Работа в команде как инновационный прием воспитательной работы в городском лагере дневного пребывания
Работа в команде как инновационный прием воспитательной работы в городском лагере дневного пребывания
Программа работы в детском коллективе, направленная на сплочение и умение работать в команде. Из опыта работы городского дагеря дневного пребывания детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа в команде как инновационный прием воспитательной работы в городском лагере дневного пребывания»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы:
- тематика смены;
- приоритетные направления деятельности;
- формы и методы работы с детьми;
- план мероприятий;
- план управления реализацией программы.
3. Условия реализации программы:
- Нормативно-правовое обеспечение;
- Кадровое обеспечение;
- Материально-техническое обеспечение;
- Санитарно-гигиеническое обеспечение;
- Методическое обеспечение.
4. Список литературы.
5. Приложение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мастерами не рождаются,
И становятся ими не все!
Ведь к таланту и труд полагается,
Чтоб достигнуть вершин в мастерстве.
Лето! Это самая долгожданная пора в жизни любого ребёнка! Это время необыкновенных приключений и удивительных открытий, время, когда дети познают окружающий их мир во всём его многообразии и великолепии, делая это легко, непринуждённо, радуясь и играя.
Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов и удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
В период летних каникул на педагогов ложится особая ответственность, как сделать отдых детей не только весёлым, но и содержательным и безопасным.
Лагерь дневного пребывания детей позволяет реализовать эти задачи. Лагерь — это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая творческая и познавательная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето — это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень хорошо. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Программа направлена на развитие личности ребенка через знакомство современными достижениями в науке и технике, с народными промыслами края, историей Урала во время Великой Отечественной войны.
Ведущими идеями программы ЛДПД «Лесная сказка» традиционно являются получение практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков во время их пребывания в лагере.
Программа направлена на пропаганду здорового образа жизни, охраны природы и сохранение чистоты окружающей среды, волонтёрской деятельности. Особое внимание уделяется привитию гигиенических навыков и привычек детям, соблюдению правил и норм во время обострения эпидемиологической ситуации.
Большое внимание в программе уделяется духовно - нравственному воспитанию ребенка и раскрытию его творческого потенциала.
Дети посетят музеи с техническими экспозициями, совершат виртуальные путешествия по самым знаменитым заводам нашего региона, познакомятся с народными промыслами Урала.
Дети научаться быть сплочённой командой и оценят личные качества каждого участника игры. Известно, в любом испытании «команда — одна семья»!
Программа «Город мастеров» реализуется через игру, способную пробудить детскую любознательность, делается на их видовое многообразие: игры соревновательного характера чередуются с играми на развитие сотрудничества и взаимопомощи, ролевые игры. Все мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие навыков самоуправления, коммуникативных качеств с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Указом Президента Российской Федерации, 2020 год объявлен Годом памяти и славы. В соответствии с этим, программа ЛДПД «Лесная сказка» нацелена на реализацию комплекса мероприятий, призванных формировать у детей гордость за историю своего народа, сохранять историческую память о великих событиях страны, понимать роль народов Урала в достижении Великой Победы.
Указом Президента России, 2020 год объявлен Годом народного творчества. Программа лагеря «Город мастеров» направлена на развитие и поддержку традиционных форм народного художественного творчества, фольклора, самодеятельного искусства, являющихся источником формирования национального самосознания, средством сохранения национально-культурной самобытности и языка.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Воспитательная деятельность в лагере основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, ее целостном подходе к воспитанию и развитию в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей.
В своей работе педагогический коллектив ориентируется на программу духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой отмечается, что современное российское образование должно быть направлено на воспитание свободной, творчески инициативной ответственной и саморазвивающейся личности.
Гуманизация обеспечивает создание условий для личностного развития детей. Педагоги принимают ребёнка таким, какой он есть, положительно относятся к его личности. Опираются на творческую активность ребёнка, выводят его на уровень самостоятельности, т. е. совместной организованной работы воспитателей и детей.
Вся работа строится на принципах добровольности, посильного участия каждого в жизни лагеря.
Программа «Город мастеров» является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные, направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего лагеря дневного пребывания детей.
По продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение одной смены.
Продолжительность смены: 15 дней.
Цель.
Создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психологической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета.
Задачи.
1. Формировать благоприятную психологическую среду для социализации воспитанников, развивать навыки самоуправления, организаторские и коммуникативные навыки, навыки деятельности и поведения в коллективе, активной социальной позиции.
2. Организовать деятельность разнообразного содержания, создающую условия для накопления детьми и подростками новых знаний, умений и навыков, создающую предпосылки для реализации их творческого потенциала, формирующую навыки и умения творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
3. Способствовать включению детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, создать условия для расширения кругозора, развития творческих способностей, самореализации воспитанников.
4. Прививать навыки здорового образа жизни, безопасного поведения,организовывать физическую активность детей.
Содержание деятельности определяется следующими принципами.
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
Принцип творческого отношения к делу.
Принцип добровольности участия в делах.
Принцип учета возрастных особенностей детей и состояния здоровья.
Принцип доступности выбранных форм работы.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
Полное название лагеря.
Лагерь дневного пребывания детей «Лесная сказка» на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №165.
Тип лагеря. Лагерь дневного пребывания детей.
Сроки и продолжительность проведения смены: с 15 июля по 4 августа 2019 (15 дней).
Количество участников программы. 150 человек.
Возрастная категория детей, принимаемых в организацию отдыха: от 6 лет 6 месяцев до 18 лет.
Основной контингент детей: обучающиеся МАОУ-СОШ № 165.
При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных семей, неполных семей, детям, находящихся в трудной жизненной ситуации.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально- техническое обеспечение ЛДПД «Лесная сказка» включает в себя:
игровые комнаты – 6
помещения для сна - 5 (75 спальных мест, по 15 в каждой)
изолятор - 1
актовый зал - 1
школьный стадион - 1
мультимедийные проекторы - 5
переносной экран – 1
спортинвентарь и канцелярские товары
настольный теннис
настольные игры
жилеты со световозвращателями -12
флажки -12
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Концептуальные основы деятельности лагеря.
В основу содержания программы положена сюжетно-ролевая игра о «Города мастеров», в котором живут трудолюбивые, добрые и сильные люди, которые умеют не только хорошо работать, но и интересно и полезно отдохнуть. Во время игры детям прививается интерес и любовь к родному краю, воспитывается уважение к людям труда, раскрывается творческий потенциал каждого участника, происходит передача духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию. Участники игры украшают «Города мастеров», в творческих мастерских создают «Чудо своими руками».
Сюжет программы развивается по следующим линиям:
- Познакомиться с историей родного края и современными достижениями региона.
- Узнать об уральских мастерах в различных технических направлениях.
- Оформление по мотивам самых знаменитых достижений уральских мастеров.
- Создание поделок технического и художественно-прикладного творчества под девизом «Мы поделки мастерили и друзей мы удивили».
- По итогам мероприятий совместными действиями у ребят должен получиться коллаж, символизирующий разнообразие и силу «Города мастеров».
Заповеди и законы.
- Всё делаем творчески.
- Даже если трудно, доводим дело до конца.
- Каждое дело вместе.
Каждый отряд выбирает название, связанное с направлениями технического и художественно-прикладного творчества.
Игровые комнаты — мастерские «Города мастеров». На первом организационном сборе — рождении отряда дети выбирают девиз и песню, знакомятся с традициями.
Задача отрядов: познакомиться с отдельными направлениями технического и художественно-прикладного творчества, выполнить поисковое задание и «оживить» территорию лагеря как «Город мастеров».
В конце смены, по итогам финальной игры, каждый участник «Города мастеров» может получить звание по номинациям.
Дети смогут проявить свои способности во время игр и конкурсов.
Игра – путешествие «Мой город – город мастеров» (об истории промышленного Екатеринбурга)
Мастер-классы «Делай с нами, делай как мы» экологической направленности.
Конкурс проектов «Самый красивая игровая комната».
Игра – диспут «Тайна настоящего мастера».
Конкурс на создание лучшей технической модели.
Конкурс поделок по мотивам народных промыслов народов Урала.
Конкурсы рисунков «Нижнетагильский поднос» и «Кислинское кружево»
Цикл мероприятий «Маленькие герои большой войны».
Ярким заключительным аккордом смены станет финальная коллективная работа по созданию коллажа, символизирующего разнообразие и силу «Города мастеров».
Легенда, заложенная в содержание программы «Город мастеров», учит ребят совершать добрые дела. Каждый день несёт свою тематику, и все дела подчинены этой идее.
Продолжительность смены - 15 дней, 3 «радужные недели». Каждый день, каждое дело радуги проигрывается на 2 уровнях: в отряде и в лагере.
Отрядное дело предваряет лагерное. Общие лагерные дела являются своеобразными мажорными аккордами в работе.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
В некотором царстве, в некотором государстве жили добрые и дружные люди. Много среди них было тех, кто умел хорошо работать руками, любил создавать красоту и умел весело и с пользой провести свободное время.
И решили они построить город и назвать его «Городом мастеров», в честь тех, кто умел ловко и с умом работать и создавал славу их родного края…
Ребята отдыхают в лагере и в тоже время постоянно узнают что-то новое, интересное. Новые дела, познания - это камни, из которых строится «Город мастеров».
Его жители стараются сделать свой «город» красивее, чище и уютнее. Трудолюбие и дружба помогают им в осуществлении этой мечты.
Началом тематической игры является встреча с главным Мастером. Он - хранитель секретов хорошей работы и настроения.
В конце смены главный Мастер оценит старания ребят. Есть у него чудесные помощники. Они направят старания ребят так, чтобы в течение смены как можно более полно проявились творческие способности детей, они почувствовали, как с пользой они провели дни в лагере.
В этот же день формируются и начинают работу игровые творческие мастерские. Дети оформляют свою мастерскую в соответствующей тематике, создают её проект.
В течение смены у каждого отряда пополняется копилка творческих работ для создания виртуальной книги «Города мастеров». Творчество детей поможет сделать смену яркой, необычной, интересной.
ЭМБЛЕМА
ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №165
НАЗВАНИЯ, ДЕВИЗЫ И ЭМБЛЕМЫ МАСТЕРСКИХ (ОТРЯДОВ)
1 отряд. «УМЕЛЬЦЫ»
Девиз: «Мы работаем все дружно,
можем сделать всё что нужно!
2 отряд. «КОНСТРУКТОРЫ»
Девиз: «Невозможное – возможно!»
3 отряд. «САМОДЕЛКИНЫ»
Девиз: «Не испугаемся преград
– работаем на результат!»
4 отряд. «ИСКАТЕЛИ»
Девиз: «Уметь трудиться, ярко жить,
талантом, дружбой дорожить!»
5 отряд. «ИНТЕЛЛЕКТ»
Девиз: «Науки верные друзья,
дружны мы как одна семья!»
6 отряд. «ТЕХНО»
Девиз: «Мы команда хоть куда
– нас удача ждёт всегда!»
7 отряд. «ЭНЕРГИЯ»
Девиз: «Мы не можем без движенья
- мы всегда под напряженьем!»
Интересное дело организационного периода — игра « Помоги жителям «Города мастеров»», знакомство с его правилами, получение творческого задания и открытие лагерной смены «Ключ на старт!».
В основной период смены происходит знакомство с отдельными направлениями технического и художественно-прикладного творчества. Каждый отряд (мастерская) получает задание подробно изучить интересующее направление и представить его в творческой форме на утренней линейке.
Кульминационными делами основного периода являются: игра – путешествие «Мой город – город мастеров», тематические творческие конкурсы работ детей и цикл мероприятий «Маленькие герои большой войны». В итоговый период проводятся мероприятие в форме фестиваля, на которое прибудут мастера из каждого отряда и продемонстрируют, каких успехов они достигли: игра «Я — мастер своего дела!».
В финале лагерной смены планируется награждение отличившихся детей, прощальный гала-концерт, итоговое анкетирование.
Система поощрений.
Цель. Стимулирование социальной активности детей.
Система поощрения вступает в 1-ый день смены (разноцветные «камни» по номинациям). Отряд получает камни, цвет которого соответствует определённой номинации, за участие и победу в конкурсах, КТД, и таким образом, создают сначала эскиз, а затем совместную творческую работу – коллаж – символ «Города мастеров». «Камни» разного цвета, в соответствии с номинациями.
Красный - «Самый творческий» - характеризует творческую активность коллектива.
Жёлтый - «Самый спортивный» - показатель активности в соревнованиях, активного участия в утренней зарядке.
Фиолетовый - «Самый активный» - показатель активного участия во всех мероприятиях лагеря.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Рост общественной активности.
Развитие физических, эстетических, волевых качеств детей.
Создание условий самореализации детей через участие в мероприятиях разного характера: спортивных, интеллектуальных, патриотических, трудовых, художественных.
Привитие навыков самостоятельности, ответственности, умения строить отношения со сверстниками и взрослыми.
Оздоровление детей.
Высокая степень организованности, сплоченности детей в решении поставленных задач.
Выявление и практическая реализация новых возможностей лагеря в развитии детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ СМЕНЫ.
Физическое и психологическое оздоровление детей. Формирование потребностей в духовном и физическом здоровье.
Приобретение детьми позитивного жизненного опыта, взаимодействие с другими в духе взаимного уважения и доверия.
Развитие социальной активности детей.
Знакомство детей с разнообразными интеллектуальными, спортивными, и подвижными играми.
Приобщение воспитанников к произведениям детской отечественной литературы, воспитание интереса к чтению.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Укомплектование лагеря кадрами.
Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей.
Совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране; здоровья детей.
Проведение родительских собраний «Условия предоставления путёвок в оздоровительные учреждения Свердловской области и города Екатеринбурга 2020 года» и «Организация летнего отдыха детей в ЛДПД «Лесная сказка».
Прогнозируемый результат.Создание необходимых условий для реализации комплекса мероприятий, направленных на повышения качества воспитания и образования детей и подростков.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по расписанию:
ежедневное проведение утренней гимнастики на свежем воздухе,
ежедневные спортивно-оздоровительные часы,
профилактические мероприятия по сохранению зрения,
ежедневный осмотр детей медицинским работником,
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере при хорошей погоде),
подвижные игры на свежем воздухе,
организация здорового питания детей,
витаминизация и минерализация рациона.
Предполагаемый результат.
Формирование потребностей ребенка в сфере культуры здоровья.
Приобщение к выполнению систематических и самостоятельных занятий физической культуры и спорта.
Укрепление здоровья воспитанников.
ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие.
Все мероприятия, направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.)
Творческое направление включает в себя работу мастер-классов и творческих мастерских, индивидуальное творчество, отрядные мероприятия.
У каждого ребёнка есть возможность попробовать себя различных видах деятельности и в разных социальных ролях: исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что, безусловно, способствует социализации.
оформление игровых и отрядных уголков, стенных газет
конкурсы рисунков на асфальте
коллективно-творческие дела
танцевальный флешмоб
библиотечные занятия
литературный час
мастер – классы
Предполагаемый результат.
Развитие навыков коллективно-творческой деятельности.
Создание ситуации успеха для максимальной реализации творческого потенциала.
Развитие коммуникативных качеств и приобретения новых знаний.
ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребенка. Формируется чувство “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.
Выявление лидеров, генераторов идей;
Распределение обязанностей в отряде;
Закрепление ответственных по различным видам поручений;
Дежурство по столовой, игровым комнатам, лагерю;
Пресс-центр лагеря
Предполагаемый результат.
Выявление лидеров, для последующего формирования лагерных органов
самоуправления (Малого Совета отрядов).
Приобретение детьми навыков организаторской деятельности, умения планировать и реализовывать КТД, анализировать результаты своей деятельности.
Воспитание чувства ответственности за свой отряд, лагерь, порученное дело.
Сплочение коллектива воспитанников и педагогов, сотрудничество, взаимопонимание и взаимоуважение между ними.
ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.
Беседы «Личная гигиена — залог здоровья».
Игра «Азбука Здоровья».
Инструктажи по основам безопасности жизнедеятельности.
Стенгазеты и рисунки, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Конкурсы и викторины по ЗОЖ.
Мероприятия по профилактике безопасности.
Оформление странички безопасности в каждом отрядном уголке.
Проведение инструктажей перед началом и в конце смены, перед организованными выходами по плану лагеря.
Конкурс плакатов «Правила безопасности».
Викторина по правилам безопасности, игра «Правила безопасного
путешествия».
Беседы с сотрудниками ГИБДД и МЧС.
Предполагаемый результат.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознание необходимости следовать правилам безопасности и ПДД.
Сознательное отношение к ценности человеческой жизни, как своей, так
и жизни товарищей.
Отсутствие травматизма.
Получение практических навыков оказания первой медицинской помощи.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
КТД
КТД развивает творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. За подготовку и проведение КТД отвечает конкретный отряд. Координирует всю работу по организации заместитель начальника лагеря.
Музыкальные часы
Цель музыкального часа — формирование музыкальной культуры у подрастающего поколения. Обычно в смене проводится несколько музыкальных часов, но при всем своем многообразии они крепко связаны между собой одной идеей — идеей знакомства детей с различными песенными жанрами.
Конкурсы
Конкурсы — одна из интереснейших форм работы с детьми.
Цель конкурса — мотивация детей на получение и закрепление определенных знаний, умений и навыков, выявление лидеров.
Яркость, динамичность, веселье — основные характеристики шоу- программ. Шоу - программы - это торжество эффектов и технических средств, позволяющих усилить восприятие зрелища.
Проектный метод
Формирование личности, способной к созидательной творческой деятельности, готовой к проявлению социально-значимой — инициативы, принимающей активное участие в общественной жизни посредством самореализации.
Создание условий для самораскрытия детей согласно их интересам и склонностям в условиях реализации социально-педагогического проекта; формирование у подростков активной жизненной позиции; развитие творческих и коммуникативных способностей детей.
Флешмоб акция
Флешмоб или флэшмоб (от англ. Лазйто — Пазй — вспышка; миг, мгновение; то — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (робберы) внезапно появляется в общественном месте, проводят пятиминутный митинг, выполняя заранее оговоренные действия(сценарий) и затем одновременно расходятся. Основные принципы флешмоба:
спонтанность,
отсутствие централизованного руководства,
отсутствие, каких либо политических, финансовых или рекламных целей.
Отрядные мероприятия
Блиц- турнир —ответы на вопросы по созданию правил и норм поведения
Путешествия — тематическое мероприятие с пелью получения новых знаний.
Эстафета любимых занятий — дело-обозрение, во время которого каждый из членов отряда знакомит остальных со своими любимыми занятиями, которые он открыл в лагере, советы товарищам.
SOS! - Цель — привлечь внимание детей к проблемам, требующим решения именно в этой смене.
Отряды определяют, кому или чему требуется помощь: лесу, человеку, не имеющему друзей, традициям и законом лагеря.
Вторая часть дела — разговор-обсуждение, в ходе которого дети решают, что конкретно могут сделать для оказания помощи (субботник, музыкальный вечер и т.д.) и самое главное, чтобы принятое решение было выполнено.
РЕЖИМ ДНЯ В ЛАГЕРЕ.
08.30.-08.45.
Утренняя зарядка.
Если утром встало солнце-
Стройся по порядку.
Зарядились на весь день –
И трудиться нам не лень!
08.45.-09.00.
Линейка.
Все скорее на линейку!
Нам быстрей заданье дать:
Рассказать, что будем делать:
Как играть, о чём мечтать!
09.00.-09.45.
Завтрак.
Сказка-завтрак вам –
не шутка,
Он заправка для желудка!
09.45.-10.00.
Минутки безопасности.
Безопасен будет путь,
Если внимателен, ты друг!
10.00.13.00.
Отрядные дела и лагерные мероприятия.
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, кто на огород!
Раз пришел весёлый час,
Здесь играют все у нас!
13.00.-14.00.
Обед.
Ешь скорее, не зевай,
Своё здоровье укрепляй!
14.30.-15.30.
Дневной сон.
К нам приходит тишина –
И ребятам спать пора!
16.00.-16.30.
Полдник.
Время полдника пришло,
Витаминов принесло!
16.30.-18.30.
КТД.
Время добрых дел.
Нам без игр и без движенья
Ну, никак прожить нельзя!
18.00.
Уход домой.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.
Мероприятия по организации ЛДПД «Лесная сказка».
№п/п
мероприятие
сроки
ответственные
I.
Определение основных направлений работы в решении проблем занятости детей и подростков в каникулярное время.
Совещание при директоре школы.
январь
директор школы
Издание приказа по школе об организации лагеря.
февраль
директор школы
Совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярный период.
январь - февраль
директор школы,
начальник лагеря
Организация подготовки основной документации по организации лагеря.
февраль-март
начальник лагеря
II.
Диагностика.
Опрос родителей для определения их мнений и запросов.
март
классные руководители
Опрос детей с целью определения их пожеланий по организации каникулярного времени.
март
классные руководители
Составление карты занятости учащихся в период каникул.
март-апрель
начальник лагеря, классные руководители
III
Кадровое обеспечение.
Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.
март
директор
Консультации и индивидуальная работа с членами педагогического коллектива по вопросам содержания программы и направлений деятельности ЛДПД.
март
начальник лагеря
Проведение педагогических советов ЛДПД «Лесная сказка»
март
начальник лагеря
Проведение производственных совещаний по различным видам инструктажа.
апрель-май
начальник лагеря
IV
Организация работы ЛДПД
Комплектование отрядов.
июнь
начальник лагеря
Разработка программы деятельности лагеря и подготовка методического материала для работников лагеря.
июнь
заместитель начальника лагеря
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
июнь
начальник лагеря
Разработка плана воспитательной работы лагеря и отдельных отрядов.
июнь
заместитель начальника лагеря и воспитателей
Оформление помещений лагеря.
июль
заместитель начальника лагеря
Подготовка к сдаче приемной комиссии.
июль
начальник лагеря
Работа по организации питания в ЛДПД.
июль
начальник лагеря
Работа по организации комплекса санитарно-гигиенической работы.
июль
начальник лагеря
V.
Проведение лагерной смены.
Организация встречи детей и мероприятий, направленных на их быструю адаптацию в новом коллективе.
июль
заместитель начальника лагеря и воспитатели
Проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей.
июль
заместитель начальника лагеря и воспитатели
Формирование органов самоуправления в отрядах.
июль
заместитель начальника лагеря и воспитатели
Знакомство детей с правилами жизнедеятельности лагеря.
июль
заместитель начальника лагеря и воспитатели
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел.
июль
заместитель начальника лагеря и воспитатели
VI
Подведение итогов работы и анализ работы лагеря.
Подведение итогов смены, проведение мониторинга, выработка перспектив деятельности лагеря.
август
начальник лагеря
Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности ЛДПД в будущем.
август
начальник лагеря
Совещание при директоре школы. Подведение итогов и результатов мониторинга на основе опросов родителей и детей.
август
директор, начальник лагеря
Организация итогового совещания с педагогическим коллективом лагеря.
август
начальник лагеря
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап (февраль - май)
Подбор педагогических кадров; в основном сохраняется состав
педагогов, работавших в предыдущих сменах;
Разработка программы смены через работу творческого коллектива лагеря;
Посещение семинаров по подготовке к летнему отдыху детей;
Организация межличностного, внутри отрядного взаимодействия;
Поддержание групповых норм и ценностей;
Реализация программы по приобщению детей к истокам русской культуры, к познанию и улучшению окружающего мира, чтобы вырасти достойными гражданами своего Отечества;
Знакомство с направлениями технического и художественно-прикладного творчества;
Работа по оздоровлению и физическому развитию учащихся;
Проведение мероприятий интеллектуального и художественно-эстетического плана.
Предполагаемый результат:
создание доброжелательной комфортной атмосферы для каждого ребёнка;
раскрытие и развитие творческих способностей.
Итоговый этап (15 день)
Организация подведения итогов смены;
Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать)
Реализация вышеперечисленных знаний и умений;
Организация личной рефлексии;
Организация групповой рефлексии;
Увеличение эмоциональной привлекательности и значимости жизни в лагере через общественную оценку индивидуальных заслуг ребенка и самооценку; Вручение подарков, награждение детей;
Формирование мотива: добиться большего в следующей смене и активно проявить себя в общественной деятельности в своем классе.
Предполагаемый результат:
формирование самооценки, навыков самоанализа у детей и воспитателей;
настрой на применение полученных знаний в жизни.
Послелагерный период.
Сбор отзывов детей и родителей о смене;
Анализ работы лагеря педагогическим коллективом и задачи будущей деятельности школьной площадки.
Составить отчет в виде презентации.
Разработан механизм «обратной» связи.
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния (Выбери камешек такого цвета, который соответствует твоему настроению).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовое обеспечение.
Деятельность летнего оздоровительного лагеря «Радуга» регламентируется следующими нормативно — правовыми документами:
1. ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785.
2. Конституция РФ. Основной закон Российского государства (12.12. 1993г.) Конвенция ООН «О правах ребенка».
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 года М 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 М 160-ФЗ).
4. Постановление Правительства Свердловской области №245-ПП от 09.04.2015г. "О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской области в 2015-2017 годах".
5. Постановление Администрации города Екатеринбурга №760 от 26.03.2015 года «О внесении изменения в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 02.07.2012 № 2824 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление путёвок для летного отдыха и оздоровления детей в лагерях с дневным пребыванием, санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, в загородных стационарных лагерях».
7. Типовое положение о детском оздоровительном лагере. Письмо Минздрава России от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188 «О Типовом положении о детском оздоровительном лагере».
8. Решение Администрации города Екатеринбурга № 1/47/36.01 - 11 от 31.03.2015 «О задачах, стоящих перед организаторами детского отдыха в 2015м году».
9. Устав образовательного учреждения (для лагеря дневного пребывания детей).
10. Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, утвержденные в образовательном учреждении.
11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. М 25)
12. Тарифно - квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ.
Эти документы определяют право ребенка на образование, отдых, право участвовать в играх, развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Начальник ГОЛ.
Заместитель директора по ВР.
Заместитель по ОТ и ТБ.
Воспитатели.
Руководитель спортивно — оздоровительной работы.
Руководители творческих мастерских.
Медицинский работник.
Обслуживающий персонал.
В подготовительный период ведётся просветительская работа по организации лагеря и привлечению детей. Педагогический коллектив лагеря знакомится с его программой на смену.
Перед началом смены собирается родительское собрание, где родители знакомятся с режимом работы, с программой лагеря. Информируются о правилах техники безопасности и поведения детей в лагере.
В конце дня подводятся итоги проведённых дел, выпускаются молнии, ведутся дневники отрядов и дневник-альбом жизни лагеря.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
В лагере работает врач, который обеспечивает необходимые медицинские осмотры и врачебную помощь. Через медицинский уголок ведётся санитарно-профилактическая работа. Прививаются детям санитарные нормы. Проводится ежедневная витаминизация детей. Проходят занятия по гимнастике глаз под руководством специалиста. В плане работы лагеря предусмотрены ежедневная: зарядка, проведение спортивных соревнований. Предусмотрены подвижные игры на воздухе и в спортзале. Каждый ребенок имеет личное полотенце, мыло, вторую обувь.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для работы лагеря предоставляется 2 этаж начальной школы. Каждый отряд имеет свою игровую комнату, туалет, умывальник, место в раздевалке. Имеется спортинвентарь, игровой инвентарь, видео- и аудиоаппаратура, аптечка ПМП. На территории лагеря имеются игровые озелененные площадки. На территории средней школы - спортивные сооружения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и вол отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).
Методическое обеспечение программы обеспечивает зам. директора по УВР совместно с административным аппаратом. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного и международного опыта.
Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
малый педагогический совет;
ежедневные планерки;
индивидуальные и групповые тематические консультации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Педагогический коллектив лагеря работает над развитием личности каждого ребенка, над выявлением его способностей, даже скрытых.
Любимые детьми конкурсы, фестивали, игры, спортивные соревнования в измененном виде проводятся каждый год.
Традиционным остается состав педагогического коллектива лагеря, который видит свою роль в том, чтобы формировать активную жизненную позицию учащихся, развивать их коммуникативные и организаторские способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Алехина Е.В. Организационно - деятельностные - особенности функционирования детского лагеря / Е.В. Алехина// человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147.
Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Ярославль: Академия развития, 2003. – 256.
Буданова Г.С. Летняя страна детства / Г.С. Буданова// народное образование.- 2001.- №3.- с. 26-34.
Лазарева А.Г. Организация жизни детей в летнем лагере/ А.Г. Лазарева, З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С. Туренская// воспитание школьников. - 1998.- №2- с. 17-21.
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. Пособие М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства/ М.Е. Сысоева, С.С. Хансова. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 128 с.
Таран ° Ю.В. — Социально-педагогическая деятельность — детского оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование. - 2004. - №3- с.89-94.
Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого: Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей/ Т.А. Юзефавичус. - М.: Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.
Кипарис-2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и в школе. - Издательство: Педагогическое общество.
Савинова С.В., Савинов В.А. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. - Издательство: Учитель, 2002г.
Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днём. День приятных сюрпризов. Издательство: Академия развития. Ярославль, 2008г.
Артамонова Л.Е. Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. — Издательство: ВАКО, Москва
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД «ГОРОДА МАСТЕРОВ»
Эмблема
Законы
Режим дня
Маршрут «Путешествие по Городу мастеров» (план работы на смену)
«Сегодня...» (план на день)
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» (стенд о здоровье)
«Если будешь улыбаться - все мечты будут сбываться» Экран настроения.
«Наши достижения» (информация о победителях)
«Строим город» (экран соревнования, по количеству камней)
Оформление мастерских по отрядам (название, девиз, дела в отрядах)