Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XIX века
Продолжаем знакомиться с русской литературной сказкой
Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Писатели о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Серегина Ольга Петровна»
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
осознание языка как основного средства человеческого общения;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметными результатами изучения предмета «Родная (русская) литература» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Родная (русская) литература» в 4 классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
В результате изучения курса «Родная (русская) литература» в 4 классе
Обучающийся научится:
овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:
обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2.Содержание учебного предмета
УНТ Русские народные сказки
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XIX века
Продолжаем знакомиться с русской литературной сказкой
Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Писатели о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
3. Календарно-тематическое планирование.
№п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
Примечание
1
Волшебные сказки. «Марья-Моревна»
1
2
Бытовая сказка. «Мужик и царь»
1
3
«Сердитая барыня»«Дочь-семилетка»
1
4
Входная контрольная работа
1
5
Р/р. Сочиняем сказку.
1
6
Из древнерусской литературы. Повесть об отроке Тверского князя. Никита Кожемяка.
1
7
А.С. Пушкин.
Захарово. «Детская» пушкинского дома. «Сказка о попе и работнике его Балде»