Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя Мордовия" для 4 класса»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ___________/Е.В.Агапова _________ /О.С.Михайлова
_______/ Е.С.Вдовина «30» 08. 2023 г. Приказ по школе № 028 - 2
Протокол № 1 от от «31» 08. 2023 г.
«29» 08. 2023 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Моя Мордовия»
для 4 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
Саранск, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочному курсу «Моя Мордовия» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Закона Республики Мордовия от 8 августа 2013 года № 53-3 Об образовании в Республике Мордовия (в ред. Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 N 103-З), планируемых результатов начального общего образования.
Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы (1 час в неделю. Всего 34 часа)
4 КЛАСС
Тема 1. МОЯ ЗЕМЛЯ - МОРДОВИЯ
Наш край на карте Родины.
Саранск- столица края.
Достопримечательности Мордовии.
Формы поверхности, характерные для нашего края.
Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.
Грибы - часть живой природы.
Разнообразие птиц Мордовии. Птицы из Красной книги Мордовии
Лес - «легкие» Мордовии. Бережное использование лесных богатств края.
Тема 2. ВОДОЁМЫ МОРДОВИИ
Реки и озёра Мордовии.
Хищные и растительноядные рыбы.
Минеральные, подземные воды -богатство нашего края.
Тема 3. ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Главные события в истории нашего края.
Исторические памятники Мордовии.
Храмы Мордовии.
Замечательные люди Мордовии: поэты, писатели, художники, скульпторы, композиторы.
Имена, прославившие Мордовию.
Тема 4. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО МОРДОВИИ
Предприятия Мордовии.
Полезные ископаемые.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Моя земля – Мордовия
13
2
Водоёмы Мордовии
5
3
Живая связь времён
13
4
Промышленное производство Мордовии
3
ИТОГО
34
Поурочное планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Моя земля – Мордовия (13ч.)
1
Наш край на карте Родины.
Саранск - столица края.
1
2
Формы поверхности, характерные для нашего края.
1
3
Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.
1
4
Взаимосвязь растительного и животного мира.
1
5
Грибы - часть живой природы.
1
6
Разнообразие птиц Мордовии. Птицы из Красной книги Мордовии.
1
7
Красная книга Мордовии.
1
8
Лес - «легкие» Мордовии. Бережное использование лесных богатств края.
1
9
Бережное использование лесных богатств края.
1
10
Достопримечательности Мордовии
1
11
Достопримечательности Саранска
1
12
Народные промыслы Мордовии
1
13
Музеи Саранска
1
Водоёмы Мордовии (5ч.)
14
Реки Мордовии.
1
15
Озёра Мордовии. Их происхождение и животный мир.
1
16
Хищные и растительноядные рыбы.
1
17
Растительный мир водоёмов Мордовии.
1
18
Минеральные, подземные воды - богатство нашего края.
1
Живая связь времён (13ч.)
19
Главные события в истории нашего края.
1
20
Спортивные комплексы Мордовии.
1
21
Известные спортсмены, прославившие Мордовию
1
22
Храмы Мордовии
1
23
Исторические памятники Мордовии.
1
24
Исторические памятники Мордовии.
1
25
Парк имени Пушкина и зоопарк.
1
26
Замечательные люди Мордовии: поэты, писатели.
1
27
Замечательные люди Мордовии: художники. Сычков Ф.В.