Просмотр содержимого документа
«СИПР для учащихся по 2 варианту для детей с ТМНР»
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Окружающий природный мир»
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Основными задачами программы являются:
1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
2) формирование временных представлений,
3) формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Я- человек. Представление о себе», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Срок реализации программы - 1 год. По результатам достижения и усвоения ребенком программного материала будет составляться программный курс на следующий учебный год.
2.Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Программа представлена следующими разделами: «Я- человек. Представление о себе», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, листопад и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений будет происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную игру), элементарную трудовую , конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития природных, сезонных представлений и речи детей.
В процессе освоения содержания «Окружающего природного мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Окружающий природный мир» представляет образовательную область «Окружающий мир».
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с интеллектуальными нарушениями. На его изучение во 2 классе запланировано 34 ч, 0.5час в неделю, 34 учебные недели.
Срок реализации программы рассчитан на 1 год.
4.Содержание учебного предмета
Учебный предмет представлен следующими разделами:
Я- человек. Представление о себе.
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, кот, собака). Знание питания домашних животных. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, медведь,). Знание питания диких животных.
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Вода, её значение в жизни человека и в природе.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Знание изменений, происходящих в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
5. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой отсталостью.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации ( с помощью педагога);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет сотрудничать
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в играх;
- принимать помощь.
Планируемые предметные результаты:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы (с помощью педагога);
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков (с помощью педагога);
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения;
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность ( с помощью педагога);
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов ( с помощью педагога):
- бумаги; пластилина, карандаша;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
6.Характеристика по учебным ЗУНам
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания не сформированы , необходима помощь взрослых. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме.
Особенности психофизического развития: наблюдаютсятяжёлыенарушения координационных способностей , отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки . Мышление: обобщение и синтез недоступны . Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: Собственная речь отсутствует. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
7. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Предметом итоговой оценки является достижение личностных, предметных результатов освоения программы конкретного учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Оценка достижений обучающегося производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
8. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечания
I четверть -8 ч
1
Водный контроль
1
07.09
Я –человек. Представление о себе.
2.3.
Человек. Внешний вид человека.
2
14.09
21.09
Учебный плакат по теме, зеркало
Учебный плакат по теме, зеркало
4.5.
Я- девочка.
2
28.09
05.10
6.7.
Я могу- моторные, слуховые, зрительные возможности.
2
12.10.
19.10
Игрушки со звуковыми и световыми эффектами, мячики
.8
Д/игра «Бери, держи, бросай»
1
26.10
II четверть-8 ч
Времена года
9.10
Осень. Игра «Что нам осень принесла?» «Осень, милая осень»- слушание песни
2
09.11
16.11
Муляжи овощей и фруктов, грибов, картинки Аудиозапись, картинки
9.График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ
№
Формы текущего контроля:
Срок проведения
1.
Мониторинг «Карты результативности»
1 четверть
2.
Мониторинг «Карты результативности»
4 четверть
10.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
Кудрина С.В., Мир природы и человека в 2 частях * (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Для 1 дополнительного класса- ООО "ГИЦ ВЛАДОС"
Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др., Мир природы и человека в 2 частях * (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), 1 класс- Издательство «Просвещение»
Программно-методическое обеспечение:
Комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
Примерная адаптированная основная общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой;
Печатные пособия:
Таблицы «Животные», «Времена года» и т.д.
Предметные, сюжетные картинки
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы " :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Времена года»:
Учебно-практическое оборудование:
Различные по форме, величине, цвету наборы природного материала;
Карточки с изображением сезонных изменений,
Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .