Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа повнеурочому курсу "Читаем,считаем,наблюдаем"»
Рабочая программа по учебному курсу
«Читаем , считаем, наблюдаем»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа развивающего курса «Читаем, считаем, наблюдаем» для обучающихся 1 класса МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино на 2022/23 учебный год разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной 24.12.2018 решением Коллегии Минпросвещения;
Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино от 31.08.2022 № 175 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»;
Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» направлен на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа «Читаем, считаем, наблюдаем» рассчитана для детей 7 лет на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Я - настоящий читатель (16 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (11 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Учимся задавать вопросы. Учимся отвечать на вопросы. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗЕЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема учебного занятия/раздел
Количество академических часов, отводимых на освоение темы
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания
ЭОР/ЦОР
Раздел 1. Я – настоящий читатель -16 часов
1
Кого можно считать настоящим читателем? С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях».
1
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;
демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов;
включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
2
Моя первые книги. В.Берестов « Мастер птица»
1
3
«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко»
1
4
«Ребятам о зверятах». Книги о животных. С. Маршак «Детки в клетке»
1
5
Экскурсия в библиотеку.
1
6
«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».
1
7
Р.Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой»
1
8
Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»
1
9
«Лес -не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»
1
10
«Лес- не школа, а всему учит»
Н. Сладков «Лесные шорохи»
М. Пришвин «Ёж».
1
11
Сказки о животных
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»
1
12
Сказки о животных. С. Михалков «Как медведь трубку нашел»
1
13
Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»
2
14
Любимые сказки
Ш.Перро «Красная шапочка»
2
Технология продуктивного чтения- 11 часов
15
Продуктивное чтение – что это? Мониторинг.
1
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;
демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов;
включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
16
Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова.
1
17
Читаем и переживаем. Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни»
1
18
Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Чтение рассказов В. Осеевой: «Долг», «Картинки»
1
19
Учимся отвечать на вопросы Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».
1
20
Книги учат уважать старших
А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»
1
21
Читаем и реагируем на прочитанное - гордимся
А.Митяев «Богатыри»
1
22
Учимся фантазировать
Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».
1
23
Учимся задавать вопросы Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».
1
24
О чем я мечтаю.
В. Катаев « Цветик – семицветик»
1
Проект «Я дружу с книгой»- 6 часов
25
Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом.
2
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися, интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся