Для разработки учебной программы был использован учебно-методический комплекс «Школа России»
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной язык(русский)»
Родной (русский) язык
4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и внедрении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1576);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями, указанными в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81;
С учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Родной (русский) язык
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Пояснительная записка
Для разработки учебной программы был использован учебно-методический комплекс «Школа России»
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
Цели обучения:
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Задачи обучения:
развитиеречи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоениепервоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на уроки родного (русского) языка в 4 классе рассчитано 1 часа в неделю.
Общее количество – 34 часа.
Авторская программа изменена (сокращено количество часов на повторение и изучение отдельных разделов «Слово в языке и речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»). Ее содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы.
В результате изучения курса родного (русского) языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
Повторение
Язык и речь . Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение и словосочетание
Предложение
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький.
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова
Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звукобуквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Морфологические признаки частей речиОбобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного
Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
4.Тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1
Повторение
3 часа
2
Предложение
2 часа
3
Слово в языке и речи
4 часа
4
Имя существительное
9 часов
5
Имя прилагательное
5 часов
6
Местоимение
2 часа
7
Глагол
6 часов
8
Повторение
3часа
ИТОГО
34 часа
Календарно-тематическое планирование уроков
№ урока
п/п
Наименование раздела, темы
Кол – во час
Планируемые результаты
Дата
предметные
УУД
личностные
Повторение 3 часа
1
Изложение повествовательного текста
Научиться определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, составлять план текста и излагать по нему текст.
К: : адекватно использовать речевые средства для решения задач
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: учиться основам смыслового восприятия текстов.
Формирование основ экологической культуры.
2
Составление устного рассказа на выбранную тему «Первая вахта»
Научиться создавать текст-описание, использовать выразительные средства речи.
К: использовать адекватные языко-вые средства с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе создания текста-описания.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой.
3
Работа над ошибками. Анализ работ
Предложение 2
4
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».
Научиться определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по вопросному плану.
К: использовать речь для регуляции своего действия.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, давать адекватную оценку правильности выполнения действий.
П: учиться основам смыслового восприятия текстов.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой.
5
Анализ работ. Работа над ошибками.
Слово п языке и речи 4 часа
6
Синонимы, антонимы, омонимы.
Научиться подбирать к слову антонимы и синонимы, распознавать омонимы, выбирать нужное и точное слово соответствующее предмету мысли.
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач
Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование коммуникатив-ной компетентности в общении, освоение социальных норм, правил поведения.
7
Разбор слова по составу
Научиться разбиратьслова по составу, использовать в работе памятку «Как разобрать слово по составу».
К: владеть диалогической формой коммуникации.
Р: давать адекватную оценку правильности выполнения действий.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания.
8
Обучающее изложение по тексту Ю. Дмитриева.
Научиться определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, составлять план текста и излагать по нему текст.
К: : адекватно использовать речевые средства для решения задач
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: учиться основам смыслового восприятия текстов.
Формирование основ экологической культуры.
9
Образование и употребление наречий.
Научиться образовывать наречия с помощью суффиксов, применять правила правописания.
К: использовать речь для регуляции своего действия, контролировать действия партнера.
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Имя существительное 9 часов
10
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже
Научиться различать имена существительные в И.п., В.п. , Р.п.. определять признаки имен существительных в Д.п.
К:строить монологическое высказывание.
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Формирование понимания основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
11
2-е склонение имён существительных
Научиться распознавать имена существительные 2-го склонения.
К: использовать речь для регуляции своего действия,
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
12
Р.Р. Обучающее изложение по тексту
Н. Сладкова.
Научиться определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по вопросному плану.
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: учиться основам смыслового восприятия текста.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
13
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.
Научиться правописанию безударных падежных окончаний в Д.п.
К: использовать речь для регуляции своего действия,
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
14
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже
Научиться правописанию безударных падежных окончаний в П.п..
К: использовать речь для регуляции своего действия,
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.
15
Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных
Научиться определять падежные окончания имен существительных
К: использовать речь для регуляции своего действия,
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
16.
Родительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе.
Научиться правописанию падежных окончаний имен существительных мн. числа в Р. П и В.п..
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: проводить сравнение, класси-фикацию по заданным критериям.
Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.
17.
Проект «Говорите правильно»
Научиться переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.
К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в презентации выполненной работы.
Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
П: работать с разными источниками информации; уметь готовить и презентовать материалы.
Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе..
18
Р.Р. Сочинение «Чем мне запомнилась картина
В.А.Серова «Мика Морозов»
Научиться создавать текст-описание, использовать выразительные средства речи.
К: использовать адекватные языко-вые средства с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе создания текста-описания.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой.
Научиться определять падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе в И.п., Р.п., В.п.
К: регулировать свою деятельность посредством письменной речи
Р: понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
П: обобщать, делать выводы.
Научиться определять падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе в Т.п. и П.п.
20
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
Научиться определять падежные окончания имен прилагательных женского рода в ед. числе в И.п. и В.п..
К: : использовать речь для регуляции своего действия,
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: устанавливать аналогии, осуществлять синтез как составление целого из частей
Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
21.
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
Научиться определять падежные окончания имен прилагательных женского рода в ед. числе в И.п. и В.п..
К: : использовать речь для регуляции своего действия,
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: устанавливать аналогии, осуществлять синтез как составление целого из частей
Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
22.
Р.Р.Сочинение -отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»
Научиться создавать текст-описание, использовать выразительные средства речи.
К: использовать адекватные языко-вые средства с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выяв-ленные в ходе создания текста-описания.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой.
23
Р.Р.Обучающее изложение по тексту Ю.Яковлева.
Научиться перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по плану.
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: учиться основам смыслового восприятия текста, устанавливать причинно- следственные связи.
Формирование основ экологической культуры.
Местоимение 2 часа
24.
Личные местоимения
Научиться определять лицо. Число, род (в 3-м лице) личных местоимений, употреблять личные местоимения в речи.
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование познавательного интереса.
25
Р.Р.Обучающее изложение по тексту В. Железникова.
Научиться перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по плану.
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: учиться основам смыслового восприятия текста, устанавливать причинно- следственные связи.
Формирование умения ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей.
Глагол 6 часов
26
Упражнение в образовании форм глаголов
Научиться ставить к глаголам вопросы что делать? что сделать?, выделять в глаголах суффиксы и приставки.
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач
Р: различать способ и результат действия.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование устойчивой мотивации к систематизации и закреплению изученного.
27.
2-е лицо единственного числа глаголов в настоящем и будущем времени.
Научиться правописанию окончаний глаголов 2-го лица.
К: использовать речь для регуляции своего действия,
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового учебного материала.
28.
Правописание безударных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения в настоящем и в будущем времени
Научиться определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
К: договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности.
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности по алгоритму.
29
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.
Научиться правописанию возвратных глаголов.
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму.
30.
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени
Научиться определять суффиксы глаголов прошедшего времени.
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование познавательного интереса
31
Р.Р.Обучающее изложение по тексту К.Паустовского.
Научиться определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по вопросному плану.
К: адекватно использовать речевые средства для решения задач.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
П: учиться основам смыслового восприятия текста, устанавливать причинно- следственные связи.
Формирование основ экологической культуры.
Повторение 3 часа
32
Лексическое значение слов.
Научиться объяснять лексическое значение слова, устойчивого сочетания слов, подбирать к слову антонимы и синонимы, распознавать омонимы.
К:строить монологическое высказы-вание, владеть диалогической формой коммуникации.
Р: адекватно воспринимать предложение и оценку учителя.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Формирование положительного интереса.
33.
Упражнение в правописании значимых частей слова.
Научиться сопоставлять правила о правописании орфограмм в корне, применять эти правила.
К: отображать в речи содержание совершаемых действий с целью ориентировки
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
П:структурировать знания, анализи-ровать объекты с целью выделения признаков.
Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.
34.
Части речи.
Научиться различать части речи, определять их грамматические признаки.
К: договариваться , приходить к обще-му решению в совместной деятельности.
Р: давать адекватную оценку пра-вильности выполнения действий.
П: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования.