kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство»; «Начальная школа ХХI века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы Л. Г. Савенковой «Изобразительное искусство» 1-4 классы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), учебным планом школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство»; «Начальная школа ХХI века»»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»



Рассмотрено:

руководитель ШМО

Рыжова Т.В./_____________/

ФИО

Протокол №____

от «__»________20___г.

Согласовано:

зам. руководителя по УВР (УМР, НМР)

Жилина М.В./_____________/

ФИО

от «__»________20____г.

Утверждено:

Руководитель ОО

Сучкова Ю.А./____________/

ФИО

Приказ № ____

от «__»________20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу) «Изобразительное искусство»

БАЗОВЫЙ ,1-4 КЛАСС

135 часов





Программу составили:


Гончарук Римма Борисовна

учитель начальных классов

Диденко Ирина Борисовна

учитель начальных классов

Хаустова Татьяна Михайловна

учитель высшей категории

Корнева Татьяна Васильевна

учитель высшей категории







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ,

2015 год



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы Л. Г. Савенковой «Изобразительное искусство» 1-4 классы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), учебным планом школы.

Цели реализации программы1:

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

• формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

• активизацию самостоятельной творческой деятельности;

• развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

• формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

• воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

• развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

• формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

• формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

• развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.


  1. Общая характеристика учебного предмета (курса)2

В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в окружающем мире в

художественную форму:

• освоение детьми выразительных возможностей художественного языка композиции, цвета, формы, пространства и средств художественной выразительности в изобразительном

искусстве: ритма, симметрии, асимметрии, динамики, статики, силуэта, колорита, объема, света,

линии, пятна и др.;

• развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (в

общечеловеческих, национальных, региональных, родовых, семейных художественных

традициях);

• знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства;

• показ роли изобразительного искусства в истории (искусство как выразитель истории

человечества в художественных образах);

• изучение видов и жанров изобразительного искусства, их развития, появления новых

видов и форм художественно-творческой деятельности человека, особенностей профессии

художника-творца;

• отображение окружающего мира (природы, быта человека) в творчестве детей (в

живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре);

• развитие у детей желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы,

организации пространства и композиции.

2. Развитие фантазии и воображения: воспитание творческой инициативы учащихся,

потребности выражать себя в каком-либо виде изобразительной деятельности. Это направление

работы с детьми рассматривается в программе как одно из самых важных. Оно формирует в

ученике способность самостоятельно решать поставленную задачу и развивает художественно-образное

мышление учащихся. Одним из важнейших условий развития фантазии и воображения

является внедрение в процесс освоения изобразительного искусства разных искусств. Это

обосновано в первую очередь тем, что каждый ребенок, в силу своих индивидуальных

психофизических возможностей, по-разному воспринимает и усваивает информацию (один через

зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.). Во-вторых, это связано с тем, что все

искусства опираются на художественно-выразительные средства, в основе которых лежат общие

закономерности. В-третьих, полихудожественный подход позволяет развивать художественное и

ассоциативное мышление, формировать способность анализировать и сопоставлять

художественные произведения, приобретать опыт обобщения и переноса образов художественной

формы с одного искусства на другое, развивает фантазию, художественно-образное мышление,

творческие способности и индивидуальность каждого ребенка.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

(музейная педагогика): систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию,

пониманию и оценке эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной

творческой деятельности; формирование способности воспринимать, понимать, сопереживать,

ценить произведения искусства. Школьники получают представление о видах искусства, их

специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, выразительные

особенности языка произведений искусства, накапливают знания и представления об искусстве и

его истории.


    1. Особенности содержания и методического аппарата учебно-методического комплекса (УМК)

Общее содержание работы на каждый учебный год представлено следующим образом.

1 класс. Развитие наблюдательности детей, изучение окружающего предметного мира. Освоение художественных материалов.

2 класс. Формирование представлений о тесной взаимосвязи предметов в окружающем мире.

3 класс. Формирование представлений о художественной среде: каждый человек по-своему осваивает ближайшее окружение (человек — жилище — одежда).

4 класс. Формирование логического мышления: взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения им ближайшего природного ландшафта.

    1. Структура и последовательность изучения разделов учебного предмета (курса) с учетом региональной специфики

Место для ввода текста.


  1. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане образовательной организации3

Количество:

  • часов для изучения учебного предмета (курса) – «Изобразительное искусство» с 1 по 4 класс отводится 1 час еженедельно. В 1 классе предусмотрено 33 часа, во 2, 3 и 4 классах — по 34 часа (всего 135 часов).

  • учебных недель – В 1 классе -33 недели, во 2, 3 и 4 классах — по 34 недели (всего 135 недель).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)4

Личностные образовательные результаты освоения учебного предмета (курса):

-целостное, гармоничное развитие мира;

-интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

-умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в

природе, в окружающей действительности;

-способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;

-способность различать звуки окружающего мира;

-представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

-умение доводить работу до конца;

-способность предвидеть результат своей деятельности;

-способность работать в коллективе;

-способность работать индивидуально и в малых группах;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

-адекватная оценка результатов своей деятельности.


Метапредметные образовательные результаты освоения учебного предмета (курса):

-постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

-принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;

-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

-умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

-умение проводить самостоятельные исследования;

-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

-умение находить нужную информацию в Интернете;

-участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;

-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

-умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;

-умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

-обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении,

словами в поэзии и прозе.


Предметные образовательные результаты освоения учебного предмета (курса):

-сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне;

-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;

-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

-способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

-умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

-сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

-активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;

-понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;

-умение объяснять, чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;

-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

-умение развивать предложенную сюжетную линию;

-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.



  1. Содержание учебного предмета (курса), количество часов – 135 часов


№ п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Содержание учебного раздела

Теоретические основы

Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий

мир)





67 ч.

Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей. Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

Овладение разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Развитие фантазии и воображения




44 ч.

Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Освоение разнообразия форм в архитектуре.

Создание орнаментов, элементов крашения, декоративных композиций. Изображение с натуры. Передача движения. Лепка объемно-пространственной композиции.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)




24 ч.

Развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Развивать у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства.

Беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.





  1. Планирование изучения учебного предмета (курса)

    1. Тематическое планирование5

      № п/п

      Наименование разделов

      Кол-во часов

      Элементы содержания

      Планируемые предметные результаты

      Ученик научится

      Ученик получит возможность научиться

      1 класс

      Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий

      мир)

      16 ч.

      Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой) Формирование представлений о происхождении искусства. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно.

      Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.

      Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Размещать на рисунке предметы в разных положениях

      Развитие фантазии и воображения

      11 ч.

      Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача движения и настроения в рисунке. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Создание композиций по мотивам литературных произведений.

      Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла

      Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Наблюдать за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук»

      3.

      Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

      6 ч.

      Связь изобразительного искусства с действительностью. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Материалы и инструменты разных художников – живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства.

      Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений.

      Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Познакомиться с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж.

      2 класс

      Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий

      мир)

      17 ч.

      Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах.

      Работать с различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации. Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

      Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой.

      Развитие фантазии и воображения

      11 ч.

      Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Поиск необходимых литературных текстов в разных источниках. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики. Создание плоскостных или глубинно-пространственных композиций – карт достопримечательностей родного города, местности возле школы.

      Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с

      белой и чёрной красками; использовать

      их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.

      Передавать свои впечатления от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме)

      3.

      Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

      6 ч.

      Объяснение понятий «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.

      Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

      Участвовать в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Принимать участие в поиске в Интернете и других источниках знаменитых архитектурных объектов разных стран мира.

      3 класс

      Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий

      мир)

      17 ч.

      Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Ритм и орнамент в природной среде и в в искусстве. Изображение с натуры. Передача движения. Лепка объемно-пространственной композиции.

      Композиционно размещать предметы на листе при рисовании с натуры


      Развитие фантазии и воображения

      11 ч.

      Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника.

      Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства. Выбирать художественные материалы, средства художественной

      выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета,

      Находить взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Украшать различные формы декоративными элементами

      3.

      Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

      6 ч.

      Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники их история.

      Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать

      шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие,

      красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений.

      Приводить примеры ведущих художественных музеев России, показывать на примерах их роль

      и назначение.

      Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Принимать участие в коллективном исследовании по заданной теме. Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них.

      4 класс

      Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий

      мир)

      17 ч.

      Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Представление о природных пространствам разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озерах,

      равнинах, реках, полях и т.д. Особенности архитектуры разных регионах. Передача с помощью цвета определенного настроения нужной цветовой

      гаммой. Создание проекта своего дома. Создание сюжетных композиций. Проведение самостоятельных исследований. Выполнение зарисовок,

      набросков на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека. Представления о народном декоративном орнаменте.

      Передача симметрии и асимметрии в природной форме.

      Выбирать художественные материалы, средства художественной

      выразительности для создания образов природы, человека, явлений и

      передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи

      (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

      Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в

      пространстве; о героя, предмета.

      Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать

      пространственную форму предмета; изображать предметы различной

      формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,

      художественном конструировании

      Развитие фантазии и воображения

      11 ч.

      Размышление на тему: «родной язык», звучащее слово, поэзия декоративно – прикладного искусства. Выполнение графических работ по

      результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение характера традиционной игрушки в современной

      пластике. Роспись силуэтов предметов быта. Создание композиций по мотивам народного декоративно – прикладного промысла. Участие в

      коллективных проектах по материалам народных ремесел

      Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

      изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с

      белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.

      Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные

      художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла. Использовать декоративные элементы, геометрические,

      растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;

      использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;

      передавать в собственной художественно-творческой деятельности

      специфику стилистики произведений народных художественных

      промыслов в России (с учётом местных условий).

      3.

      Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

      6 ч.

      Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Представление о народном искусстве. Выполнение самостоятельно эскизов

      предметов народного искусства. Создание эскизов создание архитектурных объектов. Орнаментальные символы разных народов и значение их

      символики. Передача формы, динамики.

      Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать

      шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие,

      красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений.

      Приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение

      Воспринимать произведения изобразительного искусства,

      участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых

      произведениях. Видеть проявления прекрасного в произведениях искусства

      (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту).

      Высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и

      человека в различных эмоциональных состояниях.

    2. Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

3 класс УМК «Начальная школа 21 век»

учитель: Гончарук Р. Б.

кол-во недель: 35нед.

кол-во часов в неделю: 1 ч.

общее кол-во часов: 35 ч. (из них 1 ч.- резерв)


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Дата проведения

Примечания

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)





1. Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Примерные темы композиций: «Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе»

Работа на плоскости

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)





2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства

Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников





3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок)

Открытое и закрытое пространство. Примерные темы композиций: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитатели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Лягушки в болоте», «Горные вершины». Работа в технике акварели «по сырому»

Создавать выставки фотографий с уголками природы.

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.

Создавать цветовые графические

композиции в технике компьютерной

графики.

Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).

Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды





4. Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья.

Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.)

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Условное изображение карты рельефа, художественное отображение ландшафта в картине. Исследование ландшафта родной природы. Создание карты региона с указанием достопримечательностей. Исследовательские проекты: рельеф местности (источниковая база по выбору, в том числе Интернет)

Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).

Отделять главное от второстепенного.

Выделять композиционный центр.

Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,

орнамент).

Представлять и передавать условное изображение в географических картах.

Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)





5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна»

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики





6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше.

Воздушная перспектива

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.

Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.

Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.

Использовать в работе средства компьютерной графики





7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета

Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передача в пейзаже двух разных состояний природы — солнечного дня и пасмурного утра

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)





8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционное размещение предметов

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.

Изображать с натуры предметы конструктивной формы.

Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте





9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению)

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна — изготовление скворечника, посевная; лето — сенокос, езда на велосипеде, купание; осень — сбор урожая, начало учебного года; зима — катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы

Передавать движения.

Уметь работать с натуры и по наблюдению.

Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.

Работать в одной цветовой гамме.

Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек





10. Передача объёма в живописи и графике

Освоение разнообразных видов штриха. Зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш





11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам.

Создание конструкции летательного аппарата в технике бумажной пластики

Работа в объёме и пространстве

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)





12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина»

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина)





13. Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении

Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол»

Осваивать профессиональную лепку.

Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок





14. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек

Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса. Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.

Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа





15. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа

Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказкам

Х.-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари.

Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город»

Декоративно-прикладная деятельность

Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм

(по описанию в сказках).

Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек





16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт

Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Основой вазы может стать стеклянная ёмкость (бутылка, пузырёк или баночка). Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея

Создавать предметы для интерьера

с учётом его особенностей.

Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами





17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»

Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.

Эту работу можно выполнить в технике бумажной пластики или с помощью цветного пластилина

Работа в определённой цветовой гамме: сближенные цвета — мягкая цветовая гамма (замутнение цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета – «праздник красок»

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.

Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

Осваивать технику бумажной пластики

Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.

Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.

Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм





Развитие фантазии и воображения (11 часов)





1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии

Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы

Работа на плоскости

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.

Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий





2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.

Смысловая зависимость между форматом и материалом

Композиции на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши»

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики





3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. Воспитание потребности выразить визуальными средствами звуки природы

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения





4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением

Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации)

Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.

Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.

Создавать коллективную книжку-раскраску





5. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений

Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы





6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля

Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля). Использование большой картонной коробки

Работа в объёме и пространстве

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.

Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).

Уметь работать в коллективе, распределять обязанности





7. Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда)

Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания (цветовое, световое, предметное

окружение). Примерные темы композиций: «Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.

Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.

Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.

Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства





8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами

Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Создание предметов декоративно-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной», «Кувшин „Поющий петух“». Декоративная лепка: глина, пластилин

Декоративно-прикладная деятельность

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.

Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета





9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. Применение в работе пузырьков, бутылочек, коробок для каркаса

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.

Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек





10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах

Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Роль знака и символа в жизни. Цвет и форма в знаковом изображении. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы композиций: «Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».

Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.

Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт





11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д.

Формирование представления о характере и форме украшений (драгоценные и поделочные камни). Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обратить внимание на ритм и проговаривание слов в скороговорке

Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.

Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши





Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)





1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Выразительные средства изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция)

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Проводить коллективные исследования по данной теме





2. Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства

Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики

Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.

Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).

Понимать специфику выразительного языка каждого из них





3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин

Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике





4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа

Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений. Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.

Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона





5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства

Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский

Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства





6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей

Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Беседы, обсуждения, выполнение зарисовок архитектурных сооружений своего региона

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю







  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


    1. Учебно-методическое обеспечение6

      1. Учебники

Автор, название

Год издания

Класс

Наличие электронного приложения

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-

Граф,

2011

1

-

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-

Граф,

2011

2

-

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-

Граф,

2013

3


Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-

Граф,

2013

4



      1. Учебно-методические пособия

Автор, название

Год издания

Класс

Наличие электронного приложения

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство

Рабочая тетрадь


2013

1


Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство

Рабочая тетрадь

2013

2


Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство

Рабочая тетрадь

2013

3


Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство

Рабочая тетрадь

2013

4


Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Богданова Н.В.

Изобразительное искусство

Методическое пособие

2013

1-4


Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. Органайзер для учителя. Методические разработки уроков

Методическое пособие


2012

1


Искусство

Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. Органайзер для учителя. Методические разработки уроков

Методическое пособие


2014

2


Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

Изобразительное искусство. Интегрированная программа

Программа

2013

1-4

+

«Введение в цветоведение» электронное демонстрационное пособие. Издательство «Учитель»

2012

1-4

+

«Декоративно-прикладное искусство» электронное демонстрационное пособие. Издательство «Учитель»

2012

1-4

+


      1. Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса)

Название ресурса (автор, ссылка на Интернет-ресурс)

Темы, в изучении которых применяется ресурс

Класс












    1. Материально-техническое обеспечение

      1. Учебное оборудование7


Название учебного оборудования

Темы, в изучении которых применяется оборудование

Класс

Репродукции картин. Таблицы.

В соответствии с тематикой и видами работ.

1-4

Магнитная доска







      1. Компьютерная техника и интерактивное оборудование

Название учебного оборудования

Темы, в изучении которых применяется оборудование

Класс

Интерактивная доска Interwrite DualBoard 1279. Программное обеспечение Interwrite Workspace

все

1-4 кл





1 конкретизация общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса)

2 роль учебного предмета (курса) в институциональной системе образования, а также направления преемственности рабочей программы с другими рабочими программами, реализуемыми для достижения результатов основной образовательной программы образовательной организации.

3 включает указание отношения учебного предмета (курса) к части учебного плана образовательной организации (обязательная часть или часть, формируемая участниками образовательных отношений).

4 формулируются в соответствии с планируемыми образовательными результатами освоения образовательной программы основного общего образования, изложенными в целевом разделе.

5 Тематическое планирование приводится с обязательным определением основных видов учебной деятельности обучающихся

6 Списки включают основную литературу (УМК по предмету) и дополнительную литературу, которой пользуется педагогический работник при подготовке к учебным занятиям

7 Указываются комплекты необходимого учебного оборудования, включая лабораторное, игровое, спортивное, демонстрационное, оснащение мастерских и пр.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гончарук Римма Борисовна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280171


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства