kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности ""Мастера и мастерицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1-4 классов с учетом возрастных особенностий. Включает темалическое планирование на каждый год обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности ""Мастера и мастерицы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Учхозская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального Республики Мордовия


Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол №1

от 31 августа 2018 г.

Руководитель ШМО

_____/Пастухова О. В. /


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____/Тимченко Н. С./

«1» сентября 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

___/Маркин В. И./

«1» сентября 2018 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАСТЕРА И МАСТЕРИЦЫ»

На 2018 – 2019 учебный год






Составитель: воспитатель ГПД

Пашина Е. В.






п. Преображенский. - 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Мастера и мастерицы» для 1-4 классов составлена в соответствии с Федеральным государ­ственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Мастера и мастерицы» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

1 год обучения


Образовательные


1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

6. Обучить выполнению швов «через край», «петельный».

7. Познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани.

8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина.


Развивающие


1.Расширять художественный кругозор.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать внимание, память.


Воспитательные


1.Воспитывать усидчивость, аккуратность.

2. Адаптировать детей к школе.

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.


2 год обучения


Образовательные



1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .

3. Научить выполнять «потайной» шов.

4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков.

5. Обучать художественному моделированию из бумаги.

6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.



Развивающие



1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.

3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся.




Воспитательные


1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.


3 год обучения



Образовательные


1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Научить выполнять швы «козлик», «узелок».

4. Познакомить с техникой бисероплетения.

5. Обучать приемам конструирования поделок из природного материала.

6. Познакомить с приемами художественного моделирования из бумаги.


Развивающие



1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре.

2. Развивать творческую инициативу, смекалку.

3. Развивать память, воображение, мышление.



Воспитательные



1. Воспитывать трудолюбие.

2. Формировать коммуникативные способности личности ребенка.

3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам.


4 год обучения


Образовательные


1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Обучать бисероплетению.

4. Обучать конструированию поделок из бумаги и бросового материала.

5. Познакомить с основами росписи по дереву.

6. Познакомить с основами выполнения работ в технике монотипии.

7. Обучать соединительным швам «простой соединительный», «соединительный шов на основе петельного»


Развивающие


1. Развивать память, любознательность, волю, воображение и фантазию.

2. Развивать эстетический вкус.



Воспитательные



1. Воспитывать эстетический вкус.

2. Воспитывать чувство гордости за свой выполненный труд.

3. Формировать потребность в саморазвитии.


Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения: 34 часа в год, 1 раза в неделю.

Рекомендуемое количество учащихся в группе 12-16 человек

Планируемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

К концу 2 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  • правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

  • способы обработки различных материалов;

  • применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

  • бережно относиться к инструментам и материалам;

  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

  • выполнять работу, используя художественные материалы;

  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

К концу 3 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

  • применение пастели и бисера в окружающем мире.

уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их

по назначению;

  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,

из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  • выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;

  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

  • изготовлять изделия из бисера.

К концу 4 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с

колющими и режущими инструментами;

  • правила планирования и организации труда;

  • применение линогравюры, монотипии, туши;

  • применение чеканки в жизни;

  • способы и приемы обработки различных материалов.

уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;

  • строго соблюдать правила безопасности труда;

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку,

эскизу, схеме, замыслу);

  • экономно и рационально расходовать материалы;

  • выполнять работу в любой изученной технике рисования;

  • самостоятельно выполнять чеканку;

  • контролировать правильность выполнения работы.






























Учебно-тематический план 1 года обучения


№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Введение

1


0


1


2

Работа с бумагой и картоном

1

6

7

3

Работа с тканью

1

7

8

4

Работа с природным и бросовым материалом.


1


8


9

5

Работа с пластилином.

1

6

7

6

Итоговое занятие

1

0


1




6

27


Итого



33




























Содержание программы 1 года обучения (33 часа)


Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас­сники под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

1.Введение (1 час).

Теория- 1 час

  • Введение в образовательную программу I года обучения.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • «Из истории происхождения ножниц». Беседа.

Практика- 0 час

2.Работа с бумагой и картоном (7 часов).

Теория – 1 час

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

  • Беседа «История создания ножниц»

Практика – 6 часов

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно - оригами «Лесные мотивы».(1 час)

  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера», «Веселые лягушата». (3 часа)

  • Изготовление карнавальных масок. (1 час)

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу). (1 час)

3.Работа с тканью (8 часов).

Теория – 1 час

  • Прием выполнения швов « через край», «петельный» - 1 час.

Практика – 7 часов

  • Тренировочные упражнения по выполнению швов – 3 часа

  • Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка» - 4 часа

4.Работа с природным и бросовым материалом (9 часов).

Теория – 1 час

  • Беседа «Будь природе другом»- 1 час

Практика – 8 часов

  • Конструирование дома для сказочных героев – 2 часа.

  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот») - 6 часов

5.Работа с пластилином (7 часов).

Теория- 1 час

  • Рассказ о глине и пластилине.

Практика – 6 часов

  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу) – 3 часа.

  • Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк» - 3 часа.

  • Лепка по замыслу детей – 1 час.

6.Итоговое занятие (1 час)

Теория – 1 часа (рефлексия, анкетирование)






































Учебно-тематический план 2 года обучения


№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Введение

1


1


2


2

Работа с бумагой и картоном


1

7

8

3

Работа с тканью, мехом

1

4

5

4

Работа с природным материалом.

1

5

6

5

Работа с пластилином

1

4

5

6

Художественное творчество

1

5

6

7

Итоговое занятие

1

1


2




7

28


Итого



34

























Содержание программы 2 года обучения (34часа)


Во втором классе руко­водство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изо­бражениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.

Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самос­тоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

1.Введение (2 часа).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу 2 года обучения.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика – 1 час

  • Экскурсия в музей

  1. Работа с бумагой и картоном (8 часов).

Теория – 1 часа

  • Виды бумаги и картона.

  • Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)

Практика – 7 часов

  • Знакомство с техникой «мозаика» (1 час)

  • Мозаика «Воспоминание о лете» (1час)

  • Изготовление аппликаций «Осенний лес»(2часа), «Ракета летит на Луну» (1 час)

  • Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей (1 час)

  • Вырезание снежинок (1час)

  1. Работа с тканью, мехом(5 часов).

Теория – 1 час

  • Знакомство с профессией швеи (1 час).

Практика – 4 часа

  • Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения (2 часа)

  • Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) (2 часа)

4.Работа с природным материалом (6 часов).

Теория – 1 час

  • Флористика. Природа Мордовского края.

Практика – 5 часов

  • Изготовление композиций из засушенных листьев (2 часа)

  • Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (3 часа)

5.Работа с пластилином (5 часов).

Теория – 1 час

  • Профессия скульптора.

Практика – 4 часа

  • Лепка людей, животных по образцу (2 часа)

  • Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу) (2 часа)

6.Художественное творчество (6 часов).

Теория – 1 час

  • Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши.

  • Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся.

Практика – 5 часов

  • Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края:

«Летом в лесу» (2 часа)

«Мой сад» (2 часа)

«Ромашковая поляна» (1 час)

7. Итоговое занятие (1 час).

Теория – 1 час

Рефлексия, анкетирование.

Практика – 1 час

Выставка творческих работ
























Учебно-тематический план 3 года обучения


№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Введение


1


1


2


2

Работа с бумагой и картоном


1

6

7

3

Работа с тканью, мехом

1

6

7

4

Художественное творчество

1

5

6

5

Работа с бисером

1

3

4

6

Работа с природным материалом

1

5

6

7

Итоговое занятие

1

1


2




7

27


Итого



34
























Содержание программы 3 года обучения (34 часа)

В третьем классе уровень абстрагирования по­вышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в де­талях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа об­разца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изме­нений в эскиз.

Третье­классники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.

1.Вводная беседа (2 часа).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу 3 года обучения

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика – 1 час

  • «Бабушки-рукодельницы». Беседа с участием бабушек обучающихся, выставкой их работ.

2.Работа с бумагой и картоном (7 часов).

Теория – 1 час

  • Профессия дизайнера.

Практика – 6 часов

  • Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета) (4 часа)

  • Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями) (2 часа)

3.Работа с тканью, мехом (7 часов).

Теория – 1 час

    • Из истории мягкой игрушки.

    • Знакомство с профессией портной.

Практика – 6 часов

    • Техника выполнения швов «козлик», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья (3 часа)

  • Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок» (3 часа)

4.Художественное творчество (6 часов).

Теория – 1 час

  • Изобразительный материал – пастель.

Практика – 5 часов

  • Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения (2часа)

  • Работа пастелью: «Зимний пейзаж» (2 часа), работа по замыслу (1 час)

5.Работа с бисером (4 часа).

Теория – 1час

  • Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.

Практика – 3 часа

  • Пробные плетения (1час).

  • Плетение колец (2 часа).

6.Работа с природным материалом (6 часов)

Теория – 1 час

Охрана окружающей среды в родном крае.

Практика – 5 часов

  • Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве»(4 часа).

  • Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др. (1 час)

7. Итоговое занятие (2 часа).

Теория – 1 час

Рефлексия, анкетирование

Практика – 1 час

Выставка творческих работ































Учебно-тематический план 4 года обучения


№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1


Введение


1


1


2


2

Работа с бисером


1

4

5

3

Работа с тканью, мехом

1

4

5

4

Работа с бумагой и бросовым материалом

1

5

6

5

Роспись по дереву

1

6

7

6

Художественное творчество

1

6

7

7

Итоговое занятие

1

1


2




7


27


Итого



34


























Содержание программы 4 года обучения (34 часа)

К четвертому классу учащиеся совершенно самосто­ятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучени­ем переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только тех­ническое задание.

Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

1.Введение (2 часа).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу 4 года обучения

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика – 1 час

  • Знакомство с книгой А.Бахметьева, Т.Кизякова «Оч. умелые ручки».Росмэн, 1999.

2.Работа с бисером (5 часов).

Теория – 1 час

  • Просмотр видеофильма «Красота из бисера»

Практика – 4 часа

  • Технология изготовления поделок по схемам (изучение знаков, условных обозначений). Практические упражнения (2 часа)

  • Плетение брошек (работа по схемам) (2 часа).

3.Работа с тканью, мехом (5 часов).

Теория – 1 час

Профессия дизайнер.

Практика – 4 часа

  • Техника выполнения швов «простой соединительный», «соединительный на основе петельного шва». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья (2часа)

  • Аппликации из ткани «Новогодняя елка» (2 часа)

4.Работа с бумагой и бросовым материалом (6 часов).

Теория – 1 час

Лес – наше богатство. Слайдовая презентация и фотоколлаж.

Практика – 5 часов

  • Технология изготовления закладок из открыток (подбор открыток,

изготовление выкроек, шитье частей закладок петельным швом,

сбор поделки) (2 часа)

  • Чеканка – один из видов декоративно-прикладного искусства (показ образцов, иллюстраций). Тренировочные упражнения. (1час)

  • Изготовление чеканки по замыслу детей (2 часа)

5.Роспись по дереву (7 часов).

Теория – 1 час

  • Технология росписи по дереву, показ образцов, иллюстраций.

Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.

Практика – 6 часов

  • Пробное рисование набросков росписи на листе (1 час).

  • Роспись по дереву (на разделочных досках): виды Мордовской

природы, достопримечательности родного края (5 часов).

6.Художественное творчество (7 часов)

Теория – 1 час

  • Тушь, линогравюра, монотипия. Слайдовая презентация.

Практика – 6 часов

  • Выполнение работ в технике монотипии. Тренировочные упражнения (3 часа)

  • Работа по замыслу (3часа)

7.Итоговое занятие (2 часа).

Теория – 1 час

Рефлексия, анкетирование.

Практика – 1 час

Подготовка выставки творческих работ.





























Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Мастера и мастерицы»


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.










Рекомендации по проведению занятий и методическое

обеспечение программы.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Таким образом, для работы необходимы:

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.

Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.

Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;

  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

  • практические занятия по изготовлению поделок и оформлению

творческих отчетов о проделанной работе.

Методы


Приемы

Объяснительно-

иллюстративные


Рассказ, показ, беседа

Репродуктивные


Практические занятия

Эвристические

Творческие задания





























Ожидаемые результаты.

  1. Укрепление физических и психологических сил детей.

  2. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.

3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.

Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.






























Литература для учителя:


  • Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

  • Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

  • Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

  • Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

  • Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.

  • Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

  • Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

  • Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

  • Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

  • Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

  • Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.

  • Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

  • Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

  • Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.

Литература для обучающихся

  • Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

  • Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

  • Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности ""Мастера и мастерицы"

Автор: Пашина Елена Васильевна

Дата: 24.05.2019

Номер свидетельства: 512063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства