kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок: «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление: духовно-нравственное

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок: «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





Рабочая программа внеурочной деятельности

Кружок: «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего»

Направление: духовно-нравственное

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 9-10 лет













Составила:
студентка Ш-22 группы
Бузмакова Марина









Ейск, 2020г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.

Уроки нравственности должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.

Цели, задачи, принципы программы кружка по духовно-нравственному развитию

Цель программы:

1) воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

2) развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

1) сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2) способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3) раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4) научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Принципы:

1) принцип наглядности;

2) принцип сознательности и активности;

3) принцип доступности и индивидуализации;

4) принцип помощи друг другу;

5) принцип культуры общения.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Возраст обучающихся: 9-10 лет.

Сроки ее реализации (общая продолжительность, этапы)

Программа включает в себя 23 занятия по 45-60 минут и рассчитана на проведение 1,5 часа в неделю, что значит 34 часа в год.

Формы и режим занятий

Курс духовно-нравственного направления предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Эти направления реализуются через следующие виды работы с детьми: беседы, викторины, творческие работы, поисковые работы, игровые; просмотр мультфильмов, праздники и спектакли.

Ожидаемы результаты и способы их проверки

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Личностные УУД:

  • создание морально этического сознания, переживания отношении ценностям общества, ценностного отношения к выполнению целом

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, платить диалоговой речью;

  • адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

  • уметь формировать свою позицию и точку зрения.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

  • поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;

  • составлять сообщения в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками,

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой,

  • адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей. родителей, других людей;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата.

Предметные УУД:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные УУД:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности:



Формы подведения итогов реализации программы

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

Итоговым мероприятием проведённой программы по духовно-нравственному развитию будет являться ролевая игра по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.



Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Раздел-темы

Общ.

кол-во часов

Теор. кол-во часов

Практ. кол-во часов

1.

Правила поведения в школе

6

3

3

1.1

Правила поведения на уроке и на перемене

1

1


1.2

Ролевая играя «Однажды в столовой» (правила поведения в столовой)

1ч. 30 мин.


1ч. 30 мин.

1.3

Экскурсия в городскую библиотеку (правила поведения в библиотеке)

30 мин.

30 мин.


1.4

Правила поведения в гардеробе

1

1


1.5

Правила поведения в школьном дворе

1


1

1.6

Составления памятки: «Правила поведения в общественных местах»

1


1

2.

О добром отношении к людям

4

1

3

2.1

Тренинг беседа «Мои плохие и хорошие поступки»

1


1

2.2

Обзорные чтения: калейдоскоп литературных отрывков «Что такое хорошо, что такое плохо»

1

1


2.3

Игра-диспут «Юмор «+» и юмор «-»

2


2

3.

Правила опрятности и аккуратности

3

1

2

3.1

Круглый стол «Умей ценить свое и чужое время»

1ч. 30 мин.


1ч. 30 мин.

3.2

Культура внешнего вида

1

1


3.3

Каждой вещи своё место

30 мин.


30 мин.

4.

Дружеские отношения

5

2

3

4.1

Ролевая игра «Давай играть, давай дружить»

1


1

4.2

Игра «Рыцарский турнир»

1


1

4.3

Проект «Мы составляем наш автопортрет»

1


1

4.4

Беседа «Преданный друг»

1

1


4.5

Диспут «В мире мудрых мыслей»

1

1


5.

Самовоспитание

3

1

2

5.1

Круглый стол «Большое значение маленьких радостей»

1


1

5.2

Викторина «Что значит быть вежливым?»

1


1

5.3

О хороших и дурных привычках.

1

1


6.

Искусство и нравственность

2

1

1

6.1

Ролевая игра «Зло, как и добро, имеет своих героев»

1


1

6.2

Нравственное содержание древних мифов.

1

1




















Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

1. Правила поведения в школе

1.1 Правила поведения на уроке и на перемене. Беседа с преподавателем и другими работниками школы. Используется презентация, наглядный материал и решаются проблемные ситуации.

1.2 Ролевая играя «Однажды в столовой» (правила поведения в столовой). Учащихся разделяют по ролям для разыгрывания юмористической сценки. Использование спец. атрибутики соответственно назначенным ролям; декорации; презентационный материал и муз. сопровождение.

1.3 Экскурсия в городскую библиотеку (правила поведения в библиотеке). Экскурсия всем классом в городскую библиотеку. Рассказ работников библиотеки о их деятельности и правилах поведения.

1.4 Правила поведения в гардеробе. Беседа с преподавателем и другими работниками школы. Используется презентация, наглядный материал и решаются проблемные ситуации.

1.5 Правила поведения в школьном дворе. Беседа-игра на свежем воздухе и правилах поведения; также может присутствовать параллельный класс.

1.6 Составления памятки: «Правила поведения в общественных местах». Творческая работа учащихся: составление памятки.

2. О добром отношении к людям

2.1 Тренинг беседа «Мои плохие и хорошие поступки». Собирается круглый стол, на котором (с помощью организации родителей учеников) находятся всевозможные закуски; обсуждение поступков и решений, принятых учащимися; помощь выхода из проблемной ситуации.

2.2 Обзорные чтения: калейдоскоп литературных отрывков «Что такое хорошо, что такое плохо». Чтение-рассуждение.

2.3 Игра-диспут «Юмор «+» и юмор «-». Игра направленностью «плохие и хорошие шутки»; рассуждение.

3. Правила опрятности и аккуратности

3.1 Круглый стол «Умей ценить свое и чужое время». Круглый стол и обсуждение бытовых ситуаций.

3.2 Культура внешнего вида. Беседа с использование ИКТ о том, что говорит внешний вид человека о нем; раскрытие стереотипов и их объяснение.

3.3 Каждой вещи своё место. Рисование плаката.

4. Дружеские отношения

4.1 Ролевая игра «Давай играть, давай дружить». Постановка сценки с решением в ней проблемной ситуации. Используется всевозможные декорации с муз. сопровождением.

4.2 Игра «Рыцарский турнир». Ролевая игра в стиле средневековья с обсуждением тех или иных поступков. Используется всевозможные декорации с муз. сопровождением.

4.3 Проект «Мы составляем наш автопортрет». Рисунок своего автопортрета учениками в целях диагностирования.

4.4 Беседа «Преданный друг». Дискуссия на темы дружба и кто такие преданные друзья.

4.5 Диспут «В мире мудрых мыслей». Рассуждение и обсуждение высказываний известных личностей на тему общения и дружба.

5. Самовоспитание

5.1 Круглый стол «Большое значение маленьких радостей». Круглый стол и обсуждение бытовых ситуаций.

5.2 Викторина «Что значит быть вежливым?».

5.3 О хороших и дурных привычках. Дискуссия о дурных и хороших привычках — как от них избавляться и как их воспитывать в себе.

6. Искусство и нравственность

6.1 Ролевая игра «Зло, как и добро, имеет своих героев». Ролевая игра, целью которой является показать то, что в жизни бывают две стороны медали; рассуждение.

6.2 Нравственное содержание древних мифов. Обсуждение и рассуждение о поступках и решениях героев древних мифов.



























Раздел 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего» включает в себя такие формы занятий, как: беседы, игры, спектакли, праздники, викторины, творческих работы.

В процессе деятельности используются такие методы и приемы, как: словесные, беседа, викторины, наглядные, презентация, печатный материал, практический, игровые; сюжетно -ролевые игры, повязки для глаз, цветные карандаши фломастеры, ватманы и альбомные листы, подручный материал.

На занятиях используется такое техническое оснащение, как обручи, канаты, интерактивная доска, мобильный интерактивный класс, профессиональный ПК, плейеры, магнитофоны.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Бузмакова Марина Алексеевна

Дата: 29.04.2021

Номер свидетельства: 579604


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства