Просмотр содержимого документа
«Развитие скорочтения младших школьников на уроках литературного чтения(тезисы)»
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Задание ДОТ по теме:
«Составление тезисов по материалам курсового исследования по проблеме начального общего образования»
МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
44.02.02 Преподавание в начальных классах
ТЕЗИСЫ
Разработчик: Боровикова А.И.
студентка 3 а группы
Руководитель: Устьянцева Ирина
Юрьевна, преподаватель, кандидат психологических наук
Камышлов, 2020
Задания, направленные на развитие скорочтения младших школьников на уроках литературного чтения
Боровикова А.И., студентка 3а группы
Красноперова Л.М., преподаватель
Основы качества чтения закладываются в первом классе. От того, насколько близко ребенок общается с книгой, зависит интеллектуальное воспитание подрастающего поколения. Умение читать — это главное достижение перешагнувшего школьный порог ребенка.
Согласно, положениям ФГОС НОО, учащиеся начальной школы должны овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, быстрой техникой чтения.
Известно, что качество чтения является важным фактором из числа влияющих на успеваемость ученика. Исходя из вышесказанного, учителю необходимо целенаправленно работать над формированием и постоянным совершенствованием качеств чтения младшего школьника. От умения школьников читать бегло, выразительно, правильно, а главное понимать суть содержания, анализировать действия и мотивы персонажей, совершать необходимые умозаключения, зависят успехи в учебе на протяжении всей школьной жизни.
Все понимают, что хорошее чтение — основной залог успешной учебы, возможность освоить большие объемы информации. Так известный ученый педагог В. Н. Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, «что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 5 классе» .
О проблемах развития навыка чтения и методик выработки навыков скорочтения писали В. Выготский, А.А. Леонтьев, Т.Г. Егоров, К.Д. Ушинский, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, В.Н. Зайцев, С.Г. Швайго, Н.Ю. Чечерина, Н.Н. Светловская и другие известные педагоги, ученые, методисты.
Далее рассмотрим основные понятия, важные для развития читательских умений младших школьников.
Навык чтения– это и то, чему учат, и одно временно то, посредством чего ученик сам учится. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста
В научной и методической литературе выделяют основные способы чтения и нормативы их скорости. В зависимости от поставленной цели различают и используют следующие способы чтения:
Углубленное чтение;
собственно быстрое чтение;
панорамное чтение;
выборочное чтение;
чтение-просмотр;
чтение-сканирование.
Таким образом, «скорочтение – это вовсе не поверхностное чтение «по диагонали» и не чтение кое-как. Это активный созидательный понятийный процесс, входе которого читатель анализирует факты, суждения, а затем производит синтез отдельных понятий, и в итоге закладывается фундамент».Именно потому оказывается, что скорочтение развивает внимание, собранность и сосредоточенность, а это улучшает восприятие материала и его длительное запоминание.
Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы и работы К. Д. Ушинского, А. А. Егорова, В. Г. Горецкого, О. А. Кузнецова, Л. Н. Хромова и других исследователей, мы выявили, что правильность, беглость, сознательность, выразительность чтения — это факторы, которые влияют на развитие скорочтения.
На основе выше изложенного нами был разработан сборник заданий, направленных на развитие скорочтения младших школьников на уроках литературного чтения. Новизна продукта заключается в подборе, систематизации и создании сборника заданий, направленного на развитие скорочтения младших школьников на уроках литературного чтения. Задания были подобраны с учѐтом возрастных особенностей детей, чтобы таким образом заинтересовать детей, вызвать желание выполнять работу в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками.
Представленный сборник заданий, направленных на развитие скорочтения младших школьников на уроках литературного чтения будет реализован в 3 классе.
Таким образом, разработанный нами сборник заданий, направленный на развитие скорочтения младших школьников на уроках литературного чтения, отвечает всем современным требованиям к развитию такого качества как скорость чтения, носит системный, целенаправленный характер.
Необходимо отметить, что сборник будет иметь практическую значимость применения среди практикующих учителей начальных классов для развития скорочтения младших школьников на уроках литературного чтения.
Список литературы
Астафьева Астафьева Л.А. Формирование навыков беглого чтения
учащихся начальной школы // Начальная школа, 2015. 5. С.
Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка
читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.
Грекова - Грекова Т.А. Развитие техники чтения у школьников 1-й
ступени. URL: https://www.umama.ru/read/obaby/schooolers/2454.html ( Дата обращения 10.04.2020)
Предустановка Узнадзе и восприятие текста при скорочтенииURL:
http://magicspeedreading.com/h/reading/n353r_ustanovka.html (Дата обращения 10.04.2020)
Заявка
на участие в СНПК по теме
«Профессиональный стандарт педагога как основа формирования готовности
молодых специалистов к реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования» (30 апреля 2020 года)
ФИО студента (ки)
Боровикова Анастасия Ивановна
Название образовательной организации
(сокращенное)
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Группа
Группа 3 а
Форма обучения
очная
Тема тезисов
Задания, направленные на развитие скорочтения младших школьников на уроках литературного чтения
№ и название секции
Секция №6. Развитие речи дошкольников, достижение предметных результатов на уроках литературного чтения и во внеклассной работе в начальной школе