Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок: «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего»»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок: «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего»
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Составила: студентка Ш-22 группы Бузмакова Марина
Ейск, 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.
Уроки нравственности должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.
Цели, задачи, принципы программы кружка по духовно-нравственному развитию
Цель программы:
1) воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
2) развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
1) сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2) способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3) раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4) научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Принципы:
1) принцип наглядности;
2) принцип сознательности и активности;
3) принцип доступности и индивидуализации;
4) принцип помощи друг другу;
5) принцип культуры общения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Сроки ее реализации (общая продолжительность, этапы)
Программа включает в себя 23 занятия по 45-60 минут и рассчитана на проведение 1,5 часа в неделю, что значит 34 часа в год.
Формы и режим занятий
Курс духовно-нравственного направления предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Эти направления реализуются через следующие виды работы с детьми: беседы, викторины, творческие работы, поисковые работы, игровые; просмотр мультфильмов, праздники и спектакли.
Ожидаемы результаты и способы их проверки
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Личностные УУД:
создание морально этического сознания, переживания отношении ценностям общества, ценностного отношения к выполнению целом
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, платить диалоговой речью;
адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
уметь формировать свою позицию и точку зрения.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
составлять сообщения в устной и письменной форме;
анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками,
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой,
адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей. родителей, других людей;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата.
Предметные УУД:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
Итоговым мероприятием проведённой программы по духовно-нравственному развитию будет являться ролевая игра по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п
Раздел-темы
Общ.
кол-во часов
Теор. кол-во часов
Практ. кол-во часов
1.
Правила поведения в школе
6
3
3
1.1
Правила поведения на уроке и на перемене
1
1
1.2
Ролевая играя «Однажды в столовой» (правила поведения в столовой)
1ч. 30 мин.
1ч. 30 мин.
1.3
Экскурсия в городскую библиотеку (правила поведения в библиотеке)
30 мин.
30 мин.
1.4
Правила поведения в гардеробе
1
1
1.5
Правила поведения в школьном дворе
1
1
1.6
Составления памятки: «Правила поведения в общественных местах»
1
1
2.
О добром отношении к людям
4
1
3
2.1
Тренинг беседа «Мои плохие и хорошие поступки»
1
1
2.2
Обзорные чтения: калейдоскоп литературных отрывков «Что такое хорошо, что такое плохо»
1
1
2.3
Игра-диспут «Юмор «+» и юмор «-»
2
2
3.
Правила опрятности и аккуратности
3
1
2
3.1
Круглый стол «Умей ценить свое и чужое время»
1ч. 30 мин.
1ч. 30 мин.
3.2
Культура внешнего вида
1
1
3.3
Каждой вещи своё место
30 мин.
30 мин.
4.
Дружеские отношения
5
2
3
4.1
Ролевая игра «Давай играть, давай дружить»
1
1
4.2
Игра «Рыцарский турнир»
1
1
4.3
Проект «Мы составляем наш автопортрет»
1
1
4.4
Беседа «Преданный друг»
1
1
4.5
Диспут «В мире мудрых мыслей»
1
1
5.
Самовоспитание
3
1
2
5.1
Круглый стол «Большое значение маленьких радостей»
1
1
5.2
Викторина «Что значит быть вежливым?»
1
1
5.3
О хороших и дурных привычках.
1
1
6.
Искусство и нравственность
2
1
1
6.1
Ролевая игра «Зло, как и добро, имеет своих героев»
1
1
6.2
Нравственное содержание древних мифов.
1
1
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
1. Правила поведения в школе
1.1 Правила поведения на уроке и на перемене. Беседа с преподавателем и другими работниками школы. Используется презентация, наглядный материал и решаются проблемные ситуации.
1.2 Ролевая играя «Однажды в столовой» (правила поведения в столовой). Учащихся разделяют по ролям для разыгрывания юмористической сценки. Использование спец. атрибутики соответственно назначенным ролям; декорации; презентационный материал и муз. сопровождение.
1.3 Экскурсия в городскую библиотеку (правила поведения в библиотеке). Экскурсия всем классом в городскую библиотеку. Рассказ работников библиотеки о их деятельности и правилах поведения.
1.4 Правила поведения в гардеробе. Беседа с преподавателем и другими работниками школы. Используется презентация, наглядный материал и решаются проблемные ситуации.
1.5 Правила поведения в школьном дворе. Беседа-игра на свежем воздухе и правилах поведения; также может присутствовать параллельный класс.
1.6 Составления памятки: «Правила поведения в общественных местах». Творческая работа учащихся: составление памятки.
2. О добром отношении к людям
2.1 Тренинг беседа «Мои плохие и хорошие поступки». Собирается круглый стол, на котором (с помощью организации родителей учеников) находятся всевозможные закуски; обсуждение поступков и решений, принятых учащимися; помощь выхода из проблемной ситуации.
2.2 Обзорные чтения: калейдоскоп литературных отрывков «Что такое хорошо, что такое плохо». Чтение-рассуждение.
2.3 Игра-диспут «Юмор «+» и юмор «-». Игра направленностью «плохие и хорошие шутки»; рассуждение.
3. Правила опрятности и аккуратности
3.1 Круглый стол «Умей ценить свое и чужое время». Круглый стол и обсуждение бытовых ситуаций.
3.2 Культура внешнего вида. Беседа с использование ИКТ о том, что говорит внешний вид человека о нем; раскрытие стереотипов и их объяснение.
3.3 Каждой вещи своё место. Рисование плаката.
4. Дружеские отношения
4.1 Ролевая игра «Давай играть, давай дружить». Постановка сценки с решением в ней проблемной ситуации. Используется всевозможные декорации с муз. сопровождением.
4.2 Игра «Рыцарский турнир». Ролевая игра в стиле средневековья с обсуждением тех или иных поступков. Используется всевозможные декорации с муз. сопровождением.
4.3 Проект «Мы составляем наш автопортрет». Рисунок своего автопортрета учениками в целях диагностирования.
4.4 Беседа «Преданный друг». Дискуссия на темы дружба и кто такие преданные друзья.
4.5 Диспут «В мире мудрых мыслей». Рассуждение и обсуждение высказываний известных личностей на тему общения и дружба.
5. Самовоспитание
5.1 Круглый стол «Большое значение маленьких радостей». Круглый стол и обсуждение бытовых ситуаций.
5.2 Викторина «Что значит быть вежливым?».
5.3 О хороших и дурных привычках. Дискуссия о дурных и хороших привычках — как от них избавляться и как их воспитывать в себе.
6. Искусство и нравственность
6.1 Ролевая игра «Зло, как и добро, имеет своих героев». Ролевая игра, целью которой является показать то, что в жизни бывают две стороны медали; рассуждение.
6.2 Нравственное содержание древних мифов. Обсуждение и рассуждение о поступках и решениях героев древних мифов.
Раздел 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Нравственность и этикет — залог счастливого будущего» включает в себя такие формы занятий, как: беседы, игры, спектакли, праздники, викторины, творческих работы.
В процессе деятельности используются такие методы и приемы, как: словесные, беседа, викторины, наглядные, презентация, печатный материал, практический, игровые; сюжетно -ролевые игры, повязки для глаз, цветные карандаши фломастеры, ватманы и альбомные листы, подручный материал.
На занятиях используется такое техническое оснащение, как обручи, канаты, интерактивная доска, мобильный интерактивный класс, профессиональный ПК, плейеры, магнитофоны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.