Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Тайны бумажного листа» составлена на основе авторской программы Т.Н.Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся оригинальностью, неповторимостью.
Программа "Тайны бумажного листа" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, пробуждает у учащихся инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, логического мышления, творческой индивидуальности. Это обучает детей способностью чувствовать гармонию, создавать ее в любой жизненной ситуации и распространять ее на отношения с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывают ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Цель и задачи программы.
Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
обучить конкретным трудовым навыкам;
обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию),
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности),
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
организация рабочего места
повторение пройденного материала
Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:
инструктажи:
-вводный - проводится перед началом практической работы,
-текущий - во время выполнения практической работы,
-заключительный
практическая работа;
физкультминутки;
подведение итогов, анализ, оценка работ;
приведение в порядок рабочего места.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Тайны бумажного листа»
Личностные базовые учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успеха творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успеха творческой деятельности.
Познавательные базовые учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
формировать систему универсальных учебных действий;
формировать навыки работы с информацией.
Место курса в учебном плане
Программа «Тайны бумажного листа» рассчитана на 1 год, 33 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В связи с государственным праздникоми 09.05 и выходным днем 02.05 программа реально содержит 31 час. Темы, которые приходятся на эти дни, объединяются с темами уроков, указанными в календарно-тематическом планировании. Материал программы будет изучен полностью.
Формы подведения итогов
Выставки, творческие конкурсы.
Календарно-тематическое планирование программы «Тайны бумажного листа»
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Тип занятия
1 четверть, 8 часов
1
Вводная беседа.
1
07.09
комбинированный
2
Аппликация из скрученных салфеток «Совёнок». Презентация «Фантазии из салфеток».
1
14.09
комбинированный
3
Аппликация из скрученных салфеток «Совёнок».
1
21.09
комбинированный
4
Аппликация из скрученных салфеток «Бабочка».
1
28.09
комбинированный
5
Мозаика из цветной бумаги. Коллективное панно «Осень золотая».
1
05.10
комбинированный
6
Техника «Квиллинг». Знакомство с техникой квиллинга. Изготовление деталей в данной технике.
1
12.10
комбинированный
7
Аппликация в технике «квиллинг» «Слонёнок и жираф».
1
19.10
комбинированный
8
Аппликация в технике «квиллинг» «Слонёнок и жираф».
1
26.09
комбинированный
2 четверть, 8 часов
1
Аппликация в технике «квиллинг». Открытка «Одуванчики»
1
09.11
комбинированный
2
Торцевание. Знакомство с техникой торцевания. Презентация.
1
16.11
комбинированный
3
Аппликация в технике торцевания «Утята в пруду».
1
23.11
комбинированный
4
Аппликация в технике торцевания «Утята в пруду».
1
30.09
комбинированный
5
Аппликация в технике торцевания «Утята в пруду».
1
07.12
комбинированный
6
Коллективное панно в технике торцевания «Зимушка-зима».
1
14.12
комбинированный
7
Поделка из фантиков от конфет. Корзинка.
1
21.12
комбинированный
8
Поделка из фантиков от конфет. Корзинка.
1
28.12
комбинированный
3 четверть, 9 часов
1
Оригами. Изготовление фигурки птицы в технике оригами.
1
11.01
комбинированный
2
Оригами. Коллективное панно «Птичья столовая»
1
18.01
комбинированный
3
Модульное оригами. Презентация.
1
25.01
комбинированный
4
Модульное оригами. «Утёнок».
1
01.02
комбинированный
5
Модульное оригами. «Утёнок».
1
08.02
комбинированный
6
Модульное оригами. «Утёнок».
1
22.02
комбинированный
7
Аппликация из скрученных салфеток. «Божьи коровки»
1
29.02
комбинированный
8
Аппликация из скрученных салфеток. «Божьи коровки»
1
07.03
комбинированный
9
Аппликация из скрученных салфеток. «Божьи коровки»
1
14.03
комбинированный
4 четверть, 8 четверть
1
Игрушки — сувениры из бумаги и картона. Игрушка из картона с подвижными деталями «Медвежонок»
1
28.03
комбинированный
2
Игрушки — сувениры из бумаги и картона. Игрушка из картона с подвижными деталями «Медвежонок»
1
04.04
комбинированный
3
Игрушки — сувениры из бумаги и картона. Игрушка из картона с подвижными деталями «Гусеница».
1
11.04
комбинированный
4
Папье – машье. Знакомство с техникой. «Свинка – копилка»
1
18.04
комбинированный
5
Папье – машье. «Свинка – копилка»
1
25.04
комбинированный
6
Папье – машье. «Пингвин».
1
02.05
скорректирован с уроком №5 от
25.04
комбинированный
7
Папье – машье. «Пингвин».
1
09.05
скорректирован с уроком №8 от
16.05
комбинированный
8
Выставка работ. Творческий конкурс. Подведение итогов.
1
16.05
комбинированный
Методическая литература для учителя:
1. Программа Т.Н.Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов;
2.Н. Р. Макарова «Тайны бумажного листа» Москва, изд-во «Мозаика- Синтез» 2015г.