Тема выступления: «Современная школьная библиотека как центр воспитания и социализации обучающихся»
Тема выступления: «Современная школьная библиотека как центр воспитания и социализации обучающихся»
Задачи библиотеки: - Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения - Формирование и сохранение духовной культуры - Воспитание культурного и гражданского самосознания Основные функции библиотеки: Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема выступления: «Современная школьная библиотека как центр воспитания и социализации обучающихся»»
Тема выступления: «Современная школьная библиотека как центр воспитания и социализации обучающихся»
К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни»
Наша библиотека небольшая и недостаточно материально обеспечена, однако это не освобождает библиотекаря от исполнения своего долга и решения главных целей и задач библиотеки по привлечению к чтению детей.
Основные цели библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством. 2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия. 3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей. 4. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей. 5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе. 6. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг в аспекте культурного разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и обучающихся.
Задачи библиотеки:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся и педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и обучащихся в образовательных проектах.
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
Формирование и сохранение духовной культуры, экологической культуры современных школьников.
Воспитание культурного и гражданского самосознания.
Формирование комфортной библиотечной среды.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся в получении информации.
Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.
Основные функции библиотеки: 1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы. 2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов. 3. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей. 4. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе. 5. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе. 6. Просветительская - библиотека приобщает обучающихся к сокровищам мировой и отечественной литературы. 7. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями ОУ, другими библиотеками города, для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.
Неважно, какую форму имеет книга, важно,
какое место она занимает в нашей жизни и сердце ребенка.
Чтение остается мощнейшим инструментом развития мозга ребенка, которому необходимо в XXI веке познавать этот огромный мир.
И самая главная задача образования - учить мыслить!
И приучать детей к чтению нужно с раннего детства, тогда они становятся постоянными пользователями библиотек, а главное, им будет легко в учении. Ребенок всегда будет знать, чем себя занять, а значит, «дикий» образ уличного воспитания его заденет только в старшем возрасте и многому он сможет противостоять. Поэтому перед школьным библиотекарем встает задача не просто привлечь ребенка в библиотеку, но и способствовать развитию его культуры чтения, тому, чтобы получение знаний и общее развитие школьника - читателя происходило через хорошую книгу. Книга в данном случае должна рассматриваться как элемент, формирующий мировоззрение ребенка.
Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарь + учитель-предметник + классный руководитель + родители, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать» перерабатывать информацию.
В нашей библиотеке открытый доступ к фондам,
школьники могут, почитать детскую литературу, ознакомиться с периодической печатью, посмотреть журналы, полистать энциклопедии, справочники, словари. На выставочном стеллаже можно познакомиться с новыми книгами, книгами - юбилярами, выставками различной тематики. Раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Выставки расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.
Постоянно действующие выставки:
● «Книги - юбиляры»;
● «Писатели - юбиляры», по краеведению. В библиотеке организуются выставки в помощь учебному процессу:
● «За страницами ваших учебников»,
Для обучающихся начального звена
оформлены книжные полки:
● «Советуем прочитать»,
● «Здесь мир фантазии и сказок» Сегодня мало оформить красивую красочную книжную выставку, нужно еще пройти по классам с рекламой, привлечь обучающихся к рекламе книги, к забытым именам писателей.
В библиотеке в течение года проводятся:
● библиотечные уроки,
● конкурсы,
● викторины,
● обзоры книг и периодических изданий.
При выборе книг, стараюсь помочь своим маленьким читателям, сориентироваться в правильном выборе «своей книги», высказывать мнение о прочитанном. При индивидуальном обслуживании провожу консультации, беседы, опрос «Знаешь ли, содержание книги».
Чтобы приобщить к активному чтению обучающихся, использую такие формы, как:
● реклама новых книг;
● мероприятия в игровой форме;
● чтение по ролям;
В течение всего учебного года в своей работе реализую следующие цели:
● активизация чтения детей,
● повышение культуры самостоятельного выбора литературы,
● привлечение в библиотеку новых читателей,
● повышение статуса школьной библиотеки.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и делаем более важное дело:
● защищаем его душу;
● питаем ум и сердце;
● содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости.
В нашей коррекционной школе, важно учитывать ряд неблагоприятных факторов и обеспечивать каждому ребёнку необходимые для его развития и социализации условия, при которых он смог бы научиться преодолевать психологические барьеры, верить в собственные силы и возможности, получать удовлетворение от общения и собственного участия в коллективной деятельности, приводящей к ситуации успеха. Хорошие уроки в библиотеке могут проходить только благодаря хорошим книгам. Только совместное сотрудничество с Детской городской библиотекой даёт нам держаться на плаву. Совместные мероприятия с проведением обзоров, познавательных уроков, экскурсий, презентаций, показ детских мультфильмов «Из книжки на экран» создают у наших детей радость познания детской книги. Ежемесячный обмен книг помогает нам удовлетворять запросы наших читателей. Эти книги очень помогают мне в работе, но к великому сожалению они только – гости. Они не могут постоянно быть в нашей библиотеке. А очень хотелось бы иметь их под рукой всегда.
Вот несколько направлений работы нашей школьной библиотеки по внедрению стандарта: литературно – познавательная деятельность информационная деятельность мультимедийные технологии работа с фондом художественной литературы. Работа в данных направлениях строится в тесном сотрудничестве с классными руководителями и учителями – предметниками. Это, прежде всего, занимательные уроки с различными игровыми элементами, конкурсы рисунков по тексту прочитанной книги, обсуждения книг. Особое внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети учатся не только читать, но и слушать. Методика проведения традиционных библиотечных уроков в условиях внедрения новых образовательных стандартов значительно изменилась. Типичными формами такой работы стали: виртуальные экскурсии командные игры и викторины по поиску книг конкурсы Знакомство первоклассников с библиотекой всегда проходят в игровой форме. Целью первого посещения является формирование положительной установки на периодическое посещение библиотеки как радостного путешествия за новыми, интересными, увлекательными книжками. Применение ИКТ в процессе библиотечных уроков даёт возможность активизировать мыслительную, познавательную и самостоятельную деятельность школьников, повышают эффективность работы по формированию читательской компетентности. Наши дети любят красочность презентаций, участвуют в составление кроссвордов. . Приоритетными направлениями работы нашей библиотеки являются: Патриотическое(формировать детское сознание невозможно без исторической книги) В наше время, когда потеряны нравственные ориентиры, необходимо создавать у юных граждан положительный образ своего Отечества и развивать у них чувство сопричастности с судьбой России, ведь именно им, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, продолжать её путь в будущее. В библиотеке проходят часы мужества. Экологическое (пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красотуи неповторимость нашей природы, узнать больше об окружающем мире) Проходят краеведческие уроки (учебники «Мой Пермский край»). Духовно – нравственное(прививать любовь к ближнему, формировать такие общечеловеческие качества, как доброта, взаимоуважение, помочь стать в жизни доброжелательным) Уроки толерантности «Нас много, но мы разные», «Поприветствуем друг - друга» Художественно – эстетическое(формировать культуру поведения в обществе, умеющим слушать и слышать собеседника) Уроки доброты по рассказам В.Осеевой.
На библиотечных мероприятиях, обучающиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Для детей нашей школы проводятся уроки доброты, культуры, а также беседы о жизни и творчестве детских писателей, создаются виртуальные экскурсии, электронные выставки.
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД. Мной разработан план внеурочных мероприятий для обучающихся класс «Особый ребёнок» и для обучающихся 1, 2 классов «В мире сказки» все запланированные мероприятия проводятся после уроков, или в сотрудничестве с классным руководителем на классных часах. Школьники с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев, положительно относятся к занимательной форме мероприятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д. Проявляют большой интерес к мероприятиям с видео – вопросами, блиц – вопросами.
Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме. Ещё раз повторюсь… Задача школьного библиотекаря: Достучаться до сердца каждого ребёнка. Ребёнок должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке.
Для этого нужен ежедневный кропотливый труд совместно с родителями, классным руководителем, библиотекарем и директором ОУ. Да-да именно, также и с директором, потому как только он сопричастен в первостепенной задаче: формировании библиотечного фонда, наполняемости новой интересной книгой. Только при целенаправленном и систематическом взаимодействии педагогов, школьников и библиотекаря мы добьёмся грамотного и мыслящего читателя – школьника.
Заключение: Современная школьная библиотека – один из важнейших институтов общества, который не только собирает и хранит документы, но и принимает активное участие в воспитание культурного и гражданского самосознания и в социализации обучающихся. Школьная библиотека развивает познавательные интересы, расширяет кругозор читателей, обучает способам работы с книгой, даёт полезный опыт поиска и получения необходимой информации, т.е. в полной мере реализует требования основных документов и положений ФГОС.
Школа и библиотека — это одно целое. И дети у нас одни, дети, которые зачастую не
хотят учиться. И мы говорим себе: «Не заставляй, а заинтересуй, объясни, и это даст свои результаты. Вразуми, но не обидь детскую ранимую душу».