«Радуга фантазий» Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов.
«Радуга фантазий» Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, самостоятельный – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. Курс “Радуга фантазий” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Радуга фантазий» Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70
г. Липецка
«Радуга фантазий»
Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности
для обучающихся начальных классов.
Срок реализации – 4 года
Автор: Литаврина Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
Липецк, 2013
Информационная карта
дополнительной образовательной программы «Радуга фантазий»
МОУ СОШ № 70 г. Липецка
1
Полное название
Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Радуга фантазий»
2
Автор программы
Литаврина Ирина Николаевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
3
Дата создания
2013 год
4
Характеристика программы
экспериментальная, для внеурочной деятельности обучающихся
5
Направление деятельности
социально-педагогическое
6
Сроки реализации
4 года
7
Возраст обучающихся
7-11 лет
8
Цель программы
создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществесоциального опыта, для многогранного развития и социализации;
всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создание условий для самореализации обучающихся в творчестве;
формирование практических трудовых навыков;
развитие индивидуальных творческих способностей;
воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
9
Краткое содержание программы
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, самостоятельный – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. Курс “Радуга фантазий” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
10
Прогнозируемые результаты
Формирование у обучающихся:
целостной картины мира (образа мира) на основе познания, освоения трудовых умений, осмысления технологического процесса;
представления о профессиях;
нравственного и позитивного отношения к окружающему миру (природа, люди, производство);
умений выбирать способы деятельности, реализовывать их в рамках практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантности к мнению и позиции других;
осознания себя как гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами Липецкой области.
Освоение курса «Радуга фантазий» обеспечит условия: для личностного развития, которое включает:
познавательную активность, инициативу обучающихся на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;
формирование понятийно-логического и образно-художественного мышления;
творческий потенциал и формирование умения решать проблемы в учебных, социальных и нестандартных ситуациях. Формирование УУД, которые включают:
умение работать с технологической картой, выполнять технологические операции при изготовлении любых изделий;
умение самостоятельно оценивать свой труд (изделие);
умение использовать теоретические знания в практической деятельности;
умение работать с разными материалами и инструментами (природные материалы, пластичные материалы, бумага, ткани, конструктор и пр.);
умение соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами при организации рабочего места.
11
Особая информация
Форма подведения итогов программы – создание проектов, выставки и конкурсы.
Пояснительная записка
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса, требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рационально мыслить, применять знания на практике. Современные дети много времени проводят за компьютером, «живут в нереальном мире», меньше общаются с природой, становятся менее отзывчивыми. Именно поэтому приобщение детей к продуктивной творческой деятельности становится важным.
Актуальность программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации обучающихся, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа внеурочной деятельности «Радуга фантазий» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений; привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора.
Обучающиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Они фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. На занятиях обучающиеся получают сведения о ремёслах Липецкой области, что способствует воспитанию патриотических чувств.
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 класс - 68 часа (2 часа в неделю)
2 класс – 68 часов (2 часа в неделю)
3 класс - 68 часов (2 часа в неделю)
4 класс – 68 часов (2 часа в неделю)
Цель программы кружка «Радуга фантазий» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для работы с природным материалом. Инструктаж по ТБ.
Беседа
15
Кем быть? Профессия лесника. Дары леса.
Просмотр видео и слайдов
16
Поделки из каштанов и желудей.
Практическая работа
17
Поделки из камешков.
Практическая работа
18
Поделки из семян и плодов.
Практическая работа
19
Поделки из крупы.
Практическая работа
20
21
Аппликация из осенних листьев. Петушок.
Практическая работа
22
Аппликация из осенних листьев. Кот и мышь.
Практическая работа
23
Панно из листьев и цветов.
Коллективная работа
24
Фотосессия
Подготовка к проведению выставки
25
Оформление отчётной выставки.
Проведение фотовыставки
Пластилиновая ворона
(работа с пластилином)
12
3
9
26
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для работы с пластилином. Инструктаж по ТБ.
Беседа
27
Я леплю из пластилина.
Презентация
28
Пластилиновый зайчик, гусеница, уточка.
Практическая работа
29
Аквариум с пластилиновыми рыбками.
Практическая работа
30
В мире моих фантазий.
Лепка по воображению
31
История Романовской игрушки.
Экскурсия в село Троицкое
32
Наряжаем куклу в нарядное платье.
Творческий конкурс (рисование)
33
Кем быть? Профессия скульптора.
Заочное путешествие в музей скульптур
34
35
Лепим барышню-крестьянку.
Практическая работа
36
Узоры для Романовской игрушки.
Практическая работа
37
Выставка «Путешествие в город мастеров»
Оформление выставки
Лоскутный город
(работа с тканью и нитками)
11
3
8
38
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалом для шитья. Инструктаж по ТБ.
Беседа
39
40
41
Техника выполнения ручных швов
Практическая работа
42
Изготовление салфетки с бахромой
Практическая работа
43
Из истории лоскутной техники.
Беседа с показом иллюстраций.
44
45
46
Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
Практическая работа
47
Кем быть? Профессия швеи.
Просмотр видео и слайдов
48
Проект «Уютный дом»
Чудесные превращения
(работа с разным материалом)
20
5
15
49
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и разным материалом для работы. Инструктаж по ТБ.
Беседа
50
Танграм- семь дощечек мастерства.
Презентация
51
52
Составление фигур по образцу. Животные.
Практическая работа
53
54
Составление фигур по собственному замыслу.
Практическая работа
55
Ши-Чао-Тю
Игра-головоломка
56
«Сладкая сказка Рошен»
Экскурсия на кондитерскую
фабрику
57
Кем быть? Профессия кондитера.
Просмотр видео и слайдов
58-
60
«Клоун-дергунчик» Подвижная игрушка.
Практическая работа
61
62
«Мартинички» из ниток.
Практическая работа
63
64
Пазл из палочек от мороженого
Практическая работа
65
Брелок для ключей
Практическая работа
66
Дом для книжек.
Экскурсия в городскую библиотеку.
67
Проект «Подружись с книгой»
68
Отчетная выставка «Калейдоскоп»
2 год обучения
№ п/п
Название разделов и тем
Вид занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Бумажный город
(работа с бумагой и картоном)
14
3
11
1
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для обработки бумаги и картона. Инструктаж по ТБ.
Беседа
2
Бумажная мозаика.
Презентация
3-4
Мозаика по заданному рисунку. Золотая рыбка
Практическая работа
5
Кем быть? Профессия художника-оформителя.
Просмотр видео
6
Объемная аппликация. Гусеница.
Практическая работа
7
Букет для учителя.
Коллективная работа
8
Техника квиллинг.
Презентация
9-10
Квиллинг для начинающих.
«Капля», «Спираль», «Глаз» - фигуры квиллинга.
Практическая работа
11
Воздушные шарики.
Практическая работа
12
13
Солнышко.
Практическая работа
14
В гости к мастеру.
Экскурсия в краеведческий музей
Лесные мотивы
(работа с природным материалом)
7
2
5
15
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для работы с природным материалом. Инструктаж по ТБ.
Беседа
16
Красота природы.
Экскурсия в парк.
17
Удивительное рядом.
Оформление альбома с использованием гербария
18
Природа моего края в народных промыслах.
Викторина
19
20
«Осенний дождь» аппликация в технике мозаика с использованием бумаги и листьев.
Практическая работа
21
«Рамка из веток» поделка
Практическая работа
22
Рамка для фото из вишневых косточек.
Практическая работа
Чудесные превращения
(работа с разным материалом)
10
2
8
23
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и разным материалом для работы. Инструктаж по ТБ.
Беседа
24
Снежинки из салфеток.
Показ слайдов
25
26
Новогодние снежинки в технике квиллинг.
Практическая работа
27
«Дед Мороз» новогодняя игрушка на елку.
Практическая работа
28
Волшебная елка.
Практическая работа
29
Рождественский венок.
Практическая работа
30
Зимние игры и забавы.
Сюжетно-ролевые игры
31
Лошадь – символ нового года. Поделка из ниток.
Практическая работа
32
Проект «Дед Мороз»
Пластилиновая ворона
(работа с пластилином)
9
2
7
33
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для работы с пластилином. Инструктаж по ТБ.
Беседа
34
Дымковская сказка на Романовской земле.
Презентация
35
36
37
Дымковская барышня
Практическая работа
38
Народные праздники моего края.
Сюжетно-ролевая игра
39
40
«Бабочка». Панно из шариков пластилина.
Практическая работа
41
Оформление отчётной выставки.
Проведение выставки
Лоскутный город
(работа с тканью и нитками)
17
4
13
45
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалом для шитья. Инструктаж по ТБ.
Беседа
46
История елецкого кружева.
Показ видео и слайдов
47
В мире моих фантазий.
Рисование узоров
48
49
Аппликация из ниточной крошки.
Практическая работа
50
51
Аппликация из скрученных ниток.
Практическая работа
52
53
Аппликация из резаных ниток.
Практическая работа
54
55
56
Панно «Дерево желаний»
Коллективная работа
57
Кем быть? Профессия художника.
Просмотр видео фильма
58
Дом художника В.С.Сорокина
Экскурсия
59
60
Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.
Практическая работа
61
Проект «Выдающиеся люди родного края»
Разноцветные бусинки
(работа с бисером)
7
2
5
62
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалом для бисера. Инструктаж по ТБ.
Беседа
63
Родословная стеклянной бусинки.
Презентация
64
65
Вышивание бисером. Орнамент.
Практическая работа
66
67
Вышивание бисером.
Узор.
Практическая работа
68
Отчетная выставка «Калейдоскоп»
3 год обучения
№ п/п
Название разделов и тем
Вид занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Бумажный город
(работа с бумагой и картоном)
14
3
11
1
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для обработки бумаги и картона. Инструктаж по ТБ.
Беседа
2
Объёмные открытки. Бабочка.
Практическая работа
3
Объёмные открытки.
Яблоко.
Практическая работа
4
Кем быть? Профессия актера.
Презентация
5
В гостях у сказки.
Посещение театра
6-7
Теневой театр. Сказка «Репка»
Коллективная работа
8
Мини спектакль.
Игра
9
Техника квиллинг.
Показ слайдов
10
11
Оформление рамки для фото в технике квиллинг.
Практическая работа
12
13
Квиллинг. Солнечные цветы.
Практическая работа
14
Проект «Замечательные люди моего края»
Лесные мотивы
(работа с природным материалом)
8
2
6
15
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для работы с природным материалом. Инструктаж по ТБ.
Беседа
16
Флористика.
Презентация
17
«Галичья гора»
Экскурсия в заповедник
18
19
Мозаика с использованием семян, камешек, листьев, цветов.
Работа в группах
20
21
Букеты из конфет
Практическая работа
22
Выставка «Сладкая фантазия»
Чаепитие
Чудесные превращения
(работа с разным материалом)
8
2
6
23
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и разным материалом для работы. Инструктаж по ТБ.
Беседа
24
Встречаем Новый год
Презентация.
Подбор песен.
25
Бумажная объёмная поделка «Снежинка»
Практическая работа
26
27
Снеговик на СD.
Практическая работа
28
29
Ёлочка из пазлов.
Практическая работа
30
Оформление класса к празднику.
Лоскутный город
(работа с тканью и нитками)
12
2
10
31
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалом для шитья. Инструктаж по ТБ.
Беседа
32
Саами. Мех.
Показ видео и слайдов
33
34
Изготовление сувениров из меха.
Практическая работа
35
36
Комбинированная аппликация из меха, ткани, бумаги.
Практическая работа
37
«Солнышко на палочке» Работа с нитками.
Практическая работа
38
39
40
Корзина с цветами для мамы. Работа с нитками.
Практическая работа
41
Фотосессия
Подготовка к проведению выставки
42
Оформление отчётной выставки.
Проведение фотовыставки
Пластилиновая ворона
(работа с соленым тестом)
13
4
9
43
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для работы с соленым тестом. Инструктаж по ТБ.
Беседа
44
Чудеса из соленого теста.
Презентация.
45
Готовим разноцветное соленое тесто.
Практическая работа
46
47
Мини поделки из теста.
Практическая работа
48
49
Магнитики.
Практическая работа
50
Акция «Подари магнитик другу»
Акция
51
Каменная архитектура моего края.
Просмотр видео и слайдов
52
Декоративное искусство моего края. Хохлома.
Видеофильм.
53
Липецкая роспись.
Практическая работа
54
Роспись бумажной тарелочки.
Практическая работа
55
Оформление отчётной выставки.
Разноцветные бусинки
(работа с бисером)
13
2
11
56
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалом для бисера. Инструктаж по ТБ.
Беседа
57
Уроки бисероплетения.
Презентация
58
59
60
Животные из бисера.
Практическая работа
61-
64
Цветы из бисера.
Практическая работа
65
66
Народные промыслы родного края.
Составление карты народных ремесел Липецкой области
67
Я Липецк.
Экскурсия по городу.
68
Отчетная выставка «Калейдоскоп»
4 год обучения
№ п/п
Название разделов и тем
Вид занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Бумажный город
(работа с бумагой и картоном)
10
2
8
1
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для обработки бумаги и картона. Инструктаж по ТБ.
Беседа
2
«Жеваная бумага» Техника папье-маше.
Презентация
3
Папье-маше. Как сделать или руководство к действию.
Практическая работа
4
5
6
Матрешка из папье-маше.
Практическая работа
7
8
9
Колокольчики.
Практическая работа
10
Оформление школьной витрины.
Лесные мотивы
(работа с природным материалом)
7
2
5
11
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для работы с природным материалом. Инструктаж по ТБ.
Беседа
12
Второе рождение цветов. Икебана.
Видеофильм
13
14
Икебана своими руками.
Практическая работа
15
Фотосессия.
Подготовка к проведению выставки
16
Оформление отчётной выставки.
Проведение фотовыставки
17
Проект «Красная книга Липецкой области»
Пластилиновая ворона
(работа с тестом и гипсом)
18
4
14
18
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для работы с соленым тестом и гипсом. Инструктаж по ТБ.
Беседа
19
Идеи для творчества. Соленое тесто.
Презентация
20-
23
Гамбургер из соленого теста.
Практическая работа
24
Кем быть? Профессия дизайнера.
Презентация
25
Идеи для творчества. Гипс.
Презентация.
25
26
Поделки из гипса по шаблонам.
Практическая работа
27
28
Лепка из гипса по воображению.
Практическая работа
29
30
Роспись поделок.
Практическая работа
31
32
33
Декоративное панно из гипса, ниток, природного материала.
Коллективная работа
34
Проект «Мастера Липецкого края»
Лоскутный город
(работа с тканью и нитками)
19
4
15
35
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалом для шитья. Инструктаж по ТБ.
Беседа
36
Из истории мягкой игрушки.
Презентация
37-
41
Шьем мягкую игрушку. Дракончик.
Практическая работа
42
Выставка «Нашим малышам»
Выставка для детского сада
43
Народное творчество в произведениях писателей-земляков.
Творческий конкурс
44
Мандала. Что это?
Видеофильм
45
46
Мандала. Волшебные круги. Рисование.
Практическая работа
47-
50
Мандала. Плетение.
Практическая работа
51
Оформление школьной витрины.
Разноцветные бусинки
(работа с бисером)
17
2
15
52
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалом для бисера. Инструктаж по ТБ.
Беседа
53
Уроки бисероплетения.
Презентация
54-57
Плетение из бисера. Березка.
Сборка.
Практическая работа
58-61
Плетение из бисера. Рябинка.
Сборка.
Практическая работа
62
Выставка «В сказочном лесу»
Практическая работа
63
Проект «Деревья моего края»
64-66
Узоры на диске.
Практическая работа
67
Проект «Профессия моей мечты»
68
Отчетная выставка «Калейдоскоп»
Содержание дополнительной образовательной программы
Название раздела
Краткое описание теоретических и практических тем
Бумажный город
Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор. Создают модели по предложенным образцам, составляют сложные композиции. Знакомятся с техникой оригами, модульным оригами, квиллинг. Изготавливают объёмные игрушки и фоторамки.
Лесные мотивы
Работа с природным материалом знакомит с разновидностями природного материала, с основными приемами работы доступных материалов: гибкими ветками, берестой, засушенными растениями. Также дети знакомятся с нетрадиционными природными материалами, которые интересны и вполне доступны в использовании это - кожа, мех, перья птиц, пух, опилки. При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия.
Пластилиновая ворона
Работа с пластилином, тестом воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Осваивают технику рисования с помощью пластилина, совмещают разные материалы для изготовления композиций, изготавливают объёмные поделки на основе народных традиций.
Лоскутный город
Работа с тканью знакомит с разновидностями нитей и тканей, их переплетениями и свойствами, приобретаются навыки шитья, работы с ножницами, иглой, наперстком. Работают с шаблонами при изготовлении деталей для аппликации.
Знакомятся с видами швов, с видами вышивки.
Изготавливают мягкие игрушки, используя шаблоны. Подбор ниток, выбор узора и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Развивается способность к труду, творческой деятельности, умение изготовить оригинальную вещь своими руками.
Чудесные превращения
Работа с разными материалами повышает уровень эстетического и нравственного воспитания детей , создает условия для максимального развития их творческого потенциала, помогает детям в изучении геометрии, развивает их пространственное, абстрактное и художественное воображение, мелкую моторику рук, формирует интерес к изучению родной природы, способствует стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту, а так же развивать познавательные интересы, творческие и организаторские способности.
Разноцветные бусинки
Бисероплетение знакомит со стеклом, его цветовой гаммой, историей бисероплетения, использование бисера в украшениях и в быту. Обучающиеся учатся работать с проволокой, леской, резинкой. Знакомятся с вышивкой бисером и низанием всевозможных украшений, начиная от менее сложных и постепенно переходя к более сложным способам нанизывания. Работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. Дети учатся самостоятельно работать по рисунку – схеме.
Литература
для учителя:
Бахметьев А., Т.Кизяков Очумелые ручки. - Росмэн, 1999.
Виноградова Е. Браслеты. из бисера. -АСТ, 2007.
Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под ред. В. А. Горского. – Москва: Прсвещение,2010. (Стандарты второго поколения)
Гудилина С. И. Чудеса своими руками. -Москва: Аквариум, 1998.
Гукасова А. М. Рукоделие в начальных классах. -Москва: Просвещение, 1985.
Гусакова М. А. Аппликация. - Москва: Просвещение, 1987.
Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. -Москва: Сфера, 2000.
Гусева Н. Н.365 фенечек из бисера. -Айрис-Пресс ,2003.
Докучаева Н. Сказки из даров природы. -Санкт Петербург: Диамант, 1998.
Еременко Т., Л.Лебедева.Стежок за стежком. - Москва: Малыш, 1986.
Кочетова С. В. Игрушки для всех. Москва: Олма-пресс, 1999.
Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск, 2012 г.
Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. -Москва: Просвещение, 1990.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: Академия Развития, 1997.
Петрунькина А.Фенечки из бисера. – Москва: Кристалл, 1998.
Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
для обучающихся:
Гусакова М. А. Аппликация. - Москва: Просвещение, 1987.
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками.- Москва:Сфера, 2000.
Гусева Н. 365 фенечек из бисера. - Айрис-Пресс,2003.