Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе:
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
Содержание и построение курса литературного чтения в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников; их лексическим багажом, который предполагает элементарное знание русского языка и умение общаться на нём; уровнем сформированности их эмоционально-чувственной сферы; личным жизненным опытом; умением слушать и слышать речь другого человека в процессе коммуникативной деятельности.
Государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает в курсе литературного чтения в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения следующие цели:
овладение умениями сознательного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарными практическими умениями работы с художественным текстом на русском языке; формирование всех видов речевой деятельности;
развитие эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, приобретение опыта читательской деятельности на русском языке;
воспитание уважения к русской литературе и литературе других народов России, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.
В линию включены как произведения устного народного творчества, так и художественные произведения разных жанров авторов многонациональной России. Произведения объединены тематически (о Родине, о дружбе, о семье, о труде, о сезонных изменениях в природе и т. д.), скреплены сквозными заданиями на усвоение и закрепление. Установки, данные ученикам до прочтения, в процессе чтения, после чтения художественного или фольклорного текста, поддерживают интерес школьников к читательской и исследовательской деятельности, помогают их пониманию нравственно-эстетических проблем, эмоционального состояния произведения, задуманного автором.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком чтения. Учебник предусматривает осуществление разных видов чтения на уроке: изучающего, поискового, ознакомительного и выборочного. Выразительное чтение предполагает понимание учащимися того, что надо выразить при чтении и как это сделать.
Предмет «Литературное чтение» относится к учебной области «Филология». На изучение предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю).
В процессе изучения предмета «Литературное чтение» в той или иной мере затрагиваются практически все базовые национальные ценности (патриотизм и гражданственность, семейные ценности, природа, труд и творчество, искусство и литература, традиционные российские религии).
Предмет «Литературное чтение» способствует формированию у учащихся современного национального воспитательного идеала, этнического и национального (общероссийского) самосознания, культуры межэтнических отношений, «достижению гражданского согласия по базовым национальным ценностям», что является залогом успешного воспитания молодёжи, а «воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».
Народная мудрость в переводе Л.Н. Толстого (5 ч)
Родина наша. (4 ч)
Верные друзья. (3 ч)
О старании и труде... (5 ч)
Картины родной природы.. ( 7 ч)
Выработка осознанного, правильного чтения целыми словами со скоростью не менее 25 – 30 слов в минуту (вслух).
- Понимание значения большей части слов, употребленных в тексте в прямом значении; умение объяснять их значение на родном языке;
- понимание содержания каждого из предложений, уяснение смысловой связи между предложениями;
- понимать при чтении про себя основное содержание текста, состоящего из знакомых слов и конструкций;
- формулировать тему небольшого текста.
- Уметь правильно произносить звуки и звукосочетания русского языка в знакомых словах;
- читать без пропусков, перестановок, добавлений, искажений, повторов букв (звуков), слогов и слов в тексте.
- Правильно интонировать предложения изученных типов в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски в случаях, подсказываемых знаками препинания;
- использовать паузы при чтении стихотворений.
- делать логическое ударение.
Читать к концу учебного года целыми словами (трудные слова – по слогам) 25 - 30 слов в минуту.
- ориентироваться в книге.
- инсценировать небольшой текст или фрагмент текста после соответствующей подготовки;
- составлять словесное описание фрагмента из произведения.
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Оценивается на основании локальных актов МБОУ «Бичурга - Баишевская СОШ» (Положение о текущей и промежуточной аттестации)
- беглость, правильность, осознанность, выразительность.
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
- оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;
- оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;
- оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
- оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;
- оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;
- оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;
- оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.
№урока | Тема | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты ( в соответствие с ФГОС) | Характеристика деятельности учащихся | Форма контроля |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 четверть- 18 часов |
1 | Устное народное творчество. Песни, потешки, загадки, считалки, скороговорки. Сказка. «У страха глаза велики». | Познакомить с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению. | Устное народное творчество,фольклор, русские народные песни, потешки, прибаутки | Должны знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь выразительно читать тексты русских песен находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках | Познавательные Различать малые жанры устного народного творчества. Коммуникативные Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Регулятивные Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. | Формирование моральной самооценки | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания | Текущий |
2 | Сказки народов нашей страны. «Как лисичка бычка обидела».«Мышь и воробей». | Познакомить с русской народной сказкой; совершенствовать навыки чтения ;развивать речь,внимание;учить находить главную мысль в произведении,а также слова,несущие основное содержание и смысл произведения;воспитывать стремление заботиться об окружающих | Народные сказки. Диалог Содержание, основная мысль. | Научатся различать малые жанры устного народного творчества;характеризовать героя сказки;соотносить пословицу и сказочный текст;определять последовательность событий,составлять план,находить слова | Познавательные Различать малые жанры устного народного творчества. Коммуникативные Умение договариваться, формирование социальной компетенции. Регулятивные Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству | Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Текущий |
3 | «Лиса и козёл». | Познакомить со сказкой «Лиса и козел»; формировать навыки выразительного чтения;совершенствовать умение делить текст на части;развивать внимание ,память ,речь,мышление,воображение | Народные сказки. Содержание, основная мысль. | Научатся различать малые жанры устного народного творчества;характеризовать героя сказки;соотносить пословицу и сказочный текст;определять последовательность событий,составлять план,находить слова | Познавательные Различать малые жанры устного народного творчества. Коммуникативные Умение договариваться, формирование социальной компетенции. Регулятивные Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Текущий |
4 | «Хвост». | Познакомить со сказкой «Хвост»; формировать навыки выразительного чтения;совершенствовать умение делить текст на части;развивать внимание ,память ,речь,мышление,воображение | Народные сказки. Содержание, основная мысль. | Научатся различать малые жанры устного народного творчества;характеризовать героя сказки;соотносить пословицу и сказочный текст;определять последовательность событий,составлять план,находить слова | Познавательные Различать малые жанры устного народного творчества. Коммуникативные Умение договариваться, формирование социальной компетенции. Регулятивные Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству | Осознанное правильное чтение за счёт перечитывания текста с различными заданиями. | Текущий |
5 | Вн. Чтение Край, в котором я живу. | Почему учебник так назван? О чём он будет нам рассказывать? В каком краю мы живём? Цели: познакомить учащихся с новым учебником «Парус»; с гербом Чувашии. Её значение и характеристика герба.совершенствовать навыки чтения; отрабатывать навык чтения; развивать внимание, мышление, воображение; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.; | Учебник, писатель, произведение, читатель, действующие лица | Обучающийся научится владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Получит возможность научиться работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Работа с картой Чувашской Республики в форме игры «Путешествие в г. Чебоксары». Написать рассказ о своей деревне. | Фронт альный |
6 | «Как собака друга искала». | Познакомить с русской народной сказкой «учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память ,творческие способности | Жанры устного народного творчества. Волшебная сказка | Научатся различать жанры устного народного творчества,характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст;определять последовательность событий,составлять план;рассказывать сказку по иллюстрациям,по плану | Познавательные Различать малые жанры устного народного творчества. Коммуникативные Умение договариваться, находить общее решение. Регулятивные Умение высказывать своё мнение на основе текста и иллюстрации. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести – регуляторов морального поведения. | Осознанное правильное чтение за счёт перечитывания текста с различными заданиями. | Текущий |
7 | «Олешек и солнце». | Продолжить знакомство с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению | Жанры устного народного творчества. | Научатся различать жанры устного народного творчества,характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст;определять последовательность событий,составлять план;рассказывать сказку по иллюстрациям,по плану | Познавательные Различать малые жанры устного народного творчества. Коммуникативные Умение договариваться, находить общее решение. Регулятивные Умение высказывать своё мнение на основе текста и иллюстрации. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести – регуляторов морального поведения. | | Текущий |
8 | «Петух хвастун». «Три сестры». | Познакомить учащихся с новой сказкой; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту | Жанры устного народного творчества. Волшебная сказка | Научатся различать жанры устного народного творчества,характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст;определять последовательность событий,составлять план;рассказывать сказку по иллюстрациям,по плану | Познавательные Различать малые жанры устного народного творчества. Коммуникативные Умение договариваться, находить общее решение. Регулятивные Умение высказывать своё мнение на основе текста и иллюстрации. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести – регуляторов морального поведения. | | Текущий |
9 | Народная мудрость в пересказе Л.Н.Толстого «Ворон и лисица». | | | Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения. Уметь работать с художественными текстами, доступными для восприятия. Читать целыми словами с элементами слогового чтение. Развитие речевого аппарата. Получит возможность научиться анализировать произведение, делать выводы. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания | Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | Произведения отечественной литературы, доступные для восприятия. Осознанное правильное чтение за счёт перечитывания текста с различными заданиями. | Текущий |
10 | Вн. Чтение Весёлая азбука | Цели: Нахождение предметов, похожих на буквы. Составление веселой азбуки из названий фруктов и овощей. Учить чувствовать и понимать образный язык худож. произведения | Загадки, стихи | Научатся различать произведения разных жанров. Получит возможность научиться понимать народную мудрость, отгадывать загадки, самим их придумывать, объяснять их смысл, подбирать нужную интонацию для чтения стихов, совершенствовать навыки выразительного чтения | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежнос ти) | Знакомство с историей составления русской азбуки. Нахождение предметов, похожих на буквы, в классе, окружающем мире. Игра. Составление весёлой азбуки из названий фруктов. | фронтальный |
11 | «Садовник и сыновья». | Познакомить учащихся с новым произведением, формировать навыки выразительного чтения, совершенствовать умение делить текст на части, развивать внимание, память, мышление, воображение | Фразеологизм | Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения. Уметь работать с художественными текстами, доступными для восприятия. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Правильно произносить звуки речи, их сочетания и слова а составе предложения и связной речи Получит возможность научиться высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте. | Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, строить понятные для партнёра высказывания | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Произведения отечественной литературы, доступные для восприятия. Осознанное правильное чтение за счёт перечитывания текста с различными заданиями. | Текущий |
12 | «Белка и волк». «Лгун». | Познакомить учащихся с новой сказкой, развивать умения выразительно читать, формировать умение передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту | синонимы | Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения. Уметь работать с художественными текстами, доступными для восприятия. Получит возможность научиться находить главную мысль произведения. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства | Осмысленное чтение рассказа. Работа над словарными словами. | Текущий |
13 | «Веник». «Поросята» | Продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки, развивать умение находить главную мысль сказки, прививать интерес к чтению | Действующие лица, жанр произведения, опорные слова, пересказ рассказа | Научатся выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы, соотносить свои взгляды на поступки героев со взглядами друзей и взрослых. Получит возможность научиться работать в группе; находить общее в прочитанных произведениях, выразительно и осознанно читать целыми словами, отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученном разделе) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика») | Осмысленное чтение рассказа. Работа над словарными словами. | Текущий |
14 | «Любимые басни». | Обобщить знания учащихся по изученным сказкам, развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность, прививать интерес к чтению | Действующие лица, опорные слова, пересказ рассказа | Научатся выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы, соотносить свои взгляды на поступки героев со взглядами друзей и взрослых. Получит возможность научиться работать в группе; находить общее в прочитанных произведениях, выразительно и осознанно читать целыми словами, отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученном разделе) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика») | Конкурс чтецов. Контроль и оценка | Текущий |
15 | Вн. Чтение В мире интересного. Внучка старой вишни. В. Сухомлинский | Что может быть в природе интересным? Цели: развивать познавательную активность детей через произведение. | писатель | Получит возможность научиться приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им | Сочинение загадок об овощах и фруктах. Мини- сочинение «Как мой дедушка вырастил сад». Беседа по картинам ягод и фруктов. | фронтальный |
16 | Родина наша. Наше Отечество. Слово «Родина». | Учить читать произведение целыми словами; отрабатывать навык чтения; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине. | Отечество, Родина, карта Ро ссии | Научатся бегло читать Получит возможность научиться отвечать на вопросы по содержанию, читать целыми словами, выразительно читать текст, передавая различные интонации, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии при- роды, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Путешествие по карте России. Беседа с использованием картины Московского Кремля. | Текущий |
17 | «Многоцветная земля». | Текущий |
18 | «Русь». | работать над навыками выразительного чтения; анализировать произведение; пополнять словарный запас; | Текущий |
19 | «С чего начинается Родина». | Текущий |
20 | Вн. Чтение У природы нет плохой погоды. Четыре желания. К. Ушинский. | Какое время года самое лучшее? Цели: познакомить детей с произведениями К. Ушинского,учить детей читать тексты, соблюдая необходимую интонацию; учить пересказывать текст по вопросам учебника; | Рассказ | Познакомятся с произведениями К. Ушинского Получит возможность научиться выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пересказывать текст, выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при реше- нии задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Беседа по картинам, изображающим разные времена года. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года» | Фронтальный |
21 | Наши родные. «Детство» «Тихо- тихо». | Учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации, продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи | Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, | Научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. Получит возможность научиться анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения текста | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | Выразительное чтение стихотворения, разучивание наизусть | Текущий |
22 | «Как Маша стала большой». | развивать интерес к перечитыванию художественных произведений для получения новых знаний; стимулировать к заучиванию понравившихся произведений, составить рассказ о своей семье | интонация | Научатся связно составлять рассказ Получит возможность научиться работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать с опорой на картинку, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие | Пересказывание текста, деление текста на части, составление плана, составление рассказа о самых дорогих людях | |
23 | «Сыновья». «История без конца». | Главная мысль | Пересказывание текста, деление текста на части, составление плана | |
24 | «Бабушкины руки».. | пересказ рассказа | | |
25 | Вн. Чтение У природы нет плохой погоды. Весенние приметы. В. Давыдов-Анатри. Птичьи дома. Г. Скребицкий. | Цели: совершенствовать навыки чтения; отрабатывать умение читать целыми словами; развивать внимание к родному языку, умение определять логическое ударение и делать паузы; воспитывать чуткое и бережное отношение к природе | главная мысль произведения | Научатся определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по тексту. Получит возможность научиться характеризовать особенности прослушанного произведения | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Беседы о весне по картине. Работа по словарю настроений | Индивидуальный |
26 | «Можно ли обижать взрослых?». | развивать интерес к перечитыванию художественных произведений для получения новых знаний; стимулировать к заучиванию понравившихся произведений | традиции семьи | Научатся связно составлять рассказ Получит возможность научиться работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать с опорой на картинку, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие | Осмысленное чтение рассказа. Работа над словарными словами. | Текущий |
27 | Верные друзья «Шар в окошке». | Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности | Душевное состояние | Получит возможность научиться работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами , находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии чувства ответственности за близкого человека | Осмысленное чтение рассказа. Работа над словарными словами. | |
28 | «До первого дождя». «Подружки». | Настроение героя | Пересказывание текста, деление текста на части, составление плана | Текущий |
29 | «Шоколадный торт». | Настроение героя | Текущий |
30 | Вн. Чтение Сказочная страна. « Сармандей», «Как подружились человек и собака». Чувашские сказки. Мышонок на прогулке И. Я. Яковлев. | Что объединяет все произведения, которые мы прочитали в этом разделе? Цели: учить читать текст выразительно, целыми словами; побуждать перечитывать текст с целью его более глубокого понимания; Открыть конкретный смысл сказок, ознакомить с видами сказок | Сказка, звукоподражания, характер героев, части рассказа, план | Научатся сопоставлять произведения на одну и ту же тему, выделять их особенности. Получит возможность научиться приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, составлять собственные рассказы на заданную тему, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие. | Самостоятельное чтение. Беседы по предметным картинам петуха и кошки. Рисование портретов животных. Игра «Из какой сказки эти предметы? » Беседа с использованием предметов старинного быта. | Текущий |
31 | О старании и труде… «Кто начинает день?» | развивать познавательную активность детей через произведение. | четверостишье | Научатся прогнозировать текст, интонацией передавать настроение Получит возможность научиться выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Осмысленное чтение рассказа. Работа над словарными словами. | Текущий |
32 | «Два плуга».«Две лягушки». | совершенствовать навыки чтения; развивать познавательные процессы | Сказка-притча | Познакомятся с особенностями произведений. Получит возможность научиться читать по ролям, инсценировать, пересказывать по опорным словам, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному | Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуника тивных и познаватель ных задач, строить понятные для партнёра высказывания | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Текущий |
3четверть- 20 часов |
33 | «Канавка». «Горько живёт лежебока…» | Развивать умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, воспитывать доброжелательность к окружающим | Родные и близкие | Научатся читать тексты с различными речевыми задачами Получит возможность научиться читать по ролям, анализировать про- изведение, делать выводы; упражняться в темповом чтении скороговорок, проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения, оценивать свой ответ в соответствии с образом положительное относиться к труду хлебороба через русские и чувашские пословицы | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика») | Пересказывание текста, деление текста на части, составление плана | Текущий |
34 | «…Великая радость- работа…». | Помочь осознать главную мысль произведения, воспитывать любовь к профессиям | Задумка автора | научатся читать тексты с различными речевыми задачами. Получит возможность научиться подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения; высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения,выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика») | Сочинение стихов о профессиях самими детьми. | Текущий |
35 | Вн. Чтение Сказочная страна. Крестьянин и медведь. Белорусская народная сказка. | Развивать способность полноценно воспринимать произведение , сопереживать героям | Сказки разных народов | Получит возможность научиться анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Пересказывание текста, деление текста на части, составление плана, чтение по ролям | Текущий |
36 | «Кто не работает, тот не ест. «Пудель». | Развивать умение прогнозировать текст, задавать вопросы к тексту, анализировать и делать выводы | Чтение по ролям | Научатся выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы, соотносить свои взгляды на поступки героев со взглядами друзей и взрослых. Получит возможность научиться работать в группе; находить общее в прочитанных произведениях, выразительно и осознанно читать целыми словами, отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученном разделе) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | Пересказывание текста, деление текста на части, составление плана | Текущий |
37 | Картины родной природы «Осень на пороге». | Познакоить учащихся с новым разделом, обучать правильному чтению | Характер героя | Познакомятся с произведениями Н. Сладкого Получит возможность научиться выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пересказывать текст, выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Беседа по картинам, изображающим разные времена года. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года» Выразительное чтение стихотворения, разучивание наизусть | Текущий |
38 | «Лес осенью». | Познакомить учащихся со стихотворением А.Твардовского «Лес осенью», обучать правильному чтению стихов | Явления природы | Научатся выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы, соотносить свои взгляды на поступки героев со взглядами друзей и взрослых. Получит возможность научиться работать в группе; находить общее в прочитанных произведениях, выразительно и осознанно читать целыми словами, отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученном разделе) | Текущий |
39 | «Я хочу сказать своё слово». | Развивать умение прогнозировать текст, задавать вопросы к тексту, анализировать и делать выводы | Передача настроения | Текущий |
40 | Вн. Чтение Мир животных Белка и медведь. Н. Сладков. | Почему животных называют братьями нашими меньшими? Каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе? Цели: дать представление о тематике произведений раздела «О братьях наших меньших»; совершенствовать навыки плавного слогового чтения и умение читать целыми словами; воспитывать интерес к животным и бережное, заботливое отношение к ним | Рассказ | Научатся выделять особенности произведения, Получит возможность научиться читать вдумчиво и осознанно, выразительно и осознанно читать целыми словами; по ролям | Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Рассказ о писателе Н.Сладкове. Использование картин «Медведица с медвежатами» и «Белка» из серии «Мир животных». | Текущий |
41 | «Улетают, улетели…» | обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мышление | Зимующие птицы | Познакомятся с новыми авторами и их произведениями Получит возможность научиться читать выразительно и с правильной интонацией, выразительно и осознанно читать целыми словами; | Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Выразительное чтение стихотворения в нужной интонации | Текущий |
42 | «Поздней осенью». | Отрабатывать навыки выразительного чтения, воспитывать бережное отношение к природе | Орешник озимь | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Выразительное чтение стихотворения в нужной интонации, разучивание наизусть | Текущий |
43 | «Полянка в лесу». | Отрабатывать навыки осознанного чтения, прививать любовь к природе | Жизнь животных | | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Чтение, осмысление текста. | Текущий |
44 | «Осенью» | Обобщить знания учащихся по разделу, развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность, любовь к чтению | Природа родного края | Научатся определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по тексту. Получит возможность научиться характеризовать особенности прослушанного произведения | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | Чтение, осмысление текста. | Контроль знаний |
45 | Вн. Чтение Мир животных Как малыши маму нашли. В. Орлов. | Цели: познакомить с произведением, учить читать прозаический текст целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования; развивать умение работать в паре: читать друг другу текст и проверять друг друга; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе | Рассказ | Получит возможность научиться характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Беседа по картинам зверей и их детенышей. Игра « У кого кто?» | Фронтальный |
46 | Зима вьюжная «Первый снег». | совершенствовать навыки чтения; работать над формированием умений читать выразительно, развивать познавательные процессы; обогащать словарный запас | Белая скатерть полей | Научатся читать выразительно, находить главную мысль в произведении Получит возможность научиться развивать навык самостоятельного чтения. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Работа по картине «Лепим снеговика». Рассказ о своих зимних забавах. | Текущий |
47 | «Снегирь и синичка». | Развивать навыки анализа, сравнения, сопоставления, прививать любовь к природе | | Познакомятся с новыми авторами и их произведениями Получит возможность научиться читать выразительно и с правильной интонацией, выразительно и осознанно читать целыми словами; | Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, этические чувства, прежде всего доброже лательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Чтение, осмысление текста. Игра «Чей след на снегу» | Текущий |
48 | «Щенок и снег». | Совершенствовать умение выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях | | Выразительное чтение стихотворения в нужной интонации, разучивание наизусть | Текущий |
49 | «Бесплатные столовые». | Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, умения работать с иллюстрациями | | Пересказывание текста, деление текста на части, составление плана | Текущий |
50 | Вн. Чтение О нас, о детях. Мальчик и Колокольчики Ландышей. В. Сухомлинский. Торопливый ножик. Е. Пермяк. Печенье. В. Осеева. | Цели: познакомить с произведением, учить читать прозаический текст целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования; развивать умение работать в паре: читать друг другу текст и проверять друг друга; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе | Рассказ | Познакомятся с произведением, научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром. Получит возможность научиться делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану, работать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Пересказывание текста, деление текста на части, составление плана, чтение по ролям | Текущий |
51 | «Приспособился». | Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, совершенствовать умение работать с иллюстрациями | главная мысль произведения | Научатся определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по тексту. Получит возможность научиться характеризовать особенности прослушанного произведения | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Работа по словарю настроений | Текущий |
52 | «Стихи о зиме». «Это снежная страница». | Обобщить знания учащихся по разделу, совершенствовать умение выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях | главная мысль произведения | Научатся определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по тексту. Получит возможность научиться характеризовать особенности прослушанного произведения | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Беседы о зиме по картине. Работа по словарю настроений | Текущий |
4 четверть- 14 часов |
53 | Пришла весна «Весна- художник». | Познакомить учащихся с новым разделом, учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения, воспитывать любовь к природе и русской словесности | Рассказ | Научатся определять главную мысль произведения, аргументировать своё мнение, с привлечением текста произведения, отвечать на вопросы по тексту. Получит возможность научиться характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, принимать участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Показать весенние изменения. | Текущий |
54 | «Вот уж снег последний в поле тает…». | Совершенствовать умение выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях | Весеннее настроение | Разучивание стихотворения наизусть | |
55 | Вн. Чтение О нас, о детях. Твои права | Цели: познакомить с произведениями Л.Толстого., совершенствовать навыки плавного слогового чтения и умение читать целыми словами; развивать умение пересказывать прочитанное близко к тексту; воспитывать положительные качества личности: дружелюбие, доброту; воспитывать интерес к чтению | Рассказ, закон | Познакомятся с произведением, научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром. Получит возможность научиться делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану, работать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Умение находить нужную информацию в тексте. | Тестовая работа |
56 | «Маленький музыкант». | Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, совершенствовать умение работать с иллюстрациями | рассказ | Научатся выделять особенности произведения, Получит возможность научиться читать вдумчиво и осознанно, выразительно и осознанно читать целыми словами; | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь- | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Находить нужную информацию в тексте, | Текущий |
57 | «Золотой луг». | Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, совершенствовать умение работать с иллюстрациями | Природа | Научатся анализировать события текста, их последовательность. Получит возможность научиться читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, развивать навык самостоятельного чтения | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Экскурсия в весенний лес (работа по картине). Нарисовать картину весеннего леса. Рассказ по своему рисунку. Беседа о защите растений. | Текущий |
58 | «Лесной оркестр». | Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, совершенствовать умение работать с иллюстрациями | Лесные жители | Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения. Правильно произносить звуки речи, их сочетания и слова а составе предложения и связной речи Получит возможность научиться работать с художественными текстами, доступными для восприятия. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства | Текущий |
59 | Стихи о весне. | Обобщить знания учащихся по разделу, совершенствовать умение выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях | научно-познавательный и художественный тексты | Научатся видеть главную мысль произведения. Получит возможность научиться отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение, декламировать наизусть | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание | Текущий |
60 | Вн. чтение Дальние страны. Африка. А. Усачев. | Цели: совершенствовать навыки чтения; работать над формированием умений читать выразительно, читать по ролям; развивать познавательные процессы; обогащать словарный запас; воспитывать положительные качества личности, желание и умение дружить | Рассказ | Научатся видеть главную мысль произведения. Получит возможность научиться отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Написать письмо в Африку. Сделать рисунки. | Текущий |
61 | Снова солнечное лето «Четыре сестры». | Познакомить учащихся с новым разделом, учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения, воспитывать любовь к природе и русской словесности | Части рассказа, картинный план, характер героев | Познакомятся с произведением, научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром. Получит возможность научиться делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану, рабо тать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудни честве с учителем, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Музыкальная иллюстрация П.Чайковского «Времена года». Работа по картине «Лето». | Текущий |
62 | «Лето». | Совершенствовать умение выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях | | Научатся выделять особенности произведения, Получит возможность научиться читать вдумчиво и осознанно, выразительно и осознанно читать целыми словами; | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь- | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Находить нужную информацию в тексте, | Текущий |
63 | «Июньские грозы». | развивать активную личность; воспитывать интерес бережное, заботливое отношение к природе | сенокос | Познакомятся с произведением, научатся видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, освоят основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром. Получит возможность научиться делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану, рабо тать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудни честве с учителем, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Музыкальная иллюстрация П.Чайковского «Времена года». Работа по картине «Лето». Отгадывание загадок | Текущий |
64 | «Солнце и радуга». | познакомить с произведением, учить читать прозаический текст целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования; развивать умение работать в паре: читать друг другу текст и проверять друг друга; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе | коромысло | Текущий |
65 | Вн. чтение Дальние страны. Отчего у Верблюда горб. Р Киплинг | Цели: познакомить с произведением, учить читать прозаический текст целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования; развивать умение работать в паре: читать друг другу текст и проверять друг друга; воспитывать бережное и чуткое отношение к природе | Энциклопедия | Получит возможность научиться характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | осознанное чтение, умение реагировать на поступки героев, давать им оценки; | Тестовая работа. Индивидуальный |
66 | «Синий шалашик». | учить читать текст выразительно, целыми словами; побуждать перечитывать текст с целью его более глубокого понимания; Открыть конкретный смысл произведения | Рассказ | Научатся выделять особенности произведения, Получит возможность научиться читать вдумчиво и осознанно, выразительно и осознанно читать целыми словами; | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | Пересказывание текста, деление текста на части, составление плана, чтение по ролям | Текущий |
67 | «Храбрый утёнок». | побуждать перечитывать текст с целью его более глубокого понимания; Открыть конкретный смысл сказок, ознакомить с видами сказок | сказка | Получит возможность научиться анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Сделать рисунок и составить по нему рассказ. Игра «Из какой сказки этот герой?» | Текущий |
68-69 | Стихи о лете. | Обобщить знания учащихся по разделу, совершенствовать умение выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях | Энциклопедия | Получит возможность научиться характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливые взаимоотношения с окружающими | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | осознанное чтение, умение реагировать на поступки героев, давать им оценки; | Тестовая работа. Индивидуальный |
70 | Обобщение знаний по разделу | Обобщить знания учащихся по разделу, совершенствовать умение связно рассказывать о своих впечатлениях | | Научатся выделять особенности произведения | | | | |