kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа повнеурочому курсу "Читаем,считаем,наблюдаем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа повнеурочому курсу "Читаем,считаем,наблюдаем"»

Рабочая программа по учебному курсу

«Читаем , считаем, наблюдаем»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа развивающего курса «Читаем, считаем, наблюдаем» для обучающихся 1 класса МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино на 2022/23 учебный год разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • Концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной 24.12.2018 решением Коллегии Минпросвещения;

  • Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом МКОУ «СОШ № 3»  г. Поворино от 31.08.2022 № 175 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»;

Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» направлен на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.

Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

  • учить детей уважать всякий честный труд, талант;

  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

  • приобщать детей и родителей к проектной деятельности.


Программа «Читаем, считаем, наблюдаем» рассчитана для детей 7 лет на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Раздел 1. Я - настоящий читатель (16 ч)


Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.


Раздел 2. Технология продуктивного чтения (11 ч)


Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Учимся задавать вопросы. Учимся отвечать на вопросы. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6ч)


Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗЕЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:


  • оценивать свою вежливость;

  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:


  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.


Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:


  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • знать особенности неподготовленной речи;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;


  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема учебного занятия/раздел

Количество академических часов, отводимых на освоение темы

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

ЭОР/ЦОР

Раздел 1. Я – настоящий читатель -16 часов

1

Кого можно считать настоящим читателем? С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях».

1

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

2

Моя первые книги. В.Берестов « Мастер птица»

1

3

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко»

1

4

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. С. Маршак «Детки в клетке»

1

5

Экскурсия в библиотеку.

1

6

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».

1

7

Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»

1

8

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»

1

9

«Лес -не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»

1

10

«Лес- не школа, а всему учит»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

1

11

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

1

12

Сказки о животных. С. Михалков «Как медведь трубку нашел»

1



13

Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»

2

14

Любимые сказки

Ш.Перро «Красная шапочка»

2

Технология продуктивного чтения- 11 часов

15

Продуктивное чтение – что это? Мониторинг.

1

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

16

Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова.

1

17

Читаем и переживаем. Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни»

1

18

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Чтение рассказов В. Осеевой: «Долг», «Картинки»

1

19

Учимся отвечать на вопросы Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».

1

20

Книги учат уважать старших

А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»

1

21

Читаем и реагируем на прочитанное - гордимся

А.Митяев «Богатыри»

1

22

Учимся фантазировать

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

1

23

Учимся задавать вопросы Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

1

24

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»

1

Проект «Я дружу с книгой»- 6 часов

25

Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом.

2

Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися, интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

26

Выполнение проекта.

2

27

Защита проекта.

1

28

Праздник «Я – настоящий читатель»

1


ИТОГО

33 часа






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа повнеурочому курсу "Читаем,считаем,наблюдаем"

Автор: Чурилина Юлия Александровна

Дата: 21.11.2022

Номер свидетельства: 617972


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства