Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ "Уметь понять и простить"»
Предмет ОРКСЭ Модуль : Основы светской этики класс 4класс
Тип урока : Открытие нового знания.
Тема : Умей понять и простить.
Цель: приобретение учащимися знаний о необходимой черте характера -прощения, путем разрешения учебной проблемы.
Задачи : 1) раскрыть значение понятия «прощение» .
2) развивать способность понимать и умение прощать другого человека.
3) воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми.
Планируемые результаты:
Личностные:
-положительное отношение к изучению человека;
-способность к самооценке;
-знание основных правил поведения в обществе и ориентация на их выполнение.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Познавательные:
-находить необходимую информацию в учебнике;
- делать обобщения
Коммуникативные:
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; в группе, осуществлять взаимопроверку.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
«Круг радости» (учитель вместе с детьми стоит в кругу, взявшись за руки
Добрый день уважаемые коллеги!
Прошу ребят пройти на урок.
Образуйте круг радости, возьмитесь за руки!
Учитель:
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Я рады видеть каждого из Вас!
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
(Прошу занять свои места)
На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое.
Но есть такие понятия, о которых лучше узнать как можно раньше.
Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней.
II. Актуализация.
Сегодняшний урок ОРКСЭ хотелось бы начать с притчи.
Внимательно просмотрели, проанализируйте её,
и постараетесь определить тему нашего урока.
(Просмотр притча об обиде )
- Какое же чувство беспокоило душу ученика?
(Обида)
-Хорошее это чувство или плохое?
- С чем сравнивается обида в притчи?
( с тяжелым грузом)
- Как вы думаете, нужно ли копить этот груз в сердце?
(Нет)
-А почему? На что влияет это чувство? (Ответы)
- Закончите предложение « Когда я обижен(а) я чувствую …….
-К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека, ведь все мы люди, а человечеству свойственно ошибаться.
Каждый может совершить ошибку. А как вы думаете, есть ли средство, которое поможет восстановить душевное равновесие, если тебя обидели или ты кого-то обидел?
( Нужно помириться, перестать обижаться друг на друга, нужно извиниться, попросить прощение. )
Обида похожа на камень, который мы носим в сердце.
И этот камень тяготит прежде всего нас самих. И если мы отвечаем злом тому, кто нас обидел, этот камень становится больше, растёт и может заполнить собою всё сердце. Единственный способ избавиться от камня внутри – простить и не обидеть в ответ.
-А что нужно уметь, чтобы простить человека?
(нужно понять, почему он совершил этот поступок)
III .Определение темы и целей урока.
-Предположите тему нашего урока. ( Уметь понять и простить.)
-Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:
Что такое прощение?
-Что прощение приносит человеку?
- Как простить обиду?
-Работать сегодня на уроке вы будете в группах, не забывайте правила работы в группе.
IV. Открытие новых знаний.
а) Что такое прощение?
(1 группа находят ответ на 1 вопрос, найдут лексическое значение этого слова в словаре, и учебнике).
в) 2 группа ребят, поделитесь своими мыслями. Что прощение приносит человеку?
Какие у вас возникли ассоциации, когда слышите слова: « прощения или прости», заполните кластер
(Помириться, не держать зла, наладить хорошие отношения)
Работа в группах
Выступление групп
1 группа
Прощение –прошу, простишь, прощенный С.И.Ожегова
Прощение – Проявить снисходительность, снять с кого –чего вину, извинить. Д.Н.Ушакова
Прощение-это когда мы прощаем наших обидчиков, избавляемся от обиды сидевшей внутри.
2 группа
Что прощение приносит человеку? (интернет)
Вывод: ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу. Умение прощать сохраняет, сберегает любовь, дружбу, родственные отношения. Нельзя обиду держать в себе, надо ПРОСТО ПРОСТИТЬ!
Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.
ПРОСТИ.
П – понимание
Р – радость
О – открытость, откровенность
С – сострадание, стыд
Т – терпение
И – искренность, избавление
г) Ребята, а как вы думаете какого цвета прощение? Почему?
Наше сердечко похоже на чистую воду, но иногда приходят люди и обижают нас. В наше сердце приходит зима, холод. Наше сердечко становиться холодным , грустным.
Нам нужно, конечно же, простить этого человека . Мы не сможем простить его без божьего света . Свет божий желтого цвета. И вот когда приходит божий свет в наше сердечко, то оно расцветает, пробуждается, как деревья весной. Прощение – зеленого цвета! Прости, и твоя душа станет светлее.
- Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному? (Уметь прощать и просить прощение.)
К сожалению, человек, даже зная, что простить обиду необходимо, не всегда легко может это сделать. Как вы думаете почему? (обсудите в парах)
На Руси есть древнейшая церковная традицияПрощёное воскресенье
В Прощенное воскресенье все православные христиане просят друг у друга прощения, за все причинённые за год неприятности и обиды. чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, очистить сердце от грехов.
Попросить прощения – значит, войти в Великий пост с чистой, незапятнанной душой, без вины перед близкими за плечами.
Прощение уничтожает злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества
Прощение нужно именно нам самим!!!
Об этом говорят мудрые мысли. Прочтите их.
"Умение прощать - свойство сильных, слабые никогда не прощают"
М.Ганди.
«Хочешь сохранить друзей – научись прощать…»
ж) В одном африканском племени существует обычай?
Когда кто-то из племени совершает плохой поступок, жители племени приводят его в центр поселения, окружают толпой и в течение двух дней просто вспоминают все хорошее , что он делал и благодарят его за это . Они считают , что каждый человек приходит в мир хорошим. Каждый хочет любви, счастья, мира ,безопасности. Но иногда в погони за этими ценностями совершают ошибки. Племя видит в этих ошибках сигнал, крик о помощи. Они объединяются , чтобы поднять упавшего, восстановить его в своей истинной природе . чтобы напомнить ему , кто он есть на самом деле.
-Почему, когда человек совершает плохой поступок, его племя восхваляет, вспоминают все хорошее, что совершил?
(все вместе помогают исправить человеку исправить ошибку)
V. Физкультминутка .
Встаньте в круг и сделайте пантомиму
«Я обиделся»
А теперь, расправьте плечи,
губы улыбаются,
ладони - свободны,
живот мягкий,
голова высоко поднята,
лицо веселое - такие мы бываем,
когда мы умеем прощать!
е) Разбор ситуации. ( по группам) работа с учебником
- Разбор ситуации из учебника. 1 и 2 группа с111
Г) Игра "Человеческие чувства и качества" (в группах) (на доске)
/Выбери те качества, которые помогут тебе научиться прощать/.
Досада Любовь Скромность
агрессия обида зависть
раздражение сердечность радость
гнев ненависть умение понять
доброта равнодушие снисходительность
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. Вспомните! Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой
VIII Домашнее задание .
- Сформулировать свои правила «Как уберечь себя от обид»
- Сочинение – рассуждение на тему: «Если польза от того, чтобы помнить обиду» .
- Придумать сказку « Обида».
-Загадку придумать.
VII Рефлексия .«Волшебная палочка»
У меня в руках Волшебная Палочка Прощения.
Как бы вы ее использовали? Передайте палочку по кругу, высказывая свои мысли
IX Итог урока
Закончим наш урок красивым стихотворением .(читает ученица)