kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой Отчий край" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой Отчий край" 1-4 класс»











РАБОЧАЯПРОГРАММА

покурсувнеурочнойдеятельности

«Люби и знай свой отчий край»




Составитель: учитель начальных классов Мельникова Татьяна Александровна














Богородицк 2022

Пояснительнаязаписка



Программа курса внеурочнойдеятельности покраеведению «Любии знай свой отчий край» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.10.2009 № 373 (п. 19.5);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2010№189) (зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 19993);

  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена Решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) (ред. от 28.10.2015).

Программа призвана обогатить обучающихся 1–4-х классовзнаниями об историческом прошлом родного края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мужества, героизма, мудрости туляков, развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

В соответствии с реализацией деятельностного подхода, являющегосяосновойФГОС, программаориентировананеназапоминание обучающимися предоставленной информации, а на активное их участие в процессе ее освоения и применения. Программа обеспечивает преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и

основнойшколе.

В программе реализуются направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, гражданско-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, русского языка.

Цель программы – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.


Задачипрограммы: Предметные:
  • формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, которыйвнесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • расширять и углублять знания обучающихся по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, русскому языку;

  • формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ, работать с научно-популярной, справочной литературой.

Метапредметные:
  • развивать любознательность, познавательную активность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте, высказывать свое мнение;

  • расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

  • формироватьучебнуюсамостоятельностьиделовыекачества.

Личностные:9
  • воспитывать уважение и любовь к родному краю, бережное отношение к объектам природы и результатам труда людей, основы элементарной экологической культуры;

  • способствовать пробуждению интереса и бережногоотношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.


Планируемыерезультаты

Кокончаниюначальнойшколыуобучающихсябудутсформированы универсальные учебные действия (УУД):

ЛичностныеУУД:

Выпускник:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыд, вину, совесть – как регуляторы морального поведения.

Выпускникполучитвозможностьдляформирования:

  • основгражданскойидентичностиличностивформеосознания

«Я»,чувствасопричастностиигордостизасвойроднойкрай;

  • мотивацииучебнойдеятельности,включающейсоциальные, учебно- познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетическихчувствнаосновезнакомства скультуройи самобытностью Тульского края;

  • чувствагордостизасвойгород,село,свойкрай,зауспехисвоих земляков;

  • эмпатиикакпониманияисопереживаниячувствамдругих людей.

РегулятивныеУУД:

Выпускникнаучится:

  • планироватьсвоидействиявсоответствииспоставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнятьучебныедействиявматериализованной,речевойи мыслительной форме;

  • проявлятьинициативудействиявучебномсотрудничестве;

  • самостоятельнооцениватьправильностьвыполнениязадания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использоватьвнешнююивнутреннююречьдляцелеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускникполучитвозможность:

  • научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • всотрудничествесучителемставитьновыеучебныезадачи,

цели;


  • самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнениядействияприработенадпроектом,исследованием;

    • вноситьнеобходимые изменения висполнение, какпо ходуего реализации, так и в конце действия.

ПознавательныеУУД:

Выпускникнаучится:

    • используядополнительныеисточникиинформации,находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям наших предков;

    • на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

    • узнавать символику России, Тульской области, районных городов Тульской области;

    • описыватьдостопримечательностиТульскойобласти;

    • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии ит.д.)илитературуонашемкрае,достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

    • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы, при работе с картой Тульской области;

    • работатьсатласом,глобусомикартой;

    • находитьнакартесвойрегиониегоглавныйгород;

    • устанавливатьпричинно‐следственныесвязи;

    • строитьрассуждениявформесвязипростыхсужденийоб объекте, его строении, свойствах и связях;

    • устанавливатьаналогии.

Выпускникполучитвозможность:

    • самостоятельноподбиратьлитературупотеме;

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, села, архивов и интернета;

    • работатьвсемейныхархивах.

КоммуникативныеУУД:

Выпускникнаучится:

    • пониматьразличныепозициидругихлюдей,отличныеотсобственной;

    • ориентироватьсянапозициюпартнеравобщении;

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускникполучитвозможность:

    • готовитьсообщенияивыступатьсними;

    • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

    • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

    • аргументировать свое мнение, координировать его спозициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Программа «Люби и знай свой отчий край» адресована обучающимся начальной школы и рассчитана на 4 года.

Занятияв1–4-хклассахпроводятся1развнеделю.

Общий объем учебного времени составляет135 часовна четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию краеведческой работы и преемственность обучения.

1класс–33часавгод. 2класс–34часавгод. 3класс–34часавгод. 4класс–34часавгод.

Программарассчитананапроведениееженедельныхзанятийиз расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут.

Формыорганизациидеятельности:
    • коллективная;

    • групповая;

    • индивидуальная.

Видывнеурочнойдеятельности:
    • игровая;

    • познавательная;

    • спортивно-оздоровительная;

    • туристско-краеведческая;

    • досугово-развлекательная(досуговоеобщение);

    • проблемно-ценностноеобщение;

    • художественноетворчество;

    • социальноетворчество.

Формыиметоды:
    • рассказ;

    • сообщение;

    • беседа;

    • экскурсии(втомчислевиртуальные);

    • написаниеочерковистатейвшкольнуюигородскуюгазеты;

    • составлениеиразгадываниекроссвордов;

    • игры;

    • изготовление объектов демонстрации (газеты, фотоотчеты, выставки, летописи);

    • мини-представленияиконцерты;

    • проекты;

    • конкурсы;

    • практическиеработы.

Местопроведениязанятий:
    • учебныйкабинет;

    • музеи;

    • библиотеки;

    • учреждениягорода,района;

    • парки,скверы;

Формыпроведенияитоговыхзанятий:
    • олимпиада;

    • тематическийпраздник;

    • занятие-игра;

    • квест;

    • устныйжурнал«Крайродной,навеклюбимый»;

    • викторина;

    • разработкаизащитапроектов;

    • конференция.

Формыпредставлениярезультатовдеятельностиобучающихся:
    • защитапроектов,презентации;

    • выставкирисунков,фотографий;

    • исследовательскиеработы.

Для оценки результативности занятий применяются следующие виды и формы контроля:



Видконтроля

Формаконтроля

Вводныйконтроль

Собеседование,наблюдение

Текущийконтроль(поитогам

занятий)

Опросы,собеседование,наблюдение

Тематическийконтроль(поитогам завершения каждой темы)

Викторины,тестирование,опросы,

тематическиекроссворды, краеведческие конкурсы


В конце каждого года проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).


Ресурснаяобеспеченностьпрограммыкурсавнеурочнойдеятельности



Кадровый состав: педагоги школы, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, специалисты музеев. Уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся.

Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива обучающихся, отношения между которыми строятся на гуманистических нормах и ценностях, принципах товарищества и взаимопомощи.

Материально-техническое обеспечение включает в себя учебные аудитории, актовый зал, библиотеку, краеведческий музей. Кабинеты оборудованы компьютерной техникой.

Информационно-методический ресурс реализации программы складывается из:

    • учебно-методическойлитературы,дополнительнойлитературы (фонды школьной библиотеки);

    • учебныхвидеофильмов;

    • электронныхресурсов.


Реализация программы предполагает совместную деятельность младших школьников, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей, обучающихся 1–4-х классов и социальных партнеров общеобразовательной организации, направленную на достижение планируемых результатов.


Тематическоепланирование:



Тематическийплан(1класс)


п/п

Наименованиетемзанятий

Всего часов

1

Введение.Курс«Краеведение»

3

1.1

Вводноезанятие«Любиизнайсвойотчийкрай»

1

1.2

Экскурсия«Осенниеизменениявжизниприродыродногокрая»

1

1.3

Практическоезанятие«Букетизлистьев»

1

2

НашеОтечество

5

2.1

Нашародина–Россия

1

2.2

Моямалая родина

1

2.3

СимволыРоссии

1

2.4

СимволыТульскойобласти

1

2.5

НародыТульскогокрая

1

3

ПриродаТульскогокрая

9

3.1

РастительныймирТульскогокрая

1

3.2

РедкиерастенияТульскогокрая

1

3.3

ЖивотныймирТульскогокрая

1

3.4

РедкиеживотныеТульскогокрая

1

3.5

ВодныебогатстваТульскогокрая

1

3.6

РастительныймирводоемовТульскогокрая

1

3.7

ЖивотныймирводоемовТульскогокрая

1

3.8

Экскурсия«Зимниеизменениявжизниприродыродногокрая»

1

3.9

Зимнийвернисаж

1

4

Тульскиемастера

6

4.1

Тульскиемастера.Тулаоружейная

1

4.2

Тульскиемастера.Туласамоварная

1

4.3

Тульскиемастера.Тулапряничная

1

4.4

Тульскиемастера.Туламузыкальная

1

4.5

Тульскиемастера.Тулаигрушечная

1

4.6

Тула–город мастеров

1

5

ПамятныеместаТульскогокрая

4

5.1

ПамятныеместаТульскогокрая.ТульскийКремль

1

5.2

ПамятныеместаТульскогокрая.ЯснаяПоляна

1

5.3

ПамятныеместаТульскогокрая.ШколаЛ.Н.Толстого

1

5.4

ПамятныеместаТульскогокрая.Поленово

1

6

ПриродаТульскогокраявесной

2

6.1

Экскурсия«Весенниеизменениявжизниприродыродногокрая»

1

6.2

Весеннийвернисаж

1

7

ЗнаменитыелюдиТульскогокрая

4

7.1

ПисателиипоэтыТульскогокрая

3

7.2

ЛюбиизнайсвойТульскийкрай

1


ВСЕГО

33


Содержание разделов и тем

Тема1.Вводное занятие «Люби и знай свой отчий край».

Знакомство с персонажами тетради «Люби и знай свой отчий край». Путешествие по Тульской области со знакомством с некоторыми городами Тульской области.

Практическая работа. Выполнение автомобиля в технике оригами.

Раскрашиваниедома.

Тема 2. Экскурсия «Осенние изменения в жизни природы родного края».

Правила поведения на природе. Осенние изменения в природе. Загадки,стихиирассказы о природеосенью. Представлениеолистопаде,о пользеопавшейлиствы.Листьяразныхдеревьевиихформы.Сборлистьев для гербария.

Практическая работа .Подготовка листьев для гербария.

Тема3.Практическое занятие «Букет из листьев».

Изучение листьев. Информация о растениях. Техника безопасности работы с ножницами и клеем. Групповая работа – аппликация «Букет из листьев».

Практическая работа .Составление аппликации «Букетизлистьев».

Тема4.Наша родина–Россия.

Родина. Отечество. Отчизна. Границы России. Стихи, песни о родине.

Практическая работа. Прослушивание песен «С чего начинается родина», «Звезда России».

Тема5.Моя малая родина.

Малаяродина. Тульскаяобласть.Границыобласти.Стихи,песнио Туле и Тульском крае.

Практическаяработа.РазучиваниестихотворенияВ.Савостьянова

«Тула».Отправлениеписьмавсоседниеобласти.

Тема6.Символы России.

ГосударственныесимволыРоссии:гимн,флаг,герб.

Практическая работа. Раскрашивание флага России, наклеивание герба России, прослушивание гимна России.

Тема7.СимволыТульской области.

СимволыТульскойобласти:герб,флаг,гимн.

Практическая работа. Разучивание припева гимна Тульской области. Просмотр мультфильма из серии «Гора самоцветов» о Туле.

Тема8.НародыТульскогокрая.

Россия – многонациональное государство. Народы России, проживающие в Тульской области. Национальный народный костюм туляков.

Практическаяработа .Чтение стихотворения В.Степанова

«Российская семья».Р азучивание игр народов России.

Тема9.Растительный мирТульскогокрая.

Разнообразие растительного мираТульскогокрая.Знакомство с растением иван-да-марья.

Практическая работа. Рисунок растения.

Тема10.Редкие растенияТульскогокрая.

Красная книга. Редкие растения Тульского края. Практическаяработа.Аппликацияирисунокландыша. Тема 11. Животный мир Тульского края.

РазнообразиеживотногомираТульскогокрая.

Практическая работа. Отгадывание загадок, наклеивание изображений животных Тульской области.

Тема12.Редкие животныеТульскогокрая.

Редкие животные Тульского края.

Практическая работа.Игра«Летает–нелетает»,выполнение аппликации бабочки.

Тема13.Водные богатстваТульскогокрая.

ВодоемыТульскогокрая.ВодоемынакартеТульскойобласти.

Практическая работа. Отгадывание загадок. Выполнение лодочки в технике оригами.

Тема14.Растительный мир водоемовТульскогокрая.

ОсновныепредставителирастительногомираводоемовТульского

края.



Практическаяработа.Разгадываниекроссворда.Рисункирастений.

Тема15.Животный мир водоемов Тульского края. Животный мир тульских водоемов.

Практическая работа. Прохождение лабиринта. Поиск

водоплавающихптицирыб.

Тема 16. Экскурсия «Зимние изменения в жизни природы родного края».

Сезонные изменения в жизни природы с наступлением зимы. Правила поведения на природе. Наблюдения за изменениями в природе зимой.

Практическаяработа.Выполнениеажурнойснежинкиизбумаги.

Тема17.Зимний вернисаж.

Знакомство с художниками Тульского края. Зимние пейзажи В.Д. Поленова и П.Н. Крылова.

Практическаяработа.Раскрашиваниезимнегопейзажа.

Тема18.Тульские мастера.Тула оружейная.

Знаменитые туляки: Никита Демидович Антуфьев (известен как Никита Демидов), Алексей Михайлович Сурнин, Сергей Иванович Мосин.

Практическая работа. Слушание песни «Тульская оборонная».

ИзучениедеталейвинтовкиМосина.

Тема19.Тульские мастера.Тула самоварная.

Самовар–гордостьТулы.Самоварныхделмастера.Производство самоваров. Виды тульских самоваров.

Практическаяработа.Загадки,пословицыосамоваре.Рисование узоров на самоваре.

Тема20.Тульские мастера. Тула пряничная.

Легенда о тульском прянике. История тульского пряника.

Пряничныедоски.

Практическаяработа.Лепкапряникаизпластилина.

Тема21.Тульские мастера. Тула музыкальная.

История тульской гармошки. Известные мастера тульской однорядки.

Практическая работа. Изготовление гармошки из бумаги.

Раскрашиваниегармони.

Тема22.Тульские мастера. Тула игрушечная.

Филимоново – древнейший центр производства глиняной игрушки в России. Мастера деревни Филимонова. Элементы росписи филимоновской игрушки.

Практическая работа. Чтение стихотворений. Прохождение лабиринта.

Тема23.Тула–город мастеров.Урок-обобщение.

Рисованиепоклеточкамиугадываниеизделийтульскихмастеров.

Практическая работа. Рисунки по клеткам. Украшение пряника (рисунок). Чтение стихотворения В. Степанова «Тула – город мастеров».

Тема24.Памятные местаТульского края.Тульский Кремль.

ИсториятульскогоКремля.Сказка«Сестрицы-башни».

Практическая работа. Рисование сказочных образов соборов тульского Кремля.

Тема25.Памятные местаТульскогокрая.Ясная Поляна.

ЛевНиколаевичТолстой–известныйписатель.Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

Практическаяработа.Решениеребуса.Составлениекроссворда.



Тема26.Памятные местаТульского края.ШколаЛ.Н.Толстого.

Школа для крестьянских детей. Учитель и ученики. Режим работы школы. «Азбука» Л.Н. Толстого.

Практическая работа. Раскрашивание рисунка А.Слепкова «Лев Толстой открыл школу».

Тема27.Памятные местаТульского края.Поленово.

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Дмитриевича Поленова. Интересные постройки на территории усадьбы Поленово.

Практическаяработа.Рисунокпроектадома.

Тема 28. Экскурсия «Весенние изменения в жизни природы родного края».

Сезонные изменения в жизни природы с наступлением весны. Правила поведения на природе. Первоцветы Тульского края. Перелетные птицы весной.

Практическая работа. Отгадывание загадок. Лабиринт «Родители– малыши».

Тема29.Весенний вернисаж.

ЗнакомствосТульскимобластнымхудожественныммузеем.

ВесенниепейзажиинатюрмортыизвестныххудожниковРоссии. Практическая работа. Раскрашивание весеннего пейзажа. Тема 30. Писатели и поэты Тульского края.

Василий Андреевич Жуковский – великий русский поэт. Село Мишенское Белевского района Тульской области. Районный художественно-краеведческий музей имени Павла Васильевича Жуковского.

Практическаяработа.ЧтениестихотворенияВ.А.Жуковского

«Жаворонок». Слушание сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Смысловое значение пословиц.

Темы31–32.ПисателиипоэтыТульскогокрая.

Иван Сергеевич Тургенев–великийрусскийписатель.Родовое имение в селе Тургенево Чернского района Тульской области.

Практическая работа. Чтение отрывка из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» и отрывка из стихотворения «Цветок».

Тема33.Итоговоезанятие«ЛюбиизнайсвойТульскийкрай».



Тематический план (2класс)



п/п

Наименованиеразделовитем

Всего

часов

1

Люби и знай свой отчий край

1

2

Экскурсия в музей

1

3

Экскурсия в краеведческий музей

1

4

Отчего и почему?

1

5-7

Символы районов Тульской области

3

8-13

Культурное наследие Тульского края. Славные имена

6

14

Хочу всё знать. Где лечат домашних питомцев?

1

15

Хочу всё знать. О сладких радостях их производстве в

Тульском крае.

1

16

Хочу всё знать. Кирпичик по кирпичику

1

17

Хочу всё знать. Завод «Октава»

1

18

Хочу всё знать. Машиностроительный завод «Штамп»

Имени Б.Л. Ванникова

1

19

Хочу всё знать. Тульский оружейный завод

1

20

Хочу всё знать. Машиностроительный завод «Штамп»

Имени В. Р. Рябикова

1

21

Хочу всё знать. Профессии села

1

22

Хочу всё знать. Кто производит молочную продукцию

1

23

Хочу всё знать. Как хлеб на стол пришёл

1

24

Хочу всё знать. Зачем нужны теплицы? Что там

растёт?

1

25

Хочу всё знать. Колбасных дел мастера

1

26

Особо охраняемые природные территории Тульской

области.Заповедники

1

27

Особо охраняемые природные территории Тульской

области.Заказники

1

28-29

Особо охраняемые природные территории Тульской

области.Парки

2

30-31

Особо охраняемые природные территории Тульской

области. Памятники природы

2

32-33

Наши проекты. Славные имена Тульского края

1

34

Наши проекты. Интересные маршруты по карте

Тульской области

1


ВСЕГО

34


Содержаниеразделовитем Тема 1. Семейная реликвия.

Вещь–семейнаяреликвия.Поисксемейнойреликвии.Старинные предметы, их значение для современной жизни.

Тема2.Источникиизученияжизнинарода.

Понятие«историческиеисточники».Классификацияисточников.

Тема3.Культурноенаследие.

Понятия «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценностькультурвсехнародов.Коллекция,экспонатымузея,«город- музей». Первый музей в Туле.

Тема4.Путешествиевстранукниг.

Древние книги. Тульская областная универсальная научная библиотека. Тульская областная детская библиотека. Правила поведения в библиотеке. Личная библиотека школьника.

Тема5.Телеканал«ПервыйТульский».

Программы телеканала «Первый Тульский». Свежие новости Тулы и Тульской области.

Тема6.Встаринном доме.

Профессиилюдей:плотник,печник,столяр.Вещькакпортретэпохи; портрет человека.

Тема7.Обычаирусскойстарины.

Понятие«обычай».Русскиеобычаи,обычаидругихстран. Значение обычаев для современного человека.

Тема 8. Для войны и мирной жизни. Орудиятрудакрестьянина.Доспехивоина.Тема 9. Откуда пошла земля тульская?

Вятичи.Строительствогородищ поберегамрек.ГородокДедославль на реке Шиворонь. Основные занятия вятичей.

Тема10.Бытнашихпредков.Проект«Тульскаядеревня».

Понятие«дом»:дом–жилище,дом–семья,дом–местожизничеловека.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории). Интерьер дома. Праздничное убранство.

Тема11.Чемпиталисьнашипредки?

Продуктыпитаниядревнихлюдей.ПраздниккрапивывТульской области.

Тема12.ОдеждажителейТульскойгубернии.

Костюм крестьянок Тульской губернии. Особенности мужской одежды. Головные уборы. Обувь наших предков.

Тема13.Народныепраздникииобряды.

Праздникинатульскойземле.Масленица.Троица.Пасха.Свадебные обряды. Обряд крещения. Медовый, яблочный, ореховый спас.

Тема 14. Праздник Рождество Христово. Рождественские колядки.

Историяпраздника.Рождество.Новыйгод.Народныепраздникии обряды. Рождественские колядки.

Тема15.ГородаТульскойобласти.

Город Тула: город-воин, город-труженик, город-герой. История города.

Тема16.Нашсовременныйгород(село).

Понятие «малая родина». Село. Характерные особенности населенного пункта. Наш населенный пункт – часть России. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и духовно- нравственной жизни города.

Тема17.Мояулица.

Названия улиц. История названий улиц, их роль в жизни современного человека. Улицы, названные именами знаменитых людей.

Тема18.Профессиилюдейнашегогорода(села).

Профессиилюдейнаселеивгороде.Профессиивмоейсемье.

Тема 19. Церковные архитектурные памятники. УспенскийиБогоявленскийсоборытульскогоКремля. Тема 20. Храмы родного края.

ПервыехрамынаРуси.Русскийправославныйхрам–памятникархитектуры и истории.

Темы21–22.ФлораифауналесовТульскогокрая.

Тульскиезасеки.ЛесноехозяйствоТульскойобласти.Заповедники.

ОхранаприродывТульскомкрае.

Тема23.Мхи,лишайники,грибыТульскогокрая.

Мхи, лишайники, грибы Тульского края. Разнообразие грибов в Тульском крае.

Тема24.ФлораифауналуговТульскогокрая.

Луга в Тульской области. Растения заливных лугов: мятлик, череда, клевер, купальница, гусиный лук, гвоздика травянистая.Суходольные растения: герань луговая, ромашка, мышиный горошек, донник, зверобой, цикорий, лисохвост, тимофеевка, несколько видов колокольчиков. Насекомые луга. Красная книга Тульского края.

Темы25–26.ФлораифаунаполейТульскогокрая.

ФлораифаунаполейТульскогокрая.Зерновыекультуры.

Профессияагронома.

Тема27.ФлораифаунаводоемовТульскогокрая.

Растения водоемов Тульской области. Птицы и млекопитающие, рыбы Тульского края. Роль растений в жизни животных водоема. Охрана флоры и фауны водоемов Тульского края.

Тема28.ПолезныеископаемыеТульскойобласти.

Основные полезные ископаемые Тульской области: торф, бурый уголь, бурый железняк, глины, известняк, соль. Использование полезных ископаемых в жизни.

Тема29.Тульскийобластнойкраеведческиймузей. Экскурсия.

Правилаповедениявмузее.Экскурсовод.

Тема 30. Мемориальный комплекс «Площадь Победы» в Туле. ПамятникзащитникамТулывгодыВеликойОтечественнойвойны.

Авторыансамбля–архитекторыБ.И. Дюжев,Н.Н. Миловидов, Г.Е. Саевич. Описание комплекса.

Тема 31. Мемориальный комплекс «Защитникам неба Отечества» в Туле.

Описание комплекса «Защитникам неба Отечества» в Туле. Подвиг прославленного летчика-истребителя, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Вишнякова. Победы тульских летчиков на фронтах Великой Отечественной войны.

Тема 32. С.И.Мосин – русский конструктор и организатор производства стрелкового оружия.

Страницыжизниидостиженияконструкторастрелковогооружия.

Тема33.М.Ю.Лермонтов–певецрусскойпоэзии.

СтраницыжизниитворчестваМ.Ю.Лермонтова.

Тема34.Квест«Мойкрайродной».



Тематическийплан(3класс)




п/п

Наименованиеразделовитем

Всего

часов

1

ИскусствоТульскогокрая

6

1.1

Художники–нашиземляки

1

1.2

МузейП.Н.Крылова,Тульскиймузейизобразительных

искусств.Экскурсия

2

1.3

Тульскиймузейизобразительныйискусств

2

1.4

Музеиродногорайона

1

2

ПриродаТульскогокрая

10

2.1

Тульскийкрайнакартеродины.Формыземнойповерхностив

1


нашемкрае


2.2

ПриродныезоныТульскогокрая

1

2.3

КультурныерастенияТульскогокрая

1

2.4

«КраснаяКнигаТульскойобласти»

2

2.5

ПолезныеископаемыеТульскогокрая.ОхрананедрвТульском

крае

1

2.6

Прошлоеинастоящееглазамиэколога

2

2.7

Тульскийобластнойэкзотариум.Экскурсия

2

3

Тулалитературная

5

3.1

Писатели-земляки:В.Г.Ходулин,С.И.Галкин

2

3.2

Крайпесенный:А.С.Пушкин,С.А.Есенин

2

3.3

ПамятникЛ.Н.ТолстомувТуле

1

4

ЗнаменитыелюдиТульскогокрая

5

4.1

Земляки-космонавты

1

4.2

СтраницыисторииОтечества.Куликовскаябитва

1

4.3

Государственныймузей-заповедник«Куликовополе»

1

4.4

ВеликаяОтечественнаявойна1941–1945годов.Героизми

патриотизмнарода.ДеньПобеды–всенародныйпраздник

2

5

ПамятныеместаТульскогокрая

8

5.1

МузейН.И.Белобородова

1

5.2

ГородаТульскойобласти

5

5.3

Проект«ДостопримечательностиТульскойобласти»

2


ВСЕГО

34


Содержаниеразделовитем Тема 1. Художники – наши земляки.

В.Д.Поленов,А.А. Попов,В.В. Пукирев,Г.Г.Мясоедов,Н.В.Орлов и другие художники Тульского края и их картины.

Темы 2–5. Музей П.Н. Крылова, Тульский музей изобразительных искусств. Экскурсия.

Историясозданиямузеев.Экспонаты.П.Н. Крылов–художник-карикатурист.

Тема6.Музеиродногорайона.

Экспонаты.Историярайона.Музеи.

Тема 7. Тульский край на карте родины. Формы земной поверхности в нашем крае.

Карта. Условные обозначения. Рельеф. История формирования рельефа Тульской области.

Тема 8. Природные зоны Тульского края. Природныезоны.Широколиственныелеса.Лесостепи. Тема 9. Культурные растения Тульского края.

Классификация культурных растений Тульского края. Правила выращивания. Использование в жизни людей.

Темы10–11.«КраснаяКнигаТульскойобласти».

Редкиеиисчезающие растенияиживотные Тульскойобласти.

Охранаприроды.

Тема12.ПолезныеископаемыеТульскогокрая.Охрананедрв Тульском крае.

ПолезныеископаемыеТульскойобласти.Добыча,использование.

Профессии.

Темы13–14.Прошлоеинастоящееглазамиэколога.

Экология.Эколог.Влияниеэкологиинажизньиздоровьелюдей.

Охранаприроды.

Темы15–16.Тульскийобластнойэкзотариум. Экскурсия.

Историясозданияэкзотариума.Животныеэкзотариума.Правила поведения в экзотариуме.

Темы17–18.Писатели-земляки:В.Г.Ходулин,С.И.Галкин.

ПисателиТульскогокрая,ихпроизведения.

Темы19–20.Крайпесенный:А.С.Пушкин,С.А.Есенин.

ЗнаменитыепоэтыиТульскийкрай.

Тема21.ПамятникЛ.Н.ТолстомувТуле.

СкульпторВ.И.Буякин.ИсторияоткрытияисозданияпамятникаЛ.Н. Толстому в Туле.

Тема22.Земляки-космонавты.

Е.В.Хрунов, В.В.Поляков, С.В.Залетин – космонавты-земляки.

Интересныестраницыбиографиитульскихкосмонавтов.

Тема23.СтраницыисторииОтечества.Куликовскаябитва.

Русь.ДмитрийДонской.ЗолотаяОрдаМамая.МонахПересвет.

Историческоезначениебитвы.

Тема24.Государственныймузей-заповедник«Куликовополе.

Русь. Дмитрий Донской, Золотая Орда Мамая. Монах Пересвет. Темы25–26.ВеликаяОтечественнаявойна1941–1945годов.Героизми патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Тула в годы Великой Отечественной войны. Туляки – герои Великой Отечественной войны. Дети в годы войны.

Тема27.МузейН.И.Белобородова.

Н.И.Белобородов – создатель хроматической гармоники. История появления тульской гармони.

Темы28–32.ГородаТульскойобласти.

Города Тульской области, их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Малая родина.

Темы 33–34. Проект «Достопримечательности Тульской области».

Тематическийплан(4класс)


п/п

Наименованиеразделовитем

Всего часов

1

Изучаемисторию

3

1.1

Каклюдиузнаютопрошлом

1

1.2

Лентавремени

1

1.3

Историянакарте

1

2

Путешествиевглубьвремен

5

2.1

«Городчудный,городдревний»

1

2.2

Тула–кузницаоружия

1

2.3

Петровскаяэпоха

1

2.4

ТульскийгосударственныймузейоружияФГУ

2

3

Тулалитературная

4

3.1

И.Ф.Панькин«ЛегендаомастереТычке»

2

3.2

С.С.Толстойиеготворчество

1

3.3

ЛитературныевстречивмузееВ.В.Вересаева

1

4

Народныепромыслы

4

4.1

Белевскаяпастила,кружево

1

4.2

Игрушкитульскихмастеров

1

4.3

Мастер-классывтульскомКремле

2

5

Историинемеркнущаяслава

6

5.1

ЗнаменитыелюдиТульскогокрая.А.С. Хомяков

1

5.2

Мореплавателиипутешественники:А.И.Чириков,

Т.Ф. Прончищева

1

5.3

Музейконтр-адмиралаВ.Ф.Руднева

1

5.4

Туляки–героиОтечественнойвойны1812года

1

5.5

Туласпортивная.Олимпийскиечемпионы

2

6

СуровыегодыВеликойОтечественнойвойны

5

6.1

Юныегероивойны

2

6.2

Тульскиесуворовцы

1

6.3

ТулякинафронтахВеликойОтечественнойвойны.Дороги

Победы

2

7

Нашкрайсегодня

6

7.1

Историяисовременностьв«Комнатеистории

Белоусовскогопаркаг.Тулы»

1

7.2

Богородицкийдворец-музейипарк

1

7.3

Музей-усадьбаА.Т.Болотова«Дворяниново»

1

7.4

Тульскийцирк

1

7.5

Туламузыкальная

1

7.6

Тулатеатральная

1

8

Любиизнайроднойкрай

1

8.1

Устныйжурнал«Крайродной,навеклюбимый»

1


ВСЕГО

34


Содержаниеразделовитем Тема 1. Как люди узнают о прошлом.

Летописи.Археологическиераскопки.Очевидцысобытий.

Тема2.Лентавремени.

Летоисчисление.Временныепромежутки.

Тема3.Историянакарте.

Живаякарта.

Тема4.«Городчудный,городдревний».

ИсторияпоявленияТулынакартеРоссии.

Тема5.Тула–кузница оружия.

ИсториязарожденияиразвитияоружейногоделавТуле.

Тема6.Петровскаяэпоха.

ПетрI.УказыПетраI.Оружейныйзавод.


Темы7–8.ТульскийгосударственныймузейоружияФГУ.

Историясоздания.Экспонаты.Экскурсия(возможно,виртуальная).

Темы9–10.И.Ф.Панькин«ЛегендаомастереТычке».

Главный герой. Прототип. Книга И.Ф.Панькина «Легенда о мастере Тычке».

Тема11.С.С. Толстойиеготворчество.

С.С. Толстой – автор мемуаров «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня научил (Воспоминания внука)».

Тема12.ЛитературныевстречивмузееВ.В.Вересаева.

В. В. Смидович. Псевдоним. Врач, писатель и прозаик. Страницы биографии.

Тема13.Белевскаяпастила,кружево.

Кружево − особое явление народной культуры. Кружевница. Орудия и инструменты для плетения. Белевская пастила. Купец А.П. Прохоров. Технология изготовления пастилы.

Тема14.Игрушкитульскихмастеров.

Тульская городская игрушка. Филимоновская игрушка. Белевская игрушка. Дымковская игрушка.

Темы15–16.Мастер-классывтульскомКремле.

Практическиезанятия,экскурсиивтульскомКремле.

Тема17.ЗнаменитыелюдиТульскогокрая.А.С.Хомяков.

Богучарово – родовая усадьба А.С. Хомякова. Музей усадебного быта. Объект исторического и культурного наследия федерального значения.

Тема 18. Мореплаватели и путешественники: А.И. Чириков,Т.Ф. Прончищева.

Капитан-командор Чириков – русскийдворянин, мореплаватель, капитан-командор, исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.Т.Ф.Прончищева–перваяженщина–полярныйисследователь

Арктики, участница Великой Северной экспедиции в составе Ленско-Енисейского отряда.

Тема19.Музейконтр-адмиралаВ.Ф. Руднева.

В.Ф. Руднев – герой русско-японской войны, контр-адмирал российского императорского флота, командир крейсера «Варяг». Руднев – один из первых русских, получивших японский орден Восходящегосолнца.

Тема20.Туляки–героиОтечественнойвойны1812года.

Д.С.Дохтуров.Народноеополчение. И.С.Дорохов.

Темы21–22.Туласпортивная.Олимпийскиечемпионы.

Олимпийские чемпионы и призеры из Тульской области. Тула спортивная.

Темы 23–27. Юные герои войны. Тульские суворовцы. Тулякина фронтах Великой Отечественной войны. Дороги Победы.

Юные туляки – герои Великой Отечественной войны. Суворовцы в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Роль Тулы и туляков в победе над фашизмом.

Темы 28–33. История и современность в «Комнате истории Белоусовского парка г. Тулы». Богородицкий дворец-музей и парк. Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново». Тульский цирк. Тула музыкальная. Тула театральная.

Тула современная. Объекты истории, культуры и отдыха Тульской области. Тульский цирк. Театры Тулы. Поездки на спектакль. Экскурсии.

Тема34.Устныйжурнал«Крайродной,навеклюбимый».

Программноеобеспечениеиинтернет-ресурсы


п/п

Наименованиеинтернет-

ресурса

Электронныйадрес

1

Дом-музейИ.А.Бунинав

Ефремове

http://bunin-efr.tls.muzkult.ru/efremov_kray/

2

Музей «Филимоновская

игрушка»

http://www.filimonovo-

museum.ru/museum.html

3

Народныепромыслы

ya-zemlyak.ru

4

История тульской

гармони

http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=55

5

Тульскийпряник

ya-zemlyak.ru

6

Музей«Тульскийпряник»

http://fiestino.ru/publ/vokrug_sveta/muzei/muzej_tulskij_prjanik_sladkaja_istorija_rossii/8-1-

0-146

7

Музей «Тульские

самовары»

http://samovar.museum-tula.ru

www.tula-samovar.com.ru/

8

ПутеводительпоТуле

https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-tula

9

МузеиТулы

http://www.museum-tula.ru/

10

Тула:экскурсиипогороду

https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-tula

11

ТульскийКремль

https://izi.travel/ru/cc69-tulskiy-kreml/ru

12

БашниТульскогокремля

https://www.youtube.com/watch?v=o4gd1vX3_

cQ

13

ВокругКремля

https://izi.travel/ru/b11a-vokrug-kremlya/ru

14

Вдоль старинных

купеческихулиц

https://izi.travel/ru/e6a2-vdol-starinnyh-

kupecheskih-ulic/ru

15

По главной улице

Советской

https://izi.travel/ru/7d65-po-glavnoy-ulice-

sovetskoy/ru

16

Тульский областной

краеведческиймузей

http://tokm.museum-tula.ru

17

Тульский областной

художественныймузей

https://izi.travel/ru/da3c-tulskiy-oblastnoy-

hudozhestvennyy-muzey/ru

18

Музейно-выставочный

центр «Тульскиедревности»

http://www.kulpole.ru

https://izi.travel/ru/de29-muzeyno-vystavochnyy-centr-tulskie-drevnosti/ru

Зал1.«СказаниеоМамаевомпобоище».

Куликовополе

https://izi.travel/ru/4239-zal-1-skazanie-o-mamaevom-poboishche/ru

Зал2.«Секретытульскихмастеров»

https://izi.travel/ru/b37c-zal-2-sekrety-tulskih-masterov/ru

19

Историко-мемориальный

музейДемидовых

https://izi.travel/ru/0547-istoriko-memorialnyy-

muzey-demidovyh/ru

20

МузейП.Н.Крылова

https://izi.travel/ru/4b04-muzey-p-n-krylova/ru

21

Проект «Виртуальная

Тула».

Памятники архитектуры. Музеи Тульской области. Парки, скверы. Виртуальная карта

http://welcometula.com/dostoprimechatelnosti-

i-muzei-tuly-i-oblasti



















32


Списоклитературы.



  1. Ашурков Н.В. Избранное: История тульского края. Тула: Приокское книжное издательство, 2003.

  2. Афонасова А.Д. Тульский Биографический Словарьв2-x томах. Тула: Пересвет, 1996.

  3. Афремов И.Ф. История Тульского края. Тула: Приокскоекнижное издательствово, 2002.

  4. БеэрА.С.Продолжениесемейнойхроники.М.,2013.

  5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности вначальной школе (2–4 классы). М.:Баласс, 2010.

  6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

  7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011.

  8. Древняя Тула и Тульская губерния: Учебное пособие по краеведению. Тула: Пересвет, 2008.

  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальнойшколе.Отдействиякмысли:пособиедляучителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. М.:Просвещение, 2010.

  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданинаРоссии/А.Я. Данилюк,А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2011.

  11. Лепехин А.Н. Слава предков – потомкам пример. Дедославль – Дедилов. Тула: ГРИФ и К, 2003.

  12. ЛепехинА.Н.КазачествоТульскогокрая.М.:Витязь,2010.

  13. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся / Сост. Е.С. Савинов. 2-е изд., перераб. М., 2011.

  14. Москалева Л.А., Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. Тула: Приокское книжное издательство, 1988.

  15. Намдорогиэтипозабытьнельзя/Под.ред.А.И. Федулова. Тула: Пересвет, 2005.

  16. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена 8 апреля 2015 г.) (зарегистрирована Минюстом России 29 июля 2015 г., опубликована 09.06.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/fgosreestr.ru

  17. РассадневС.А. Прогулки по улицам Тулы (Беседы краеведа). Изд. 2-е. Тула: Пересвет, 2003.

  18. СкачковВ.ЭтобылонаТульскойземле.2т.Тула:ГРИФиК,

2001.

  1. Тульскийкраеведческийальманах/Подред.Е.В.Симонова.

Тула:Тульскийполиграфист,2012.

  1. ЧудновП.М.ИсторияТульскогокрая.Тула:Пересвет,2000.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой Отчий край" 1-4 класс

Автор: Мельникова Татьяна Александровна

Дата: 20.10.2024

Номер свидетельства: 658088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства