Просмотр содержимого документа
«Творческая проектная деятельность как эффективное средство развития одаренности обучающихся начальной школы»
Творческая проектная деятельность как эффективное средство развития одаренности обучающихся начальной школы.
Е.Ю.Акимова, учитель начальных классов,
БОУ «Тарская гимназия№1», г.Тара
Творческий проект – особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.
Особенность творческого проекта заключается в презентации. Учащиеся любят работать над творческими проектами, так как видят результат не только своего труда, но и одноклассников с помощью яркой, наглядной, увлекательной презентации. Результатом творческих проектов могут быть: альманахи, театрализация, спектаклей, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, фотовыставки, деловых игр, электронных презентаций и другие.
Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой с дополнительной литературой. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач. Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует и опыт самостоятельных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг к другу, со взрослыми в совместной деятельности. Глубокое внедрение проектной технологии в деятельность гимназии способствует формированию социальных компетентностей у обучающихся.
Сегодня творческое проектирование выделяют в отдельную категорию проектов. Творческая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями (не столько целями, сколько именно условиями) для продуктивной работы над творческими проектами являются следующие умения и навыки школьников:
видение проблемы, ее значимости и актуальности для себя и для социума;
нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;
освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;
объективная оценка своего личного вклада в коллективное дело;
понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта;
осознание значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.
Явственна и ценностная ориентация творческого проектирования – это гуманизм. Ведь разрабатывается и осуществляется проект человеком и для человека. У. Килпатрик когда-то определил проект как «всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца». Сделать свою жизнь прекрасней своими руками, ощутить себя творцом – значить узнать, что такое счастье. А это доступно только личности.
Творческое проектирование есть способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для учителя творческое проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.
Творческий проект «Давайте знакомиться» (1класс)
Цель – знакомство детей, сплочение класса, осознание собственного «Я», развитие творческих способностей.
Задачи:
формирование личной индивидуальности, своего «Я» через самопознание и оценку окружающих;
развитие познавательной и творческой активности учащихся, коммуникативных навыков;
Современный ученик должен научиться мыслить нестандартно, уметь получать разнообразную информацию из разных источников, обмениваться ею, оценивать свою деятельность, грамотно и интересно рассказывать о себе и своих увлечениях. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо сформировать знания о себе и своём «Я». Чувствовать себя комфортно в коллективе, раскрыть полностью свой потенциал.
2.Проектирование (планирование)
Что означает имя ребенка?
Почему меня так назвали?
Кто из известных людей носит такое же имя?
Как близкие могут ласково меня назвать?
Какова история происхождения моего имени?
Чтобы ответить на эти вопросы и провести знакомство ребят в коллективе решили провести исследование «Что означают наши имена?» и с помощью родителей и учителя приготовить презентацию.
3.Поиск информации.
Для составления презентации дети должны :
провести опрос родителей и собрать информацию о своём имени;
выяснить и составить список известных людей, которые носят такое же имя;
опросить одноклассников и ребят других классов распределить имена по популярности;
подготовить презентацию и сообщение о себе.
Приготовить свою творческую работу о своем увлечении в любой форме ( рисунок, поделка и т.п.)
Дети с одинаковыми именами объединяются в микрогруппы и готовят общую презентацию, где на первые 2 вопроса каждый рассказывает индивидуально, а остальная информация делится согласно количеству человек в микрогруппе.
4. Продукт.
Информационный классный час «Что означают наши имена?» Ученики планируют разные формы (номера) своего представления. В беседе с учителем, родителями получают рекомендации по форме проведения, методические уточнения о подготовке выступления.
Выставка творческих работ.
Игры для пауз и сплочения:«Вот так мы встречаем друзей», «Доверие»
5. Презентация.
Выступление детей и микрогрупп;
- Загадки,
- Стихи шутки про одноклассников «Узнай друга».
- Игры.
- Выставка творческих работ.
- Чаепитие.
Творческий проект «Новогодний огонек» ( 1 класс)
Цель: знакомство семей, заинтересовать, сплотить и раскрыть творческие способности семей классного коллектива.
Продолжительность: краткосрочный
Уровень реализации проекта: внутриклассный
Участники проекта: учитель, ученики, родители, ресурсы интернет.
Ход реализации проекта:
Этап
Деятельность учителя, учащихся и родителей
1.Проблема (мотивационный этап)
Дети уже познакомились с разной формой представления себя и своих достижений,приоткрыли свои творческие способности. А способности родителей остались раскрытыми не полностью.
2. Проектирование (планирование)
Обсуждение на родительском собрании и классном часе форму проведения «Новогоднего огонька», способствовать сближению родительского коллектива.
3.Поиск информации.
Для составления сценария нужны сведения от детей и их родителей. С этой целью проводится анкетирование учащихся в форме мини-сочинения на тему «Как я хочу встретить Новый год», а для родителей были составляются «Приглашения-анкеты». Родители должны познакомиться, обсудить и оповестить о форме творческого представления своей семьи.
Следующий этап: обработка результатов и объединение семейных номеров в один смысловой замысел.
Смысловым стержнем является общее дело - украшение елки, которую украла накануне злая Баба-Яга и вернула ее только к празднику без игрушек.
4. Продукт.
Семьи проектируют разные формы (номера) своего представления. В беседе с учителем родители получают рекомендации по форме проведения, методические уточнения о подготовке выступления.
Игры для пауз, между номерами, обсуждаются на классном часе. Перед учащимися ставится задача подбора игр подходящих по количеству участников, по наличию свободного места, по доступности (в оснащении и организации). Вспоминаются правила поведения и этикета на празднике.
Для сплочения были можно выбрать следующие игры: «Апельсин», «Широкий круг» и другие.
5. Презентация.
Выступление семей:
- Загадки,
- Стихи шутки про одноклассников «Узнай друга».
- Музыкально-танцевальные номера.
- Показ мод (рукоделье).
- Выставка творческих работ.
- Сладкие угощения с сюрпризом.
После выступления каждая семья вешает на елку украшение, тем самым внося маленькую частичку в общее дело. Окончание праздника знаменуетсяь яркими огоньками на елке и получением подарков.
Творческий проект «Моя любимая азбука» (1 класс)
Цель проекта: продолжить формировать умение заниматься проектной деятельностью, развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Вид проекта: краткосрочный.
Уровень реализации проекта: внутриклассный
Участники проекта: учитель, ученики, родители, ресурсы интернет, энциклопедии.
Ход реализации проекта:
Этап
Деятельность учителя, учащихся и родителей
1.Проблема (мотивационный этап)
Дети выучили алфавит, научились складывать слоги и читать. Стали задавать вопросы- почему именно так, а не иначе выглядит та или другая буква, кто придумал буквы и каким был первый букварь.
2. Проектирование (планирование)
Учитель кратко рассказывает детям об истории книги, алфавите, их создателях.
Под руководством учителя дети разбиваются на 2 группы. Каждая группа получает задание:
«Старинная азбука и её создатели»
«Первые буквари и их создатели».
3.Поиск информации.
Самостоятельно и с помощью учителя, родителей дети находят сведения по истории создания русского алфавита и их создателях Кирилле и Мефодии; первых азбуках и букварях, об их издателях. Знакомятся с авторами этих книг, делятся полученной информацией, рассматривают азбуки Константина Ушинского, Льва Толстого, Елизаветы Беем, азбуку, по которой учился Петр I.
Учитель и родители консультируют в процессе поиска информации, оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, а также помощь в выборе форм презентации, выступают в качестве эксперта.
4. Продукт.
Ребята создают свои буквы из различных материалов. Результаты книжка-раскладушка «Первая азбука» и презентация «Первый букварь» объединяются в единый проект «Моя любимая азбука» и представляются на выставке к празднику «Прощание с букварём».
5. Презентация.
Особенно значимым этапом является завершающий этап – защита своего проекта на празднике «Прощание с букварем». Каждый проект доведится до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Литература
Алоева М.А. Классные часы в 1 – 4 классах / под ред. Г.Н.Сибирцовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М.,1998.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132.
Сергеева В. П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно – методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 96с.
Степанов Е. Н. Диагностические методики, используемые при моделировании воспитательной системы// Воспитание школьников -2007-№2,с. 3