kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья 1 вариант. Психокоррекционные занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы могут использоватьзя для детей с нарушение интеллекта и детей с аутизмом вариант 8.3

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья 1 вариант. Психокоррекционные занятия.»

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42».

- Учебного плана и локальных нормативных актов ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42».

Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (2 класс) является компонентом образовательной области «Коррекционно развивающие курсы» и входит в обязательную часть учебного плана. На изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, в соответствии с календарным графиком на 2018-2019 учебный год.


Цель:


формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации развития психических процессов и функций, более эффективной социализации в обществе путем создания оптимальных условий для осмысленного усвоения и самостоятельного использования в деятельности ребенком систем сенсорных эталонов и сенсорно-перцептивных действий, а также – развития моторики руки.


Задачи:

-содействовать развитию анализаторских видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кинестетического, осязательного и пр.) и основных его свойств (предметности, целостности, константности, категориальности, обобщенности) в процессе практической деятельности познания школьниками с психофизическими нарушениями окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических признаков, пространственных и временных отношений.

-формировать у ребенка способность к аналитико-синтетической деятельности: наблюдать, анализировать свойства предметов и сравнивать их, обобщать, выделять существенные признаки, сопоставлять результаты восприятия на основе овладения сенсорными эталонами (системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок и т.д.) и разнообразными перцептивными действиями.

-обогащать словарный запас детей с проблемами в развитии через закрепление чувственного опыта в слове; побуждать их к словесным обозначениям свойств, качеств и признаков предметов (объектов, явлений), а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений.

-способствовать развитию общей и мелкой моторики и графомоторных навыков обучающихся посредством тренировки сложно и тонко координированных движений пальцев и кистей рук, а также органов артикуляционного аппарата.

-расширять психосоциальные и эмоциональные компетенции обучающихся через обогащение их чувственного познавательного опыта.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Содержательная линия

Планируемые результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

Личностные.

Метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные

и предметные результаты.

1.

Моторика и графомоторные навыки.

Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

1 класс

Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

2 класс

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки свои и окружающих людей с точки зрения общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого.

Давать оценку собственной учебной деятельности, ориентируясь на образец «хорошего ученика».

Объяснять самому себе: что мне нравится в себе, а что – нет (личностные качества); что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что – нет (результаты);

Определять чувства окружающих людей.

3 класс

Понимать важность учёбы и познания нового.

Выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в соответствии с моральными нормами, выделяя нравственный аспект поведения.

Оценивать свои потенциальные возможности в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Объяснять самому себе: что во мне хорошо, а что плохо (личностные качества и черты характера); что я хочу (цели, мотивы); что я могу (результаты).

Распознавать чувства других людей и сопереживать им.

4 класс

Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.

Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.

Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.

Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Коммуникативные учебные действия:

1 класс

Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне одного предложения).

Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Учиться:

в совместной деятельности договариваться и находить общее решение;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуации спора и противоречия интересов.

2 класс

Выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать (сообщать) их партнеру.

Учиться:

понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

3 класс

Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

Учиться:

задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, проявлять уважение к иной точке зрения;

учитывать разные мнения и обосновывать собственное, объясняя свой выбор, отвечая на поставленный вопрос;

в ситуациях учебного сотрудничества договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу.

4 класс

Учиться:

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;

высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

брать на себя инициативу в организации совместного действия;


осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:

«3» - удовлетворительно(верное выполнение 35-50% заданий);

«4» - хорошо (верное выполнение 51-65% заданий);

«5» -очень хорошо, отлично (верное выполнение свыше 65% заданий).

2.

Тактильно-двигательное восприятие.

3.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

4.

Восприятие формы, величины, цвета.

5.

Зрительное восприятие.

6.

Слуховое восприятие.

7.

Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

8.

Восприятие пространственных отношений.

9.

Восприятие временных отношений.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Дата

Планируемый результат

Продукт деятельности

Оценка

1 четверть-18ч

1

Обследование детей. Входная диагностика.

1

04.09

Предметными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются формирование следующих умений:

Обучающиеся должны знать, понимать:

основные цвета и оттенки цветов;

набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);

параметры величины (размер, высота, длина, толщина);

температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);

вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное);

барические ощущения (ощущение тяжести от разных предметов);

понятия: близко, ближе – далеко, дальше;

расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа;

порядок месяцев в году;

времена года, их последовательность, основные признаки.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

точно выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев;

согласовывать (координировать) движения руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела;

рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;

определять на ощупь и называть:

объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые);

формы плоскостных предметов по контуру;

сравнивать и обозначать словом:

два – три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);

три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий);

группировать предметы по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме);

составлять:

целое из частей на разрезном наглядном материале (три – четыре детали с разрезами по диагонали);

сериационные ряды из трех – четырех предметов по заданному признаку.

Различать:

цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;

основные части хорошо знакомых предметов;

наложенные изображения предметов (3 – 4 изображения);

температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словом температурные ощущения;

вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное) и обозначать словом вкусовые ощущение;

речевые и неречевые звуки;

мелодии по характеру (веселая, грустная);

конструировать предметы из геометрических фигур (три – четыре детали);

находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

определять:

отличительные и общие признаки двух предметов;

различия между предметами по форме, величине, цвету и обозначать их словом;

определять временные интервалы: части суток, дни недели, месяц; времена года (их последовательность, признаки);

соотносить времена года с названиями месяцев;

делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;

сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

ориентироваться:

в помещении, двигаться в заданном направлении и обозначать словом направления движения;

на плоскости листа бумаги (выделять все углы);

на поверхности парты;

словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;

выделять части суток и определять порядок дней недели.

Выявление особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Диагностическая работа.

2

1

05.09

Развитие моторики, графомоторных навыков -14ч



3

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога.

1

11.09

Изменение моторных и графомоторных навыков.

Игровой тренинг.

4

Координация движений. Игры и упражнения с мячом.

1

12.09

Текущая

5

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

18.09

6

Упражнения на синхронность работы обеих рук.

1

19.09

7

1

25.09

8

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки.

1

26.09

9

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

1

02.10

Самостоятельная работа.

10

Обводка и рисование по трафарету.

1

03.10

Изменение моторных и графомоторных навыков.

Текущая

11

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

1

09.10

12

Графический диктант по показу. Упражнение «Рисуем по клеточкам».

1

10.10

13

1

16.10

14

Работа с ножницами. Вырезание по шаблону.

1

17.10

15

Работа в технике объемной аппликации.

1

23.10

Текущая проверочная работа.

16

1

24.10

Текущая

Тактильно-двигательное восприятие-4ч

17

Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами: мягкие, жесткие, гладкие, шершавые.

1

30.10


Определение объектов.

Текущая

18

1

31.10

2 четверть-14ч

1

Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.

1

13.11


Определение объектов.

Текущая

2

1

14.11

Кинестетическое и кинетическое развитие-2ч

3

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений.

1

20.11


Зрительное, словесное, двигательное взаимодействие.

Игровой тренинг.

4

Формирование способности произвольного управления движениями на трех уровнях: зрительном, словесном, двигательном.

1

21.11


Зрительное, словесное, двигательное взаимодействие.

Текущая

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов-16ч

5

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар; обобщение словом.

1

27.11


Ориентация форма, величина, цвет. Конструирование предметов.

Текущая

6

1

28.11

7

Группировка предметов по форме: объемные и плоскостные.

1

04.12

8

1

05.12

9

Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, ширина, толщина), обозначение словом.

1

11.12

10

1

12.12

11

Группировка предметов по одному-двум признакам: по форме и величине, по цвету и форме.

1

18.12


Текущая проверочная работа.

12

1

19.12

Конструирование предметов.

Текущая

13

Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку

1

25.12

14

1

26.12

3 четверть-20ч.

1

Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам.

1

15.01


Ориентация форма, величина, цвет. Конструирование предметов.

Текущая

2

Составление сериационного ряда из 4 – 5 кругов разной насыщенности одного цвета.

1

16.01

3

Конструирование предметов из геометрических фигур (три – четыре детали).

1

22.01

4

Различение основных частей хорошо знакомых предметов.

1

23.01

5

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).

1

29.01

6

Упражнения на восприятие формы, величины, цвета.

1

30.01

Развитие зрительного восприятия-6ч

7

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3 – 4 деталей (по инструкции педагога).

1

05.02


Умение выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Текущая

8

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

06.02

9

Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.

1

12.02


Умение выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Текущая

10

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

13.02

11

Различение наложенных изображений предметов (2 – 3 изображения).

1

19.02

12

Запоминание 3 – 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности.

1

20.02

Восприятие особых свойств предметов: развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений-5ч

13

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.

1

26.02


Понятие температура.

Текущая

14

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное), обозначение словом вкусовых ощущений.

1

27.02

Понятие вкус.

15

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий, свежий – испорченный»; пищевые запахи), обозначение словом ощущений.

1

05.03

Понятие запах (обоняние).

16

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т.д.), словесное обозначение барических ощущений.

1

06.03


Понятие вес.

Текущая

17

Сравнение трех предметов по весу: тяжелый – средний – легкий.

1

12.03

Сравнение и анализ предметов по их массе.

Текущая проверочная работа.

Развитие слухового восприятия-5ч

18

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен).

1

13.03


Различение звуков.

Текущая

19

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

1

19.03

20

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

1

20.03

4 четверть-16ч

1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).

1

03.04


Различение голосов.

Текущая

2

Различение по голосу знакомых людей.

1

09.04

Восприятие пространства-7ч

3

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении; понятия: близко, ближе – далеко, дальше; обозначение словом направления движения.

1

10.04


Ориентация в помещении.

Текущая

4

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Дидактические игры и упражнения

1

16.04

Ориентация на плоскости.

5

1

17.04


6

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном, горизонтальном поле листа.

1

23.04

7

Пространственная ориентировка на поверхности парты (стола); словесное обозначение пространственных отношений.

1

24.04

8

Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами (с использованием предлогов).

1

30.04

9

Дидактические игры и упражнения на развитие пространственных отношений:

1

07.05

Восприятие времени-7ч

10

Порядок месяцев в году. Дидактические игры и упражнения: «12 месяцев».

1

08.05


Год-12 месяцев.

Текущая

11

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

1

14.05

Четыре времени года.

Текущая проверочная работа.

12

Измерение времени (сутки, неделя, месяц)

1

15.05

Сутки-24часа.

Неделя-7дней.

Месяц-количество дней.

Текущая

13

Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

1

21.05

Часы.

Итоговая проверочная работа.

14

Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

1

22.05

Определение времени по часам.

Текущая

15

1

28.05

16

Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений.

1

29.05

Формировать временные представления.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дзюба Елена Петровна

Дата: 21.02.2019

Номер свидетельства: 500879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "128578"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415537813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства