Рабочая программа внеурочной деятельности «Дети в годы ВОВ» по духовно-нравственному воспитанию обучающихся четвертого класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дети в годы ВОВ» по духовно-нравственному воспитанию обучающихся четвертого класса
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Дети в годы ВОВ» по духовно-нравственному воспитанию предназначена для обучающихся 4 класса с целью создания и совершенствования системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Дети в годы ВОВ» по духовно-нравственному воспитанию обучающихся четвертого класса»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Дети в годы Великой Отечественной войны»
по духовно-нравственному воспитанию обучающихсячетвертого класса
Составитель:
Минибаева Алия Айдаровна,
учитель начальных классов
МОБУ НОШ №23 р.п.Чунский
Пояснительная записка
Приходит поколение ребят, которое, к огромному сожалению, станет последним поколением, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Пройдут годы, и все больше людей станет забывать своих героев, станет забывать подвиг российских солдат. И не только солдат, подвиг каждого героя, которого коснулось страшное горе под названием война. Младшее поколение все чаще представляет себе события той ужасающей катастрофы целого народа, опираясь на современные художественные фильмы, где герой – крепкий и мужественный военный, не знающий поражений и страха. Но война не обошла стороной ни один дом, не пощадила судьбу ни одной семьи, отпечаталась тяжким бременем в сознании каждого человека.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. В связи с этим важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать такие личные качества как совесть, долг, честь, достоинство. А их нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях. Задача воспитания духовно-богатого патриота и гражданина решается школой как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Данная программа «Дети в годы Великой Отечественной войны» необходима для воспитания духовно-нравственных, патриотических, гражданских и мировоззренческих качеств личности, сохранения исторического наследия для потомков.
Цели:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
совершенствование системы духовно-нравственного воспитания на основе общечеловеческих ценностей, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств духовно развитой личности, воспитание любви к Отечеству.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;
формирование у младших школьников интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;
повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности учащихся.
воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к памяти погибших.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 35 часов и предполагает проведение регулярных занятий с учащимися 4 классов один раз в неделю.
Для формирования интереса к чтению возможно использование таких форм организации занятий: занятие-беседа, викторина, этическая беседа, литературная гостиная, диспут, проект, экскурсии, виртуальные экскурсии.
Представленная в программе система работы позволяет развить речь учащихся и повысить учебную мотивацию детей. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Принципы реализации программы:
личностно-ориентированная направленность: формирование духовно-нравственных и патриотических качеств личности;
деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создании читательского дневника;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.
Тематическое планирование
Сроки
№
Темы занятий
Количество
часов
Сентябрь
1
Занятие-беседа «Что я знаю о ВОВ?»
1
2-3
Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»
2
4
Михалков С.В. «Десятилетний мальчик»
1
Октябрь
5-6
Александр Твардовский «Василий Тёркин.
Сборник»
2
7
Леонид Пантелеев «Маринка»
1
8-9
Леонид Пантелеев «На ялике»
2
Ноябрь
10-
11
Катаев В. «Сын полка»
2
12
Паустовский К. «Похождения жука –
носорога»
1
13
Осеева В. Васек «Трубачев и его товарищ»
1
Декабрь
14
Андрей Платонов «Маленький солдат»
1
15-
16
Симонов К. «Сын артиллериста»
2
17
Викторина «О войне, на которой я не был»
1
Январь
18
Кассиль Л. «Обыкновенные ребята»
1
19-
20
Яковлев Ю.Я. «Девочки с Васильевского
острова».
2
Февраль
21
Яковлев Ю.Я. «Как Сережа на войну ходил»
1
22
В. Каверин «Кнопка»
1
23
Лавренев Б.А. «Разведчик Вихров»
1
24
Сергей Алексеев «Злая фамилия»,
«Горовец», «Три подвига»
1
Март
25-
26
Б. Полевой «Последний день Матвея
Кузьмина»
2
27-
28
Вера Карасёва «Про Любочку и про её
маму», «Письмо»
2
Апрель
29
Вера Карасёва «Кирюшка»
1
30
Вера Карасёва «Хлебные крошки»,
«Шарик»
1
31
Вера Карасёва «Ночной хлеб», «Осколок»
1
32
Александр Твардовский «Рассказ танкиста»
1
Май
33
Станислав Олефир «Немцы», «Мама,
нямни»
1
34
Станислав Олефир «Двоечники», «Ботинки»
1
35
Итоговое занятие. Викторина «Дети – герои
Великой Отечественной войны»
1
Содержание деятельности
Занятие 1. Проведение беседы с обучающимися на тему ВОВ. Выяснить знают ли дети о войне, есть ли в семьях участники ВОВ. Рассказать детям о начале войны и ее причинах.
Занятие 2-3. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города» (2 ч). Повесть «Девочка из города», написанная в суровом 1943 году, до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Все лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе. Вызвать интерес к историям детей, принявших участие в ВОВ. Обеспечить организованную читательскую деятельность. Дать задание к следующей встрече, заполнить читательский дневник по прочитанному произведению.
Занятие 4. Михалков С.В. «Десятилетний мальчик» (1 ч). Михалков в самом начале войны уже писал книги про войну для детей, писал пронзающие
душу стихи «Десятилетний человек», в которых описывается мальчик-сирота, пробирающийся к своим по территории, занятой врагом, и терпящий ужасные лишения. Дать задание к следующей встрече, узнать кто такой Василий Тёркин. Занятие 5-6. А. Твардовский «Василий Тёркин. Сборник» (2 ч).
Искрометная поэма в стихотворной форме о событиях Великой Отечественной войны. Главный герой, Василий Теркин, является целиком вымышленным персонажем, но он получился настолько емким, цельным и органичным, что вполне воспринимается как собирательный образ, вобравший в себя черты реальных людей, которые можно считать прототипами Василия Теркина. Малая родина, где родился Теркин, воспринимается как неотъемлемая часть большой родины, целой страны. Защищая свою страну, солдат защищает одновременно и тот клочок земли, где прошло его детство, и наоборот, мужественно и самоотверженно защищая свой родной дом, солдат защищает свою Родину.
Занятие 7. Леонид Пантелеев «Маринка» (1 ч). Война изменяла жизнь людей и прежде всего, детей, как повлияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице.
Занятие 8-9. Леонид Пантелеев «На ялике» (2 ч). Главный герой рассказа Пантелеева «На ялике» — ленинградский мальчишка по имени Мотя. Мальчик Мотя понимал, что такое ответственность, и когда погиб его отец, занимавшийся перевозом людей через Неву, Мотя продолжил его дело.
Занятие 10-11. Катаев В. Сын полка (2 ч). Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.
Занятие 12. Паустовский К. Похождения жука – носорога (1 ч). Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить.
Занятие 13. Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи» (1 ч). Герои трилогии «Васек Трубачев и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачева и его друзей оказалась слишком короткой: ее оборвала Великая Отечественная война.
Занятие 14. Андрей Платонов «Маленький солдат» (1 ч). Тема детства – излюбленная в творчестве писателя. Его герои-дети беззащитны и открыты, порой они напоминают ответственных взрослых или стариков, как герой рассказа «Маленький солдат». Серёжа – типичный герой реалистического направления. В его судьбе проявились страшные тенденции военной жизни детей: раннее взросление и сиротство, готовность к подвигу и кочевая бездомная жизнь как норма
Занятие 15-16. Симонов К. «Сын артиллериста» (2 ч). Баллада К. Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Леньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.
Занятие 17. Викторина «О войне, на которой я не был» (1ч). Закрепить уважение к подвигам детей на войне.
Занятие 18. Кассиль Л. «Обыкновенные ребята» (1 ч). Это одно из самых первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь для спасения жизни других людей. Этот рассказ написан на основе настоящего события, о котором говорилось в письме, присланном в Радиокомитет. Лев Кассиль работал тогда на радио и, прочитав это письмо, сразу написал рассказ, который вскоре же был передан по радио и вошел в сборник рассказов писателя «Есть такие люди», вышедший в Москве в издательстве «Советский писатель» в 1943 году.
Занятие 19-20. Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова» (2 ч). Презентация о Тане Савичевой. Юрий Яковлев в своих рассказах открывает
детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга «Девочки с Васильевского острова»
– рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей. Знакомство с письмами Тани Савичевой, одной из самых трогающих читателей историй ВОВ.
Занятие 21. Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил» (1 ч). В рассказе говориться о мальчике Сереже, 10-11 лет, который часто думал о своем Деде. Он не вернулся с этой страшной войны. И поэтому мальчик хотел понять, как это случилось? Очень хотел Сережа посмотреть на войну, побывать на фронте. Глазами Сережи Автор показывает страшные события нескольких военных дней. Книга написана легким, доступным языком, читается легко и с большим интересом.
Занятие 22. В. Каверин «Кнопка» (1 ч). В рассказе говорится о молоденькой девушке, сандружиннице, задача которой – спасать раненых и вытаскивать их из-под обстрелов. За свой маленький рост ее прозвали
«Кнопкой».
Занятие 23. Лавренев Б.А. «Разведчик Вихров» (1 ч). Эта история о вашем сверстнике – храбром и сообразительном добровольце-разведчике Коле Вихрове, о его встрече с флотскими артиллеристами и их совместной борьбе против гитлеровских оккупантов.
Занятие 24. Сергей Алексеев «Злая фамилия», «Горовец», «Три подвига» (1 ч). «Злая фамилия» -рассказ о человеке, который стеснялся своей фамилии. Но в бою Трусов повел себя не как трус, а как герой. И оказалось, что фамилия тут не причем. Вот и получается, что судить человека можно лишь по его поступкам, а какая у него фамилия - дело десятое. «Горовец» - рассказ, в котором описывается подвиг лейтенанта Горовца. Он вступил в бой с немецкими бомбардировщиками и в одиночку уничтожил девять самолетов. И пусть сам Горовец погиб, его подвиг запомнили, и он стал примером, на который равнялись тысячи наших асов. «Три подвига» - рассказ о трёх подвигах Маресьева. Этот мужественный человек не сдался, потеряв ноги, он
сумел не только восстановиться, но и вернуться в небо. Героизм этого человека заставляет забыть о мелких неудачах и всегда стремиться к победе.
Занятие 25-26. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» (2 ч). Небольшой рассказ «Последний день Матвея Кузьмина» повествует о человеке, который решил пожертвовать своей жизнью ради борьбы с врагами. Уже по заглавию ясно, что главный герой погибнет, но лишь познакомившись с текстом рассказа, мы узнаём, как именно провел свой последний день храбрый Матвей Кузьмин.
Занятие 27-28. Вера Карасёва «Про Любочку и про её маму», «Письмо» (2 ч). «Про Любочку и про её маму» - это самый первый рассказ, который швыряет тебя в холодный Ленинград, под бомбежками, когда есть уже нечего, когда за желание жить надо цепляться и понимаешь, как это важно, когда люди объединяются. Для того чтобы противостоять оккупанту, для того чтобы замершими, голодными, полуживыми приходить на завод и работать, работать, работать, чтобы не погиб брат, муж, жених, друг, советский солдат - чтобы жить! Понимаете? Им жить, нам жить. Когда в эти дни, месяцы, годы, было так важно, чтобы рядом появлялись люди, которые помогут, поддержат, когда кажется, что ты уже не сможешь, не выдержишь, что где-то может погибает муж, а на твоих руках ребенок, а ты не в состоянии ничего сделать именно для них. Когда приходит растерянность, и вдруг протягиваются добрые руки друга и не важно как он выглядит, как дедушка сосед, как девочки-подростки, как директор завода, как солдат, как почтальон. Важно, что они протянулись, поддержали и снова ожила надежда и снова победила именно жизнь. Здесь ты на нее смотришь через маленькую четырехлетнюю Любочку, которая навсегда запомнит, что выжила она благодаря многим людям.
Занятие 29. Вера Карасёва «Кирюшка» (1 ч). Все произведения Веры Карасёвой о Великой Отечественной войне, о блокадном Ленинграде, о детях и взрослых, находившихся в это тяжелейшее время в городе. Удивительные это были дети: с одной стороны, такие же, как их современные сверстники – бойкие, живые, смешливые. Например, Кирюшка – девочка, именем которой
названа книга. Сорвиголова, вечный товарищ мальчишек по их играм и шалостям, она совершенно изменилась, когда началась война. Отказавшись ехать в эвакуацию, Кирюшка не только взяла на себя хозяйство (мама её работала в госпитале), но и стала ухаживать за дочкой соседки, малышкой Леночкой, – её мама была серьёзно больна.
Занятие 30. Вера Карасёва «Хлебные крошки», «Шарик» (1 ч). Ещё одно из произведений Веры Карасёвой – о хлебных очередях и о голодных детях. Следующее произведение о собачке Шарике, за которым ухаживали ребята, делили свою еду с ним.
Занятие 31. Вера Карасёва «Ночной хлеб», «Осколок» (1 ч). «Ночной хлеб» - рассказ про страх, который жил в каждом человеке. Когда кто-то уходит и ты боишься, что он может не вернуться, потому что бомбежки, обстрелы, потому что диверсанты. И как это радостно, что страхи не оправдываются. Когда возвращается живой и любимый. Это рассказ про радость, которая живет в каждом человеке. «Осколок» - это рассказ о том, как страшно, когда ты в момент объединения, разъединяешься. Когда тебе кажется, что твоя эмоция важнее, того, что делает человек. Нельзя в моменты опасности разъединяться. Да вообще ни в какие моменты, потому что обязательно тебе прилетит в окно осколок от снаряда и неважно как он будет выглядеть. Люди сильны, только когда они объединены, только тогда они могут действительно защитить важное.
Занятие 32. А. Твардовский «Рассказ танкиста» (1 ч). 7 лет жизни А. Твардовский провел на фронте, куда попал в качестве военного корреспондента газеты «На страже Родины». За это время журналист объездил не только Россию, но и Европу. Он написал множество очерков и сводок. Стихотворение
«Рассказ танкиста» было создано в 1942 году. Основой для его написания стал рассказ очевидца. Однако во время прочтения кажется, что поэт своими глазами видел то, что передал на бумаге. Тема произведения – героический поступок советского мальчика. Автор показывает, что для смелого человека
возраст – не преграда, он учит ценить лучшие качества человека: силу духа, отвагу и любовь к родине.
Занятие 33. Станислав Олефир «Немцы», «Мама, нямни» (1 ч). Станислав Олефир (1938-2015) был одним из тех, кто мог поведать настоящую историю, не приправленную и не приукрашенную. Рассказы автобиографичны, и мы видим войну в оккупированном немцами украинском селе глазами ребёнка трёх- семи лет. С ним вместе радуется и грустим, с ним вместе пытаемся выжить и помочь другим, с ним понимаем, что война - это очень серьёзно.
Занятие 34. Станислав Олефир «Двоечники», «Ботинки» (1 ч). Станислав Олефир рассказывает о том, что видел и что запомнил: о том, что немцы встречались не только плохие, но и хорошие, так же, как подлецы встречались и среди земляков, о голоде и лагерях, о праздниках и буднях, о горестях и радостях, из которых складывалось детство Олефира. Познакомить учащихся с итогами ВОВ, освежить и дополнить знания.
Занятие 35. Итоговое занятие. Викторина «Дети – герои Великой Отечественной войны» (1 ч). Закрепить уважение к подвигам детей на войне. Обобщить полученные знания, подвести итоги занятий.
Ожидаемые результаты программы Личностные:
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к истории своего народа;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;