Просмотр содержимого документа
«Речевая перемена.Тема: "Здравствуй,Зимушка-зима!"»
Речевая перемена .Тема: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА!» 2 класс
Цель: расширение представления о зимнем времени года.
Задачи:
Расширить представления детей о временах года;
Дать представление о зимних народных приметах;
Обогатить знания детей об изменениях, происходящих в живой природе с наступлением зимы;
Расширить представления детей о русских народных пословицах, поговорках, посвященных зиме;
Формировать навык чтения;
Расширить пассивный словарный запас;
Развивать речь, мышление;
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным и птицам;
Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование: интерактивная доска с изображениями природы весной, летом, осенью, зимой, мультимедийный проектор, презентация «Покормите птиц зимой», заготовки из цветной бумаги для конкурса «Снеговики», «снежки» из белой бумаги, маски белки, лисы, ежа для инсценирования стихотворения и импровизированной сценки.
Подготовительная работа: конкурс рисунков «Зимние забавы детей», конкурс поделок из цветной бумаги «Снеговик», подготовка инсценировки стихотворения.
Ход занятия:
I. Организация класса. Объявление темы занятия.
- Сегодня мы заглянем в один очень красивый, сказочный терем. А вот кто же хозяйка этого терема, мы узнаем немного позже. А сейчас отгадайте загадку:
Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по-разному зовут.
У каждой из них разноцветное платье.
Попробуйте этих сестёр отгадайте!
(на доске надпись «Времена года»)
-А какие времена года вы знаете? О каком времени года идёт речь?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт. (на ИАД изображение весенней природы)
Ходит солнышко высоко,
Тяжелей летит пчела,
Налилась малина соком,
Падать в травы начала.
На покосе травы косят,
Грабли сено ворошат.
А в траве у старых сосен
Земляника хороша! (на ИАД изображение летней природы)
По утрам морозы.
В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
В лужах лёд прозрачно-синий,
На листочках белый иней. (на ИАД изображение осенней природы )
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (на ИАД изображение зимней природы)
- Вот мы с вами и угадали, кто хозяйка терема, в который мы с вами идём. Терем Зимы самый большой, потому что Зима ближе всех. Вот-вот она вступит в свои права.
-Зима – гостеприимная хозяйка встречает нас разными вопросами и загадками. Сумеем мы их разгадать?
II. Работа по теме.
1) Вот и первая загадка.
Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
-Что это за птицы? Назовите зимние месяцы. (на доске названия месяцев: январь,
февраль, декабрь)
- В народе зимние месяцы называли ещё и так:
Декабрь –студенец, хмурень. Почему? (за лютую морозную пору, за длительную стужу)
Январь – просинец. Мелкие ручейки и речушки промерзают до дна, и вода выступает на поверхность, делает лёд синим. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается на небе.
Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей. В середине февраля зима встречается с весной.
- Зима спрашивает, знаете ли вы стихи о зимних месяцах?
Выступления детей:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем новый год. (декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что за месяц это? (февраль)
2) Чтение и осмысление пословиц и поговорок.
– А ещё русский народ придумал много пословиц и поговорок о зиме. Прочитайте зашифрованную поговорку. Объясните, почему в народе так говорили.
Зимний денёк – воробьиный скок.
- Зимушка-зима тоже приготовила для вас пословицы. Да только зимний ветер дунул, и разлетелись пословицы на отдельные слова. Давайте попробуем их собрать.
(Декабрь – год кончает, зиму начинает. Январь – всему году запевала. У февраля два друга: мороз да вьюга. Мороз не велик, да стоять не велит.)
3) Чтение народных примет.
– Кроме пословиц и поговорок, существует ещё множество народных примет. Люди наблюдали за природой и замечали, что если:
*Зима снежная – хороший рост трав летом.
*Зима без снега – лето без хлеба.
* Если снег идёт большими хлопьями – к ненастью.
*Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
- А вы знаете зимние приметы?
Выступления детей:
Если ночь морозная, тихая и звёздная,
Дым из труб идёт столбом,
Значит, ясно будет днём
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели, ветер с юга –
Жди метели.
Если рыба зимним днём
Ходит прямо подо льдом,
И о лёд стучит хвостом –
Значит, без сомнения ждите потепления.
Если вечером закат был слегка зеленоват,
Если лёг на ветки иней, на стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей достаёт до самых звёзд,
И не свищет ветер грозно – будет ясно и морозно.
4) Конкурс «Кто быстрее?»
– А ещё на Руси любили зиму за то, что можно было строить снежные крепости, играть в снежки, кататься на санках и лепить из снега разные фигурки. Отгадайте загадку:
Меня не растили. Из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, ручки – сучки.
Холодный, большой, Кто я такой? (Снеговик)
- Разделимся на 2 команды и по команде начнём лепить снеговиков. Кто быстрее?
(снеговики собираются из отдельных деталей на доске)
5) Разгадывание кроссворда.
– Ребята приготовили «Зимний кроссворд». Если все слова отгадать правильно, то можно узнать какое платье больше всего любит Зима.
*Большая куча снега, оставшаяся после метели. Что это? (сугроб)
*Не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)
*Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело. (сосулька)
*Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (мороз)
*Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
- Какого же цвета любимое платье Зимы? (белое)
6) Презентация «Птицы – наши друзья»
– Вы хорошо справились со всеми загадками Зимы. Теперь она приглашает вас заглянуть в зимний лес. Тихо в зимнем лесу. Всё спит. И всё же не так безжизненно в лесу, как может показаться на первый взгляд. Конечно, встречают нас птицы.
А есть ли такие птицы, которые прилетают к нам вместе с зимой? (снегири)
Выступление детей:
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей…
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный нос
Им рябинку принёс,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко –алые грозди.
7) Инсценирование стихотворений.
– А что вы знаете о жизни других животных зимой? (Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных наступает затишье. Они спят. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Волки, лисы охотятся на мышей, зайцев. Медведь впадает в спячку.)
- Некоторые из лесных жителей хотели бы рассказать, как они зимуют.
Выступления детей:
Белка
Я – белка, весёлый зверёк,
По деревьям прыг да скок.
Но зимой я меняюсь,
В шубу серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять.
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас:
Грибы, ягоды, орехи.
Чтоб зимой не голодать,
Где ж в мороз еду достать?
Трудно белке зимовать,
Когда долгая зима,
Когда снежная зима,
Когда сильные морозы,
К людям я тогда скачу,
Помощи у них ищу.
Лиса
Я зимы не боюсь, в шубу тёплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю
А затем охотится начинаю.
Ищу мышку полевую
Или живность какую.
Хочу зайца поймать,
Но не всегда его догнать.
Об этом, наверно, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает
Ёж
Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Трудился – не ленился.
Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили,
Чтоб о себе всё рассказать.
Сюда б медведя я позвал,
Но он в берлоге спит.
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Наша с медведем одна работа –
Крепко спать и весны ждать.
8) Игры, конкурсы.
- Наши ребята приготовили ещё для вас разные игры и конкурсы.
«По мишеням».
Ребята встают на некотором расстоянии от нарисованной мишени и стараются попасть в неё бумажным «снежком».
«Снежный ком».
Ребята встают в круг и передают «снежок», сделанный из белой бумаги, при этом называя животных, живущих в нашей области.
«Запуск снежинок».
Ребята получают «снежинки» - комочки ваты. Задание: удержать снежинки как можно дольше в воздухе.
III. Игра-сценка «Импровизированная сказка» Дети тянут листочки с именами персонажей: Дед Мороз, клен, береза, просека, пень, лед, Новый год, елки, луна, зайцы. Все остальные поют песню «Шел по лесу Дед Мороз». Те, кому достались роли, изображают своих героев по тексту. Шел по лесу Дед Мороз Мимо кленов и берез, Мимо просек, мимо пней, Шел по лесу восемь дней. Он по бору проходил — Елки в бусы нарядил. В эту ночь под Новый год Он ребятам их снесет. На полянках тишина, Светит желтая луна... Все деревья в серебре, Зайцы пляшут на горе, На пруду сверкает лед, Наступает Новый год!
IV. Подведение итогов. - Подошла к концу наша встреча, но мы не будем говорить Зимушке «до свидания», а скажем ей «здравствуй», потому что совсем скоро закончится последний осенний месяц, и Зима вступит в свои права.