развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение работать в группах;
продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их в слух;
Воспитательные:
воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
создание условий для полноценного межученического диалога;
обеспечить тесную связь обучения с жизнью.
Оборудование: интерактивная доска, словарь Ожегова, «ромашка» с изображением членов семьи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Дети, приветствуем гостей, присутствующих на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.
Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать.
На интерактивной доске появляется слайд 1 (Приложение 1)
2.Актуализация знаний и постановка проблемы
– Друзья, представим, что мы оказались в одной из квартир города Бежецка, давайте заглянем в неё. (Инсценировка сцены «Мама и Вова») – Каким вам показался Вова? – Ваше мнение о Вове? – Как бы вы поступили на месте Вовы? – А кто себя узнал в роли Вовы? – Помогайте родителям, выполняйте их просьбы. Ребята, всмотритесь внимательно в фотографии. Кто изображен на них? – Что общего? – Как вы думаете, что их всех может объединять? (Ответы детей: на всех фотографиях изображены семьи) – Как вы думаете, о чем сейчас мы будем говорить? – Разговор пойдет о семьях. – Мозговой штурм – А как вы понимаете, что такое «семья»? – Какие слова могут характеризовать слово «семья»? (Попробуйте подобрать близкие, подходящие к этому слову слова) (Приложение 1. Слайд 2)
Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение).
3. Открытие новых знаний
– Сейчас каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово «семья». А я вам хочу рассказать одну легенду о том, как появилась «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева. (Приложение 1, слайд 3)
Когда появилось слово семья? Когда-то о нём не слыхала Земля – Но Еве сказал перед свадьбой Адам; – Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? Ева тихонько ответила: «Я» – Кто их воспитает, царица моя? Ева покорно ответила: «Я» – Кто есть приготовит, о радость моя? Ева всё также ответила: «Я» – Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё? «Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я», Сказала она знаменитых семь «Я» Вот так на Земле появилась семья.
(Показ ребуса «7Я») (Приложение 1, слайд 4)
– Как же появилась семья? – Какой у вас возникает вопрос? – Попробуйте определить тему и цель нашего урока.
4. Тема урока. Объявление цели
– Тема урока: Ты и твоя семья. – Цель урока: узнаем, что такое семья, что взаимопомощь – основа благополучия в семье и определим признаки дружной семьи. – Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, В семейном кругу мы жизнь создаем. Основа основ – родительский дом.
(Приложение 1, слайд 5)
– А вот в толковом словаре Ожегова С. И. записано так: «Семья – это группа родственников, живущих вместе». – А как вы думаете, родственники – это кто? Ответить на этот вопрос помогут наши ребята
(Инсценировка стихотворения)
Маму очень я люблю Папу тоже я люблю Мама мне печет коврижки, Папа мне читает книжки. Папа, мамочка и я – Наша дружная семья. Я и бабушку люблю Я и дедушку люблю. Я всегда им помогаю, Пол мету и пыль стираю. Мама, папа, дед и я – Наша дружная семья. И сестренку я люблю И братишку я люблю. С братом плаваем, ныряем, А с сестрой в снежки играем. Мама, папа, дед и я Баба, брат, сестра моя – Наша дружная семья.
– О каких же родственниках упоминается в стихотворении? (Составление ромашки)
(Приложение 1, слайд 6 с изображением ромашки)
– Очень символично, но с давних времен ромашка является символом взаимопонимания добра и веры, благополучия семьи. И вы, благодаря своей старательности на уроке технологии сделали в подарок своей семье ромашку, подарите её своим родителям. Пусть этот символ приносит в ваш дом радость, заботу, любовь, счастье. У семей нашего классы свои символичные эмблемы, на которых отображены занятия, интересы, увлечения. Увлечения часто перерастают в традиции. И чем больше увлечений, тем крепче традиции, тем дружнее, крепче и счастливее семья. (Приложение 1, слайд 7) (Пояснения учителя, выступление родителей)
– Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек. – А можно ли назвать, что это семья? (На 8 слайде фотография класса «школьная семья») Семья – это не только группа родственников, но и мы с вами тоже – «семья». А ваши родители когда-то были тоже школьной семьёй. Мне очень приятно вам сообщить, что 20 человек среди мам и пап учились и заканчивали нашу доблестную школу № 4. – А почему нас можно назвать семьёй? (У нас общее есть дело и общие интересы) – Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами. – Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй? (Раздаточный материал)
Индивидуальная работа (картинки рассмотреть).
– В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д. (Приложение 1, слайд 9)
4. Актуализация имеющихся знаний
(Приложение 1, слайд 10)
– Давайте поможем малышам найти свою семью. (Коллективная работа)
развернуть таблицу
Телёнок
жеребёнок
щенок
Собака
бык
корова
Лошадь
конь
Пёс
развернуть таблицу
(Приложение 1, слайд 11)
– Посмотрите внимательно и решите, кто попал не в свою семью?
развернуть таблицу
Кот
кошка
утёнок
котёнок
Гусь
гусыня
гусеница
гусёнок
развернуть таблицу
5. Работа по учебнику (стр. 67)
– Посмотрите на семью утят. Как вы думаете в какой семье вырастут добрые и заботливые дети и почему?
Есть мама у жеребенка, Есть мама у львенка, Есть мама у самого маленького котенка. И у ребенка есть мама, Любимая славная самая.
5. Физкультминутка
6. Закрепление материала (работа по учебнику стр. 68)
(Приложение 1, слайд 12)
Работа в парах
– А сейчас поработаем в парах. Надо каждой паре пройти по лабиринту выбрать свой путь, придумывая рассказ о жизни семьи.
– Мне интересно узнать, а как вы помогаете своим родителям? (Очень важно помогать друг другу, тогда и жизнь в вашей семье будет слаженной, счастливой). Обратимся к учебнику и прочитаем вывод (стр. 66.)
Проверка выполненной работы.
– Все ли семьи выбрали одинаковый путь? (Ответы детей: пути у всех семей разные, потому что семьи не похожи друг на друга) – Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения, занятия. Давайте заглянем в семейный альбом семьи Бухораковых и узнаем традиции, увлечения, занятия этой семьи. (Презентация семейного альбома)
7. Самостоятельное применение знаний
– Я предлагаю вам сейчас собрать русскую народную поговорку. Внимание на экран: «Вся семья вместе – душа на месте». – Как вы понимаете её смысл? – Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры к друг другу, заботятся друг о друге, помогают друг другу, внимательны к друг другу. делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого и на душе хорошо, тепло.
(Приложение 1, слайд 13)
– Что значит дружная семья? – Чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу с:
На доске появляются слова:
– мир – взаимопонимание – добро – любовь – уважение – дружба – улыбка
А вместе взятое одним словом – семья. Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!
Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками, близкими людьми. Побольше радуйте их, доставляйте хороших минут.
8. Итог урока
Закончите предложение:
– Мама и папа для меня самые … – Я доверяю свои тайны … – Я люблю бабушку за то … – Свою семью я считаю … – Родным я хочу пожелать …
9. Рефлексия
– Оцените свою работу (дневники, поставьте смайлики ) – За работу мои аплодисменты.