Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой Отчий край" 1-4 класс»
РАБОЧАЯПРОГРАММА
покурсувнеурочнойдеятельности
«Люби и знай свой отчий край»
Составитель: учитель начальных классов Мельникова Татьяна Александровна
Богородицк 2022
Пояснительнаязаписка
Программа курса внеурочнойдеятельности покраеведению «Любии знай свой отчий край» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.10.2009 № 373 (п. 19.5);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2010№189) (зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 19993);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена Решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) (ред. от 28.10.2015).
Программа призвана обогатить обучающихся 1–4-х классовзнаниями об историческом прошлом родного края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мужества, героизма, мудрости туляков, развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
В соответствии с реализацией деятельностного подхода, являющегосяосновойФГОС, программаориентировананеназапоминание обучающимися предоставленной информации, а на активное их участие в процессе ее освоения и применения. Программа обеспечивает преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и
основнойшколе.
В программе реализуются направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, гражданско-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, русского языка.
Цель программы – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.
Задачипрограммы: Предметные:
формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, которыйвнесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
расширять и углублять знания обучающихся по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, русскому языку;
формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ, работать с научно-популярной, справочной литературой.
Метапредметные:
развивать любознательность, познавательную активность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте, высказывать свое мнение;
расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
воспитывать уважение и любовь к родному краю, бережное отношение к объектам природы и результатам труда людей, основы элементарной экологической культуры;
способствовать пробуждению интереса и бережногоотношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Планируемыерезультаты
Кокончаниюначальнойшколыуобучающихсябудутсформированы универсальные учебные действия (УУД):
ЛичностныеУУД:
Выпускник:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыд, вину, совесть – как регуляторы морального поведения.
вноситьнеобходимые изменения висполнение, какпо ходуего реализации, так и в конце действия.
ПознавательныеУУД:
Выпускникнаучится:
используядополнительныеисточникиинформации,находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям наших предков;
на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику России, Тульской области, районных городов Тульской области;
описыватьдостопримечательностиТульскойобласти;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии ит.д.)илитературуонашемкрае,достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы, при работе с картой Тульской области;
работатьсатласом,глобусомикартой;
находитьнакартесвойрегиониегоглавныйгород;
устанавливатьпричинно‐следственныесвязи;
строитьрассуждениявформесвязипростыхсужденийоб объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливатьаналогии.
Выпускникполучитвозможность:
самостоятельноподбиратьлитературупотеме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, села, архивов и интернета;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускникполучитвозможность:
готовитьсообщенияивыступатьсними;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его спозициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа«Любиизнайсвойотчийкрай»адресована обучающимся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Занятияв1–4-хклассахпроводятся1развнеделю.
Общий объем учебного времени составляет135 часовна четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию краеведческой работы и преемственность обучения.
Кадровый состав: педагоги школы, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, специалисты музеев. Уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся.
Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива обучающихся, отношения между которыми строятся на гуманистических нормах и ценностях, принципах товарищества и взаимопомощи.
Материально-техническое обеспечение включает в себя учебные аудитории, актовый зал, библиотеку, краеведческий музей. Кабинеты оборудованы компьютерной техникой.
Информационно-методическийресурсреализации программы складывается из:
Реализация программы предполагает совместную деятельность младших школьников, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей, обучающихся 1–4-х классов и социальных партнеров общеобразовательной организации, направленную на достижение планируемых результатов.
Тема1.Вводное занятие «Люби и знай свой отчий край».
Знакомство с персонажами тетради «Люби и знай свой отчий край». Путешествие по Тульской области со знакомством с некоторыми городами Тульской области.
Практическая работа. Выполнение автомобиля в технике оригами.
Раскрашиваниедома.
Тема 2. Экскурсия «Осенние изменения в жизни природы родного края».
Правила поведения на природе. Осенние изменения в природе. Загадки,стихиирассказы о природеосенью. Представлениеолистопаде,о пользеопавшейлиствы.Листьяразныхдеревьевиихформы.Сборлистьев для гербария.
Практическая работа .Подготовка листьев для гербария.
Тема3.Практическое занятие «Букет из листьев».
Изучение листьев. Информация о растениях. Техника безопасности работы с ножницами и клеем. Групповая работа – аппликация «Букет из листьев».
Практическая работа .Составление аппликации «Букетизлистьев».
Тема4.Наша родина–Россия.
Родина. Отечество. Отчизна. Границы России. Стихи, песни о родине.
Практическая работа. Прослушивание песен «С чего начинается родина», «Звезда России».
Тема5.Моя малая родина.
Малаяродина. Тульскаяобласть.Границыобласти.Стихи,песнио Туле и Тульском крае.
Школа для крестьянских детей. Учитель и ученики. Режим работы школы. «Азбука» Л.Н. Толстого.
Практическая работа. Раскрашивание рисунка А.Слепкова «Лев Толстой открыл школу».
Тема27.Памятные местаТульского края.Поленово.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Дмитриевича Поленова. Интересные постройки на территории усадьбы Поленово.
Практическаяработа.Рисунокпроектадома.
Тема 28. Экскурсия «Весенние изменения в жизни природы родного края».
Сезонные изменения в жизни природы с наступлением весны. Правила поведения на природе. Первоцветы Тульского края. Перелетные птицы весной.
ВесенниепейзажиинатюрмортыизвестныххудожниковРоссии. Практическая работа. Раскрашивание весеннего пейзажа. Тема 30. Писатели и поэты Тульского края.
Василий Андреевич Жуковский – великий русский поэт. Село Мишенское Белевского района Тульской области. Районный художественно-краеведческий музей имени Павла Васильевича Жуковского.
Понятия «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценностькультурвсехнародов.Коллекция,экспонатымузея,«город- музей». Первый музей в Туле.
Тема4.Путешествиевстранукниг.
Древние книги. Тульская областная универсальная научная библиотека. Тульская областная детская библиотека. Правила поведения в библиотеке. Личная библиотека школьника.
Тема5.Телеканал«ПервыйТульский».
Программы телеканала «Первый Тульский». Свежие новости Тулы и Тульской области.
Тема6.Встаринном доме.
Профессиилюдей:плотник,печник,столяр.Вещькакпортретэпохи; портрет человека.
Тема7.Обычаирусскойстарины.
Понятие«обычай».Русскиеобычаи,обычаидругихстран. Значение обычаев для современного человека.
Тема 8. Для войны и мирной жизни. Орудиятрудакрестьянина.Доспехивоина.Тема 9. Откуда пошла земля тульская?
Вятичи.Строительствогородищ поберегамрек.ГородокДедославль на реке Шиворонь. Основные занятия вятичей.
Город Тула: город-воин, город-труженик, город-герой. История города.
Тема16.Нашсовременныйгород(село).
Понятие «малая родина». Село. Характерные особенности населенного пункта. Наш населенный пункт – часть России. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и духовно- нравственной жизни города.
Тема17.Мояулица.
Названия улиц. История названий улиц, их роль в жизни современного человека. Улицы, названные именами знаменитых людей.
Мхи, лишайники, грибы Тульского края. Разнообразие грибов в Тульском крае.
Тема24.ФлораифауналуговТульскогокрая.
Луга в Тульской области. Растения заливных лугов: мятлик, череда, клевер, купальница, гусиный лук, гвоздика травянистая.Суходольные растения: герань луговая, ромашка, мышиный горошек, донник, зверобой, цикорий, лисохвост, тимофеевка, несколько видов колокольчиков. Насекомые луга. Красная книга Тульского края.
Темы25–26.ФлораифаунаполейТульскогокрая.
ФлораифаунаполейТульскогокрая.Зерновыекультуры.
Профессияагронома.
Тема27.ФлораифаунаводоемовТульскогокрая.
Растения водоемов Тульской области. Птицы и млекопитающие, рыбы Тульского края. Роль растений в жизни животных водоема. Охрана флоры и фауны водоемов Тульского края.
Тема28.ПолезныеископаемыеТульскойобласти.
Основные полезные ископаемые Тульской области: торф, бурый уголь, бурый железняк, глины, известняк, соль. Использование полезных ископаемых в жизни.
Тема 30. Мемориальный комплекс «Площадь Победы» в Туле. ПамятникзащитникамТулывгодыВеликойОтечественнойвойны.
Авторыансамбля–архитекторыБ.И. Дюжев,Н.Н. Миловидов, Г.Е. Саевич. Описание комплекса.
Тема 31. Мемориальный комплекс «Защитникам неба Отечества» в Туле.
Описание комплекса «Защитникам неба Отечества» в Туле. Подвиг прославленного летчика-истребителя, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Вишнякова. Победы тульских летчиков на фронтах Великой Отечественной войны.
Тема 32. С.И.Мосин – русский конструктор и организатор производства стрелкового оружия.
Русь. Дмитрий Донской, Золотая Орда Мамая. Монах Пересвет. Темы25–26.ВеликаяОтечественнаявойна1941–1945годов.Героизми патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Тула в годы Великой Отечественной войны. Туляки – герои Великой Отечественной войны. Дети в годы войны.
Тема27.МузейН.И.Белобородова.
Н.И.Белобородов – создатель хроматической гармоники. История появления тульской гармони.
Темы28–32.ГородаТульскойобласти.
Города Тульской области, их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Малая родина.
Темы 33–34. Проект «Достопримечательности Тульской области».
Тематическийплан(4класс)
№ п/п
Наименованиеразделовитем
Всего часов
1
Изучаемисторию
3
1.1
Каклюдиузнаютопрошлом
1
1.2
Лентавремени
1
1.3
Историянакарте
1
2
Путешествиевглубьвремен
5
2.1
«Городчудный,городдревний»
1
2.2
Тула–кузницаоружия
1
2.3
Петровскаяэпоха
1
2.4
ТульскийгосударственныймузейоружияФГУ
2
3
Тулалитературная
4
3.1
И.Ф.Панькин«ЛегендаомастереТычке»
2
3.2
С.С.Толстойиеготворчество
1
3.3
ЛитературныевстречивмузееВ.В.Вересаева
1
4
Народныепромыслы
4
4.1
Белевскаяпастила,кружево
1
4.2
Игрушкитульскихмастеров
1
4.3
Мастер-классывтульскомКремле
2
5
Историинемеркнущаяслава
6
5.1
ЗнаменитыелюдиТульскогокрая.А.С. Хомяков
1
5.2
Мореплавателиипутешественники:А.И.Чириков,
Т.Ф. Прончищева
1
5.3
Музейконтр-адмиралаВ.Ф.Руднева
1
5.4
Туляки–героиОтечественнойвойны1812года
1
5.5
Туласпортивная.Олимпийскиечемпионы
2
6
СуровыегодыВеликойОтечественнойвойны
5
6.1
Юныегероивойны
2
6.2
Тульскиесуворовцы
1
6.3
ТулякинафронтахВеликойОтечественнойвойны.Дороги
Победы
2
7
Нашкрайсегодня
6
7.1
Историяисовременностьв«Комнатеистории
Белоусовскогопаркаг.Тулы»
1
7.2
Богородицкийдворец-музейипарк
1
7.3
Музей-усадьбаА.Т.Болотова«Дворяниново»
1
7.4
Тульскийцирк
1
7.5
Туламузыкальная
1
7.6
Тулатеатральная
1
8
Любиизнайроднойкрай
1
8.1
Устныйжурнал«Крайродной,навеклюбимый»
1
ВСЕГО
34
Содержаниеразделовитем Тема 1. Как люди узнают о прошлом.
Главный герой. Прототип. Книга И.Ф.Панькина «Легенда о мастере Тычке».
Тема11.С.С. Толстойиеготворчество.
С.С. Толстой – автор мемуаров «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня научил (Воспоминания внука)».
Тема12.ЛитературныевстречивмузееВ.В.Вересаева.
В. В. Смидович. Псевдоним. Врач, писатель и прозаик. Страницы биографии.
Тема13.Белевскаяпастила,кружево.
Кружево − особое явление народной культуры. Кружевница. Орудия и инструменты для плетения. Белевская пастила. Купец А.П. Прохоров. Технология изготовления пастилы.
Богучарово – родовая усадьба А.С. Хомякова. Музей усадебного быта. Объект исторического и культурного наследия федерального значения.
Тема 18. Мореплаватели и путешественники: А.И. Чириков,Т.Ф. Прончищева.
Капитан-командор Чириков – русскийдворянин, мореплаватель, капитан-командор, исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.Т.Ф.Прончищева–перваяженщина–полярныйисследователь
Арктики, участница Великой Северной экспедиции в составе Ленско-Енисейского отряда.
Тема19.Музейконтр-адмиралаВ.Ф. Руднева.
В.Ф. Руднев – герой русско-японской войны, контр-адмирал российского императорского флота, командир крейсера «Варяг». Руднев – один из первых русских, получивших японский орден Восходящегосолнца.
Тема20.Туляки–героиОтечественнойвойны1812года.
Д.С.Дохтуров.Народноеополчение. И.С.Дорохов.
Темы21–22.Туласпортивная.Олимпийскиечемпионы.
Олимпийские чемпионы и призеры из Тульской области. Тула спортивная.
Темы 23–27. Юные герои войны. Тульские суворовцы. Тулякина фронтах Великой Отечественной войны. Дороги Победы.
Юные туляки – герои Великой Отечественной войны. Суворовцы в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Роль Тулы и туляков в победе над фашизмом.
Темы 28–33. История и современность в «Комнате истории Белоусовского парка г. Тулы». Богородицкий дворец-музей и парк. Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново». Тульский цирк. Тула музыкальная. Тула театральная.
Тула современная. Объекты истории, культуры и отдыха Тульской области. Тульский цирк. Театры Тулы. Поездки на спектакль. Экскурсии.
Афремов И.Ф. История Тульского края. Тула: Приокскоекнижное издательствово, 2002.
БеэрА.С.Продолжениесемейнойхроники.М.,2013.
Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности вначальной школе (2–4 классы). М.:Баласс, 2010.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011.
Древняя Тула и Тульская губерния: Учебное пособие по краеведению. Тула: Пересвет, 2008.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальнойшколе.Отдействиякмысли:пособиедляучителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. М.:Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданинаРоссии/А.Я. Данилюк,А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена 8 апреля 2015 г.) (зарегистрирована Минюстом России 29 июля 2015 г., опубликована 09.06.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/fgosreestr.ru