Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. Учебник В.В.Репкина, Т.В.Некрасовой, Е.В.Восторговой.»
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной образовательной программы начального общего образования, Федеральной рабочей программы начального общего образования по учебному предмету «Русский язык» (https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Russkij_yazik_.htm ), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Специфика начального курса русского языка заключается в тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1час в неделю) или как часть урока русского языка. Преобладание работы над письменной речью (ее развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Сформировать орфографические действия, опираясь на основной закон русского письма.
Сформировать понятие сильных и слабых позиций; овладеть письмом с пропуском слабых позиций.
Обращение к достоверному орфографическому образцу.
Открытие общего способа проверки орфограмм слабых позиций – закона русского письма.
Необходимость определения границ применимости закона русского письма.
Установление всеобщности принципа письма по закону русского письма.
Конкретизация и применение общего способа действия.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» во 2 классе 5 часов в неделю , всего 170 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК».
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
что такое родственные слова;
что такое позиционное чередование звуков;
признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных (парных по звонкости-глухости) звуков;
типы орфограмм по позиции звука (орфограммы слабых и сильных позиций);
общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же значимой части слова);
Учащиеся должны уметь:
определять с помощью толкового словаря лексическое значение слова;
находить для мотивированного (производного) слова мотивирующее (производящее) слово (простейшие случаи типа снежный — снег, приехать — ехать и т. п.); выделять в слове значимые части путем изменения слова и сопоставления мотивированного (производного) и мотивирующего (производящего) слов; ' подбирать к заданному слову 3—4 однокоренных (связанных словообразовательной мотивацией) слова; различать однокоренные слова и грамматические формы (изменения) одного и того же слова; выделять в слове орфограммы слабых позиций и изученные орфограммы сильных позиций и определять их принадлежность к той или иной значимой части слова; проверять орфограммы слабых позиций (безударные гласные, согласные, парные по звонкости-глухости) в корне слова путем его изменения или подбора однокоренных слов;
проверять изученные орфограммы сильных позиций;
пользоваться орфографическим словарем;
правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2 классе;
записывать под диктовку текст (35—45 слов) с изученными орфограммами;
списывать высказываниями несложный по содержанию текст;
подобрать заголовок к тексту, отражающий его тему или основное сообщение (основную мысль);
письменно излагать содержание несложного повествовательного текста (с пропуском неизученных орфограмм);
самостоятельно составлять текст повествовательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
составлять письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм);
-прочитать выразительно незнакомый текст с ориентировкой на знаки препинания (темп чтения — (55—60 слов в минуту), ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста;
Слово как значимая (номинативная) и звуковая (фонетическая) единица языка. Ударение как средство организации слогов в слово. Звуки и буквы. Выбор буквы для обозначения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после согласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука |й|. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих и Ц, разделительные знаки Ь и Ъ).
Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательное высказывание. Диалог, его элементы (реплики). Оформление высказываний на письме.
Дополнительный материал для факультативного изучения Ритм и рифма в стихотворной речи (наблюдения).
Позиционное чередование гласных звуков
Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных).
Дополнительный материал для факультативного изучения
Условия, влияющие на позиционное чередование гласных звуков.
Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости
Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).
Дополнительный материал для факультативного изучения Звукопись в поэтической речи (наблюдения).
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря
Приемы работы с орфографическим словарем. Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций.
Дополнительный материал для факультативного изучения
Орфографический словарь как источник норм ударения.
Проверка орфограмм по сильной позиции
Приведение звука к сильной позиции как обший способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.
Дополнительный материал для факультативного изучения
Причины появления в русском языке неизменяемых слов, называющих предметы.
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабой позиции
Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова.
Дополнительный материал для факультативного изучения
Слова с окончаниями внутри слова (на примере глаголов с -ся).
Проверка орфограмм с помощью родственных слов
Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов.
Правило правописания разделительных знаков Ь и Ъ.
Дополнительный материал для факультативного изучения
Родственные слова и слова, связанные общностью происхождения (наблюдения). Связанные корни (наблюдения).
Систематизация изученного материала
Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и окончание; корень и аффиксы.
Звуки как строительный материал языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков.
Обозначение звуков на письме. Орфограммы слабых и сильных позиций (систематизация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (Ь и Ь, гласные А, У, Я, Е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приемы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря.
Развитие речи
Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Слова-синонимы и слова-омонимы (общее представление).
Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательные высказывания, их оформление на письме. Формирование навыков выразительного чтения с ориентацией на знаки препинания. Выделение смысловых частей в высказывании (предмета сообщения и сообщения о предмете). Отработка умения интонационно правильно воспроизводить смысловые части высказывания при чтении.
Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержания сообщения об одном предмете в нескольких взаимосвязанных высказываниях. Отнесенность сообщений к одному предмету (наличие общей темы) и наличие смысловой связи между сообщениями как признаки текста.
Основное и дополнительные (уточняющие) сообщения в тексте. Заголовок текста как отражение его предмета (темы) или основного сообщения (основной мысли).
Анализ и редактирование текстов. Упорядочение деформированного текста. Изложение несложных повествовательных текстов. Сочинение по серии сюжетных картинок.
Диалог, его элементы (реплики, поясняющие слова автора), правила записи диалога (состояшего из реплик без слов автора).
Рифма и ритм в поэтической речи.
Узнавание предмета по сообщениям о нем (загадки).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Урок развития речи
1
Повторение материала, изученного в 1 классе.
13
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
2
Орфография и пунктуация:
Позиционное чередование гласных звуков
15
1
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
3
Орфография и пунктуация:
Позиционное чередование согласных звуков
14
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
4
Орфография и пунктуация:
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря
23
0
5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
5
Орфография и пунктуация:
Проверка орфограмм по сильной позиции
30
1
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
6
Состав слова (морфемика):
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций
22
1
4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
7
Состав слова (морфемика):
Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов