kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа повнеурочому курсу "Читаем,считаем,наблюдаем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа повнеурочому курсу "Читаем,считаем,наблюдаем"»

Рабочая программа по учебному курсу

«Читаем , считаем, наблюдаем»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа развивающего курса «Читаем, считаем, наблюдаем» для обучающихся 1 класса МКОУ «СОШ № 3» г. Поворино на 2022/23 учебный год разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • Концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной 24.12.2018 решением Коллегии Минпросвещения;

  • Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом МКОУ «СОШ № 3»  г. Поворино от 31.08.2022 № 175 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»;

Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» направлен на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.

Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

  • учить детей уважать всякий честный труд, талант;

  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

  • приобщать детей и родителей к проектной деятельности.


Программа «Читаем, считаем, наблюдаем» рассчитана для детей 7 лет на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Раздел 1. Я - настоящий читатель (16 ч)


Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.


Раздел 2. Технология продуктивного чтения (11 ч)


Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Учимся задавать вопросы. Учимся отвечать на вопросы. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6ч)


Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗЕЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:


  • оценивать свою вежливость;

  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:


  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.


Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:


  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • знать особенности неподготовленной речи;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;


  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема учебного занятия/раздел

Количество академических часов, отводимых на освоение темы

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

ЭОР/ЦОР

Раздел 1. Я – настоящий читатель -16 часов

1

Кого можно считать настоящим читателем? С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях».

1

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

2

Моя первые книги. В.Берестов « Мастер птица»

1

3

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко»

1

4

«Ребятам о зверятах». Книги о животных. С. Маршак «Детки в клетке»

1

5

Экскурсия в библиотеку.

1

6

«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший пароход».

1

7

Р.Сеф. «Необычный пешеход»

А. Барто «Мы с Тамарой»

1

8

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»

1

9

«Лес -не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»

1

10

«Лес- не школа, а всему учит»

Н. Сладков «Лесные шорохи»

М. Пришвин «Ёж».

1

11

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

1

12

Сказки о животных. С. Михалков «Как медведь трубку нашел»

1



13

Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»

2

14

Любимые сказки

Ш.Перро «Красная шапочка»

2

Технология продуктивного чтения- 11 часов

15

Продуктивное чтение – что это? Мониторинг.

1

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

16

Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова.

1

17

Читаем и переживаем. Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни»

1

18

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Чтение рассказов В. Осеевой: «Долг», «Картинки»

1

19

Учимся отвечать на вопросы Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».

1

20

Книги учат уважать старших

А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»

1

21

Читаем и реагируем на прочитанное - гордимся

А.Митяев «Богатыри»

1

22

Учимся фантазировать

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

1

23

Учимся задавать вопросы Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

1

24

О чем я мечтаю.

В. Катаев « Цветик – семицветик»

1

Проект «Я дружу с книгой»- 6 часов

25

Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом.

2

Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися, интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

26

Выполнение проекта.

2

27

Защита проекта.

1

28

Праздник «Я – настоящий читатель»

1


ИТОГО

33 часа






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа повнеурочому курсу "Читаем,считаем,наблюдаем"

Автор: Чурилина Юлия Александровна

Дата: 21.11.2022

Номер свидетельства: 617972


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства