Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Казак - патриот»»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_______________ М.М.Щамхалова
«____» _______________2019г.
Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная № 18 станицы Рязанской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Казак - патриот»
(спортивно-оздоровительное направление)
3класс
0,5 часа в неделю (всего 17 часов)
Учитель : УбоженкоЛ.А.
Программа “ Казак – патриот ” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, установленной ФГОС НОО и Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
2019 г.
Пояснительная записка
Программа “ Казак – патриот ” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, установленной ФГОС НОО и Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и приурочена к празднованию 70-летнего юбилея Победы над фашистской Германией.
Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки, отсутствие патриотического воспитания, направленная на детей пропаганда разврата, жестокости и насилия.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Формирование нравственно-патриотических ценностей у младших школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребёнок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви к своей стране. Программа «Казак – патриот» предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Цель курса: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения на основе значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о настоящем и будущем времени; для воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи курса:
- способствовать пониманию особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- развивать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- формировать у каждого ученика чувство верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому России, её истории, традициям через поисковую работу, совместную деятельность обучающихся с родителями, ветеранами ВОВ и труда;
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и нравственных основ личности;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые национальные ценности, которые должны быть освоены личностью обучающегося в процессе воспитания.
Ценность патриотизма — любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Ценность социальной солидарности — личной и национальной свободы, доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства.
Ценность гражданственности — служения Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания.
Ценность семьи — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Ценность труда и творчества — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
Ценность традиционных российских религий — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;
Ценность искусства и литературы — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Ценность человечества — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Общая характеристика курса
Содержание программы “Казак-патриот” имеет практико-ориентированную направленность и предполагает формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Главный акцент – реализация системного подхода по формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Большое место в программе уделено событиям ВОВ. Работа ведётся с привлечением ветеранов ВОВ, ветеранов труда, членов педагогического коллектива, родителей. Организуются встречи с ветеранами ВОВ, проводятся экскурсии в музеи, по местам боевой славы. Педагоги с обучающимися за необходимыми знаниями обращаются к:- истории России, российских народов, своей семьи, к жизненному опыту своих родителей, предков;
- к лучшим произведениям отечественной и мировой культуры;
- к фольклору народов России;
- к общественно- полезной и личностью значимой деятельности;
- к учебным дисциплинам и другим источникам информации и научного знания. Направления в содержании программы связаны между собой логически:
1. « Я - гражданин своей страны» - формирование гражданской и правовой направленности личности. Содержание этого направления включает:
- представления об историческом происхождении символов государства и об их социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
- осознание обучающимися себя гражданами своей Родины, своего конституционного долга и знание своих гражданских прав и обязанностей;
- знания норм и правил общественного поведения, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе.
2.«Люби и знай свой край» - воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”.Данное направление обеспечивает: - знакомство с историей родного края, своей страны;
- представления об общей исторической судьбе народов России, об их единстве;
- осознание себя частицей многонационального духовного мира жителей страны.
3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Содержание данного направления включает в себя:
- интерес к истории нашего Отечества;
- желание знать и продолжать героические традиции многонационального российского народа;
- стремление к поиску материалов о родных и близких – участниках ВОВ , погибших на полях сражений
4. «Героическое прошлое моей страны» - формировать знания о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В содержание данного направления входят:
- общие представления о военной истории России, Днях воинской славы, боевых и трудовых подвигах жителей области в годы Великой Отечественной войны.
5. « Гордимся и помним» - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения. Это направление даёт знания:
- о талантливых полководцах;
- о подвигах пионеров-героев;
- о героях ВОВ;
- о городах- героях
Предполагается редактирование содержания программы с учетом плана воспитательной работы школы и плана развития классного коллектива.
Формы организации внеурочной деятельности
Во внеурочной деятельности используется коллективно-групповая, индивидуальная формы работы.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный, проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский
Теоретическая часть:
- Беседы, сообщения, обсуждение
- Наблюдение учащихся за событиями в селе, стране, используя различные виды информации
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Заочные путешествия
Практические занятия:
- Встречи с интересными людьми
- Проведение семейных тематических вечеров
- Защита проектов
- Творческие проекты, презентации, короткометражные фильмы
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Акции благотворительности, милосердия, памяти, волонтёрское движение
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
- Посещение музеев, выставок, театров;
Педагогические приемы:
- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.
Контрольная диагностика: Виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
-промежуточный – проекты, выставки, выступления перед аудиторией;
-диагностика ценностных отношений (анкетирование);
-самооценка и самоконтроль учеником своего уровня знания;
-итоговый – открытые мероприятия , создание короткометражного фильма, альбомов.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ 18 программа «Казак- патриот » в 3 классе составляет 17 часов учебного времени ( по 0,5 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование знаний о значимых страницах истории страны;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные - это освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
-уметь планировать, прогнозировать свои действия;
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарище;
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
- уметь грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге;
- уметь понимать чувства других людей и сопереживать им;
Предметные:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных задач; - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории России;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;
- умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице;
- называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края.
Содержание программы
Включает в себя 5 направлений :
1. « Я - гражданин своей страны» - формирование гражданской и правовой направленности личности.
2.«Люби и знай свой край» - воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю, понимающий и любящий свою “малую Родину”
3. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» - понимание причастности своей семьи и себя к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
4.«Героическое прошлое моей страны» - формирование знаний о тяжёлых испытаниях нашего народа в годы ВОВ.
5. « Гордимся и помним» - воспитание чувства гордости за славные подвиги нашего народа, свято хранить их в памяти и передавать из поколения в поколения.
Литература
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.
5. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
6. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
7. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная № 18 станицы Рязанской
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Казак -патриот»
(спортивно – оздоровительное направление)
3 класс
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 8-10 лет
0,5часа в неделю (всего17 часов)
Учитель : УбоженкоЛ.А.
Программа “ Казак – патриот ” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, установленной ФГОС НОО и Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
2019 г
Календарно- тематическое планирование
Дата
№ занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Количество часов
План
Факт
Раздел I« Я - гражданин своей страны»( 3 часа)
1.
Государственная символика России
1
06.09
2.
Основной закон государства
Я гражданин своей Родины
1
20.09
3
«Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка».
04.10
Раздел II. «Люби и знай свой край» ( 5 часов)
4
Символика Краснодарского края
1
18.10
5
Моя «малая Родина»
1
08.11
6
Историческая судьба народов России
1
22.11
7
Вклад моей станицы в копилку Родины.
1
06.12
8
Моя станица в годы ВОВ.
1
20.12
Раздел III. «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» ( 3 часа)
9
Я, семья и Отечество
1
17.01
10
Традиции многонационального российского народа
1
31.01
11
Моя семья в годы ВОВ
1
14.02
12
Моя семья в годы ВОВ
1
28.02
Раздел IV. «Героическое прошлое моей страны» ( 2 часа)
13
Военная история России
1
13.03
14
Дни воинской славы России
1
27.03
Раздел V. « Гордимся и помним» (3часа)
15
Дети в годы войны. О подвигах пионеров-героев
1
10.04
16
Классный час, посвящённый 75-летию Победы.
1
24.04
17
Города стояли насмерть. Города-герои.
1
15.05
Итого 17 часов
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
от «___» августа 2019года руководитель ШМО _____ Ю.В.Золотарёва