понятие «скорость» со временем движения и длиной пройденного пути. Решать задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. * * * Соотносить время суток и показания часов. Определять длительность событий, соотносить длительность событий и показания часов. Ориентироваться в календаре. Восстанавливать задачу по табличным данным, заполнять таблицу. Ориентироваться в рисунке-схеме, выбирать на схеме оптимальный маршрут движения, использовать свойство сторон прямоугольника для определения длины маршрута. Моделировать взаимное положение объектов и направление движения на числовом луче. Соотносить заданную скорость движения с объектами движения (пешеход, машина, самолёт, птица). Исследовать зависимость между длиной пути, временем и скоростью движения. Использовать умение находить неизвестный множитель для определения времени и скорости движения. Узнавать новое об истории календаря. Решать нестандартные задачи по выбору. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Измерение времени»: подбирать материал по теме; участвовать в подготовке викторины; проводить исследование точности часов разного вида. Планировать свою деятельность с опорой на шаблон в рабочей тетради. |
70 | 12.12 | | Минуты в часы — и обратно. С. 102—103 | Тема. Единицы измерения времени. Цели. Формирование умения переводить часы в минуты. Развитие временных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков. |
71 | 15.12 | | Сутки, месяц, год. С. 104—105 | Тема. Единицы измерения времени. Цели. Развитие временных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения времени. Отработка вычислительных навыков. |
72 | 16.12 | | Вычисляем длину пути. С. 106—107 | Тема. Длина пути. Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения длины. Отработка вычислительных навыков. |
73 | 17.12 | | Рисуем схемы движения. С. 108—109 РТ№1 с.54-55 | Тема. Моделирование задач на движение. Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений моделировать текстовые задачи на определение расстояния. |
74 | 18.12 | | Скорость. С. 110—111 | Тема. Скорость. Цели. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о скорости движения. Отработка вычислительных навыков. |
75 | 19.12 | | Исследуем зависимость. С. 112—113 РТ№1 с.56-57 | Тема. Задачи на определение скорости, длины пути и времени движения. Цели. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о связи длины пройденного пути со временем и скоростью движения. |
76 77 78 79 80 | 22.12 23.12 24.12 25.12 26.12 | | Повторение, обобщение изученного. С. 114—123 РТ№1 с.58-59 Тест «Числа и величины» с.30 Контрольная работа №2 |
3-я четверть (48 часов) ПИСЬМЕННЫЕ АЛГОРИТМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ |
Значение выражений (9 ч) |
81 | 12.01 | | Часть 2 Как составляют выражения. С. 3—7 РТ№2 с.3-4 | Тема. Выражение. Цель. Повторение: вычисление значения выражений, порядок действий в выражении. | Вычислять значение выражения в 2–3 действия рациональным способом (используя переместительные и сочетательные законы сложения и умножения). Выполнять письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд. Правильно использовать в речи названия числовых выражений и компонентов арифметических действий. Составлять выражения по описанию. Соотносить условие задачи с арифметическим выражением. Решать задачи в 3–4 действия на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, остатка; определение длины пройденного пути, стоимости покупки. Составлять выражение для решения задачи. Находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое. Вычислять площадь многоугольника, разбивая его на прямоугольники. * * * Наблюдать за порядком действий и значением выражения в зависимости от наличия в нём скобок. Кодировать и расшифровывать последовательность вычислений с помощью условных знаков (игры с автоматом). Обосновывать с помощью логических рассуждений правила нахождения неизвестного компонента сложения, вычитания. Использовать схемы для решения задач. Восстанавливать задачи по табличным данным. Сотрудничать с товарищами при взаимопроверке выполнения заданий. |
82 | 13.01 | | Вычисляем значение выражения. С. 8—9 | Тема. Вычисление значения выражения. Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание без перехода через разряд; записывать вычисления в столбик; составлять выражения для решения задач. |
83 | 14.01 | | Неизвестное число в равенстве. С. 10—11 РТ№2 с.5-6 | Тема. Нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Цель. Формирование умений находить неизвестный компонент сложения и вычитания. |
84 | 15.01 | | Преобразуем выражения. С. 12—13 РТ№2 с.7 | Тема. Закрепление изученного. Цель. Формирование умений вычислять значение выражений; применять законы арифметических действий при вычислении значения выражений. |
85 | 16.01 | | Решаем задачи. С. 14—15 РТ№2 с.8-9 | Тема. Решение задач. Цель. Формирование умений решать текстовые задачи в 2 действия на нахождение слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого. |
86 87 88 89 | 19.01 20.01 21.01 22.01 | | Закрепление изученного. С. 16—17 Тест «Выражения и равенства» с.34 |
Складываем с переходом через разряд (9 ч) |
90 | 23.01 | | Что такое масса. С. 18—19 РТ№2 с.10 | Тема. Масса. Цели. Формирование представлений о массе предмета. Единицы измерения массы (грамм, килограмм), метрическое соотношение между ними. | Переводить единицы массы (килограммы в граммы и обратно). Сравнивать массу предметов, упорядочивать предметы по массе. Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (масс). Выполнять письменное сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. Вычислять значение выражения в 2–3 действия разными способами (по порядку действий, используя правило вычитания числа из суммы). Выбирать подходящий способ вычислений. |
91 | 26.01 | | Записываем сложение в столбик. С. 20—21 РТ№2 с.11-13 | Тема. Сложение с переходом через разряд. Цели. Формирование умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд в пределах 10 000; записывать сложение в столбик; решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения массы. |
92 | 27.01 | | Встречаем сложение чисел на практике. С. 22—23 | Тема. Сложение с переходом через разряд. Цель. Формирование умений применять сложение чисел в бытовых ситуациях. | Решать задачи, содержащие единицы массы; задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. * * * Моделировать процесс движения с помощью рисунка в отрезках; решение уравнения на схеме «части – целое». Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Сотрудничать с товарищами, сравнивая способы и результаты вычислений. Узнавать новое о традициях летоисчисления. Пользоваться справочными материалами в конце учебника. |
93 | 28.01 | | Перепись населения. С. 24—25 РТ№2 с.14-15 | Тема. Сложение с переходом через разряд. Цели. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд. Знакомство со способом представления информации в виде столбчатой диаграммы. |
94 | 29.01 | | По дорогам России. С. 26—27 РТ№2 с.16-17 | Тема. Решение задач на движение. Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с приёмами вычитания числа из суммы. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд. |
95 96 97 98 | 30.01 02.02 03.02 04.02 | | Закрепление изученного. С. 28—29 РТ№2 с.18-19 Тест «Сложение с переходом через разряд» с.38 Самостоятельная работа «Сложение с переходом через разряд» с.42 |
Математика на клетчатой бумаге (9 ч) |
99 | 05.02 | | Играем в шахматы. С. 30—31 РТ№2 с.20-21 | Тема. Знакомство с координатами. Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с координатами на уровне наглядных представлений (без термина). Развитие логики. | Выполнять письменное сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. Находить неизвестное число в равенстве. Составлять выражения для выполнения подсчётов при выполнении заданий. Устанавливать соответствие заданного выражения условию задачи. Вычислять периметр и площадь прямоугольника. Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (длин). Решать задачи в 2–3 действия, содержащие единицы длины, массы; на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, остатка. * * * Узнавать новое о правилах игры в шахматы. Решать шахматные задачи. Вести протокол сделанных ходов. Выбирать маршрут передвижения, основываясь на предложенной информации. Строить дерево вариантов и Подсчитывать число возможных вариантов маршрута. Ориентироваться в чертежах, рисунках- схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Отображать табличные данные на столбчатой диаграмме. Выбирать способ вычисления, соответствующий чертежу, схеме. Узнавать новые сведения из истории математики. |
100 | 06.02 | | Путешествуем по городам Европы. С. 32—33 | Тема. Сложение именованных чисел. Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков. |
101 | 09.02 | | Работаем с таблицами и схемами. С. 34—35 РТ№2 с.22-23 | Тема. Знакомство с диаграммами. Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование представлений о способах отображения информации с помощью столбчатых диаграмм. Отработка вычислительных навыков. |
102 | 10.02 | | Решаем задачи на клетчатой бумаге. С. 36—37 | Тема. Решение нестандартных задач. Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков. |
103 | 11.02 | | Площадь квадрата. С. 38—39 РТ№2 с.24-25 | Тема. Площадь квадрата. Цели. Знакомство с понятием «квадрат числа», обозначение единиц площади (см2 и др.). Отработка вычислительных навыков. |
104 105 106 107 | 12.02 13.02 16.02 17.02 | | Повторение, обобщение изученного. С. 40—43 РТ№2 с.26-29 |
Вычитаем числа (11 ч) |
108 | 18.02 | | Вспоминаем, что мы умеем. С. 44—45 РТ№2 с.30-31 | Тема. Вычитание без перехода через разряд. Цель. Повторение: приёмы устного вычитания; запись вычитания в столбик. | Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд. Вычислять значение выражения в 2–3 действия разными способами (по порядку действий, используя правила вычитания числа из суммы и вычитания суммы из числа). Выбирать подходящий способ вычислений. Выполнять сложение и вычитание именованных чисел. Решать задачи разными способами. Определять начало, конец и длительность событий. * * * Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Прогнозировать результат вычитания (определять последнюю цифру разности). Контролировать правильность вычислений, решения уравнений. Моделировать условия задач: составлять схему покупки; отображать временные промежутки на отрезке числового луча. Исследовать возможность проведения вычислений разными способами. |
109 | 19.02 | | Записываем вычитание в столбик. С. 46—47 | Тема. Вычитание с переходом через разряд. Цели. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик; моделировать условие задачи. |
110 | 20.02 | | Считаем сдачу. С. 48—49 РТ№2 с.32-33 | Тема. Вычитание из круглых чисел. Цель. Формирование умений выполнять вычитание из круглых чисел; записывать вычисления в столбик. |
111 | 24.02 | | По железной дороге. С. 50—51 РТ№2 с.34-35 | Тема. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Цель. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик. |
112 | 25.02 | | Как вычесть сумму из числа. С. 52—53 РТ№2 с.36 | Тема. Вычитание суммы из числа. Цели. Знакомство с приёмами вычитания суммы из числа. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик; моделировать условие задачи. |
113 | 26.02 | | Знаменательные даты. С. 54—55 РТ№2 с.37 | Тема. Решение задач. Цели. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Решение задач на определение продолжительности, начала, конца события. Отработка вычислительных навыков. | Ориентироваться в ситуации купли-продажи, считать сдачу, проверять чеки. Ориентироваться в датах собственной жизни и жизни членов семьи (даты рождения, возраст). Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Сотрудничать с товарищами, обсуждая, проверяя и сравнивая варианты выполнения задания. Узнавать новое о важных изобретениях, жизни замечательных людей. Решать нестандартные задачи по выбору. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Что такое масса»: подбирать материал по теме; участвовать в подготовке викторины; исследовать зависимость силы притяжения от массы предмета. Планировать свою деятельность с опорой на шаблон в рабочей тетради. |
114 | 27.02 | | Подводим итоги. С. 56—57 РТ№2 с.38-39 | Тема. Закрепление изученного. Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. |
115 116 117 118 | 02.03 03.03 04.03 05.03 | | Повторение, обобщение изученного. С. 58—65 Самостоятельная работа «Вычитание с переходом через разряд» с.46 |
Умножаем на однозначное число (10 ч) |
119 | 06.03 | | Записываем умножение в столбик. С. 66—69 РТ№2 с.40-41 | Тема. Знакомство с алгоритмом письменного умножения. Цели. Повторение: приёмы устного умножения. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик. | Выполнять письменное умножение на однозначное число. Вычислять значение выражения в 2–3 действия разными способами. Выбирать подходящий способ вычислений. |
120 | 10.03 | | Откуда берутся нули? С. 70—71 РТ№2 с.42-43 | Тема. Умножение двузначного числа на однозначное. Цели. Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков. | Решать задачи в 2–3 действия на нахождение произведения; определение длины пути, времени и скорости движения; определения стоимости покупки. Выполнять умножение именованных чисел. Решать задачи, содержащие единицы длины, массы, ёмкости. Вычислять площадь прямоугольника. * * * Выполнять вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Прогнозировать результат умножения чисел. Контролировать правильность вычислений, находить ошибки, исправлять их. Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Сотрудничать с товарищами, сравнивая способы и результаты вычислений. Узнавать новое о системах счисления. Расшифровывать записи и выполнять вычисления. Пользоваться справочными материалами учебника. |
121 | 11.03 | | Считаем устно и письменно. С. 72—73 | Тема. Умножение трёхзначного числа на однозначное. Цели. Формирование умений выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков. |
122 | 12.03 | | Пять пишем, три в уме. С. 74—75 РТ№2 с.44-45 | Тема. Закрепление изученного. Цели. Формирование умений выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков. |
123 | 13.03 | | Вычисляем массу. С. 76—77 РТ№2 с.46-47 | Тема. Единицы массы. Цели. Знакомство с единицами массы (тонна, миллиграмм). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. |
124 | 16.03 | | Измеряем ёмкости. С. 78—79 | Тема. Литр. Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с единицами ёмкости (литр, миллилитр). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы ёмкости. |
125 126 127 128 | 17.03 18.03 19.03 20.03 | | Повторение, обобщение изученного. С. 80—83 РТ№2 с.48-51 Тест «Умножение на однозначное число» с.50-53 Контрольная работа №3 |
4-я четверть (41 час) |
Делим на однозначное число (18 ч) |
129 | 01.04 | | Вспоминаем, что мы знаем и умеем. С. 84—85 РТ№2 с.52-53 | Тема. Внетабличное деление чисел. Цели. Повторение: приёмы устного деления чисел. Формирование умения моделировать условие задачи. Решение текстовых задач на определение стоимости покупки. | Находить неизвестный множитель. Определять цену товара, количество купленного товара. Подбирать наибольшее произведение, меньшее заданного числа. Делить числа с остатком. Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения. Решать задачи в 1–2 действия на деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара. * * * Контролировать правильность вычислений. Исследовать делимость чисел на 3. Прогнозировать делимость чисел на 2, 3, 4, 6, 9. Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Давать качественную оценку ответа к задаче (определять максимально возможное количество в соответствии с условием задачи). |
130 | 02.04 | | Делится — не делится. С. 86—87 | Тема. Признаки делимости на 2, 3, 9. Цели. Знакомство с признаками делимости чисел на 3 и на 9. Повторение: взаимосвязь действий умножения и деления. Отработка навыков письменного умножения. |
131 | 03.04 | | Подбираем наибольшее произведение. С. 88—89 РТ№2 с.54-55 | Тема. Оценка значения произведения. Цели. Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления: формирование первичных представлений о делении с остатком; формирование умения подбирать наибольшее произведение, меньшее заданного числа. Отработка навыков письменного умножения. |
132 | 06.04 | | Что в остатке? С. 90—91 РТ№2 с.56 | Тема. Деление с остатком. Цели. Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления: формирование представлений о делении с остатком. Отработка навыков письменного умножения. |
133 | 07.04 | | Записываем деление уголком. С. 92—93 РТ№2 с.57 | Тема. Алгоритм письменного деления. Цель. Формирование умений выполнять деление на однозначное число, записывать деление уголком. |
134 | 08.04 | | Продолжаем осваивать деление. С. 94—95 | Тема. Деление на однозначное число. Цель. Формирование умений выполнять деление на однозначное число, записывать деление уголком. |
135 136 137 138 | 09.04 10.04 13.04 14.04 | | Закрепление изученного. С. 96—97 |
139 | 15.04 | | Находим неизвестное. С. 98—99 РТ№2 с.58-59 | Тема. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Цель. Формирование умений находить неизвестные компоненты умножения и деления; выполнять деление на однозначное число. | Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения. Находить неизвестный множитель, делимое, делитель. Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Определять последнюю цифру ответа при сложении, вычитании, умножении, первую цифру ответа при делении; проверять последнюю цифру ответа при делении. Находить ошибки в вычислениях. Решать задачи на деление с остатком; деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара. * * * Самостоятельно выводить правило нахождения неизвестного делимого, делителя. Использовать знание о взаимосвязи умножения и деления при решении задач практического содержания. Моделировать деление на части, исследовать деление на круглое число, делать выводы, проводить вычисления по аналогии. Ориентироваться в расписании движения транспорта, планировать время движения, расход продуктов, рассчитывать маршрут движения. Контролировать правильность вычислений. Сотрудничать с товарищами при проверке выполнения заданий. Прогнозировать результат сложения, вычитания. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. |
140 | 16.04 | | Делим на круглое число. С. 100—101 РТ№2 с.62 | Тема. Деление на круглое число. Цель. Формирование умений выполнять деление круглых чисел; находить неизвестные компоненты умножения и деления. |
141 | 17.04 | | Собираемся в путешествие. С. 102—103 РТ№2 с.60-61 | Тема. Решение задач. Цели. Комплексное повторение изученного. Формирование умений решать текстовые задачи. |
142 | 20.04 | | Учимся находить ошибки. С. 104—105 РТ№2 с.63 | Тема. Приёмы проверки вычислений. Цели. Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий |
143 | 21.04 | | Проверяем результаты деления. С. 106—107 РТ№2 с.64-65 | Тема. Приёмы проверки деления. Цели. Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий. |
144 145 146 | 22.04 23.04 24.04 | | Закрепление изученного. С. 108—109 РТ№2 с.66-67 Тест «Деление на однозначное число» с.54 Самостоятельная работа «Умножение и деление» с.58 |
Делим на части (10 ч) |
147 | 27.04 | | Окружность и круг. С. 110—111 РТ№2 с.68 | Тема. Окружность и круг. Цели. Знакомство с понятиями «окружность», «круг», «радиус», «диаметр». Формирование умений чертить окружность с помощью циркуля; делить круг на равные части с помощью линейки и циркуля. | Различать окружность и круг, радиус и диаметр. Вычислять радиус, если известен диаметр; диаметр, если известен радиус. Чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля. Делить окружность на 2 и 4 части с помощью угольника; на 3 и 6 частей с помощью циркуля. Соотносить части геометрической фигуры и доли числа. Читать и записывать доли числа. Находить долю числа. Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле. Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Находить неизвестное число в равенстве. Выполнять устные и письменные вычисления. * * * Использовать чертёжные инструменты. Моделировать условие задачи на нахождение доли числа и числа по доле. Осваивать слова, обозначающие доли числа. Оценивать результат деления (долю числа). |
148 | 28.04 | | Делим на равные части. С. 112—113 РТ№2 с.69 | Тема. Знакомство с долями. Цели. Формирование первичных представлений о долях. Развитие речи учащихся (употребление слов «треть», «четверть» и др.). |
149 | 29.04 | | Рисуем схемы и делим числа. С. 114—115 РТ№2 с.70 | Тема. Круговые диаграммы. Цели. Знакомство с круговыми диаграммами; записью долей в виде дробей. Формирование умений находить долю числа; решать текстовые задачи. |
150 | 30.04 | | Вычисляем доли. С. 116—117 РТ№2 с.71 | Тема. Нахождение доли числа. Цель. Формирование умений находить долю числа; моделировать текстовые задачи. |
151 | 05.05 | | Рисуем схемы и решаем задачи. С. 118—119 РТ№2 с.72 | Тема. Нахождение числа по доле. Цель. Формирование умений находить число по доле; моделировать текстовые задачи. |
152 153 154 155 156 | 06.05 07.05 08.05 11.05 12.05 | | Закрепление изученного. С. 120—121 РТ№2 с.73-77 Тест «Делим на части» с. 62 Контрольная работа №4 |
Повторение (11 ч) |
157 | 13.05 | | Полёт на Луну. С. 122—123 | Комплексное повторение изученного. | Вычислять значение выражения. Находить неизвестное число в равенстве. Решать задачи на нахождение произведения, суммы, остатка; определение длительности событий; длины пути, времени, скорости движения. Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа. Раскладывать трёхзначные числа на разрядные слагаемые. Переводить единицы длины, массы, времени. Решать задачи, содержащие единицы длины, массы, времени, ёмкости. Определять стоимость покупки, цену и количество товара. Вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника. Выполнять устные и письменные вычисления. Проводить вычисления разными способами, Выбирать подходящий способ вычислений. * * * Узнавать новое об исторических лицах, героях мифов. Расшифровывать слова, числа. Решать логические задачи Прогнозировать результат вычислений. Применять полученные знания при решении нестандартных задач. |
158 | 14.05 | | Ворота Мории. С. 124—125 | Комплексное повторение изученного. |
159 | 15.05 | | Золотое руно. С. 126—127 | Комплексное повторение изученного. |
160 | 18.05 | | Возвращение аргонавтов. С. 128—129 | Комплексное повторение изученного. |
161 162 163 164 165 166 167 | 19.05 20.05 21.05 22.05 25.05 26.05 27.05 | | Повторение, обобщение изученного. С. 130—139 | Комплексное повторение изученного. Итоговая контрольная работа. |
168 169 | 28.05 29.05 | | Резерв 2 ч | | |