- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42».
- Учебного плана и локальных нормативных актов ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 42».
№ п/п | Содержательная линия | Планируемые результаты по предмету | Модели инструментария для оценки планируемых результатов |
Личностные. | Метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные и предметные результаты. |
1. | Моторика и графомоторные навыки. | Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи): 1 класс Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе. В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности. Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика». Выражать свое эмоциональное состояние, настроение. 2 класс Оценивать простые ситуации и однозначные поступки свои и окружающих людей с точки зрения общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого. Давать оценку собственной учебной деятельности, ориентируясь на образец «хорошего ученика». Объяснять самому себе: что мне нравится в себе, а что – нет (личностные качества); что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что – нет (результаты); Определять чувства окружающих людей. 3 класс Понимать важность учёбы и познания нового. Выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в соответствии с моральными нормами, выделяя нравственный аспект поведения. Оценивать свои потенциальные возможности в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Объяснять самому себе: что во мне хорошо, а что плохо (личностные качества и черты характера); что я хочу (цели, мотивы); что я могу (результаты). Распознавать чувства других людей и сопереживать им. 4 класс Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами. Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием. Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи. Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | Коммуникативные учебные действия: 1 класс Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне одного предложения). Вступать в беседу на занятии и в жизни. Учиться: в совместной деятельности договариваться и находить общее решение; сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуации спора и противоречия интересов. 2 класс Выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать (сообщать) их партнеру. Учиться: понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. 3 класс Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; Учиться: задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, проявлять уважение к иной точке зрения; учитывать разные мнения и обосновывать собственное, объясняя свой выбор, отвечая на поставленный вопрос; в ситуациях учебного сотрудничества договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу. 4 класс Учиться: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору; высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. | Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом: «3» - удовлетворительно(верное выполнение 35-50% заданий); «4» - хорошо (верное выполнение 51-65% заданий); «5» -очень хорошо, отлично (верное выполнение свыше 65% заданий). |
2. | Тактильно-двигательное восприятие. |
3. | Кинестетическое и кинетическое развитие. |
4. | Восприятие формы, величины, цвета. |
5. | Зрительное восприятие. |
6. | Слуховое восприятие. |
7. | Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. |
8. | Восприятие пространственных отношений. |
9. | Восприятие временных отношений. |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Планируемый результат | Продукт деятельности | Оценка |
1 четверть-18ч |
1 | Обследование детей. Входная диагностика. | 1 | 04.09 | Предметными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются формирование следующих умений: Обучающиеся должны знать, понимать: основные цвета и оттенки цветов; набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); параметры величины (размер, высота, длина, толщина); температурные ощущения (теплый, горячий, холодный); вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное); барические ощущения (ощущение тяжести от разных предметов); понятия: близко, ближе – далеко, дальше; расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа; порядок месяцев в году; времена года, их последовательность, основные признаки. Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий: точно выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев; согласовывать (координировать) движения руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела; рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях; определять на ощупь и называть: объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые); формы плоскостных предметов по контуру; сравнивать и обозначать словом: два – три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина); три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий); группировать предметы по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме); составлять: целое из частей на разрезном наглядном материале (три – четыре детали с разрезами по диагонали); сериационные ряды из трех – четырех предметов по заданному признаку. Различать: цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам; основные части хорошо знакомых предметов; наложенные изображения предметов (3 – 4 изображения); температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словом температурные ощущения; вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное) и обозначать словом вкусовые ощущение; речевые и неречевые звуки; мелодии по характеру (веселая, грустная); конструировать предметы из геометрических фигур (три – четыре детали); находить различия у двух сходных сюжетных картинок; определять: отличительные и общие признаки двух предметов; различия между предметами по форме, величине, цвету и обозначать их словом; определять временные интервалы: части суток, дни недели, месяц; времена года (их последовательность, признаки); соотносить времена года с названиями месяцев; делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений; сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания; ориентироваться: в помещении, двигаться в заданном направлении и обозначать словом направления движения; на плоскости листа бумаги (выделять все углы); на поверхности парты; словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами; выделять части суток и определять порядок дней недели. | Выявление особых образовательных потребностей каждого обучающегося. | Диагностическая работа. |
2 | 1 | 05.09 |
Развитие моторики, графомоторных навыков -14ч | | |
3 | Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога. | 1 | 11.09 | Изменение моторных и графомоторных навыков. | Игровой тренинг. |
4 | Координация движений. Игры и упражнения с мячом. | 1 | 12.09 | Текущая |
5 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | 18.09 |
6 | Упражнения на синхронность работы обеих рук. | 1 | 19.09 |
7 | 1 | 25.09 |
8 | Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки. | 1 | 26.09 |
9 | Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки | 1 | 02.10 | Самостоятельная работа. |
10 | Обводка и рисование по трафарету. | 1 | 03.10 | Изменение моторных и графомоторных навыков. | Текущая |
11 | Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога). | 1 | 09.10 |
12 | Графический диктант по показу. Упражнение «Рисуем по клеточкам». | 1 | 10.10 |
13 | 1 | 16.10 |
14 | Работа с ножницами. Вырезание по шаблону. | 1 | 17.10 |
15 | Работа в технике объемной аппликации. | 1 | 23.10 | Текущая проверочная работа. |
16 | 1 | 24.10 | Текущая |
Тактильно-двигательное восприятие-4ч |
17 | Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами: мягкие, жесткие, гладкие, шершавые. | 1 | 30.10 | | Определение объектов. | Текущая |
18 | 1 | 31.10 |
2 четверть-14ч |
1 | Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. | 1 | 13.11 | | Определение объектов. | Текущая |
2 | 1 | 14.11 |
Кинестетическое и кинетическое развитие-2ч |
3 | Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. | 1 | 20.11 | | Зрительное, словесное, двигательное взаимодействие. | Игровой тренинг. |
4 | Формирование способности произвольного управления движениями на трех уровнях: зрительном, словесном, двигательном. | 1 | 21.11 | | Зрительное, словесное, двигательное взаимодействие. | Текущая |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов-16ч |
5 | Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар; обобщение словом. | 1 | 27.11 | | Ориентация форма, величина, цвет. Конструирование предметов. | Текущая |
6 | 1 | 28.11 |
7 | Группировка предметов по форме: объемные и плоскостные. | 1 | 04.12 |
8 | 1 | 05.12 |
9 | Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, ширина, толщина), обозначение словом. | 1 | 11.12 |
10 | 1 | 12.12 |
11 | Группировка предметов по одному-двум признакам: по форме и величине, по цвету и форме. | 1 | 18.12 | | Текущая проверочная работа. |
12 | 1 | 19.12 | Конструирование предметов. | Текущая |
13 | Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку | 1 | 25.12 |
14 | 1 | 26.12 |
3 четверть-20ч. |
1 | Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. | 1 | 15.01 | | Ориентация форма, величина, цвет. Конструирование предметов. | Текущая |
2 | Составление сериационного ряда из 4 – 5 кругов разной насыщенности одного цвета. | 1 | 16.01 |
3 | Конструирование предметов из геометрических фигур (три – четыре детали). | 1 | 22.01 |
4 | Различение основных частей хорошо знакомых предметов. | 1 | 23.01 |
5 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали). | 1 | 29.01 |
6 | Упражнения на восприятие формы, величины, цвета. | 1 | 30.01 |
Развитие зрительного восприятия-6ч |
7 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3 – 4 деталей (по инструкции педагога). | 1 | 05.02 | | Умение выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Текущая |
8 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | 06.02 |
9 | Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. | 1 | 12.02 | | Умение выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Текущая |
10 | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) | 1 | 13.02 |
11 | Различение наложенных изображений предметов (2 – 3 изображения). | 1 | 19.02 |
12 | Запоминание 3 – 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. | 1 | 20.02 |
Восприятие особых свойств предметов: развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений-5ч |
13 | Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. | 1 | 26.02 | | Понятие температура. | Текущая |
14 | Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. | 1 | 27.02 | Понятие вкус. |
15 | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий, свежий – испорченный»; пищевые запахи), обозначение словом ощущений. | 1 | 05.03 | Понятие запах (обоняние). |
16 | Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т.д.), словесное обозначение барических ощущений. | 1 | 06.03 | | Понятие вес. | Текущая |
17 | Сравнение трех предметов по весу: тяжелый – средний – легкий. | 1 | 12.03 | Сравнение и анализ предметов по их массе. | Текущая проверочная работа. |
Развитие слухового восприятия-5ч |
18 | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен). | 1 | 13.03 | | Различение звуков. | Текущая |
19 | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | 1 | 19.03 |
20 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. | 1 | 20.03 |
4 четверть-16ч |
1 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды). | 1 | 03.04 | | Различение голосов. | Текущая |
2 | Различение по голосу знакомых людей. | 1 | 09.04 |
Восприятие пространства-7ч |
3 | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении; понятия: близко, ближе – далеко, дальше; обозначение словом направления движения. | 1 | 10.04 | | Ориентация в помещении. | Текущая |
4 | Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Дидактические игры и упражнения | 1 | 16.04 | Ориентация на плоскости. |
5 | 1 | 17.04 | |
6 | Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном, горизонтальном поле листа. | 1 | 23.04 |
7 | Пространственная ориентировка на поверхности парты (стола); словесное обозначение пространственных отношений. | 1 | 24.04 |
8 | Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами (с использованием предлогов). | 1 | 30.04 |
9 | Дидактические игры и упражнения на развитие пространственных отношений: | 1 | 07.05 |
Восприятие времени-7ч |
10 | Порядок месяцев в году. Дидактические игры и упражнения: «12 месяцев». | 1 | 08.05 | | Год-12 месяцев. | Текущая |
11 | Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». | 1 | 14.05 | Четыре времени года. | Текущая проверочная работа. |
12 | Измерение времени (сутки, неделя, месяц) | 1 | 15.05 | Сутки-24часа. Неделя-7дней. Месяц-количество дней. | Текущая |
13 | Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Меры времени (секунда, минута, час, сутки). | 1 | 21.05 | Часы. | Итоговая проверочная работа. |
14 | Определение времени по часам (с точностью до 1 часа). | 1 | 22.05 | Определение времени по часам. | Текущая |
15 | 1 | 28.05 |
16 | Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений. | 1 | 29.05 | Формировать временные представления. |