Тематический предметный модуль "Служба консультаций по русскому языку"
Тематический предметный модуль "Служба консультаций по русскому языку"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа тематического предметного модуля «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»» в рамках предмета русский язык позволяет возможность обучающемуся вернуться к той или иной теме, (не показывая другим ребятам, что он забыл, не вспомнил,) что способствует формированию «ситуации успеха» у каждого ученика
Программа данного тематического модуля позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематический предметный модуль "Служба консультаций по русскому языку"»
Бекетова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов,
Ухарских Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №1 ст. Выселки
МО Выселковский район
Программа тематического предметного модуля
«Служба консультаций по русскому языку
«Занимательная грамматика»»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа тематического предметного модуля «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»» в рамках предмета русский язык позволяет возможность обучающемуся вернуться к той или иной теме, (не показывая другим ребятам, что он забыл, не вспомнил,) что способствует формированию «ситуации успеха» у каждого ученика
Программа данного тематического модуля позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Цель данного курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Задачи:
-изучение системных представлений о языке, его структуре, основных единицах;
-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она обеспечивает дифференциацию подхода к формированию знаниевой базы, проведению контроля различных категорий обучающихся класса. Организация работы по данному курсу строится с использованием классмейт ПК (персональный мобильный компьютер, разработанный на основе технологии Intel) или мобильных классов (компьютерных).
Работа ученика начальной школы по санитарным нормам не может продолжаться более 10 – 15 минут. Учитывая это, нами был подобран теоретический материал, главной задачей которого является напомнить ребятам материал по теме урока. Школа, в которой каждый учащийся и учитель может использовать персональный мобильный компьютер – это школа, в которой изменяется система взаимодействия учащихся и учителей друг с другом и между собой, а значит, изменяются формы и методы организации учебного процесса.
Имеющийся опыт показывает, что педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к учителю или добывать знания самостоятельно.
В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая, практическая, игровая.
Объем учебного материала предлагаемый в каждом занятии необходимо использовать с учетом дифференцированного подхода в обучении.
Программа тематического модуля предполагает взаимодействие с другими базисными общеобразовательными предметами (например, окружающий мир, литературное чтение, технологии). Результатом такого взаимодействия является дополнение и расширение содержания отдельных тем предметной области «Русский язык» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Форма занятий: беседа, практическая работа классмейт – ПК на основе технологии Intel.
Предусматривается как совместная работа преподавателя и обучающегося, так и самостоятельная работа, контроль и самоконтроль выполнения заданий. Курс полностью реализует все возможности дифференциации обучения к формированию знаниевой базы, использует современные подходы в образовании.
Ожидаемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
в процессе изучения разделов курса ученики получают знания об истории русского языка, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Результаты обучения: знакомство с новыми понятиями русской грамматики и умение применять их на практике при изучении учебного предмета «Русский язык» в школе, а также в практической деятельности.
Контроль за достижениями ученика осуществляется через выполнение учащимся проверочных и тестовых заданий, создание «Листка успеха» ученика, что в свою очередь может служить формой подведения итогов реализации данной образовательной программы.
Содержание предметного модуля
Тематический предметный модуль «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика» разбит на основные 6 тем, содержание которых раскрывается через разделы: «Ключ к знаниям», «По страницам русской истории», «Некоторые слова вообще невозможно проверить», «Грамматические сказки», «Кладовая», «Это ты знаешь», «Это ты знаешь*» (данный раздел обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника), «Узнаем новое и интересное». Материал каждого раздела можно изучать как последовательно, так и обращаясь к нему в качестве справочного пособия, в соответствии с уровнем подготовки обучающегося.
Имя существительное (10ч.)
Слова – части речи. Понятие об имени существительном. Род, число, падеж имен существительных. Три склонения. Словообразование имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных.
Имя прилагательное (8ч.)
Понятие об имени прилагательном, как части речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам в единственном и во множественном числах. Слова родственники.
Глагол (9ч.)
Понятие о глаголе. Первое, второе, третье лицо глагола. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Настоящее время глагола. Употребление частицы не с глаголами. Изменение глаголов по лицам и числам.
Местоимение (3ч.)
Понятие о местоимении. Первое, второе, третье лицо местоимений. Употребление предлогов с местоимениями.
Наречие (2ч.)
Понятие о наречии. Правописание наречий.
Имя числительное (2ч.)
Понятие об имени числительном. Порядковые и количественные имена числительные.
В каждом занятии присутствуют
Раздел I «Ключ к знаниям»
Содержит теоретические основы: правило, определение. Сказочный герой Звездочёт предложит изучить, повторить правила русского языка за курс 3-5 классов.
Рубрики раздела:
- «Рассмотри и расскажи» формирует речевые умения и навыки (говорение);
- «Рассмотри и выполни» формирует устойчивый интерес школьника к проявлению своих способностей в процессе осознанного приобретения первичного опыта;
- «Подумай и расскажи» проведение учеником сравнительного анализа представленного учебного материала на основе имеющегося опыта практической деятельности и определение побудительных мотивов для практических действий на основе собственных объяснений;
- «Выбери, выполни, поделись с другими» творческое осмысление учебного материала при реализации индивидуальных особенностей учеников и его обсуждение с другими ребятами.
Раздел II «По страницам русской истории» (фразеологизмы)
Герой раздела домовёнок Афанасий познакомит с терминами, новыми словами и выражениями русского фольклора, с их объяснением и иллюстрированием.
Раздел III «Некоторые слова вообще невозможно проверить.
Чтобы узнать, как пишутся такие слова, загляни в словарь»
Хозяйка данного раздела - Мудрая сова.Она даёт ребятам возможность узнать:
- написание словарного слова;
-значение этого слова;
- употребление с другими словами (составление словосочетаний);
-составление предложения с новым словом;
-нахождение этого слова в стихах, фразеологизмах.
Раздел III «Грамматическая сказка»
Кот Баюн в сказочной форме знакомит с историей возникновения правил русского языка: «Откуда пошли названия падежей», «Откуда появились глаголы-исключения», «Волшебник Ударение» и др.
Раздел IV «Кладовая»
Герои данного раздела – Двое из ларца, (одинаковы с лица) предлагают запомнить основные правила грамматики. Цель данного раздела - систематизация знаний обучающегося.
Раздел V «Это ты знаешь и умеешь»
Пингвин Шкипер предложит для выполнения задания: «С ответом в виде текста»; «Выбери правильные утверждения», «Заполни пропуски в тексте» и др. Весь материал данного раздела направлен на анализ и синтез необходимой информации.
«Это ты знаешь*» (данный раздел обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника). Представленные задания в данном разделе учитель использует по необходимости, в зависимости от уровня подготовленности обучающегося.
Раздел VI «Узнаем новое и интересное»
Материал данного раздела содержит разнообразный материал связанный с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение». Выполняя задания в данном разделе обучающийся получит возможность повторить изученный материал по данному курсу и узнает много новой информации: о своей стране, о животных, растениях мира, об истории возникновения некоторых вещей и т.д.
Таким образом, содержание тематического предметного модуля по русскому языку «Занимательная грамматика» с использованием информационных образовательных технологий действительно являются эффективными, обеспечивая дифференциацию подхода к формированию знаниевой базы обучающихся класса, наполняют деятельность учителя принципиально новым содержанием, которое с одной стороны помогает учителю самореализоваться, а с другой – детям учиться успешнее.
Темы тематического предметного курса
«Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»»
№
раздела
№
занятия
Раздел курса
Тема
1.Имя существительное
1
Здравствуй, имя Существительное!
2
Род имен существительных.
3
Число имен существительных.
4
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
5
Собственные и нарицательные имена существительные.
6
Падежи имён существительных (ч.1)
7
Падежи имён существительных (ч.2)
8
Три склонения имён существительных.
9
Словообразование имен существительных.
10
Мягкий знак после шипящих.
2. Имя прилагательное
11
Доброе утро, имя прилагательное как часть речи.
12
Изменение прилагательных по родам.
13
Изменение прилагательных по числам.
14
Как склоняются имена прилагательные.
15
Как склоняются имена прилагательные во множественном числе.
16
Падежные окончания имен прилагательных.
17
К словам – родственникам.
18
Вспомним все об имени прилагательном.
3. Местоимение
19
Слова – указки. Местоимение как часть речи.
20
У местоимений есть 1-ое,2-ое,3-е лицо
21
Предлоги перед местоимением.
4. Глагол
22
Здравствуй, дядюшка Глагол.
23
Изменение глагола по временам.
24
Неопределённая форма глагола.
25
Настоящее время.
26
Частица не с глаголами.
27
Второе лицо глагола.
28
Изменение глаголов по лицам и числам называется….
29
-ться- и –тся- в глаголах.
30
Вспомним все о глаголе.
5. Наречие
31
В гостях у наречий.
32
Правописание наречий.
6. Числительное
33
Кто больше?
34
Порядковые и количественные числительные.
Методическое обеспечение
Методы обучения: ознакомление с содержанием и выполнение тренировочных заданий с использованием дидактических материалов курса «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»»
Техническое оснащение занятий:
Рабочее место преподавателя и учащегося: компьютер классмейт на основе технологии Intel.
Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель – ученик», вести коллективную проектную работу, создавать портфолио каждого участника курса.
Литература, использованная при подготовке программы:
Волина В. В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. -М.: Просвещение, 1991
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. -Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М., 1996
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.- М.: Просвещение, 1991
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. –Д.: ПКФ “БАО”, 1997
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! -М.: Самовар, 1994
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное!- М.: Самовар, 1994
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! -М.: Самовар, 1995
Царевская Н.И. «Русский язык в начальной школе», -М., Просвещение, 2004.
презентация урока русского языка «Правописание ь знака после шипящих у имен существительных» автор Турыгина Н.А., Пермский край http://festival.1september.ru/articles/654928/