(составитель – Балашова Е. Ф.)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса разработана на основании:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Занятия проводятся по 35 минут в соответствии с нормами СанПина.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры учащиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям.
| № | Тема занятия | Характеристика видов деятельности обучающихся | Количество часов | Дата |
| План. | Факт. |
| | . «Русские народные игры» (7 часов) |
| 1 | Русская народная игра «Краски» | Выполняют игровые правила. Отрабатывают игровые приёмы. Игра на улице. | 1 | | |
| 2 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | Игровые правила. Выбирают и ограничивают игровое пространство. Проведение игры. | 1 | | |
| 3 | Русская народная игра «Ляпка» | Учат правила игры. Проведение игры. Выполняют игровые правила. | 1 | | |
| 4 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | Развивают ловкости, быстроту, внимание. Выполняют игровые правила. | 1 | | |
| 5 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | 1 | | |
| 6 | Русская народная игра «Волк» | Учатся адекватно использовать коммуникативные, средства для решения различных коммуникативных задач. | 1 | | |
| 7 | Русская народная игра «Птицелов» | Выполняют игровые правила. Отрабатывают игровые приёмы. | 1 | | |
| | Эстафеты (8 часов) |
| 8 | Эстафета «Пингвин» | Способствует быстрому принятию решений и приводить их в исполнение | 1 | | |
| 9 | Эстафета «Бег со скакалками» | Способствует взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения эстафет | 1 | | |
| 10 | Эстафета «Обручи» | Способствует формированию умений работы в коллективе | 1 | | |
| 11 | Эстафета «Прохождение болота» | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | 1 | | |
| 12 | Эстафета «Вызов игрока» | Учатся совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им | 1 | | |
| 13 | Эстафета «Донеси листок бумаги» | Взаимодействуют, ориентируются на партнёра в командных видах игры. | 1 | | |
| 14 | Эстафета «Прыгунки» | Способствует взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения эстафет | 1 | | |
| 15 | Эстафета «Кружилка» | Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 1 | | |
| 16 | Эстафета «Поезд» | Способствует формированию умений работы в коллективе | 1 | | |
| 17 | Эстафета «Грузчики» | Способствует быстрому принятию решений и приводить их в исполнение | 1 | | |
| 18 | Эстафета «Самый ловкий» | Взаимодействуют, ориентируются на партнёра в командных видах игры. | 1 | | |
| | «Игры народов России» (16 часов) |
| 19 | Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | Взаимодействуют, ориентируются на партнёра в командных видах игры. | 1 | | |
| 20 | Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | Учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач. | 1 | | |
| 21 | Игры народов Коми «Невод», «Стой, олень!» | Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 1 | | |
| 22 | Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | Учатся совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им | 1 | | |
| 23 | Чечено-ингушская игра «Чиж» | Способствует развитию физических способностей | 1 | | |
| 24 | Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | Способствует взаимодействию со сверстниками по правилам проведения подвижных игр. | 1 | | |
| 25 | Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» | Учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр | 1 | | |
| 26 | Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» | Учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач. | 1 | | |
| 27 | Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | Развивают ловкости, быстроту, внимание. Выполняют игровые правила. | 1 | | |
| 28 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | Учатся адекватно использовать коммуникативные, средства для решения различных коммуникативных задач. | 1 | | |
| 29 | Русская народная игра «Ляпка» | Выполняют игровые правила. Отрабатывают игровые приёмы. | 1 | | |
| 30 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними» | Способствует формированию умений работы в коллективе | 1 | | |
| 31 | Татарская народная игра «Серый волк» | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | 1 | | |
| 32 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | Учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр | 1 | | |
| 33 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | Взаимодействуют, ориентируются на партнёра в командных видах игры. | 1 | | |
| 34 | Русская народная игра «Салки» | Развивают ловкости, быстроту, внимание. Выполняют игровые правила. | 1 | | |
у обучающегося 2 класса выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
сформировано начальное представление о культуре движения;
обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
умение работать в коллективе.
активно играть, самостоятельно и с удовольствием;
в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды;
находить выход из критического положения;
быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
знать:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.