Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя родина - Адыгея"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя родина - Адыгея"
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. — научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков, - научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя родина - Адыгея"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа на тему «Моя Адыгея» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения в соответствии с учебным планом.
Курс «Моя Адыгея» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Темы данной программы близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и аул, труд людей в городе и ауле как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, аулу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, архитектурных сооружений.
Главная цель: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Основные задачи программы:
создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Республики Адыгея;
формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Основные принципы программы:
Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;
Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих республику, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.
Принцип гуманизации- уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип наглядности.
Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых - привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи - каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования-включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Моя Адыгея» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
в большинстве случаев исследования имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
различать прошлое, настоящее, будущее;
определять родственные связи в семье;
соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город Майкоп
У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу;
представление о причинах успеха в учёбе;
знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания;
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 5 разделов:
Раздел
Название раздела
Количество часов
1
Республика Адыгея
5
2
Здравствуй, школа!
7
3
Майкоп – столица Адыгеи
6
4
Моя родословная
8
5
Природа Республики Адыгея
7
Итого
33
ФОРМЫ УЧЕТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СИСТЕМА КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, экскурсии, творческие конкурсы, рисунки, коллажи, ролевые игры, тесты, исследования, проекты, фотоконкурсы, мини- сочинения.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел программы
Тема занятия
Дата проведения
план
факт
1
Республика Адыгея
Республика Адыгея – наш общий дом
2
Герб и флаг Республики Адыгея
3
Адыгея – наш общий дом
4
Природные достопримечательности Республики Адыгея
5
Проект «Достопримечательности моего населенного пункта»
6
Здравствуй, школа!
Я и моя школа
7
Правила поведения в школе
8
Знакомство со школой
9
Школьные поручения и обязанности
10
Режим дня
11
Мои одноклассники
12
Проект «Мы такие разные, но мы вместе!»
13
Майкоп – столица Адыгеи
Герб города Майкопа
14
Памятники Майкопа
15
Архитектурные памятники Майкопа
16
Мой адрес
17
Транспорт. Правила поведения на улицах и в транспорте
18
Проект «Каким я хочу видеть свой населенный пункт в будущем»
19
Моя родословная
Моя семья
20
Мои родные и близкие
21
Ты и твое имя
22
Из истории фамилий
23
Мама
24
Семейные праздники
25
Труд моих родных
26
Проект «Труд моих родных»
27
Природа Республики Адыгея
Я и природа вокруг меня
28
Животные Республики Адыгея
29
Растения Республики Адыгея
30
Красная книга Республики Адыгея
31
Забота о комнатных растениях
32
Забота о домашних животных
33
Проект «Сохраним природу Адыгеи»
Учебно – методическое обеспечение
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.