Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Развитию речи" 1 класс (индивидуальное обучение) ФГОС с умственной отсталостью»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Кировградская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
Индивидуальная рабочая программа
Предметная область: «Язык и речевая практика»
«Речевая практика»
для обучающегося
1 «А» класса
Составитель: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
2019 – 2020 год
Структура рабочей программы учебного предмета «Речевая практика»:
Пояснительная записка
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуального обучения составлена для обучающегося 1 «А» класса по предмету «Речевая практика» на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Речевая практика- является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Основная цель: - развитие речевой коммуникации обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
- формировать у обучающегося общеречевые навыки;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов;
-постоянное повышение речевой мотивации учащегося;
- одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого и полного освещения темы;
- организация связных высказываний школьников.
Учебно- методический комплект, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ:
С.В. Комарова «Устная речь» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2014 г.
С.В. Комарова Т.М. Головкина С.В. Саакян «Устная речь» рабочая тетрадь пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2014 г.
Программа имеет практико - ориентировочную направленность. Основной формой организации деятельности на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Также на уроках используются следующие методы: упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа в соответствии с ФГОС и учебным планом
1класс – 33 учебные недели (0,5 часа в неделю) 16,5 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение предмета «Речевая практика» направленно на получение следующих личностных результатов:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;
3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения».
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Формирования базовых учебных действий
Коммуникативные учебные действия
обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия
обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия
представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающегося.
- вступать в контакт и работать учитель−ученик;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Система оценки достижения планируемых результатов
В I классе в течение учебного года отметки обучающемуся не выставляются. Результат продвижения определяется на основе анализа (1 раз в триместр).
Предметные результаты связаны с овладением обучающегося содержанием данной общеобразовательной области и характеризуют его достижения в усвоении знаний и умений, а также способность применять их в своей практической деятельности. Данные персонального мониторинга учитель обобщает в сводной таблице. В ходе мониторинга своевременно выявляются трудности конкретного обучающегося, испытываемые им в учебной деятельности, и намечается (разрабатывается) коррекционная работа.
В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить степень самостоятельности обучающегося при выполнении учебных заданий и качество усвоения им того или иного умения.
5уровень - обучающийся выполняет задание после первичной инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается.
4уровень - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь.
3 уровень - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2-3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками.
2 уровень - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь использует с трудом, с ошибками.
1 уровень - обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание, либо вообще не принимает помощь. (Приложение 1).
Содержание учебного предмета
Разделы и темы программного
материала
1. Давайте познакомимся.
2. Школьные принадлежности и игрушки.
3. Играем в сказку.
4. Я и мои друзья.
5. Я верю в чудеса.
6. Перед сном.
7. Утро вечера мудренее.
8. Помощники.
9. Зима.
Итого:
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителях. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений, обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса по теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование
№п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Планируемые результаты
Дата
Предметные знания
БУД
1
Давайте познакомимся. Игра «Наши имена».
Знакомство учеников друг с другом и с учителем.
Составление каждым учеником предложения по образцу, данному учителем.
Игра «Наши имена».
Моделирование мини-диалогов между учителем и учеником на основе изображенных ситуаций, придумывание имен для героев картинок.
Учащиеся учатся: отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
строить ответные реплики в типовом диалоге «Знакомство»;
Познакомятся с одним из правил участия в диалоге: приветливо смотреть на собеседника во время беседы;
запомнят имена одноклассников и учителей.
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, одноклассника, друга.
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
2
Давайте познакомимся. Игра «Приветствие».
Игра «Приветствие».
Прослушивание песни из мультфильма «Крошка Енот».
Тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица по отношению друг к другу.
3
Знакомство во дворе. Конструирование реплик.
Выделяют основные элементы ситуации по вопросам учителя: место действия, настроение героев, их взаимоотношения.
Читают имена героев картинки в условно-графической записи, конструируют реплики по теме.
Учащиеся переносят полученные знания о ситуации «Знакомство» в новые условия;
учатся инициировать диалог;
расширяют представления о правилах поведения при знакомстве.
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе, о правилах поведения при знакомстве.
4
Русская народная сказка «Теремок».
Инсценировка.
Разучивают чистоговорку «Стоит в поле теремок…»
Выкладывают изображения животных на парте после ответа на вопрос учителя.
Коллективно рассказывают окончание сказки.
Ролевая игра-хоровод по сюжету сказки с использованием элементов костюмов.
Рассказывают сказки с опорой на предметные картинки.
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма.
Репетиция и инсценировка сказки.
Знакомятся с русской народной сказкой «Теремок»;
развивают интонационные и жестово-мимические умения в процессе инсценировки сказки;
формируются представления о поведении в ситуации знакомства.
Слушать и понимать инструкцию к заданию;
вступать в контакт и работать в коллективе
5
Знакомство в гостях. Моделирование диалогов.
Учащиеся определяют по картинкам места, где находятся герои, обсуждают их настроение, события.
Моделируют содержание прочитанного учителем рассказа.
Обучаются правилам этикета при знакомстве со взрослыми в гостях.
Обобщение и расширение представлений о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими людьми;
знакомство первоклассников с понятием «познакомить кого-то с кем-то»;
закрепляются правила поведения при знакомстве со старшим по возрасту героем.
Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы, уточнять непонятное);
слушать и понимать речь других.
6
Знакомство в гостях. Правила этикета.
Первоклассники закрепляют основное содержание темы: познакомить с гостем, представиться гостю, жесты приветствия и радушия, приветственные фразы.
Ролевая игра «Кукла встречает гостей».
7
Покупка школьных принадлежностей.
Отгадывают загадки на тему: «Школьные принадлежности».
Рассматривают предметные картинки, подбирают прилагательные, характеризующие данные предметы, составляют словосочетения по вопросам учителя.
Игра «Еще какой (ой)?».
Конструируют диалоги между продавцом и покупателями.
Учащиеся обогащают лексический запас словами, называющими школьные вещи, их основные признаки и действия с ними.
Учатся строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина.
Знакомятся с основными правилами поведения в магазине.
Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Проигрывают ситуации покупки школьных принадлежностей с использованием игровых атрибутов.
Участвуют в играх «Магазин «Школьник», «Отгадай мою по развивают фразовую и разговорно-диалогическую речь. Учатся беречь книги, делают закладки.
9
В магазине игрушек
Игра «Отгадай мою игрушку».
Составляют предложения об игрушках, изображенных на картинках по образцу, данному учителем.
Конструируют возможные диалоги между продавцом и покупателем в магазине «Игрушки».
Разучивают стихотворение А.Л. Барто «Я люблю свою лошадку».
Составляют предложения о том, как можно играть с игрушками, купленными в магазине.
Учащиеся обогащают лексический запас словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними;
перенося т полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия;
совершенствуют умение разворачивать диалог.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
Уметь работать в паре.
10
В магазине игрушек, моделирование ситуаций.
Учатся строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина. Основные правила поведения в магазине (обращаться к продавцу чётко, достаточно громко, доброжелательно смотреть на продавца, можно использовать указательный жест).
11
Я и мои товарищи. Формы приветствия и прощания.
Учащиеся знакомятся с понятием «товарищ», применяют слово в различных ситуациях. Участвуют в игровой ситуации в роли адресата реплик и в роли инициатора диалога.
Обсуждение стихов А.Барто «Требуется друг», «Защитник».
Формирование у детей правильного отношения к окружающим людям;
учатся выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
Воспитывать способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества (коллективизма), умения быть внимательным к окружающим людям, умение думать о других.
12
Что такое дружба?
Волшебные слова.
Дети усваивают понятия "дружба", "друг", "правила дружбы".
Игровое упражнение «Найди себе подобного».
Стих-е «Дружба».
Викторина «Кто с кем дружит?»
Дидактическая игра «Назови волшебные слова».
Развивается разговорная речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
Формирование в сознании детей понятия «вежливость». Формирование умения давать оценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
Воспитывать доброту, отзывчивость;
Формировать у детей нравственные представления о вежливости. Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными.
Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы, уточнять непонятное).
13
Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Прослушивание и инсценировка.
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией).
Разучивание чистоговорки.
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма).
Развивают интонационные и жестово-мимические умения в процессе инсценировки сказки;
формируются представления о поведении в заданной ситуации.
Первоклассники учатся договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
14
Готовимся к празднику
«Новый год». Разучивание стихов.
Разучивают новогодние стихотворения по выбору учителя. Отвечают на вопросы в беседе и инициируют общение. Составление диалогов по сюжетным картинкам.
Учащиеся расширят знания в области новогоднего праздника, узнают, когда отмечается Новый год, основные традиции Нового года.
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
15
Новогодние поздравления и подарки.
Проигрывание возможных диалогов знакомства с Дедом Морозом, разучивают стихи и песни.
Составление новогоднего поздравления. Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.
Учащиеся учатся практически использовать правила этикета.
16
Составление рассказа «Как я встретил Новый год».
Составление рассказа по опорному плану.
Выполнение заданий на развитие жестово-мимической и интонационной выразительности.
Первоклассники учатся строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план.
Создание возможности каждому ученику самовыразиться. Развивать воображение, творческие способности.
17
Зимняя погода.
Участие в дидактических играх «Когда это бывает?», «Безопасность зимой».
Разгадывание кроссворда.
Знать особенности зимней погоды. Уметь ориентироваться в выборе одежды в соответствии с погодой.
Развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе, логическое мышление, память, речь, воображение.
Отличать верно выполненное задание от неверного.
18
Зимняя одежда, обувь.
Называние предметных картинок с изображениями зимней одежды.
Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» с использованием куклы и набора зимней одежды для нее.
Описание зимней одежды детей по данному плану. Построение предложения, выражающего просьбу подать тот или иной предмет одежды.
Формирование навыков взаимопомощи. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за обувью и одеждой.
Называние предметных картинок с изображениями зимней обуви.
Тренировочные упражнения в произнесении реплике интонацией просьбы. Отрывок из стих-я В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?».
Употребление слов «спасибо», «пожалуйста».
19
Зимняя прогулка. Моделирование диалогов.
Разучивание чистоговорки.
Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке).
Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу.
Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией.
Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения.
Просмотр и обсуждение м/ф
«Советы тетушки Совы».
Понятие «Хозяйственный инвентарь».
Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей.
Дети усваивают понятия «трудолюбие», «ответственность за порученное дело», «уважение к труду человека».
Формирование навыков взаимопомощи.
Уметь применять полученные знания на практике.
23
Колыбельные песни.
Прослушивают и по вопросам учителя анализируют музыкальный материал:
«Спят усталые игрушки” – А. Островский
“Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка”
Е. Крылатов
“Сонная песенка” Р. Паулс
Учащиеся знакомятся с жанром колыбельной песни.
Развитие музыкального слуха;
музыкальной памяти;
чувства ритма.
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
24
Перед сном. Стихотворение С.Я Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Разучивание чистоговорки. Проигрывание эпизодов из сказки «Сказка о глупом мышонке» с привлечением внимания учащихся к авторской лексике. Разучивание колыбельной песни. Устные отчеты о выполняемых действиях. Составление предложений по картинкам.
Учащиеся знакомятся с творчеством С.Я. Маршака.
Расширяют активный словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов.
25
Постельные принадлежности.
Составление предложений по серии сюжетных картинок. Просмотр отрывка из м\ф «Мойдодыр».
Учащиеся узнают виды и назначение постельных принадлежностей,
продолжают формировать умение отвечать на вопросы учителя.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну).
Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном.
Первоклассники учатся выбирать интонацию и силу голоса для пожелания перед сном,
активизируют в словарном запасе выражения, традиционные в ситуации перед сном.
Уметь применять полученные знания на практике.
27
Гигиена перед сном.
Разучивание пословиц о чистоте.
Первоклассники рассматривают и обсуждают плакаты о ЗОЖ.
Проговаривают правила личной гигиены перед сном.
У учащихся формируются представления о возможности саморегулирования собственного здоровья.
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
28
Составление рассказа «Как я ложусь спать».
Разучивание чистоговорки.
Дети составляют предложения на тему «Перед сном» по условно-графическим схемам.
Составление рассказа «Диалог ребёнка и мамы перед сном» (в данной ситуации общение должно быть тихим, спокойным).
Ученики учатся применять полученные знания на практике,
обогащают словарный запас по изучаемой теме.
29
Доброе утро! Интонация и сила голоса.
Дети рассматривают картинки к уроку. Игра «С добрым утром» (последовательность картинок). Тренировочные упражнения в произнесении реплик с разной интонацией.
Учащиеся учатся выбирать интонацию и силу голоса в зависимости от ситуации.
30
Режим дня школьника.
Учащиеся прослушивают стих-е С. Михалкова «Про Мимозу», составляют диалоги с опорой на картинки по заданной ситуации. Знакомятся с режимом дня школьника, с последовательностью событий дня.
Игра «Живые загадки».
Составление памятки.
Учащиеся учатся строить повествовательные и вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы, разговаривать спокойным тоном; знать и соблюдать режим дня.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
31
Приветствие друзей. Конструирование реплик.
Слушание и отраженное воспроизведение чистоговорки.
Правильное расположение картинок по порядку.
Составление рассказа по картинкам. Моделирование ситуаций.
Учащиеся развивают речь и логическое мышление; обогащают активный словарь.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
32
Поделись улыбкою своей. Составление рассказов из личного опыта.
Учащиеся под руководством учителя концентрируют внимание на тех качествах характера, которыми должен обладать друг; учатся выбирать интонацию и силу голоса для приветствия и прощания в зависимости от ситуации.
Учащиеся учатся строить повествовательные и вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы.
33
Сказка «Заячья избушка». Чтение по ролям. Инсценировка.
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки).
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации).
Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма.
Инсценирование сказки.
Обобщающая беседа
Развивают интонационные и жестово-мимические умения в процессе инсценировки сказки;
формируются представления о поведении в заданной ситуации.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
Летние каникулы.
Учащиеся располагают по порядку предметные картинки (летней тематики).
Загадка-кроссворд на тему «Дружба».
Моделирование ситуаций с использованием диалогов.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Дети учатся видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства:
- ноутбук
Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки);
- скороговорки, считалки.
Учебно - методический комплект, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ:
1 класс. С.В. Комарова «Устная речь» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2014 г.
С.В. Комарова Т.М. Головкина С.В. Саакян «Устная речь» рабочая тетрадь пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2014 г.
Мониторинг по предмету «Речевая практика» 20…/ 20… учебный год
Ф.И.
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план