Рабочая программа по технологии 1 класс для детей с НОДА
Рабочая программа по технологии 1 класс для детей с НОДА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология » на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 1 класс для детей с НОДА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология » на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психолого-педагогических предпосылок к его изучению обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА); место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Технология» с учётом возрастных особенностей обучающихся с НОДА младшего школьного возраста. В подготовительном, первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося с НОДА за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной темы с обучающимися с двигательными нарушениями с учетом их психофизических особенностей развития. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Предлагаемая федеральная рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Технология» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей.
Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции.
Русский язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА.
Важнейшая особенность уроков «Технология» на уровне начального общего образования — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся с двигательными нарушениями.
Программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Технология». Её особенность состоит в формировании у обучающихся с НОДА социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального общего образования. В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся с двигательными нарушениями.
Продуктивная предметная деятельность на уроках является основой формирования познавательных способностей, обучающихся с НОДА, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним. Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся с двигательными нарушениями социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности обучающихся в младшем школьном возрасте с учетом особенностей их развития.
В ходе реализации учебного предмета «Технология» необходимо учитывать наличие целого ряда нарушений у обучающихся с НОДА: общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук, речи, сопутствующих нарушений, недостаточность пространственных и временных представлений, несформированность зрительно-моторной координации и других нарушений. Необходимо отметить, что нарушения захватывающей и манипулятивной функции кисти руки, а также наличие гиперкинезов, тремора и других двигательных нарушений значительно затрудняют усвоение данного предмета обучающимися с НОДА. Кроме того, для всех обучающихся с НОДА характерен целый ряд личностных особенностей: пониженный фон настроения; ограниченность социальных контактов; заниженная самооценка; уход в болезнь; ориентация на помощь извне, требование помощи от окружающих даже в ситуациях, когда возможно выполнить необходимые действия самостоятельно. Данные психологические особенности создают дополнительные сложности при освоении учебного предмета «Технология» и диктуют ряд особенностей в организации педагогического процесса при реализации данного предмета. Кроме того, почти все действия (умственные и физические) на уроках «Технологии», обучающиеся с НОДА выполняют намного медленнее своих сверстников, поэтому и времени на освоение даже доступных трудовых операций им требуется гораздо больше.
В зависимости от состава класса, диагноза и двигательных возможностей каждого обучающегося с двигательными нарушениями, необходимо отбирать наиболее доступные для выполнения работы. При реализации данного учебного предмета следует подготовить руки к более сложным манипуляциям с учетом необходимой этапности в формировании, развития движений руки, координации руки и глаза, ориентировки в пространстве, снятия напряженности и усталости. На каждом уроке необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, уделять особое внимание обучающимся, имеющим тяжелые двигательные нарушения. Задания следуют усложнять по мере выработки прочных умений и навыков с учетом двигательных нарушений.
Для профилактики нарушений внимания и работоспособности, обучающихся с НОДА на уроках «Технология» необходимо: дозирование интеллектуальной нагрузки; планирование смены видов деятельности; проведение двигательных разминок и специальных релаксационных упражнений, использование специальных методов и приемов предъявления материала с учетом характера двигательного нарушения. Для повышения эффективности усвоения учебного материала рекомендуется применять коллективные формы работы и работу в парах, а также активно использовать возможности ИКТ с учетом двигательных возможностей. Для обучающихся с НОДА необходимы изменения способов подачи информации, широкое использование наглядности и наглядно-практической наглядности.
В процессе реализации рабочей программы рекомендуется использование здоровьесберегающих технологий.
Для реализации учебной дисциплины «Технология» обучающимися с НОДА необходимо также наличие специальных образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
При реализации учебного предмета «Технология» следует учитывать следующие особые образовательные потребности обучающихся НОДА:
регламентация образовательной деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями;
непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание образовательных областей;
использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения в связи с нарушениями двигательных функций;
индивидуализация обучения с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
предоставление услуг ассистента-помощника, тьютора;
наглядно-действенных характер содержания образования и упрощения системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение «переносу» сформированных трудовых навыков и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
организация особой пространственной и временной образовательной среды;
обеспечение специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным учебным местом с учетом структуры нарушения.
В ходе реализации данного учебного предмета обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима, для каждого обучающегося с двигательной патологией. Соблюдение ортопедического режима позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывая положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса, обучающегося с НОДА. На каждом уроке после 20 минут занятий необходимо проводить 5-минутную физкультпаузу с включением лечебно-коррекционных мероприятия.
Реализация учебной дисциплины «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА при создании специальных образовательных условий позволит обучающимся при наличии двигательных возможностей овладеть приёмами труда с использованием доступных инструментов; овладеть общими трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, осуществить в будущем правильный профессиональный выбор с учетом двигательных, речевых, сенсорных и других нарушений; научиться правильным и рациональным действиям при выполнении трудовых заданий. Также на уроках по предмету «Технология» решаются задачи по развитию пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.
Коррекционно-развивающая направленность содержания является также действенным средством при коррекции нарушений: развивается мотивационно-ценностная сфера обучающихся с НОДА, совершенствуются навыки контроля и самоконтроля, формируется ориентировочная основа действий, развивается коммуникативная сфера личности обучающегося с двигательными нарушениями, поскольку в процессе коллективного труда обучающиеся вступают в деловые контакты, обусловленные ходом работы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с НОДА, освоение культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета с учетом психофизических возможностей обучающихся с двигательными нарушениями.
Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо решение системыприоритетных задач: образовательных, развивающих воспитательных и коррекционных.
Образовательные задачи курса:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема) с учетом двигательных возможностей;
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений с учетом психофизических возможностей;
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Развивающие задачи курса:
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений с учетом психофизических возможностей обучающихся с НОДА;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности с учетом двигательных возможностей;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности.
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
Воспитательные задачи курса:
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Коррекционные задачи курса:
обучение правильным и рациональным действиям при выполнении трудовых заданий с учетом двигательных возможностей и ограничений, способам захвата и удержания различных предметов и инструментов, движения руки при выполнении различных трудовых действий и др.;
поэтапное усложнение двигательных умений и навыков, необходимых для успешного выполнения учебных и трудовых заданий обучающимися с НОДА;
развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, мышления, развитие речи, усвоение элементарного технического словаря;
овладение безопасными приёмами труда (при наличии такой возможности с использованием доступных инструментов, механизмов и машин), отдельными видами бытовой техники с учетом двигательных возможностей и ограничений, обучающихся с НОДА.
К основным принципам и подходам к реализации учебного предмета «Технология» относятся:
В основу разработки рабочей программы для обучающихся с НОДА заложены деятельностей и дифференцированный подходы.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающегося с двигательными нарушениями младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА, проявляющийся в неоднородности возможностей освоения содержания учебного предмета «Технология». Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА, возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
В основу разработки программы положены следующие принципы:
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип вариативности (возможность использования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА);
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося с двигательными нарушениями и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей лиц указанной категории;
принцип учета типологических индивидуальных психофизических особенностей развития, обучающегося с НОДА;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании программы ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
принцип сотрудничества с семьей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отводимых на изучение курса «Технология» в подготовительном 1—4 классах — 168 ч. (по 1 часу в неделю): 33 часа в подготовительном и 1 классе и по 34 часа во 2—4 классах.
По усмотрению образовательной организации это число может быть увеличено за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений.
Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Технология», которые соответствуют ФГОС НОО ОВЗ и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается от класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках технологии этот порядок и конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными.
Основные модули курса «Технология»:
Технологии, профессии и производства.
Технологии ручной обработки материалов:
технологии работы с бумагой и картоном;
технологии работы с пластичными материалами;
технологии работы с природным материалом;
технологии работы с текстильными материалами;
технологии работы с другими доступными материалами.
Конструирование и моделирование:
работа с конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации);
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов;
робототехника. (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
информационно-коммуникативные технологии (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
Ниже по классам представлено содержание основных модулей курса.
Для изучения модуля «Работа с конструктором», «Конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов» необходимо введение подготовительного этапа по формированию базовых составляющих конструктивной деятельности (пространственных представлений, зрительно-моторной координации и т.д.); введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук; использования специального оборудования с учетом степени тяжести двигательных нарушений. При обучении конструированию обучающихся НОДА за основу следует брать следующие приемы: конструирование по образцу, по модели, по условиям, по схеме, по заданной теме и по замыслу (свободное). Особое внимание следует уделить ознакомлению обучающихся с материалом для конструирования, санитарно-гигиеническими требованиями и правилами безопасности в работе с ним, с условиями его использования на уроках.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (33 ч)
1.Технологии, профессии и производства (6 ч)1
Природное и техническое окружение человека. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Безопасное использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Традиции и праздники народов России.
2.Технологии ручной обработки материалов (15 ч)
Бережное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия. Общее представление.
Способы разметки деталей: по шаблону, по линейке с опорой на рисунки, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем.
Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.).
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон.
Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции.
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
3.Конструирование и моделирование (10 ч)
Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.). Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, изготовление изделий по образцу.
4.Информационно-коммуникативные технологии* (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок).
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, уважительное отношение к одноклассникам;
строить несложные высказывания.
Регулятивные УУД:
принимать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока;
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С НОДА
В результате изучения предмета «Технология» на уровне начального общего образования у обучающегося с НОДА будут сформированы следующие личностные новообразования:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности с учетом двигательных возможностей, обучающихся с НОДА;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами с учетом двигательных возможностей, обучающихся с НОДА;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности с учетом речевых возможностей, обучающихся с НОДА.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С НОДА
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с НОДА формируются следующие универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях с учетом психофизических особенностей развития;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков с учетом психофизических особенностей развития;
сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике с учетом речевых возможностей;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности при наличии двигательных возможностей;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей при наличии двигательных возможностей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями с учетом психофизических особенностей развития;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге с учетом речевых возможностей;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания с учетом речевых возможностей;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия с учетом речевых возможностей.
Регулятивные УУД:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы) с учетом психофизических особенностей развития;
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы с учетом двигательных возможностей;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок и индивидуальных особенностей развития;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество с учетом психофизических особенностей развития;
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь с учетом речевых возможностей;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности с учетом психофизических особенностей развития.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» Подготовительный класс
К концу обучения в подготовительном классе обучающийся с НОДА научится:
правильно организовывать свой труд: убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда с учетом двигательных возможностей;
применять правила безопасной работы ножницами и аккуратной работы с клеем с учетом двигательных возможностей, обучающихся с НОДА;
действовать по предложенному образцу с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА;
определять названия основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе при наличии двигательных возможностей;
определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) с учетом психофизических особенностей развития, обучающихся с НОДА;
выполнять разметку деталей по шаблону, по линейке с учетом двигательных возможностей.;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте с учетом психофизических особенностей развития;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя) исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать исходя из речевых возможностей
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА
выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА
резать ножницами, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой. пр. при наличии двигательных возможностей;
собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др. исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА;
с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на образец исходя из психофизических возможностей, обучающихся с НОДА;
различать разборные конструкции несложных изделий исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать изделия из различных материалов по образцу с учетом индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА;
осуществлять элементарное сотрудничество, с учетом индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Тематические модули
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся с НОДА
1.Технологии, профессии и производства (6 ч).
Природное и техническое окружение человека. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Безопасное использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Традиции и праздники народов России.
Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями. Подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы и индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА. Рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты; поддерживать порядок во время работы с учетом психофизических особенностей развития обучающихся с НОДА.
Формировать общее понятие об изучаемых материалах, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений.
Понимать особенности технологии изготовления изделий.
Определять основные этапы изготовления изделия при помощи учителя.
Знакомиться с профессиями, связанными с изучаемыми материалами и производствами.
Приводить примеры традиций и праздников народов России, с учетом особенностей речевого развития обучающихся с НОДА.
2.Технологии ручной обработки материалов (15 ч)
— технологии работы
с бумагой
и картоном;
Бережное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия. Общее представление.
Способы разметки деталей: по шаблону, по линейке с опорой на рисунки, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем.
Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.).
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон.
Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции.
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Под руководством учителя организовывать свою деятельность исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА:
подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся с двигательными нарушениями и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Соблюдать технику безопасной работы инструментами и приспособлениями.
Применять правила безопасной работы ножницами, клеем с учетом двигательных возможностей.
Определять названия основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон и др.),
Под руководством учителя сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность). Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (резание бумаги ножницами и др.), правила безопасной работы, с учетом двигательных возможностей.
Под руководством учителя анализировать конструкцию изделия исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) сгибанием по линейке исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Анализировать декоративно-художественные возможности разных способов обработки бумаги с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА.
В ходе беседы с учителем понимать смысл понятий «деталь изделия», «образец».
Рассматривать простейшую конструкцию изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА.
Иметь общее представление о
детали и части изделия.
Изготавливать изделия с использованием осваиваемых технологий с учетом двигательных возможностей.
Под руководством учителя собирать плоскостную модель исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА
— технологии работы с пластичными материалами
С помощью учителя организовывать рабочее место для работы с пластическими массами, правильно в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся с двигательными нарушениями, убирать рабочее место с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА.
Применять правила безопасной и аккуратной работы со стекой. Определять названия основных инструментов и приспособлений для ручного труда исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Наблюдать свойства пластилина (или других используемых пластических масс): цвет, пластичность с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА.
Использовать стеки при работе с пластичными материалами при наличии двигательных возможностей.
Рассматривать образцы, варианты выполнения изделий.
Выполнять лепку, используя различные способы лепки исходя из двигательных возможностей, обучающихся с НОДА.
Использовать при лепке приёмы работы с пластичными материалами (сплющивание, разрезание, и др.). исходя из двигательных возможностей, обучающихся с НОДА.
Отбирать пластилин (пластическую массу) по цвету, придавать деталям нужную форму.) исходя из двигательных возможностей, обучающихся с НОДА.
Изготавливать конструкцию по образцу исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Осваивать умение работать в группе .
— технологии работы
с природным материалом
Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с природным материалом, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся с двигательными нарушениями убирать рабочее место исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Применять правила безопасной работы ножницами, клеем с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА.
Сравнивать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.).
Объяснять свой выбор природного материала для выполнения изделий с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА.
Осознавать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.
Сравнивать собранные природные материалы по их форме с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА.
Сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА
Выполнять практические работы с природными материалами (засушенные листья и др.); изготавливать простые композиции исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА.
Осваивать приёмы сборки изделий из природных материалов
(соединение с помощью пластилина, соединение с помощью клея) с учетом индивидуальных особенностей развития.
Узнавать, называть, технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение и др.с учетом двигательных возможностей.
Использовать природный материал для отделки изделия.
Применять правила и технологии использования природных форм в декоративно-прикладных изделиях исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Анализировать результат своей деятельности (качество изделия) исходя из особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА
— технологии работы с текстильными материалами
Под руководством учителя организовывать свою деятельность:
подготавливать рабочее место для работы с текстильными материалами в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся с двигательными нарушениями при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Убирать рабочее место с учетом двигательных возможностей.
Под руководством учителя применять правила безопасной работы ножницами, иглой и др.
Определять названия основных инструментов и приспособлений для ручного труда (игла, ножницы, напёрсток, булавка, пяльцы) исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Знать строение иглы, различать виды швейных приспособлений, их назначение применять правила хранения игл и булавок исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Знать виды ниток (швейные, мулине).
Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
Выбирать виды ниток в зависимости от выполняемых работ и двигательных возможностей.
Соблюдать правила безопасной работы иглой и булавками учетом психофизических особенностей развития обучающихся с НОДА.
Выполнять подготовку нитки и иглы к работе при наличии двигательных возможностей.
Узнавать, называть, технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств. исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.
Понимать значение и назначение вышивок.
Выполнять строчку прямого стежка при наличии двигательных возможностей.
Изготавливать изделия на основе вышивки строчкой прямого стежка. при наличии двигательных возможностей.
Наблюдать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и их назначению.
Обсуждать варианты выполнения работы с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА.
3.Конструирование и моделирование (10 ч)
Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.). Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, изготовление изделий по образцу.
Иметь общее представление о детали и части изделия с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА.
Изготавливать простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА возможно использование цифровых технологий
Определять порядок действий в зависимости от желаемого в зависимости от требуемого результата, а также индивидуальных психофизических особенностей развития обучающихся с двигательными нарушениями.
4.Информационно-коммуникативные технологии (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация.
Виды информации.
Анализировать готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА.
Выполнять простейшие преобразования информации с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология, 1 класс/Лутцева Е.А., Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество Издательство «Просвещение» , 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/ Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/ Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При оценивании планируемых результатов обучения, обучающихся с НОДА необходимо учитывать индивидуальные особенности их развития. Для более адекватной оценки педагог должен соблюдать индивидуальный, дифференцированный подход при проверке знаний. Форма устного опроса при низком качестве устной экспрессивной речи учащихся с НОДА необходимо заменять письменными ответами или ответом с использованием средств альтернативной коммуникации.
В связи с имеющимися у обучающихся ограничений манипулятивных функций, препятствующих выполнению заданий по предмету «Технология», при реализации индивидуального и дифференцированного подхода учитель может использовать следующую тактику:
при тяжелых поражениях рук, не позволяющих осуществлять целенаправленные предметно-практические действия, обучающийся по заданию учителя выполняет виртуальную модель изделия;
при частичных ограничениях манипулятивных функций для обучающегося с НОДА разрабатываются индивидуальные задания, исключающие операции, которые он не может выполнить из-за физических ограничений;
в ряде случаев для обучающихся с двигательными нарушениями могут создаваться условия для работы в паре, когда каждый выполняет доступные ему операции.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для успешной реализации предметной области обучающимися с НОДА необходимо наличие кадровых, материально-технических, учебно-методических условий.
Для обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями в помощь учителю необходимо назначить ассистента (помощника) или тьютора.
Занятия по курсу «Технология» необходимо проводить на базе специально оборудованных мастерских и кабинетов. Для обеспечения ориентировки в здании и сокращения излишних передвижений, обучающихся с НОДА, а также для их безопасности желательно размещать данные помещения не выше второго этажа; в интерьерах должна иметься система визуальной, звуковой и тактильной информации, так как у части обучающихся с НОДА отмечаются также нарушения зрения и слуха. В мастерских и кабинетах должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА к данным помещениям (включая пандусы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, оборудование и т.д.).
Помещения следуют оснастить удобными рабочими местами, необходимыми инструментами, приспособлениями, образцами, таблицами поэтапного выполнения работы, соответствующим возрастным и двигательным особенностям обучающихся с НОДА. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук и т.д.) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. При организации учебного места следует учитывать возможности и особенности моторики, а также другие сопутствующие нарушения.
Рекомендуется использовать специальное оборудование, позволяющие удерживать предметы и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжелители, снижающие проявления тремора при выполнении трудовых действий. Необходимо иметь резаки и ножницы разных конфигураций, специальные утяжеленные линейки, держатели для бумаги и разнообразных предметов, насадки на карандаши и ручки, облегчающие их использование и иные специализированные приспособления. Для крепления чертежей рекомендуется использовать специальные магниты и кнопки
Для изучения модуля «Конструирование и моделирование» следует предусмотреть наличие персональных компьютеров для обучающихся с НОДА с учетом их двигательных нарушений. Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видеоматериалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения.
Рекомендуется использовать специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши. Выбор правильного расположения компьютера и оптимизацию зрительного восприятия необходимо осуществлять совместно со специалистом. Использование встроенного в стол или горизонтально расположенного, плоского чувствительного монитора рекомендуется также для выработки навыков зрительно-моторной координации (удержания взгляда и выполнение движения рукой в одной и той же области и т.д.)
Для обучающихся с тяжелыми двигательными нарушениями рекомендованы клавиатуры с увеличенными и расположенными далеко друг от друга клавишами во избежание нажима нескольких клавиш одновременно. Для обучающихся, у которых помимо двигательных нарушений отмечаются нарушения зрения, рекомендуется использование клавиатуры для слабовидящих черного цвета, на клавиши которой нанесены буквы белого цвета в увеличенном формате. По размерам клавиатура больше, чем стандартная, символы на кнопках крупные и рельефные. Для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с нарушениями зрения рекомендуются также использовать брайлевские клавиатуры и принтеры, голосовые программы, позволяющие вводить и считывать с экрана тексты.
Для обучающихся с НОДА, которые не могут использовать в работе стандартные и специальные клавиатуры рекомендуется использование виртуальной (экранной) клавиатуры. Для обучающихся с ограниченной подвижностью рук (например, для пользователей с мышечной дистрофией) создана мембранная клавиатура –электронная клавиатура без отдельных механических движущихся частей, выполненная в виде плоской, обычно гибкой, поверхности с нанесённым на неё рисунком клавиш. Устройства с мембранной клавиатурой обычно имеют звуковое подтверждение нажатия клавиши.
Рекомендуется также использовать специальные выносные клавиши-кнопки большого размера, необходимые в случае, если нарушение моторики не позволяет нажимать клавиши управления функциями мыши. Курсор подводится к нужному месту с помощью роллера или джойстика, а щелчок производится с помощью нажатия выносной кнопки ладонью или другой частью тела.
Кроме специальной клавиатуры в ходе реализации данного учебного предмета обучающимися с НОДА рекомендуется использовать специальные мыши, которые, заменяют стандартную мышь. Существуют различные виды специальных мышей – джойстики, трекболы, клавишные, ножные, головные. Клавишные мыши имеют восемь клавиш, управляющих движением курсора в различных направлениях и функциональные клавиши как на мыши-джойстике или роллере. Мыши-джойстики рекомендуются к использованию с обучающимися с тяжелыми двигательными нарушениями. Управляя клавишами мыши, можно максимально уменьшить скорость передвижения курсора, включить одну из специальных функций передвижения: «только по горизонтали», «только по вертикали» и др. Мыши-роллеры имеют те же функции, что и мыши-джойстики.
В ходе реализации данного модуля в рамках учебного предмета «Технология» обучающимся с НОДА, которым сложно управлять специальной мышью с помощью рук рекомендуется использовать головные мыши. Выраженные гиперкинезы не позволяют зафиксировать курсор на объекте даже на короткий промежуток времени, необходимый для осуществления операции выбора. Отражатель, управляющий курсором мыши, фиксируется на голове (шлеме, кепке, наушниках). Устройство «головная мышь» крепится на экран монитора; на компьютер устанавливается специальное программное обеспечение. Выбор можно осуществлять двумя способами: задержав курсор на объекте несколько секунд (время задержки регулируется) или нажав рукой на выносную кнопку, подключенную к головной мыши. Головная мышь полностью заменяет стандартную мышь, а в случае работы с виртуальной клавиатурой также полностью заменяет стандартную клавиатуру. Управляется движением головы. Полностью заменяет стандартную мышь и (в некоторых случаях) клавиатуру. В некоторых случаях обучающимся с нарушениями функции рук рекомендуется использовать ножную мышь. Управление курсором осуществляется нажатием ноги на пластину, поворачивающуюся вверх-вниз, вправо-влево.