kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа предмету «Литературное чтение» АООП НОО обучающихся с ЗПР ( вариант 7.2) в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа обучающихся с зпр вариант 7.2

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


«литературное чтение»


МОБУ СОШ № 20 имени Е.А. Красильникова МО Кореновский район









Рабочая программа предмету «Литературное чтение»


АООП НОО обучающихся с ЗПР ( вариант 7.2) в 4 классе









Составила Рогатина Наталья Юрьевна
























Пояснительная записка

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно- тематическом планировании.

В соответствии с федеральным учебным планом для ОО на изучение литературного чтения по АООП НООобучающихся с ЗПР ( вариант 7.2) в 4 классе отводится 118 часов (4 часов в неделю в 1 полугодии и 3 часа в неделю во 2 полугодии). Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в соответствии в учебным планом ОУ по индивидуальному обучению на дому, вариант 7.2.


Данная рабочая программа составлена и ориентирована на индивидуальное обучение на дому с учетом особенностей здоровья и психических процессов.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР АООП НОО

Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам обучающихся, освоивших АООП НОО. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

  1. обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП НОО;

  2. являться основой для разработки АООП НОО образовательными организациями;

  3. являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО.

В соответствии с дифференцированным и деятельностным подходами содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно­практические задачи, а также задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.

Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуально­личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

  1. осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  6. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  2. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  4. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  5. владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

  6. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­пространственной организации.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО, включат освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями

(составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  4. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  6. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  8. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и

сотрудничества;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  2. овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; формирование потребности в систематическом чтении;

  7. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Аудирование.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи. Умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно – познавательному и художественному произведению. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится».

Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и

слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.


Чтение. Чтение вслух.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющей ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора

предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством

учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть

последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков).

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.


Чтение. Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступным по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текст.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном. Научно – популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части и их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно – изобразительных материалов.


Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания(общее представление).Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная( с опорой на внешние показатели книги, её справочно – иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга – произведение, книга – сборник, собрание сочинений, периодическая печать. Справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.


Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка ( с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил т отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о появлении любви к Родине в литературе разных народов( на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно – выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер, речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельно выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения, описание места действия. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске. Характеру поступков героев.


Работа с учебными, научно – популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношениес его содержанием. Определение особенностей учебного и научно – популярного текста. Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд. Библейских рассказов. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно – следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слов, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.


Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вид речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемого произведения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно – популярного, учебного, художественного текста. Передача впечатлений в рассказе. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий пересказ по рисункам либо на заданную тему.


Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка( синонимы, антонимы, сравнения) в мини – сочинениях( повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения.

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Произведения классиков отечественной литературы 19в- 20в, классиков детской литературы, произведения современной отечественной ( с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно – популярная, справочно – энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Примерная тематика детского чтения. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист,

оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе,

элементарные знания о времени написания произведения.


Литературоведческая пропедевтика.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи ( с помощью учителя) средств выразительности: синонимы, антонимы, эпитеты, сравнение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь поступки, мысли. Отношение к герою, рассказчик.

Общее представление о композиционных формах речи: повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев.

Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма.

Историко – литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.

Жанровое разнообразие произведений для чтения УНТ.

Литературная сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура.

Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики – произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIXXX веков .

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное).

Стихотворение, рифма, строка, строфа.

Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).

Интерпритация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их ( установление причинно – следственных связей. последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.


3. ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ.


Содержание учебного предмета, курса

Количество часов

«Произведения фольклора. Сказки , легенды, былины, героические песни»

2

Произведения фольклора. Повторение. Малые формы фольклора.

Былина «Волх Всеславович». Русская народная сказка «Марья Моревна»


«Басни. Русские баснописцы»

2

И Крылов. Стрекоза и Муравей. И. Хемниицер. Стрекоза. Л. Толстой. Стрекоза и муравьи

А. Измайлов. «Кукушка», «Лестница»


«Произведения В.А.Жуковского»

2

В. Жуковский. Песня. Ночь. Вечер. Загадки.

В. Жуковский. Спящая Царевна.


«Произведения А. С. Пушкина»

1

А. Пушкин. И. И. Пущину. И. И. Пущин. Записки о Пушкине.

А.Пушкин. Зимняя дорога.



«Произведения М. Ю. Лермонтова»

1

М. Лермонтов. Москва, Москва! Люблю тебя как сын…



«Произведения П.П.Ершова»

1

П.Ершов Конёк-Горбунок



«Произведения В.М.Гаршина»

1

В.Гаршин Лягушка-путешественница


«Произведения русских писателей о детях»

1

Н.Гарин-Михайловский Старый колодезь



«Произведе

ния зарубежных писателей»

1

В.Гюго Козетта (отдельные главы)


«В мире книг»

2

Детская Библия. Библейские предания Суд Соломона

Мифы Древней Греции. Арион. Дедал и Икар


«Произведения Л. Н. Толстого»

3

Л. Н. Толстой. Акула. Рассказ.

Два брата. Сказка.

Л. Н. Толстой. Мужик и Водяной. Басня.



«Стихи А. А. Блока»

1

А. А. Блок. Россия.


«Стихи К. Д. Бальмонта»

2

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт. Россия. К зиме.

Стихи о природе. К. Д. Бальмонт. Снежинка. Камыши.


«Произведения А. И. Куприна»

2

А. И. Куприн. Скворцы.

А.И.Куприн Сказки Пушкина. Воспоминания об А.П.Чехове


«Стихи И. А. Бунина»

1

И. А. Бунин. Гаснет вечер , даль синеет… Детство.



«Произведения С. Я. Маршака»

2

С. Я. Маршак. Словарь. Загадки. Зелёная застава

С. Я. Маршак. Пьеса-сказка. 12 месяцев (отдельные картины ).


«Стихи Н. А. Заболоцкого»

1

Н. А. Заболоцкий. Детство


«Стихи Н. М. Рубцова»

1

Стихи о природе. Н. М. Рубцов. Березы.


«Произведения С. В. Михалкова»

1

С. В. Михалков. Школа. Хижина дяди Тома. Как бы мы жили без книг?


«Юмористические произведения»

1

Н. Носов. Федина задача.


«Очерки»

2

Очерки о Родине. И. Соколов- Никитов. Родина. М


«Путешествия. Приключения. Фантастика»

3

Н. П. Вагнер. Фея Фантаста. Береза. Сказка. Руф и Руфина.

Джонатан Свифт. Гулливер в Стране лилипутов.



Итого:

34










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рогатина Наталья Юрьевна

Дата: 20.05.2021

Номер свидетельства: 580988


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства