kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-пешеход и пассажир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит рабочую программу по внеурочной деятельности для младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-пешеход и пассажир"»


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» относится к социальной направленности, программа по социально-творческой деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я – пешеход и пассажир», включенной в сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана – Граф.-192 с.

Цель рабочей программы: создание условий для формирования представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

  1. Знакомить школьников с дорожной лексикой и включать их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.

  2. Развивать у детей познавательный интерес, необходимый им для правильной и безопасной ориентации на улице.

  3. Формировать у детей навыки устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В рабочую программу внесены изменения - авторская программа рассчитана на 30 часов, но в соответствии с учебным планом МБОУ «Масловопристанская СОШ», ориентированным на 33 учебные недели в первом классе и 34 учебные недели во втором, третьем и четвертом классах, количество часов в рабочей программе увеличено на 3 часа в первый год обучения:

Рабочая программа первого года обучения рассчитана на 33 часа (9 часов теоретических занятий и 24 часа практических занятий).

Второго, третьего и четвертого годов обучения рассчитаны на 34 часа в год (9 часов теоретических занятий и 25 часа практических занятий). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основными формами организации занятий являются беседы, подвижные и дидактические игры.























Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате освоения программы внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» обеспечивается социальное развитие первоклассников. У них формируются стремление принимать участие в социально значимой деятельности.

Личностные результаты освоения программы:

- выделение различных дорожных знаков, распознавание их, формирование стремления соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

- выработка умения распознавать значение и функции конкретного знака (в значении, при­ближенном к установленному в ПДД);

- стремление находить и исправлять ошибки в графическом изображении до­рожных ситуаций;

- раскрытие в соответствии с дорожными знаками правил движения;

- разыгрывание различных ролей участников движения (водитель, пе­шеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), способность передавать особенности их пове­дения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

- формирование способности оценивать своё поведение со сто­роны;

- формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

По окончании учебного курса дети будут:

умело ориентироваться и правильно себя вести на улице:

- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

- объяснять свой путь от дома до школы;

- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…);

- выделять из многообразия объектов транспортное средство;

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного

движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

- различать цвет и форму запрещающих знаков;

- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

- различать сигналы светофора и объяснять их значение;

- группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Способом проверки результатов освоения программы внеурочной деятельности является викторина «Азбука безопасности», кроссворды на тему дорожной безопасности.










Учебно-тематический план


1-й год обучения


п/п

Наименование раздела

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. На чем ездят люди.

1

1

-

2

Ориентировка в окружающем мире

2.1. Близко - далеко, быстро – медленно

2.2. Чему нас учат правила дорожного движения

2.3. Мы идём по улице

2.4. Какие бывают дороги

2.5. Где мы будем играть?

2.6. Дорога за городом

2.7. Светофоры

2.8. Дорожные знаки

2.9. Нас увидят в сумерках

2.10 Мы переходим улицу (повторение)

19

1

1

2

2

1

1

2

6

1

2

4

1

-

1

1

-

-

-

1

-

-

15

-

1

2

1

1

1

2

5

1

2

3

Ты - пешеход

3.1. Перекресток

3.2. Сигналы машин

3.3. Остановка транспорта

4

2

1

1

1

1

-

-

3

1

1

1

4

Ты - пассажир

4.1 Мы - пассажиры

4.2. Мы едем на дачу

4.3. Опасные ситуации

4.4. Несчастный случай

8

3

1

3

1

2

1

-

1

-

6

2

1

2

1

7

Итоговое занятие. Проверим себя.

1

1


Итого:

33

9

24





















2-й год обучения


п/п

Наименование раздела

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Повторение правил ДД по материалам 1 класса

1

1

-

2.

Ориентировка в окружающем мире

2.1. О транспорте

2.2. Дорога

2.3. Дорога за городом

2.4. Части дороги

7

2

3

1

1

2

1

1

-

-

5

1

2

1

1

3.

Ты – пешеход

3.1. Дорожные знаки

3.2. Внимание! Опасность!

3.3 .Мы здесь живем

3.4. Будем уважать людей!

3.5 .Мы – пешеходы

3.6. Перекресток

3.7. Регулировщик

18

4

4

1

1

6

1

1

3

1

1

-

-

1

-

-

15

3

3

1

1

5

1

1

4.

Ты – пассажир

4.1. Мы – пассажиры

4.2. Будем уважать водителей

4.3. Мы едем на машине

4.4. Мы покупаем велосипед

7

2

1

1

3

2

1

-

-

1

5

1

1

1

2

5

Итоговое занятие. Проверим себя.

1

1

-

Итого:

34

9

25

























3-й год обучения


п/п

Наименование раздела

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Повторение правил ДД по материалам 2 класса.

1

1

-

2

Ориентировка в окружающем мире

2.1. Будем осторожны

2.2. Что такое дорожно – транспортное происшествие (ДТП)

2.3. Виды транспорта

2.4. Какие бывают дороги

2.5. Дорожное движение

2.6. Перекресток и автомагистраль

2.7. Светофоры

2.8. Дорожные знаки

2.9. Регулировщик

16

1

1


2

2

1

1

2

4

2

4

1

-


1

1

-

-

-

1

-

12

-

1


1

1

1

1

2

3

2

3

Ты – пешеход

3.1. Правила для пешеходов

3.2. Населенный пункт

3.3. Движение на загородной дороге

3.4. Внимание! Железнодорожный переезд!

3.5. Движение в трудных условиях

3.6. Жилая зона

3.7 Мы ориентируемся на местности

12

5

1

1

1

1

1

2

2

1

-

-

-

-

-

1

10

4

1

1

1

1

1

1

4

Ты – пассажир

4.1. Труд водителя

4.2. Что такое тормозной путь

4.3. Световые сигналы автомобиля

4.4. Случай на дороге

4.5. В метро

5

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

4

-

1

1

1

1

5

Итоговое занятие. Проверим себя.

1

1

-

Итого:

34

9

25


















4-й год обучения


п/п

Наименование раздела

Количество часов



Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Повторение правил ДД по материалам 3 класса.

1

1

-

2

Ориентировка в окружающем мире

2.1. Будем себя беречь

2.2. Транспорт

6

2

4

2

1

1

4

1

3

3

Ты - пешеход

3.1. Правила дорожного движения

3.2. Дорожно – транспортное происшествие

3.3. Дорожные знаки

3.4. Дорога

3.5 Движение транспорта

3.6. Как перевозят людей

3.7. Рядом с железной дорогой

3.8. Населённый пункт

3.9. Сигналы водителей, светофора и регулировщика

19

1

1

4

2

2

2

2

1

4

4

1

-

1

-

-

1

-

-

1

15

-

1

3

2

2

1

2

1

3

4

Ты - пассажир

4.1 . Опасный случай

4.2. Необычные пешеходы и водители

4.3. Мы изучаем свой район

7

2

2

3

1

-

-

1

6

2

4

2

7

Итоговое занятие. Проверим себя.

1

1

-

Итого:

34

9

25


























Содержание курса

1-й од обучения

Тема 1 . Вводное занятие. На чем люди ездят (1 час)

Теория:

Рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Транспорт». Беседа Могут ли животные быть транспортом».

Практика:

Дидактическая игра с картинками. Отга­дывание загадок.

Тема 2. Ориентировка в окружающем мире (19 часов)

2.1 Близко — далеко, быстро — медленно

Теория:

Чтение и обсуждение сказки Дж. Харриса «Как Братец Черепаха по­бедил Братца Кролика» («Сказки дядюшки Римуса»).

Практика:

Дидактические игры: «Ближе — дальше», «Что мы видим из окна». Уче­ники рассказывают о том. что они видят из окна, используя слова — про­странственные характеристики (ближе, далеко, дальше, около, рядом и др.).

2.2 Чему нас учат правила дорожного движения

Теория:

Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?»

Практика:

Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет иска­жённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам).

Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения».

2.3. Мы идём по улице

Теория:

Организация экскурсии. Правила поведения на улице

Практика:

Наблюдения во время экскурсии: название улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельные задания: понаблюдать, как водители и пешеходы вы­полняют ПДД.

2.4 Какие бывают дороги

Теория:

Беседа «Умеем ли мы наблюдать?».

Практика:

Игра-конструирование «Улица города».

2.5. Где мы будем играть?

Теория:

Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Практика:

Дидактическая игра «Можно — нельзя».

2.6. Дорога за городом

Теория:

Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по ил­люстрациям).

Практика:

Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование — кто бы­стрее пройдёт между двумя досками, не задев их).

Заполнение таблицы «Характеристика дорог»

Городская дорога

Загородная дорога

Двустороннее или одностороннее движение

Двустороннее движение

Есть тротуары

Нет тротуаров, есть обочина

Ходить можно по правой стороне тротуара

Ходить гуськом по обочине

2.7. Светофоры

Практика:

Дидактическая игра «Кто быстрее». Ролевая игра «Разговор с со­трудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД.

2.8. Дорожные знаки

Теория:

Рассказ учителя о дорожных знаках. Беседа по результатам наблюде­ния (какие знаки дорожного движения есть по дороге от моего дома до школы).

Практика:

Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». Беседа «Какие бывают пешеходные переходы». Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и сестры.

2.9. Нас увидят в сумерках

Теория:

Беседа о изменении цветовой гаммы в темноте.

Практика:

Опыт с темными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках). Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках.

2.10 Мы переходим улицу (повторение)

Теория:

Беседа «Как мы будем переходить улицу».

Практика:

Сюжетные игры (в физическом зале, на спортивной площадке). Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения.

Тема 3 Ты – пешеход (4 часа)

3.1. Перекресток

Теория:

Беседа «Какие бывают перекрестки»

Практика:

Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным материалом, геометрическими фигурами или конструктором лего).

Моделирование перекрестка дорог. Создание памятки «Как переходить перекресток»

3.2. Сигналы машин

Теория:

Видеофильм «Перестроения транспортного средства» (или рассматривание иллюстраций).

Практика:

Подвижная игра «Налево — направо». Роли: водители транспортных средств. которые совершают перестроения.

3.3. Остановка транспорта

Теория:

Рассматривание иллюстраций «Остановка транспорта».

Практика:

Составление памятки «Правила ожидания автобуса».

Тема 4 Ты - пассажир (7 часов)

4.1 Мы - пассажиры

Теория:

Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А. Барто «Любочка»

Практика:

Сюжетная игра «В трамвае». Составление памятки «Мы едем в автобусе».

4.2. Мы едем на дачу

Теория:

Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе.

Практика:

Рассматривание иллюстраций – защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности).Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построить транспортное средство и рассадить семью с маленьким ребенком.

4.3. Опасные ситуации

Теория:

Рассказ учителя «Что такое безопасная ситуация» (с использованием иллюстраций).

Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?».

Практика:

Сюжетная игра «Поедем к маме...». Роли: девочка, мальчик, незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик(девочка) найти способ отказать ему.

4.4. Несчастный случай

Теория:

Беседа «Оказание первой медицинской помощи»

Практика:

Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. За­дание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле».

Тема 5. Проверим себя (1 час)

Теория:

Ответы на итоговые вопросы, проведение викторины по изученному ма­териалу.


























2-й год обучения


Тема 1 Вводное занятие. Повторение правил ДД по материалам 1 класса (1 час)

Теория:

Беседа на тему «Какие правила дорожного движения я знаю».

Практика:

Дидактическая игра с картинками. Отга­дывание загадок.

Тема 2. Ориентировка в окружающем мире ( 7 часов)

2.1. О транспорте

Теория:

Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом).

Практика:

Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы.

Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице, стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».

Задания на классификацию транспорта по признакам: городской - сельский, воздушный - водный - наземный - подземный, пассажирский - грузовой.

2.2. Дорога

Теория:

Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения па дорогах?

Практика:

Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы « Какие бывают дороги».

Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».

2.3. Дорога за городом

Теория:

Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе». Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок.

Практика:

Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом».

2.4 Части дороги

Теория:

Упражнение «Закончи предложения», «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части: ...»; «Проезжая часть — это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д.

Практика:

Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».

Тема 3 Ты – пешеход (18 часа)

3.1.Дорожные знаки

Теория:

Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения». Рассказ - объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков.

Практика:

Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по назначению и функциям.

3.2. Внимание! Опасность!

Теория:

Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что лучилось на прогулке?».Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один - отрежь», Торопись, да оглядывайся».

Практика:

Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД). Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».

3.3. Мы здесь живём

Теория:

Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе».

Практика:

Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД.

3.4. Будем уважать людей!

Теория:

Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?».Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?».

Практика:

Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».

3.5. Мы — пешеходы

Теория:

Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...».Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».

Практика:

Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».

3.6. Перекрёсток

Теория:

Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток».

Практика:

Коллективное разгадывание кроссворда.

3.7. Регулировщик

Теория:

Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик».

Практика:

Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)

Тема 4 Ты - пассажир (7 часов)

4.1. Мы — пассажиры

Теория:

Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе».

Практика:

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.

4.2. Будем уважать водителей

Теория:

Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться.

Практика:

Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».

4.3. Мы едем на машине

Теория:

Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?».

Практика:

Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай».

4.4. Мы покупаем велосипед

Теория:

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.

Практика:

Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».

Тема 5. Проверим себя (1 час)

Теория:

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.




































3-й год обучения


Тема 1 Вводное занятие. Повторение правил ДД по материалам 2 класса (1 час)

Теория:

Беседа на тему «Какие правила дорожного движения я знаю».

Практика:

Дидактическая игра с картинками. Отга­дывание загадок.

Тема 2. Ориентировка в окружающем мире (16 часов)

2.1. Будем осторожными

Теория:

Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).

Практика:

Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения?

2.2. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

Теория:

Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала).

Практика:

Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».

2. 3. Виды транспорта

Теория:

Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом).

Практика:

Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.

2.4. Какие бывают дороги

Теория:

Просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) Дороги бывают разные».

Практика:

Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом). Словесная игра «Угадай по описанию».

2.5. Дорожное движение

Теория:

Просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону дет транспорт?». Практика:

Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др.

Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).

2.6. Перекрёсток и автомагистраль

Теория:

Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом).

Практика:

Дидактическая игра «Найдём ошибки».

2.7. Дорожные знаки

Теория:

Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нём всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты) дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ.

Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.).

Практика:

Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».

2.8. Регулировщик

Теория:

Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают.

Практика:

Создание пособия «Сигналы регулировщика».

2.9. Правила для пешеходов

Теория:

Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем — бед избегаем!». Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика».

Практика:

Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.

Тема 3 Ты – пешеход (12 часов)

3.1. Населённый пункт

Теория:

Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт.

Практика:

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

3.2. Движение на загородной дороге

Теория:

Практика:

Составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе.

3.4. Внимание! Железнодорожный переезд!

Теория:

Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями.

Практика:

Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.

3.5. Движение в трудных условиях

Теория:

Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? Изменяется ли

видимость на дорогах во время тумана?

Практика:

Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».

3.6. Жилая зона

Теория:

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД».

Практика:

Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».

3.7. Мы ориентируемся на местности

Теория:

Экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения.

Практика:

Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.

Тема 4 Ты - пассажир (5 часов)

4.1. Труд водителя

Теория:

Рассказы детей на тему «Моя профессия — водитель».

Практика:

Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.

4.2. Что такое тормозной путь

Теория:

Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала).

Практика:

Рисование схемы «Тормозной путь».Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».

4.3. Световые сигналы автомобиля

Практика:

Практическая работа: определить направление движения автомобиля.

4.4. Случай на дороге

Теория:

Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»

4.5. В метро

Теория:

Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д.

Практика:

Составление памятки «Правила поведения в метро».

Тема 5. Проверим себя (1 час)

Теория:

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.








4-й год обучения


Тема 1 Вводное занятие. Повторение правил ДД по материалам 3 класса (1 час)

Теория:

Беседа на тему «Какие правила дорожного движения я знаю».

Практика:

Дидактическая игра с картинками. Отга­дывание загадок.

Тема 2. Ориентировка в окружающем мире ( 6 часов)

2. 1.Будем себя беречь

Теория:

Беседа на тему «Береги себя». Вопросы для обсуждения: «Что такое осторожность?», «Почему нужно быть осторожным на дорогах и улицах, к чему может привести легкомысленность и неумение предвидеть последствия своих действий?».

Практика:

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай». Ученик предлагает ситуацию, класс оценивает её как опасную или безопасную. Ролевая игра «Опасная встреча». Роли: девочка, мальчик, прохожий, сосед. Сюжеты: «прохожий просит мальчика проводить его до … »; «сосед приглашает попить чая»; «незнакомец предлагает поехать с ним к маме» и др.

2.2. Транспорт

Теория:

Рассказ учителя об истории создания транспортных средств, рассматривание иллюстраций: первый трамвай, первая железная дорога, первый самолёт и автомобиль.

Практика:

Игра-соревнование «Транспорт». Дидактическая игра «Да и нет». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Дети, исполняя роль сотрудника ГИБДД, рассказывают о каком-то виде транспорта (его назначении, особенностях).

Тема 3 Ты – пешеход (19 часов)

3.1 Правила дорожного движения

Теория:

Ознакомление с Правилами дорожного движения РФ — государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны. Беседа «Что такое требование?».

3.2. Дорожно-транспортное происшествие

Теория:

Рассказ учителя, что такое ДТП (с использованием видеофильма и/или иллюстративного материала).

Практика:

«Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП (вызвать «скорую помощь», позвонить в милицию, оказать первую помощь).

3.3. Дорожные знаки

Теория:

Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дидактическая игра «Наведём порядок в городе».

Практика:

На рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и объясняют, почему они так сделали.

3.4. Дорога

Теория:

Рассматривание рисунка-схемы «Дорога». Беседа по вопросам: какой участок земли называют дорогой? Чем различаются дороги в городе и за городом? Зачем нужна каждая часть дороги? Для чего делают дорожную разметку? Как дорожная разметка помогает обеспечить порядок на дороге?

Практика:

Дидактическая игра «Строим дорогу». Словесная игра «Кто я?». Беседа на тему «Препятствие на дороге». Ученик описывает какое-нибудь препятствие, а дети предлагают способы его преодоления.

3.5. Движение транспорта

Теория:

Беседа об автомагистрали. Объяснение выражения «попасть в пробку».

Практика:

Практическая работа «Выберем правильный маршрут».

3.6. Как перевозят людей

Теория:

Беседа о «зайцах». Вопросы: кого называют «зайцем» и стыдно ли им быть? Почему нельзя бросать мусор на пол в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая)? Разве во время движения транспорта мешает кому-нибудь, если дети едят мороженое, хрустят сухарями?

Практика:

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Ролевая игра «Мы едем в автобусе».

3.7. Рядом с железной дорогой

Теория:

Беседа «О чём может рассказать эта ситуация?». Ученик придумывает различные ситуации, а дети отвечают, чем они могут закончиться.

Практика:

Игра «Кто быстрее». Задание «Выбери знак дорожного движения по названию».

3.8. Населённый пункт

Теория:

Работа с дорожными знаками: узнавание, называние, характеристика.

Практика:

Ролевая игра «Куда я еду». Роли: водитель, сотрудник дорожно-патрульной службы, пешеход, пассажир.

3.9. Сигналы водителей, светофора и регулировщика

Теория:

Беседа «Что мы видели на экскурсии». Рисование дорожных знаков и рассказ о них.

Практика:

Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых транспортными средствами, светофором и регулировщиками. Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД». Роли: малыши, сотрудник ГИБДД, четвероклассники. Рассказ учителя об истории возникновения светофоров.

Тема 4 Ты - пассажир (7 часов)

4.1. Опасный случай

Теория:

Объяснение значения выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». Дети придумывают ситуации и рассматривают разные варианты их развития.

Практика:

Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?».

4.2. Необычные пешеходы и водители

Теория:

Рассказ учителя об «особых» водителях и пешеходах.

Практика:

Рисование знаков, помогающих инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке. Рассказы детей «Как мы можем помочь людям-инвалидам?».

4.3. Мы изучаем свой район

Теория:

Экскурсия по микрорайону.

Практика:

Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения.

Тема 5. Проверим себя (1 час)

Теория:

Ответы на вопросы теста, проведение беседы по изученному материалу.



Учебно-методические средства

Книгопечатная продукция:

  1. Н.В. Виноградова «Я – пешеход и пассажир».//Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана – Граф.-192 с.

  2. Камакин О.Н. «Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения».// «Классный руководитель».-2007.- №5

  3. Правила дорожного движения. Книга для учащихся 1 класса. В.Рублях. М.: Просвещение, - 1980.

  4. Правила дорожного движения для школьников и малышей. Д.Орлова. М.: АСТ, - 2008.

  5. Про правила дорожного движения. С.Волков. М.: Омега, - 2005.

  6. Сценарии школьных праздников./ Сост. Н.Н. Романова. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.


Литература для детей (в разных изданиях):

А. Барто «Любочка»,

А. Северный «Светофор»,

В. Клименко «Зайка велосипедист»,

В. Клименко «Кто важнее всех на улице»,

Н. Носов «Автомобиль»,

О. Бедорева «Азбука безопасности»,

С. Яковлева «Светофор»,

С.Михалков «Велосипедист»,

С.Михалков «Моя улица».


Интернет-ресурсы

http://www.solnet.ee Игротека.

http://www.develop-kinder.com Развивающие игры, викторины

www.igraemsa.ru Развивающие игры

ive.bibnout.ru Развивающие игры

http:www.Nachalka.com Начальная школа детям, родителям, учителям

http://www.babvlib.bv.ru/ Библиотека маленького гения.

http://skazles.ru/ загадки, раскраски, самоделки, игры и развлечения для детей

http://www.babylessons.ru/детские развивающие игры, уроки, поделки

Материально-техническое обеспечение


Иллюстрации с изображением транспортных средств.

Кружки красного, желтого, зелёного цвета

Макет пешеходного светофора (плоскостной).

Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.

Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры». Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть.

Дидактические игры: «Собери светофор», «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица».

Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»

Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Цветные карандаши, альбом

Календарно-тематический план


1 год обучения



п/п

Наименование раздела и тем.
Содержание

Часы
учебного
времени

Плано-вые
сроки

Факти-

ческие
сроки

Характеристика
основной
деятельности
обучающихся

Вводное занятие. На чем люди ездят (беседа, дидактическая игра)

1



Овладеть умениями задавать вопросы

Ориентировка в окружающем мире

Близко - далеко, быстро – медленно (чтение и обсуждение сказки. Дидактическая игра)

1



Овладеть навыками слушания, анализа услышанного; иллюстрирования данного текста

Чему нас учат правила дорожного движения (дидактические игры)

1



Вступать в диалог; оценивать результаты своей работы на занятиях;

Мы идём по улице (экскурсия)

1



Знакомиться с новыми объектами во время экскурсии. Обобщать полученные результаты.

Мы идём по улице

(разработка маршрута от школы к дому)

1



Прослеживать по рисунку-схеме путь при движении от дома до школы ; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Какие бывают дороги (беседа)


1



Использовать полученные ранее знания. Участвовать в играх

Какие бывают дороги (игра-конструирование)


1



Научиться рисовать дорогу;

отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Где мы будем играть? (дидактическая игра)

1



Уметь прослушивать и анализировать стихотворения; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Дорога за городом (подвижная игра)

1



Знание Особенностей движения пешеходов на загородных дорогах

Светофор.
«Что такое светофор?» (ролевая игра)

1



Понятие «светофор», световые сигналы светофора, различие светофоров для водителей и для пешеходов; дисциплина на дороге.

Светофор - безопасный путь (дидактическая игра)

1



Умение правильно оценить ситуацию на дороге. Участвовать в играх

Что такое дорожный знак? Группы дорожных знаков и их назначение

(беседа)

1



Понимать важность знаний правил дорожного движения..

Дорожные знаки, предупреждающие пешеходов

(дидактическая игра)

1



Овладеть навыками просматривать, презентацию, обсуждать её материалы, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Дорожные знаки, предупреждающие водителей

(сюжетная игра)

1



Целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам (дидактическая игра)

1



Значение дорожных знаков для пешеходов, их схематическое изображение

Дорожные знаки, дополнительной информации

(зарисовка схем)

1



Знакомство со знаками, их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Дорожные знаки Составление памятки «Правила перехода дороги», рисунок «Я - пешеход» (разыгрывание игровых ситуаций)

1



Овладеть навыками работы в группах: моделировать игровые ситуации

Нас увидят в сумерках

(опыт с темными очками)




Примеры неосторожного поведения детей. Составление памятки «Правила безопасного поведения в темное врем суток».

Мы переходим улицу

(час загадок и отгадок)

1



Целостное восприятие окружающей дорожной среды, анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах

Мы переходим улицу (сюжетная игра)

1



Поддерживать дух соревнования, создавая позитивную обстановку во время игр, викторин и соревнований

Ты - пешеход

Перекресток

(беседа с презентацией)

1



Понятие регулировщик, его обязанности на перекрестке, Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Перекресток (игра-конструирование)

1



Овладеть навыками работы в группах: моделировать игровые ситуации

Сигналы машин

(подвижная игра)

1



Целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков и сигналов машин

Остановка транспорта (составление памятки)

1



Целостное восприятие окружающей дорожной среды, анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.

Ты - пассажир

Мы – пассажиры, знакомство с правилами

(беседа)

1



Приобретать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Участвовать в играх

Мы – пассажиры. «Если мы вежливы»

(сюжетная игра)

1



Почему нужно соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Участвовать в конкурсах

Мы - пассажиры «Правила безопасного поведения» (составление памятки)

1



Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом.

Мы едем на дачу (игра-конструирование )

1



Примеры неосторожного поведения детей.

Опасные ситуации «Что такое безопасная ситуация» (рассказ)

1



Уметь комментировать и анализировать данную ситуацию, обобщать изученный материал

Опасные ситуации «Почему нельзя общаться с чужими людьми?» (сюжетная игра )

1



Установка учащимся развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации.

Опасные ситуации

(сюжетная игра)

1



Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия.

Несчастный случай

(ролевая игра)

1



Понимать задачу занятия и стремиться ее выполнить;

Уметь оценивать свои достижения

Проверим себя (викторина)

1



Обобщать полученные результаты.



2 год обучения



п/п

Наименование раздела и тем.
Содержание

Часы
учебного
времени

Плано-вые
сроки

Факти-

ческие
сроки

Характеристика
основной
деятельности
обучающихся

Вводное занятие. Повторение правил ДД по материалам 1 класса

1



Овладеть умениями задавать вопросы

Ориентировка в окружающем мире

О транспорте( дидактическая игра)

1



Овладеть навыками слушания, анализа услышанного; иллюстрирования данного текста

О транспорте (дидактические игры)

1



Вступать в диалог; оценивать результаты своей работы на занятиях;

Дорога (беседа)

1



Знакомиться с новыми объектами во время экскурсии. Обобщать полученные результаты.

Дорога

(экскурсия)

1



Прослеживать по рисунку-схеме путь при движении от дома до школы ; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Дорога (разработка маршрута от школы к дому)


1



Использовать полученные ранее знания. Участвовать в играх

Дорога за городом (игра-конструирование)


1



Научиться рисовать дорогу;

отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Части за городом (дидактическая игра)

1



Уметь прослушивать и анализировать рассказ, обсуждать схемы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Ты - пешеход

Дорожные знаки (подвижная игра)

1



Знание Особенностей движения пешеходов на загородных дорогах

Дорожные знаки
«Что такое светофор?» (ролевая игра)

1



Понятие «светофор», световые сигналы светофора, различие светофоров для водителей и для пешеходов; дисциплина на дороге.

Дорожные знаки

Светофор - безопасный путь (дидактическая игра)

1



Умение правильно оценить ситуацию на дороге. Участвовать в играх

Дорожные знаки

Что такое дорожный знак? Группы дорожных знаков и их назначение

(беседа)

1



Понимать важность знаний правил дорожного движения..

Дорожные знаки, предупреждающие пешеходов

(дидактическая игра)

1



Овладеть навыками просматривать, презентацию, обсуждать её материалы, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения

Дорожные знаки, предупреждающие водителей

(сюжетная игра)

1



Целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков.

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам (дидактическая игра)

1



Значение дорожных знаков для пешеходов, их схематическое изображение

Дорожные знаки, дополнительной информации

(зарисовка схем)

1



Знакомство со знаками, их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Дорожные знаки Составление памятки «Правила перехода дороги», рисунок «Я - пешеход» (разыгрывание игровых ситуаций)

1



Овладеть навыками работы в группах: моделировать игровые ситуации

Нас увидят в сумерках

(опыт с темными очками)




Примеры неосторожного поведения детей. Составление памятки «Правила безопасного поведения в темное врем суток».

Мы переходим улицу

(час загадок и отгадок)

1



Целостное восприятие окружающей дорожной среды, анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах

Мы переходим улицу (сюжетная игра)

1



Поддерживать дух соревнования, создавая позитивную обстановку во время игр, викторин и соревнований

Перекресток

(беседа с презентацией)

1



Понятие регулировщик, его обязанности на перекрестке, Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Перекресток (игра-конструирование)

1



Овладеть навыками работы в группах: моделировать игровые ситуации

Сигналы машин

(подвижная игра)

1



Целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков и сигналов машин

Остановка транспорта (составление памятки)

1



Целостное восприятие окружающей дорожной среды, анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.

Ты - пассажир

Мы – пассажиры, знакомство с правилами

(беседа)

1



Приобретать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Участвовать в играх

Мы – пассажиры. «Если мы вежливы»

(сюжетная игра)

1



Почему нужно соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Участвовать в конкурсах

Мы - пассажиры «Правила безопасного поведения» (составление памятки)

1



Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом.

Мы едем на дачу (игра-конструирование )

1



Примеры неосторожного поведения детей.

Опасные ситуации «Что такое безопасная ситуация» (рассказ)

1



Уметь комментировать и анализировать данную ситуацию, обобщать изученный материал

Опасные ситуации «Почему нельзя общаться с чужими людьми?» (сюжетная игра )

1



Установка учащимся развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации.

Опасные ситуации

(сюжетная игра)

1



Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия.

Несчастный случай

(ролевая игра)

1



Понимать задачу занятия и стремиться ее выполнить;

Уметь оценивать свои достижения

Проверим себя (викторина)

1



Обобщать полученные результаты.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-пешеход и пассажир"

Автор: Гаркушов Сергей Николаевич

Дата: 24.12.2019

Номер свидетельства: 533447


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства