kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 4 класса по русскому языку по ФГОС НОО 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Парцинская основная общеобразовательная школа»

Зубово – Полянского муниципального района

Республики Мордовия


Рассмотрена

на заседании МС МБОУ «Парцинская ООШ»

Протокол № ___ от ___________ 201_ года

Председатель МС _______/Н.Н.Лемясева/


Согласована

Руководитель шмо: _______/Девятаева Т.С.

Утверждена

директор МБОУ«Парцинская СОШ»

________________/Балашова М. А./

приказ №________от ______________












Рабочая учебная программа

по технологии

для 4 класса

( составитель – Балашова Е.Ф.)


























2018г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • Программа разработана на основе

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Федерального Государственного образовательного стандарта,

  • Примерных программ по русскому языку,

  • авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.И. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык» (М.: Просвещение, 2011).


Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» включён в обязательную часть учебного плана.

На изучение русского языка в 4 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 недели).





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМТА


4 КЛАСС (170 Ч)


Повторение (10ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения, Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (6 ч)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однород­ными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (17 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (36 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок)и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (24 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (6)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (28 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть - видел, слышать - слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение (9 ч)




УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК» В 4 КЛАССЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение

10

2

Предложение

6

3

Слово в языке и речи

17

4

Имя существительное

36

5

Имя прилагательное

24

6

Личные местоимения

6

7

Глагол

28

8

Повторение

9


итого:

136 часов




КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

/п

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся







Дата занятий

Причина

несоответствия

по плану

фактически


Повторение (12 ч)

1.

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.(вводный).Учеб.,ч. 1, с. 3–6.РТ, ч. 1, № 1–3.

1

Создавать условия для ознакомления с учебником, его содержанием и структурой. Анализировать высказывания о русском языке.Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.




2.

Язык и речь. Формула вежливости. (решение частных задач).Учеб., с. 7. РТ, № 4–7.

1

Создавать условия для ознакомления с различными этикетными формулами; показать необходимость соблюдения правилречевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником; правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; способствовать развитию умения соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.




3.

Текст. План текста(решение частных задач).Учеб.,с. 8–9. РТ,№ 8–10.

1

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.Соотносить заголовок и текст.Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.Составлять план текста.




4.

Текст.Р./р. Подробное изложение текста «Первая вахта»(развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 10. Рабочая тетрадь, № 11.

1

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».




5.

Анализ изложения. Текст. Типы текста.(освоение нового материала). Учебник, с. 11–12. РТ, № 12–16.

1

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.




6.

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания . освоение нового материала). Учеб., с. 13–14. РТ, № 17–19.

1

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания. Составлять из каждой группы слов предложение.Составлять предложения, различные по цели высказывания.




7.

Виды предложений по интонации. (освоение нового материала). Учеб., с. 15–16. РТ, № 20–23.

1

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации..Составлять предложения, различные по интонации.Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения




8.

Диалог. Обращение.(освоение нового материала). Учеб., с. 17–18. РТ, № 24–26.

1

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.





9.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. (освоение нового материала). Учеб., с. 18–19. РТ, № 27–29.

1

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.Различать главные и второстепенные члены предложения.




10.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.(решение частных задач). Учеб,, с. 20–21. РТ, № 30–31.

1

Различать распространённые и нераспространённые предложения.Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.Моделировать предложения.Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».




11.

Что такое словосочетание? (освоение нового материала). Учеб., с. 22–23. РТ, № 32–34.

1

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделятьв предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения




12.

Контрольный диктант № 1 (входной)с грамматическим заданием (контроль знаний). РТ, № 35–36.

1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.




Предложение (8 ч)

13.

Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие) (коррекция знаний, освоение нового материала).Учеб.с. 25–27. РТ, № 37–3.

1

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.Определять, каким членом предложения являются однородные члены.Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.




14.

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов (освоение нового материала). Учеб., с. 28–30. РТ, № 40–44.


1

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщениеСоставлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.Продолжать ряд однородных членов.




15.

Запятая между однородными членами, соединенными союзами(решение частных задач). Учеб., с. 30–32. РТ, № 45–48.



1

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами




16.

Р./р. Сочинениепо картине И. И. Левитана «Золотая осень» (решение частных задач, развитие речи). Учеб., с. 32–34. РТ№ 49.

1

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.




17.

Анализ изложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения? (освоение нового материала). Учеб., с. 36–37, с. 38–39, РТ, № 50–51, № 52–53.

1

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы.




18.

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?(Освоение нового материала.) Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания» Учеб.с.35, 38–40. РТ, № 52–53, 55-57.

1

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.Составлять сложные предложения.





19.

Р./р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану(развитие речи, применение знаний на практике). Учеб.,с. 39, упр. 56. РТ, № 54.

1

Письменно передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану.




20.

Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение».

1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.








Слово в языке и речи (22 ч)

21.

Слово и его лексическое значение (освоение нового материала). Учеб., с. 41–44. РТ, № 58–61.

1

Анализировать высказывания о русском языке.Выявлять слова, значение которых требует уточнения.Объяснять принцип построения толкового словаря.Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.




22.

Заимствованные слова. Устаревшие слова Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.(освоение нового материала). Учеб., с. 44–46. РТ,

№ 62–65.

1

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.Анализировать употребление в тексте слова в прямоми переносном значении.Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове.




23.

Синонимы, антонимы, омонимы (освоение нового материала). Учеб., с. 47–48. РТ, № 66–70.

1

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.Подбирать к слову синонимы, антонимы.Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.




24.

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов (обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 49–50. РТ, № 71–75.

1

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио.Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка(словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.




25.

Состав слова. Значимые части слова (решение частных задач). Учеб., с. 51–52. РТ, № 76–78.


Выделятьв слове значимые части.Наблюдатьза способами образования нового слова. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.Объединять иконтролироватьправильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.Работать с таблицей «Значимые части слова», составлять по ней сообщение.




26.

Состав слова. Однокоренные слова (решение частных задач). Учеб., с. 53–54. РТ, № 79–82.

1

Распознавать значимые части слова.Работатьс памяткой «Разбор слова по составу».Объяснять алгоритм разбора слова по составу,использовать его при разборе слова по составу.Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.




27.

Состав слова. Однокоренные слова. Контрольное списывание.(решение частных задач). Учеб., с. 55–56. РТ, № 83–86.

1

Распознавать значимые части слова.Работатьс памяткой «Разбор слова по составу».Объяснять алгоритм разбора слова по составу,использовать его при разборе слова по составу. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.




28.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (решение частных задач). Учеб., с. 56–57. РТ, № 87–88.

1

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.




29.

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов(рефлексия и оценивание способа действия). Учеб., с. 58–59. РТ, № 89–90.

1

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм,обосновывать их написание.Использоватьалгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.




30.

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах(рефлексия и оценивание способа действия). Учеб., с. 60–61. РТ, № 91–93.

1

Писатьслова с удвоенными согласными,пользоваться орфографическим словарём при проверке написания слов с удвоенными согласными в корне слова.Определять место удвоенных согласных в слове (в корне, на стыке корня и суффикса, на стыке приставки и корня).




31.

Упражнение в написании приставок и суффиксов(рефлексия и оценивание способа действия). Учеб.,с. 62–63. РТ, № 94–96.

1

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Устанавливатьналичие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.Устанавливатьзависимость способа проверки от места орфограммы в слове.Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.




32.

Разделительныеъ и ь (решение частных задач). Учеб.,с. 64–65. РТ, № 97–99.

1

Различать значение разделительного твёрдого (ь) и разделительного мягкого (ь) знаков в слове,определять их место в слове,приводить примеры слов с данной орфограммой.Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова с разделительным твёрдым (ь) или разделительным мягким (ь) знаком.Заменять звуковые обозначения слова буквенными.Переносить слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.




33.

Контрольный диктант № 3по теме «Лексическое значение слова. Состав слова» (контроль и учет знаний.)

1

Применять изученные правила правописания: написание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе, двойных согласных в корне, разделительных ъ и ь; постановка знаков препинания конца предложения ( . ? !); писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами;применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку.




34.

Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе (коррекция знаний, рефлексия и оценивание способа действия). Учеб., с. 66. РТ№ 100–102.

1

Выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте; объяснять написание гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе; выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; объяснять написание разделительных ъ и ь в слове





35.

Р./р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану (развитие речи, применен знаний на практике). Учеб., с. 66, упр. 110. РТ, № 103.

1

Делить текст на части; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.




36.

Самостоятельные и служебные части речи.Морфологические признаки частей речи (освоение нового материала). Учеб., с. 67–68. РТ, № 104–106.

1

Различать изученные части речи.Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.Подбирать примеры изученных частей речи.




37.

Грамматические признаки частей речи (решение частных задач). Учеб., с. 69–70. РТ, № 107–109.

1

Различать изученные части речи.Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.




38.

Грамматические признаки частей речи(решение частных задач). Учеб., с. 71–72. РТ, № 110–112.

1

Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.




39.

Наречие как часть речи (освоение нового материала). Учеб., с. 73–74. РТ, № 113–114.

1

Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте.




40.

Наречие как часть речи (решение частных задач). Учеб., с. 75–77. РТ, № 115–116.

1

Классифицировать наречия по значению и вопросам.Образовывать наречия от имён прилагательных.




41.

Творческое сочинение - отзыв с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»(развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 77, упр. 134, 135. РТ, № 117.

1

Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника.




42.

Контрольный диктант№ 4по теме «Части речи» (контроль и учет знаний, решение частных задач). Учеб., с. 78. РТ, № 118.


Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.





Имя существительное (43 ч)

43.

Как определить падеж имени существительного (освоение нового материала). Учеб., с. 80–81. РТ, № 119.

1

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.Изменять имена существительные по падежам.




44.

Признаки падежных форм имен существительных (освоение нового материала). Учеб., с. 82–83. РТ, № 120.

1

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.Различать имена существительные в начальной и косвенной формах.




45.

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных(решение частных задач). Учеб., с. 84–85. РТ, № 121.

1

Различать имена существительные, употреблённые в именительном, родительном, винительном падежах, сравнивать их признаки.Обосновыватьправильность определения падежа. Правильноупотреблять в речи формы имён существительных.




46.

Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных (решение частных задач). Учеб., с. 85–86. РТ, № 122.

1

Различатьимена существительные, употреблённые в дательном, творительном падежах,сопоставлятьих внешне сходные признаки.Обосновывать правильность определения падежа.




47.

Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных (решение частных задач). Учеб., с. 87. РТ, № 123–124.

1

Определять падеж изменяемых и неизменяемых имён существительных.Различать имена существительные, употреблённые в предложном и винительном падежах, сопоставлять их внешне сходные признаки.




48.

Как определить падеж неизменяемых имен существительных(освоение нового материала). Учеб., с. 88. РТ, № 125.

1

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных.




49.

Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных (освоение нового материала). Учеб., с. 89–90. РТ, № 126.

1

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения.




50.

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения(решение частных задач). Учеб., с. 91–92. РТ, № 127.


Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения.




51.

Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»(развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 92, упр. 161.

1

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя)




52.

2-е склонение имен существительных(освоение нового материала). Учеб., с. 93–94. РТ, № 128.


Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.Классифицировать имена существительные по склонениям.




53.

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения(решение частных задач). Учеб., с. 95–96. РТ, № 129.

1

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.




54.

3-е склонение имен существительных (освоение нового материала). Учеб., с. 96–98. РТ, № 130.

1

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.Классифицировать имена существительные по склонениям.




55.

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения(решение частных задач). Учеб., с. 98–99. РТ, № 131.

1

Наблюдать за признаками имён существительных 3-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению иобосновывать правильность этого определения.Находить имена существительные 3-го склонения в предложениях. Находить сходство и различия в признаках имён существительных 2-го и 3-го склонений.




56.

Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений(решение частных задач). Учеб., с. 99–101. РТ, № 132.

1

Работать с памяткой «Как определить склонение имени существительного»; распознавать имена существительных всех трех типов склонения; правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-госклонения в родительном, дательном и предложном падежах; определять падеж имени существительного в единственном числе по алгоритму; выполнятьзвуко-буквенный разбор слова.




57.

Р./р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану(развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 101, упр. 180. РТ, № 133.

1

Определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.




58.

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных (поиск и открытие нового способа действия). Учеб., с. 102–104. РТ, № 134–135.

1

Различать имена существительные, определять признаки, присущие именам существительным.Изменятьимена существительные по падежам..




59.

Именительный и винительный падежи (освоение нового материала). Учеб., с. 105–107. РТ № 136–137.

1

Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах.




60.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже(освоение нового материала). Учеб.с. 107–108. РТ, № 138–139.

1

Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже.




61.

Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже (решение частных задач). Учеб., с. 109–110. РТ, № 140.

1

Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже.




62

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных (освоение нового материала). Учеб., с. 111–112. РТ № 141–142.

1

Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения.





63.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных(решение частных задач). Учеб., с. 112–113. РТ, № 143.

1

Определять падеж имени существительного.Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями.




64.

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже (освоение нового материала).Учеб., с. 113–114. РТ, № 144–145.

1

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.Обосновывать написание безударного падежного окончания.Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.




65.

Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах (решение частных задач). Учеб., с. 115–116. РТ, № 146–147.

1

Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного.

Ставить имена существительные в форму дательного падежа.

Доказывать, что окончание написано правильно.





66.

Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах(решение частных задач). Учеб., с. 116–117. РТ, № 148–149.

1

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями




67.

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже(освоение нового материала). Учеб., с. 117–118. РТ, № 150–153.

1

Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.




68.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже(решение частных задач). Учеб., с. 119–120. РТ, № 154–156.

1

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями.




69.

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже(освоение нового материала). Учеб., с. 121–122. РТ, № 157–158.

1

Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.




70.

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже (решение частных задач). Учеб., с. 123–124. РТ, № 159–160.

1

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями.




71.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах(обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 124–126. РТ № 161.

1

Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа.




72.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных (обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 126–127. РТ, № 162–163.

1

Указывать падеж и склонение имён существительных.







73.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах (обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 128–130. РТ, № 164.

1

Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом.




74.

Р./р. Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница» (развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 130, упр. 247. РТ, № 165.

1

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».




75.

Контрольный диктант № 5по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (контроль и учет знаний).

1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.




76.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (коррекция знаний, обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 130. РТ, № 166–167.

1

Доказывать, что имена существительные употреблены в единственном числе.

Определять склонение имён существительных.




77.

Множественное число имен существительных(освоение нового материала). Учеб., с. 131–132. РТ, № 168–172.

1

Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе.

Определять склонение имён существительных.




78.

Именительный падеж имен существительных множественного числа (освоение нового материала). Учеб., с. 133–134. РТ, № 173–174.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.Определять границы предложений.




79.

Родительный падеж имен существительных множественного числа(освоение нового материала). Учеб., с. 135–136. 137. РТ, № 175–178.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки




80.

Контрольный диктант№ 6 за 1 полугодие.


1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.




81.

Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа(освоение нового материала). Учеб., с. 138-139. РТ, № 179–181.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.




82.

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа(освоение нового материала). Учеб., с. 139–140. РТ, № 182–184.

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.





83.

Р./р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану (развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 141, упр. 273

1

Подробно излагать содержание повествовательного текста.




84.

Проверочная работа № 1по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» (контроль и учет знаний). Учеб., с. 142–143. РТ, № 185–186.

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу




85.

Защита проектов «Говорите правильно!» (решение частных задач). Учеб., с. 144. РТ, № 187–188.

1

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже.




Имя прилагательное (31 ч)




86.

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?(обобщение и систематизация знаний). Учеб.ч. 2, с. 4–5. РТ, ч. 2, № 1–3.

1

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.




87.

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?(Обобщение и систематизация знаний.) Учеб., с. 6–7. РТ, № 4–6.

1

Находить имена прилагательные среди других слов, среди однокоренных слов и в тексте.Распознаватьимена прилагательные-синонимы и имена прилагательные-антонимы. Выделять словосочетания, образованные из имён прилагательных и имён существительных.




88.

Род и число имен прилагательных(обобщение и систематизация знаний). Учеб.с. 7–8. РТ, № 7–10.

1

Определять род и число имён прилагательных.Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».




89.

Р./р. Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных. Выборочное списывание. Составление описательного текста на тему»«Любимая игрушка (развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 8–9. РТ, № 11–14.

1

Различать начальную форму имени прилагательного.

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».

Сочинять текст о любимой игрушке.




90.

Падеж имени прилагательного(освоение нового материала). Учеб., с. 10–12. РТ, № 15–16.


1

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий,-ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определениях.




91.

Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» (развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 13. РТ, № 17.

1

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».

Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.




92.

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе(освоение нового материала). Учеб., с. 14–15. РТ, № 18.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.





93.

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода(поиск и открытие нового способа действия). Учеб., с. 16–18. РТ, № 19–21.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного.





94.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже (решение частных задач). Учеб., с. 19–20. РТ, № 22–24.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного.




95.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже(решение частных задач). Учеб., с. 20–21. РТ, № 25–27.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного.




96.

Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописании их падежных окончаний(решение частных задач). Учеб., с. 22–23. РТ, № 28–30.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного.





97.

Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах (решение частных задач). Учеб., с. 23–24. РТ, № 31–32.

1

Различать имена прилагательные в родительном и винительном падежах, когда они согласуются с одушевлёнными именами существительными; обосновывать написание их безударных падежных окончаний,проверять правильность написанного.Сравнивать падежные окончания имён прилагательных, согласуемых с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными в формах родительного и винительного падежей.Обосновывать способ определения падежа имени прилагательного.




98.

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах(решение частных задач). Учеб., с. 25–26. РТ, № 33–34.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного




99.

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода(решение частных задач, применение знаний на практике). Учеб., с. 26–27. РТ, № 35–36.

1

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»




100.

Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (постановка учебной задачи, поиск ее решения). Учебник, с. 28. Рабочая тетрадь, № 37.

1

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль.Проводить лексический анализ слов - имён прилагательных.




101.

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе(освоение нового материала). Учеб., с. 29. РТ, № 38–39.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблицеИзменять по падежам имена прилагательные женского рода. Оценивать результаты своей деятельности.





102.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах(решение частных задач). Учеб., с. 30–31. РТ, № 40–42.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежахпроверять правильность написанного.Определятьроль в предложении имён прилагательных и имён существительных в именительном и винительном падежах.




103.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах(решение частных задач). Учеб., с. 32–33. РТ, № 43–44.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.




104.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода(решение частных задач). Учеб., с. 33–34. РТ, № 45–46.

1

Определять имена прилагательные в винительном и творительном падежах с вариантными окончаниями, правильно ставить вопросы к именам прилагательным в данных формах,различать их падежные окончания,обосновывать написание безударных падежных окончаний,проверять правильность написанного.Сопоставлять падежные формы имён прилагательных, отвечающих на вопрос какой? и имеющих окончания -ую, -юю, -ой, -ою, -ей, -ею.




105.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода (решение частных задач). Учеб., с. 35–37. РТ, № 47–48.

1

Определять иобосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода,проверятьправильность написанного.Сравнивать и сопоставлять внешне сходные падежные формы имён прилагательных и их окончания.




106.

Р./р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану (развитие речи, применение знаний на практике). Учеб.,с. 36, упр. 77. РТ, № 49.

1

Работать с текстом, определять структуру текста.

Записывать текст по памяти.





107.

Склонение имен прилагательных во множественном числе (освоение нового материала). Учеб., с. 38–39. РТ, № 50.

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять по падежам имена прилагательные множественного числа.Определятьпадеж имён прилагательных в форме множественного числа.Составлять из деформированных слов предложения.




108.

Р./р. Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости» (развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 40. РТ, № 51(решение частных задач). Учебник, с. 41–42. Рабочая тетрадь, № 52–53.

1

Работать с познавательным текстом и репродукцией картины Н. К. Рериха «Заморские гостиИзменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Определять в тексте имена прилагательные в форме множественного числа,выделять словосочетания с этими именами прилагательными,определять падеж имён прилагательных.




109.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах(решение частных задач). Учеб., с. 41–42. РТ, № 52–53.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.





110.

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах(решение частных задач). Учеб., с. 43–44. РТ, № 54–55.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.




111.

Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах(решение частных задач). Учеб., с. 45–46. РТ, № 56–59.

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.




112.

Р./р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану(развитие речи, применение знаний на практике). Учеб.,с. 46, упр. 99. РТ, № 60–61.

1

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.

Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное.




113.

Р./р. Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»(развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 49. РТ, № 62.

1

Работать с познавательным текстом.Составлятьустное сообщение о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».Оцениватьрезультаты своей деятельности.




114.

Контрольный диктант№ 7по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе» (контроль и учет знаний).

1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.




115.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных(коррекция знаний, обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 47–48. РТ, № 63–65.

1

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного





116.

Проверочная работа № 2 по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» (контроль и учет знаний). Учеб., с. 49. РТ, № 66–67.

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.





Личные местоимение (8 ч)

117.

Роль местоимений в речи(освоение нового материала). Учеб., с. 52–53. РТ, № 68–70.

1

Распознавать местоимения среди других частей речи. Находить местоимения среди других частей речи.Определять наличие в тексте местоимений.




118.

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица (решение частных задач). Учеб., с. 54–55. РТ, № 71–72.


1

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.Различатьначальную и косвенные формы личных местоимений. Употреблять личные местоимения в предложении;понимать, вместо какого имени существительного они употреблены.




119.

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенныхформах и местоимений с предлогами(освоение нового материала). Учеб., с. 56–58. РТ, № 73–74.

1

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.





120.

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами(освоение нового материала). Учеб., с. 58–59. РТ, № 75–76.

1

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.





121.

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями(освоение нового материала). Учеб., с. 60–62. РТ, № 77–78.


Раздельно писать предлоги с местоимениями.Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.Работать с таблицей склонения личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа; изменять личные местоимения 3-го лица по падежам.Наблюдать за правописанием личных местоимений 3-го лица в косвенных формах.Различать начальную и косвенную формы личных местоимений 3-го лица.Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.




122.

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями(решение частных задач). Учеб., с. 62–64. РТ, № 79–80.

1

Раздельно писать предлоги с местоимениями. Составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений.Оценивать уместность употребления местоимений в тексте,заменятьповторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.Работать с Памяткой «Разбор местоимения как части речи».Выполнятьразбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.




123.

Р./р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану (развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 65, упр. 138. РТ, № 81.

1

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста, оценивать содержание и орфографию записанного текста при проверке изложения.





124.

Контрольный диктант№ 8по теме «Изменение личных местоимений по падежам» (контроль и учет знаний). Учеб., с. 66. РТ, №82–83.


1

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.




Глагол (32 ч)

125.

Роль глаголов в языке(обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 68–69. РТ, № 84–86.

1

Различать глаголы среди других слов в тексте





126.

Роль глаголов в языке(обобщение и систематизация знаний). Учебник, с. 69–70. Рабочая тетрадь, № 87–90.

1

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).




127.

Изменение глаголов по временам(обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 71. РТ, № 91–92.

1

Определять лексическое значение глаголов и роль глаголов в предложении.Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении. Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе.




128.

Неопределенная форма глагола (освоение нового материала)Учеб., с. 72–73. РТ, № 93–94.

1

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).




129.

Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами (освоение нового материала). Учеб., с. 74–75. РТ, № 95–96.

1

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Наблюдать за глагольными приставками и суффиксами и узнавать их в глаголе не­определённой формы. Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.




130.

Образование временных форм от глагола в неопределенной форме (решение частных задач). Учеб., с. 76–77. РТ, № 97–98.

1

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.





131.

Р./р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному плану(развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 78–79, упр. 162. РТ, № 99.

1

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств.




132.

Спряжение глаголов (общее понятие)(освоение нового материала). Учеб., с. 80–82. РТ, № 100–102.

1

Соотносить лицо и число местоимений и глаголов,употреблять в речи термин «личные окончания глаголов» при определении окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Работать с таблицей «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)».Наблюдать за изменением личных окончаний глаголов. Выделять личные окончания глаголов.Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.Определятьлицо и число глаголов.




133.

Распознавание лица и числа глаголов (освоение нового материала). Учеб., с. 82–84. РТ, № 103–105.

1

Соотносить формы глаголов с вопросами, на которые они отвечают в определённом лице и числеОпределять лицо и число глаголов.Выделять личные окончания глаголов.




134.

Употребление мягкого знака (ь) вглагола2-го лица единственного числа(освоение нового материала). Учеб., с. 85. РТ, № 106–108.

1

Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.




135.

Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами(решение частных задач). Учеб., с. 86–87. РТ, № 109–110.

1

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.




136.

Р./р. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 87. РТ, № 111.

1

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картиныИ. И. Левитана «Весна. Большая вода».




137.

I и II спряжения глаголов(освоение нового материала). Учеб., с. 88–89. РТ, № 112–113.


1

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.Определять спряжение глаголов.Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».




138.

Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения (освоение нового материала). Учеб., с. 90–91. РТ, № 114–115.

1

Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».




139.

Наши проекты. «Пословицы и поговорки» (постановка учебной задачи, поиск ее решения). Учеб., с. 92. РТ, № 116.

1

Выполнять задания в рубрике «Наши проекты», обсуждать последовательность дальнейших действий.




140.

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени (решение частных задач). Учеб., с. 93–94. РТ, № 117–119.

1

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.




141.

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов(решение частных задач). Учеб., с. 94–95. РТ, № 120–122.

1

Определять спряжение глаголов по неопределённой форме.Группировать глаголы по их спряжению с опорой на неопределённую форму.Сопоставлятьразновидовые глаголы по их спряжению. Писать личные окончания глаголов, используя алгоритм определения спряжения глаголов, и обосновывать правильность написанных окончаний.Соблюдать ор­фоэпические нормы произношения форм некоторых глаголов.




142.

Правописание безударных личных окончаний глаголов(решение частных задач). Учеб., с. 96–97. РТ, № 123–125.

1

Писать личные окончания глаголов, используя алгоритм определения спряжения глаголов, и обосновывать правильность написанных окончаний.Соблюдать орфоэпические нормы произношения форм некоторых глаголов.




143.

Правописание безударных личных окончаний глаголов(решение частных задач). Учебник, с. 98–99. Рабочая тетрадь, № 126–128.

1

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола




144.

Правописание безударных личных окончаний глаголов(решение частных задач). Учеб., с. 100. РТ, № 129–131.

1

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола





145.

Контрольный диктант № 9по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»(контроль и учет знаний).

1

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм




146.

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов (коррекция знаний, рефлексия и оценивание способа действия). Учеб., с. 101. РТ, № 132–133.

1

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола





147.

Возвратные глаголы (общее представление)(освоение нового материала).Учеб., с. 102–103. РТ, № 134–135.

1

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.




148.

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени (освоение нового материала). Учеб., с. 104–106. РТ, № 136–138.

1

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени




149.

Упражнение в правописании безударных окончаний,-тся и -тьсяв возвратных глаголах (освоение нового материала). Учеб., с. 106–108. РТ, № 139–140.

1

Различать возвратные глаголы в неопределённой форме и возвратные глаголы 3-го лица единственного и множественного числа и правильно их записывать. Правильнопроизносить и писать возвратные глаголы.Образовыватьот неопределённой формы возвратных глаголов глаголы настоящего и будущего времени иобосновыватьнаписание их личных окончаний.




150.

Правописание глаголов в прошедшем времени(освоение нового материала). Учеб., с. 109–110. РТ, № 141–143.

1

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.




151.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени (освоение нового материала). Учеб., с. 111–112. РТ, № 144–146.

1

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частиц.




152.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Р./р. Составление текста на спортивную тему (освоение нового материала, развитие речи). Учеб., с. 113–114. РТ, № 147–149.

1

Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности.




153.

Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи (обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 115–116. РТ, № 150–152.

1

Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.




154.

Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола (обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 117–118. РТ, № 153–155.

1

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.




155.

Р./р. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану(развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 119, упр. 253. РТ, № 156.

1

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное




156.

Проверочная работа № 3по теме «Глагол» (контроль и учет знаний). Учеб., 120. РТ, № 157–159.

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику





Повторение (14 ч)

157.

Итоговый контрольный диктант № 10 (контроль и учет знаний).

1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.




158.

Работа над ошибками. Язык и речь (коррекция знаний, рефлексия и оценивание способа действия). Учеб., с. 121–122. РТ № 160.


Анализировать высказывание о языке и речи, осознавать значение языка в речи.Применять свои знания для выполнения заданий.Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.




159.

Текст. Типы текстов.

Контрольное списывание.(обобщение и систематизация знаний).Учеб., с. 122–123. РТ, № 161.

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.




160

Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения (обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 124–125. РТ, № 162–163.

1

Разбирать предложение по членам.Воспроизводить знания о предложении и словосочетании.Различать предложение и словосочетание,выделятьоснову предложения и словосочетания.Определятьроль главных и второстепенных членов предложения.Отличать предложения сложные от простых, сложные от простых с однородными членами. Ставить знаки препинания в конце предложения и внутри (в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов, в предложениях с обращениями).




161.

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения (обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 126–127. РТ, № 164–166.

1

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.Различатьпредложения по цели высказывания и интонации и составлять такие предложения.Разбирать предложение по членам предложения.Различать распространённые и нераспространённые предложения.Составлять предложения по заданной модели.




162.

Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»(обобщение и систематизация знаний, развитие речи). Учеб., с. 128–129. РТ, № 167.

1

Воспроизводить знания о слове и его лексическом значении..Определять различие в употреблении слов в разных стилях речи, находить изобразительно-выразительные средства языка в пейзажной зарисовке, анализировать языковые средства текста.Сопоставлять впечатления, высказанные в тексте учебника о картине И. И. Шишкина «Рожь» со своими впечатлениями, составлять свой текст по этой картине на заданную тему.




163.

Значимые части слова. Словообразование(обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 130–132. РТ, № 168.

1

Воспроизводить знания о составе слова. Определять значение каждой значимой части в слове, различать значимые части в слове с обоснованием своего ответа. Определять последовательность действий при нахождении в слове значимых частей (корня, приставки, суффикса и окончания). Различать однокоренные слова от форм слова, слов с омонимичными корнями, слов-синонимов. Подбирать слова с заданным составом и сложные слова.




164.

Правописание гласных и согласных в корне слов(обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 132–134. РТ, № 169.

1

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.




165.

Части речи. Морфологические признаки частей речи (обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 135–137. РТ, № 170–173.-

1

Воспроизводить знания о частях речи и их признаках.Распознавать изученные части речи и их признаки с обоснованием своего ответа.Находить сходство и различия в признаках частей речи и их частнограмматических категорий (например, в падежных формах имён существительных, имён прилагательных, местоимениях; в формах рода, в способах изменения и др.).




166.

Части речи. Морфологические признаки частей речи(обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 137–139. РТ, № 174–176.

1

Приводить примеры изученных частей речи и их форм.Разбирать заданное слово какчасть речи с помощью памятки и без неё. Правильно употреблять изученные части речи и их формы при составлении и записи текстов, орфографически правильно писать слова изученных частей речи.




167.

Р./р. Краткое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану (развитие речи, применение знаний на практике). Учеб., с. 140. РТ, № 177.

1

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова.




168.

Части речи. Морфологические признаки частей речи(обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 141–142. РТ, № 178–179.

1

Воспроизводить знания о частях речи и их признаках.Распознавать изученные части речи и их признаки с обоснованием своего ответа.Находить сходство и различия в признаках частей речи и их частнограмматических категорий (например, в падежных формах имён существительных, имён прилагательных, местоимениях; в формах рода, в способах изменения и др.).




169.

Части речи. Морфологические признаки частей речи(обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 142–143. РТ, № 180–181.

1

Приводить примеры изученных частей речи и их форм.Разбирать заданное слово какчасть речи с помощью памятки и без неё. Правильно употреблять изученные части речи и их формы при составлении и записи текстов, орфографически правильно писать слова изученных частей речи.




170.

Звуко-буквенный и звуковой разбор слов(обобщение и систематизация знаний). Учеб., с. 143–145. РТ, № 181–182.

1

Воспроизводить знания о звуках и буквах русского языка, о гласных и согласных звуках и их обозначении на письме. Различать звуки и давать им характеристику. Воспроизводить представление о сжатом изложении и способах сжатия текста, составлять сжатое устное изложение данного текста.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку

Автор: Балашова Екатерина Федоровна

Дата: 20.09.2018

Номер свидетельства: 478346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа русский язык "школа России" 1-4"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia_proghramma_russkii_iazyk_shkola_rossii_1_4"
    ["file_id"] => string(6) "369096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481613754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа. «Русский язык, 10 класс (базовый уровень)»"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_10_klass_bazovyi_uroven"
    ["file_id"] => string(6) "487380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543129794"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа "Русский язык""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_2"
    ["file_id"] => string(6) "570239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610788373"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс."
    ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass"
    ["file_id"] => string(6) "608875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1654370168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства