РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мы-школьники
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мы-школьники
Цель программы: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализациидля безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь.
Задачи программы:
Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
Формирование положительной Я – концепции;
Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
Развитие навыков рефлексивных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мы-школьники»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 имени Бориса Рукавицына
Администрации городского округа город Рыбинск
«Утверждаю»
Директор: Дедкина И.И.
ФИО
Приказ № ____ от «___»___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мы-школьники
1 класс
составитель: учитель начальных классов Кошелева Е.Н.
2016-2017гг
Пояснительная записка
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, воспитание и обучение.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.
Программа «Мы школьники»- для 1 класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности
Цель программы: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализациидля безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь.
Задачи программы:
Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
Формирование положительной Я – концепции;
Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
Развитие навыков рефлексивных действий.
Условия реализации программы
- систематичность проведения занятий
-разнообразие форм и методов работы с детьми
- родители активные участники учебно-воспитательного процесса.
- повышение требований к учащимся в связи с освоением ими новой.более высокой ступени развития
Виды деятельности и формы занятий
Беседы, просмотр кинофильмов, сюжетно-ролевые игры, классные часы, участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсы, праздники, обсуждение прочитанного, рисование, работа в группах.
Методы воспитания рассказ, беседа, метод примера; приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации, демонстрации; познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение; методы контроля и самоконтроля.
Предлагаемая программа имеет общеинтеллектуальную и социальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников
Программа рассчитана на 17 часов.Из них 11часов-социальное направление и 6 –интеллектуальное.
Воспитательные результаты
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
• смыслообразование, Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся умение организовывать свою деятельность.
К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Ожидаемый результат.
У детей, прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение , активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Диагностика:
Мини-диагностика:
«Космическое путешествие» (определение лидера класса, а также учащихся, которые находятся вне классного сообщества)
«Солнце, дождик, тучка» (самочувствие ребят в классном коллективе).
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву).
Тематическое планирование
Социальное направление 11ч.
Тема раздела
Тема занятия
1.Школьные правила
1.Классный час “Я – ученик”.
2. Просмотр и обсуждение учебного фильма “Как вести себя в школе”
3. Этюд “Наш класс на перемене”
4. Собрание “Права и обязанности школьника”.
2. Общение.
1.Тренинг общения “Я и Мы”. Социоигры “Разведчики”, “Найди пару”; игра “От улыбки солнечной одной”.
4.Классный час “Мы – дружные ребята”, инсценировка
3.Личная безопасность и профилактика травматизма
1.Устный журнал “Улица полна неожиданностей ” (разбор жизненных ситуаций)
2. “Общественный транспорт”. Ролевая игра.
4.Самооценка, самоорганизация
Диагностика самооценки “10 моих “Я” и “Самореклама”; подвижная игра “Тропинка”, игра “Самый-самый”.
Общеинтеллектуальное направление. 6 ч
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей занятий является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений
Тематическое планирование
Тема занятия
Игры, используемые на занятии
1.Игры на развитие концентрации внимания и мышления