Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе"Смотрю на мир глазами художника"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
_____________М.Е.Дубинская
Приказ №_______от «__»________20___г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»
4 класс
Разработала:
учитель начальных классов
Круглова Ирина Геннадьевна
2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерной авторской программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления Е. И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» М: «Просвещение», 2014
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.
Задачи:
Обучающие:
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, красками, природными материалами;
Воспитательные:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитать нравственные качества детей;
формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
В соответствии с базисным учебным планом МОУ Юрцовской СОШ занятия по программе в 4 классе проводятся 2 часа в неделю. Общее количество часов в год – 70 часов.
Занятия проводятся во внеурочное время в форме бесед, индивидуальной практической деятельности, коллективных работ, исследовательской деятельности детей, игровых и театрализованных занятий. Виды занятий – это рисование с натуры и по представлению, рисование на темы и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, аппликация и дизайн объекта. Продолжительность занятия – 45 минут.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы:
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Учащиеся получат возможность научиться:
- художественно-творческому мышлению, наблюдательности и фантазии;
- овладению навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умению сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих рабо; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создаватьэлементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Основные виды диагностики результата:
· входной контроль проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа);
· текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
· промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, выставки;
· итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.
Критериями результативности программы являются:
1. Уровень воспитанности: (отношение к уроку и занятиям в кружке, к трудовым делам, продуктам труда людей и природе, к людям, к себе);
2.Проявление успешной социализации: (активность в общественно – полезной трудовой деятельности, ответственность, участие в деятельности объединения, умение устанавливать отношения с товарищами);
3.Участие детей в выставках, конкурсах, акциях: (школьные, городские, областные)
Раздел 2.Содержание программы:
Тема: «Живопись»
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
Тема: «Графика»
Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
Тема: «Скульптура»
Новые знания и навыки — работа над рельефом. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала глины с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе, работа над рельефом
Тема: «Аппликация»
Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать крупы, засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
Тема: «Бумажная пластика»
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной композицией - макетирование.
Практическая работа: объемные работы из бумаги, создание макетов сказочных царств.
Тема: «Работа с природными материалами»
Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: изготовление скульптурных композиций из репейника; аппликаций и композиций из сухих листьев
Тема: «Организация и обсуждение выставки детских работ»
Подведение итогов года «Праздник творчества». Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения, как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
Раздел 3. Тематическое планирование
№
п/п
Название раздела
Количество часов
1
«Живопись»
14
2
«Графика»
13
3
«Скульптура»
10
4
«Аппликация»
14
5
«Бумажная пластика»
8
6
«Работа с природными материалами»
6
7
«Организация и обсуждение выставки детских работ»
5
Итого:
70 ч
Календарно – тематическое планирование 4 класс на 2019 – 2020 учебный год
2 часа в неделю (70 часов в год)
№ п/п
Наименование раздела и тем
Количество часов
Планируемые сроки прохождения
Фактическая дата проведения
Введение. Государственная Третьяковская галерея (виртуальная экскурсия)
1
02.09 – 06.09
Наблюдаем листопад. Разная форма листьев.
1
02.09 – 06.09
«Мир растений». Зарисовки растений на природе.
1
09.09 – 13.09
Пейзаж родной земли. Осень в Подмосковье.
2
09.09 – 13.09
16.09 – 20. 09
Аппликация «Осенний пейзаж»
2
16.09 – 20. 09
23.09 – 27.09
Изображение фантастических животных из засушенных листьев
2
23.09 – 27.09
30.09 -04.10
Материалы и инструменты необходимые для работы с природными материалами
Композиция из засушенных листьев
2
30.09 -04.10
14.10 – 18.10
Колючка. Композиция из репейника
2
14.10 – 18.10
21.10 – 25.10
Упражнения (штрихи)
1
21.10 – 25.10
Растительный орнамент в полосе (цветные карандаши)
2
28 -10 – 01.11
28 -10 – 01.11
Объемная лепка. Герои русских народных сказок.
2
11.11 – 15.11
11.11 – 15.11
Аппликация из семян растений
2
25.11 – 29.11
25.11 – 29.11
«Предметный мир». Изображение предметов с натуры простым карандашом.
2
02.12– 06.12
02.12– 06.12
Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима.
1
09.12 – 13.12
Скульптура. Замки и крепости.
2
09.12 – 13.12
16.12 -20.12
«Символ». Лепка сувенирных животных.
1
16.12 -20.12
Живопись. Как-то раз под Новый год…
1
23.12 – 27.12
Бумажная пластика. Птица счастья.
1
23.12 – 27.12
Создание элемента декора при помощи жгутика. Аппликация «Зимушка – зима»
2
30.12 -10.01
30.12 -10.01
Сюжетная композиция «Зимние игры, забавы».
2
13.01 – 17.01
13.01 – 17.01
Граттаж «Сказочный замок».
2
20.01- 24.01
20.01- 24.01
Портрет. Мой лучший друг. Работа гелиевой ручкой.
1
27.01 -31.01
Понятие рельеф. Приёмы объёмной, плоскостной работы с пластилином.
1
27.01 -31.01
«Печатаем» рисунки на пластилиновой основе
2
03.02 – 07. 02
03.02 – 07. 02
Изготовление объемной открытки (КТД «Праздник пап и мам»)
2
10.02 –14.02
10.02 –14.02
Создание фриза. Сочетание теплой и холодной гамм.
2
17.02 -21.02
17.02 -21.02
Графика. Фигура человека
2
02.03 -06.03
02.03 -06.03
Построение человека в движении. Соревнования древнегреческих атлетов
2
09.03 -13.03
09.03 -13.03
В гостях у мастеров глиняной игрушки.
1
16.03 – 20.03
Лепка дымковской игрушки
1
16.03 – 20.03
Разные техники аппликации. Создание простых композиций.
1
16.03 -20.03
Сюжетная аппликация по мотивам русских народных сказок
3
23.03 -27.03
23.03 -27.03
30.03 -03.04
Знакомство с новыми материалами. Шерстяные нитки.
1
30.03-03.04
Шерстяная нить в аппликации.
2
30.03-03.04
06.04-10.04
Предметная аппликация
2
06.04-10.04
20.04-24.04
Создание аппликации по собственному замыслу
1
20.04-24.04
Понятие макетирование. Технология создания объемных макетов
1
27.04-30.04
Создание макетов сказочных царств
2
27.04-30.04
27.04-30.04
Живопись. Первоцвет.
2
04.05-08.05
04.05-08.05
Приемы работы кистью (мазки). Декоративный натюрморт «Букет на память школе»
2
11.05-15.05
11.05-15.05
Подготовка выставки творческих работ
1
18.05-22.05
Презентация творческих работ
2
18.05-22.05
25.05-29.05
Презентация творческих работ
2
25.05-29.05
25.05-29.05
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.
Дата
Содержание
Причина
Подпись
СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1
Руководитель ШМО _____________ Н. М. Мартынова
«___» августа 20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ____________ Т. А. Бухарова