Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с расстройствами аутистического спектра,2-ой год обучения»
БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
Рассмотрена и согласована
методическим объединением
учителей, реализующих вариант 2 АООП ОО с УО
Протокол № 1
от « » августа 2018г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор _____________ С. М. Савин
Приказ от ___. 08.2018г. № ______
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Дарьи П.
Составила
Егорова Елена Константиновна,
учитель
п. Кугеси, 2018 г.
Общие сведения о ребёнке и его родителях
ФИО ребенка: Пазина Дарья Борисовна
Возраст ребенка: 27.10.2008
Место жительства: Чебоксарский район, п. Кугеси, ул. Советская, д.67, кв.74
Мать: Арсентьева Ирина Валерьевна 12.07.1978 г.р.
Отец: Пазин Борис Владимирович
Год обучения в БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии:2
Ступень обучения:1
Группа (особые потребности): 1
Заключение ЦПМПК от 25.05.2018: Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Рекомендации: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (8.4) (очно-заочная форма, нуждается в тьюторском сопровождении)
Организация психолого-медико-педагогического сопровождения:
Занятия с учителем-дефектологом: Формирование элементарной предметно-практической деятельности, формирование и развитие действий, деятельностных единиц, социальная адаптация.
Занятия с педагогом-психологом: коррекция эмоционально-волевого развития. Развитие мотивации к учебной деятельности.
Занятия с учителем-логопедом: коррекция и развитие всех компонентов речи. Формирование навыков простой коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания
Курация психиатра: наблюдение и лечение по рекомендациям.
Характеристика ребенка:
Семья неполная, мама воспитывает дочку одна, папа не принимает участие в воспитании дочери. Семья проживает в многоквартирном доме в благоустроенной квартире. В воспитании Даши большую помощь оказывают бабушка и дедушка. Мама заботливо и доброжелательно относится к дочери, заинтересована в успешном развитии ребенка.
Особенности личности ребенка, его поведение в школе. У Дарьи проявляются аутистические черты: трудности усвоения режима, стереотипы поведения, «скользящий взгляд», повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетается с хаотичными движениями рук. На уроках не может сидеть за партой, учебные принадлежности бросает в мусорную корзину. Предъявляемые предметы почти сразу кидает на пол. Навыки осязания, навыки обследования предметов и навыки пространственной ориентировки не сформированы. Выбегает из класса и бежит, не разбирая куда.
Физическое и моторное развитие. Общая и мелкая моторика развиты слабо. Наблюдается неуклюжесть в движениях, стереотипное перемежение с застыванием, бегает с расставленными руками.
Состояние ребенка не позволяет в полном объеме определить уровень сформированности представлений об окружающем мире и навыков учебной деятельности.
Особенности отношений между ребенком и взрослыми членами семьи. Девочка живет вместе с мамой, их часто навещают бабушка и дедушка. Наблюдается гиперопека.
Сенсорное и интеллектуальное развитие. Слабость активного внимания препятствует решению даже простых задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Дарья отличается выраженным недоразвитием мыслительной деятельности.
Представления о себе и об окружающем. На свое имя не реагирует. Свой возраст не знает. Части тела и лица не показывает. При предьявлении задания отворачивается, переводит взгляд в сторону.
Овладение основными видами деятельности. Интереса к игрушкам, предметно-практической деятельности не наблюдается. Ручку/карандаш держит в кулаке, по тетради проводит круговые движения. Пирамидку собирает без соблюдения последовательности. Кубики достает из коробки, раскидывает. Просьбу собрать предметы в коробку не воспринимает, приходится собирать «рука в руку».
Состояние речи. Речь не развита, вместо нее – мычание. В обучении предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации: многократный показ и совместные действия.
Культурно-гигиенические навыки. Навыки самообслуживания сформированы частично: в туалет просится жестом, раздевается и одевается, принимает пищу при помощи взрослого.
Девочка относится первой типологической группе, требуется постоянный уход и присмотр.
ИПРА: коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков; взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителем; социально-бытовых навыков (занятия с психологом, дефектологом).
Индивидуальный учебный план
Предметные области
Предметы
Кол-во часов
Речь и речевая
практика
Речь и альтернативная коммуникация
2
Математика
Математические
представления
2
Окружающий мир
Окружающий природный мир
2
Человек
2
Окружающий социальный мир
2
Искусство
Изобразительная деятельность
3
Музыка и движение
2
Физическая культура
Адаптивная физкультура
2
Коррекционно-развивающие занятия
Логопедические
1
Психокоррекционные
1
Коррекционные курсы
Сенсорное развитие
1
Предметно-практические действия
1
Двигательное развитие
1
Всего
22 часа
4.Содержание образования
4.1. Базовые учебные действия
Содержание
1 полугодие
2 полугодие
Формирование базовых учебных действий
- ориентироваться в пространстве класса, пользоваться учебной мебелью
- использовать по назначению учебные принадлежности и материалы
- выполнение инструкций педагога: «Возьми» «Покажи»
формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни
Манипуляции с пирамидками, кубиками, шариками и т. д.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине
Окружающий
природный мир
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе
Обведение по трафарету «рука в руку»
Работа с картинками
Представления о временах года, характерных признаках времен года.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние»
Человек
формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении
Обведение по трафарету «рука в руку»
Работа с картинками
Использование компьютера (просмотр, слушание)
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле.
Окружающий социальный мир
формирование представлений о человеке, его социальном окружении
Обведение по трафарету «рука в руку»
Работа с картинками
Использование компьютера (просмотр, слушание
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Изобразительная деятельность
развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментом,обучение доступным приемам работы с различными материалами
Работа с учителем «рука-в-руку»
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности. Умение использовать инструменты и материалы в процесс доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
4.3.Содержание учебных предметов
Тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
№
Наименование разделов, тем программ
Сроки
1
Дай мне ответ - да или нет
сентябрь
2,3
Я. Мое имя. (жест "я")
4,5
Я- ребенок (сведения о себе) Я и мое отражение.
6,7
Просьбы (Дай. Я хочу)
8,9,10
Мальчишки и девчонки!
11,12
Школьные принадлежности (обзор).
13
Игры "Собери портфель, Чудесный мешочек"
октябрь
14,15
Упражнения: "Найди такой предмет", Где
(карандаш)...? Попроси у меня....
16
Урок закрепления.
" Я - Человек"
17-19
Части тела (голова, руки, ноги)
20
Мое лицо. Эмоции.
21-22
Рот. Что умеет язычок (артикуляционные упражнения)
23-24
Артикуляция гласных звуков.
25-26
Глаза и нос.
ноябрь
27-29
Работа с пиктограммами "Лицо и тело" (упражнения: Найди такую, Покажи (нос), Найди пару)
Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные)
19-22
Одежда.
ноябрь
23-25
Мебель (назначение, виды)
Я и моя семья
декабрь
27-29
Члены семьи
30
Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"
Дом, в котором я живу
31 -34
Мой дом (квартира). Назначение комнат.
январь
35-37
Мебель (диван, стул, стол)
38-41
Посуда (тарелка, чашка, ложка).
февраль
42-46
Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник)
47-49
Игровые действия: стирка, чаепитие
март
Улица. Транспорт
50-52
Двор. Игровая и спортивная площадки
53-54
Уличное движение. Светофор.
апрель
55-57
Виды и значение транспорта. Автобус. Легковой автомобиль
Мир людей
58-59
Профессии. Водитель (шофер). Игровые действия.
60-61
Профессии. Врач. Игровые действия
май
62-63
Профессии. Продавец. Игровые действия
64-65
Профессии. Повар. Игровые упражнения.
66-68
Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?
Тематическое планирование по предмету «Человек»
№
Наименование разделов, тем программ
Сроки
1,2,3
Представления о себе Я – человек
сентябрь
4,5
Моё имя
6,7,8
Кто я?
9,10, 11
Все люди разные
12,13, 14
Представления о частях тела Мои руки
Уход за руками
октябрь
15, 16,17
Представления о частях тела Мои ноги
Уход за ногами
18,19
Представления о себе Мой рот и язычок
Уход за полостью рта
20, 21
Мои зубки. Уход за зубами
22, 23
Мои глаза. Уход за глазами
24,25
Мои уши. Уход за ушами
ноябрь
26,27
Мой нос. Уход за носом
28,29
Гигиена тела
Умывальная комната
Атрибуты в умывальной комнате
30
Намачивание и намыливание рук
31
Мытьё рук
32
Смывание мыла с рук
33
Вытирание рук
34
35
36
Туалет
Раковина
Унитаз
37,38,39
Нужды человека. Я хочу есть, пить
декабрь
40
41
Кнопка слива
Смывание унитаза
42
Снятие нижнего белья
29
Туалетная бумага. Отматывание бумаги
30,31
Одевание нижнего белья
Изнаночная и лицевая сторона
32,33
Гигиенические процедуры после посещение туалета
Мытье рук, вытирание рук
34
Моё личное полотенце. Моя метка
январь
35
Водные процедуры, душ.
36
Изучаем своё тело. Голова. Туловище
37
Моё – не моё. Мои – не мои
38,39
Возрастные изменения. Я малыш. Я подросток
февраль
40,41
Виды одежды» (нижняя одежда)
Лицевая и изнаночная сторона»
42,43
Виды одежды» (верхняя одежда)
Лицевая и изнаночная сторона
44,45
Виды обуви. Виды застежек
46,47
Режим дня. Утро. День. Вечер
март
48
49
Правильное питание»
Овощи и фрукты в жизни человека»
50
Культура поведения в столовой. Добрые слова
51
52
53
Посуда
Сервировка стола
К нам пришли гости, накроем на стол
54
Моё самочувствие. У меня болит голова. Мне плохо
апрель
55
Мои данные. Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?
56-57
58-59
Моя семья. Мама, папа. Братья, сестры
Бабушка-дедушка
60
61
Мой дом
Мои воспитатели
май
62
63
Моя досуговая деятельность
Игра, хобби»
64
65
66
67
68
Закрепление: Мои части тела
Мои данные и половая принадлежность
Овощи и фрукты в жизни человека
Нужды человека
Моё самочувствие
Тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность»
1-3
Давайте познакомимся. Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее)
4-10
Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их.
11-15
Я и моё тело. Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п.
Развитие мелкой моторики
16-22
Явления природы. Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.
23-25
Растительный мир. Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками.
2 четверть (24 часа)
26-31
Фрукты и ягоды. Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации.
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
32-34
Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.
35-44
Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.
45-48
Домашние животные. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.
3 четверть (27 часов)
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
49-51
Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина.
Растительный мир. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.
Тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»
№
Название тем и содержание
Сроки
Требования к уровню подготовки за 1 год обучения
Предметные планируемые результаты
БУД
Личностные
1
Знакомство с физкультурным залом
сентябрь
Ориентировка в зале по конкретным ориентирам
Вести себя во время занятий физическими упражнениями
интерес к предмету
2
Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры
Что можно делать с физкультурными снарядами
Различать оборудование для уроков физкультуры
интерес к предмету
3
Упражнения в построении парами
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, организованности
4
Ходьба стайкой за учителем держась за руки: в заданном направлении (к игрушке)
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
5
Ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
6
Ходьба стайкой за учителем держась за руки: по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 метра)
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
7
Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки или одну руку)
Координация толчка двумя ногами
Мягко приземляться в прыжках
интерес к предмету, самостоятельность
8
Бег вслед за учителем
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
9
Прокатывание мяча двумя руками друг другу
октябрь
Координация движений двумя руками
Прокатывать мяч двумя руками и ловить его
интерес к предмету
10
Ползание на четвереньках по прямой линии
Знать движения в различных пространственных направлениях
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету
11
Организация взаимодействия с оборудованием для физкультурных занятий
Что можно делать с физкультурными снарядами
Различать оборудование для уроков физкультуры
интерес к предмету, дисциплинированности
12
Совместные с каждым учащимся игры с мячом
Правильно захватывать мяч
Ловить мяч
интерес к предмету
13
Упражнения в построении по одному в ряд
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
14
Упражнения в ходьбе в заданном направлении
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
15
Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
16
Бег в различных направлениях
Движения в различных пространственных направлениях
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету, дисциплинированности
17,18
Ловля мяча, брошенного учителем (бросание мяча учителю)
ноябрь
Правильный захват мяча
Ловить мяч
интерес к предмету, самостоятельность
19
Упражнения в проползании на четвереньках под дугой
Знать движения в различных пространственных направлениях
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету, самостоятельность
20
Упражнения в проползании на четвереньках в ворота
Знать движения в различных пространственных направлениях
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету, самостоятельность
21,22
Совместные с каждым учащимся игры с мячом
Правильный захват мяча
Ловить мяч
интерес к предмету, дисциплинированности
23,24
Упражнения в построении в колонну друг за другом
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
25
Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия (веревку, невысокие предметы) с помощью учителя
декабрь
Последовательность движений
Преодолевать различные препятствия
интерес к предмету, самостоятельность
26
Упражнения в прокатывании мяча двумя руками под дуги
Координация движений двумя руками
Прокатывать мяч двумя руками и ловить его
интерес к предмету, самостоятельность
27,28
Упражнения в прокатывании мяча двумя руками между предметами
Координация движений двумя руками
Прокатывать мяч двумя руками и ловить его
интерес к предмету, самостоятельность
29
Ползание на четвереньках по прямой линии по жесту учителя
Знать движения в различных пространственных направлениях, невербальное общение
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету, самостоятельность
30
Упражнения в построении парами
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
31,32
Упражнения в перешагивании из круга в круг
январь
Последовательность движений
Преодолевать различные препятствия
интерес к предмету, самостоятельность
33,34
Бег между объемными модулями
Целенаправленные действия
Преодолевать препятствия
интерес к предмету, самостоятельность
35,36
Прыжки на месте на двух ногах
Координацию толчка двумя ногами
Мягко приземляться в прыжках
интерес к предмету, самостоятельность
37
Упражнения в прокатывании мяча двумя руками друг другу
февраль
Координация движений двумя руками
Прокатывать мяч двумя руками и ловить его
интерес к предмету, самостоятельность
38
Ползание на четвереньках по прямым линиям
Знать движения в различных пространственных направлениях
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету, самостоятельность
39
Ползание на четвереньках по прямым линиям по словесной инструкции учителя
Знать движения в различных пространственных направлениях, невербальное общение
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету, самостоятельность
40,41
Упражнения в построении по одному в ряд
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
42
Упражнения в переходе от ходьбы к бегу по команде
Упражнения в определённом ритме
Ходить и бегать в заданом ритме, выполнять простейшие задания по словесной инструкции
интерес к предмету, дисциплинированности
43,44
Упражнения в ходьбе в заданном направлении с предметом в руках
Последовательность движений с предметами, правила безопасности
Ориентироваться в пространстве, ходить в заданном ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
45,46
Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед
март
Координацию толчка двумя ногами
Мягко приземляться в прыжках
интерес к предмету, самостоятельность
47,48
Упражнения прыжкам на месте с мячом в руках
Координацию толчка двумя ногами
Мягко приземляться в прыжках
интерес к предмету, самостоятельность
49,50
Упражнения в ловле мяча, брошенного учителем
Координация движений двумя руками
Ловить мяч двумя руками
интерес к предмету, самостоятельность
51,52
Упражнения в бросании мяча учителю
апрель
Координация движений двумя руками
Бросать мяч двумя руками
интерес к предмету, самостоятельность
53
Упражнения в ползании на четвереньках к предметной цели
Знать движения в различных пространственных направлениях
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету, самостоятельность
54,55
Упражнения в проползании на четвереньках под дугой
Знать движения в различных пространственных направлениях
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету, самостоятельность
56,57,58
Упражнения простейшим перестроениям: из колонны по одному в колонну по двое
Правильное построение и знание своего места в строю
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
59
Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки
Последовательность движений
Ходить в заданном ритме
интерес к предмету, дисциплинированности
60,61
Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия
май
Последовательность движений
Преодолевать различные препятствия
интерес к предмету, самостоятельность
62,63
Упражнения в беге в заданном направлении с предметом в руках
Последовательность движений с предметом
Бегать в заданном ритме с предметом
интерес к предмету, дисциплинированности
64,65
Упражнения в ползании на четвереньках с перелезанием через незначительные препятствия
Знать движения в различных пространственных направлениях
Ориентироваться в пространстве
интерес к предмету, самостоятельность
66
Упражнения в лазании по гимнастической стенке на несколько ступенек
Последовательность движений
Правильно захватывать различные предметы
интерес к предмету, самостоятельность
Тематическое планирование по предмету «Музыка и движение»
Тема
раздела
№
урока
Тема
урока
Россия – Родина моя
1,2,3,4
Мелодия
5,6,7,8
Здравствуй, Родина моя!
9,10,11,12
Моя Россия
13,14,15,16
Гимн России
День, полный событий
17,18,19,20
Музыкальные инструменты (фортепиано)
21,22,23,24
Природа и музыка
25,26,27,28
Прогулка
29,30,31,32
Танцы, танцы, танцы…
33,34,35,36
Эти разные марши
37,38,39,40
Звучащие картины
41,42,43,44
Расскажи сказку
45,46,47,48
Колыбельные
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
49,50,51,52
Русские народные инструменты (шумовые)
53,54,55,56
Русские народные инструменты (струнные)
57,58,59,60
Русские народные инструменты (духовые)
61,62,63,64
Музыка в народном стиле
65,66,67,68
Русские народные инструменты (ударные)
Содержание коррекционно-развивающих занятий
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Тематическое планирование по курсу «Предметно-практические действия»
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
I четверть
1
Действия с материалами. Сминание материала (салфетка, туалетная бумага)
2
Сминание материала (бумажные полотенца)
3
Сминание материала (газета)
4
Разрывание материала (бумага)
5
Разрывание материала (бумага)
6
Размазывание материала руками (сверху вниз)
7
Размазывание материала руками (сверху вниз)
8
Размазывание материала руками (сверху вниз)
II четверть
9
Разминание материала (тесто)
10
Разминание материала (тесто)
11
Разминание материала (тесто)
12
Разминание материала (пластилин)
13
Разминание материала (пластилин)
14
Разминание материала (пластилин)
15
Пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую
16
Пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую
III четверть
17
Пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую
18
Переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую
19
Переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую
20
Наматывание нити на клубок (шпагата)
21
Наматывание нити на клубок (шпагата)
22
Наматывание нити на клубок (шерстяной нити)
23
Наматывание нити на клубок (шерстяной нити)
24
Действия с предметами. Сжимание предмета: мокрая губка
25
Сжимание предмета: прищепка
IV четверть
26
Сжимание предмета: прищепка
27
Сжимание предмета: пинцет
28
Нанизывание предметов на нить
29
Нанизывание предметов на нить
30
Вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)
31
Вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)
32
Вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия)
33
Вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия)
Тематическое планирование по курсу «Двигательное развитие»
Задачи обучения: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.
I четверть
1
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя
2
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя
3
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя
4
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя
5
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя)
6
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя)
7
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя)
8
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя)
II четверть
9
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
10
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
11
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
12
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
13
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».
14
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».
15
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».
16
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».
III четверть
17
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
18
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
19
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
20
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
21
Выполнение движений плечами.
22
Выполнение движений плечами.
23
Бросание мяча двумя руками (от груди).
24
Бросание мяча двумя руками (от груди).
25
Бросание мяча двумя руками (от груди).
IV четверть
26
Ловля мяча на уровне груди
27
Ловля мяча на уровне груди
28
Ловля мяча на уровне груди
29
Бросание мяча двумя руками (от груди). Ловля мяча на уровне груди.
30
Бросание мяча двумя руками (от груди). Ловля мяча на уровне груди.
31
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево.
32
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево.
33
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево.
Тематическое планирование по курсам «Психокоррекционные занятия» и «Сенсорное развитие»
№
Наименование разделов, тем программы
1
Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие.
1.1
В мире звуков (знакомство с окружающими звуками, звучанием различных предметов)
1.2
В мире запахов (исследование различных запахов)
1.3
Игры с прищепками (учимся прикреплять прищепки, прикреплять с их помощью недостающие детали к фигурам)
1.4
Мое настроение (учимся понимать эмоции «Я злюсь…», «Я радуюсь…»)
2
Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.
1.1
Цветик-семицветик (смешивание красок, игры с разноцветной водой)
1.2
Покажи настроение (учимся с помощью жестов, мимики показывать свои эмоции, настроение и определять их)
1.3
Игры с песком, фасолью, с мозаикой, кубиками
1.4
Угощение для куклы (исследование вкусов горький, солёный, сладкий)
3
Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
1.1
Поиск волшебных предметов (в коробке с фасолью ищем разные по форме и размеру фигуры)
1.2
Волшебный мешок (открываем «волшебный мешок» и достаём разные по звучанию предметы)
1.3
Игры с кубиками (собираем кубики в ряд, колонну, строим пирамиду)
1.4
Представление о величине (выкладываем фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения; сравниваем различные по величине предметы)
4
Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов
1.1
Пуговка (застёгиваем и расстёгиваем пуговицы на тряпичных фигурах)
1.2
Вкусные продукты (находим и пробуем, сравниваем различные по вкусу продукты)
1.3
Строим дом (выкладываем деревянные кубики, строим из них башни)
1.4
Повторяй за мной движения (учимся повторять позу, держать тело в определённой позе)
1.5
Представление о размере (выбираем из нескольких один наименьший предмет, затем наибольший)
5
Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.
1.1
Подарки для Кати (учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету, предметы)
1.2
Повторяй за мной (учимся держать позу, повторять движения)
1.3
Цветик-семицветик (учимся находить одинаковые по цвету предметы)
1.4
В мире звуков (учимся находить одинаковые по звуку предметы)
1.5
Морское приключение (отыскиваем руками предметы разной формы, спрятанные в тазике с подкрашенной водой)
6
Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений
1.1
Игры с прищепками (снимаем и прикрепляем прищепки)
1.2
Волшебная коробочка (ищем в коробке разные по форме, затем разные по размеру предметы)
1.3
Шнуровочка (учимся выполнять шнуровку)
1.4
Ладошки (исследуем разные по тактильным ощущениям предметы мягкий, твёрдый, жидкий)
1.5
Громкие и тихие звуки (определяем громкие и тихие звуки)
Всего часов:
66
Дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР.
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками,
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Времена года».
Матрешка, пирамидка.
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки.
Музыкальные инструменты (маракас, бубен, колокольчик, барабан, палочки, дудочка), аудиозаписи.
Компьютер, презентации, видеозаписи.
Возможные предметные результаты
Содержание
начало уч. года
I п/годие
II п/годие
Речь и альтернативная коммуникация
коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств:
-установление зрительного контакта с собеседником;
-реагирование на собственное имя;
- приветствие собеседника звуком;
-привлечение к себе внимания звуком.
Коммуникация с использованием невербальных средств:
-приветствие (прощание) с использованием мимики, жеста
Импрессивная речь
- понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.);
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)
Окружающий природный мир
Растительный мир
-узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху);
-узнавание (различение) овощей (лук, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху)
Животный мир
-узнавание (различение) домашних животных (кот, собака);
7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. Результаты заносятся в "Листы достижений". Итоговые результаты образования за оцениваемый период отражаются в итоговой характеристике за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
В течение учебного года учитель имеет право по результатам обучения вносить изменения в СИПР
Критерии уровня выполнения и степень самостоятельности ребенка:
«+ +» - узнает объект, справляется с заданием с минимальной физической помощью
«+» - узнает объект, справляется требованиями по выполнению заданий со значительной физической помощью
«+–» - не всегда узнает объект, справляется требованиями по выполнению заданий со значительной физической помощью
«-» - не узнает объект, но позволяет выполнить задание «рука в руку» (пассивное участие)
«- -» - не принимает задание
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
0
2. Не выявить наличие представлений
1
3. Представление на уровне:
2
- использования по прямой подсказке
3
- использование с косвенной подсказкой (изображение)