1. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2014.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
• принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Правописание безударных падежных окончаний во множественном числе.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам. Правописание падежных окончаний. Склонение имен прилагательных мужского, женского, среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Повторение и углубление представлений о личных местоимениях. Изменение по падежам. Правописание.
Повторение и углубление представлений о глаголе как о части речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение. Изменение глаголов. Лицо и число глагола. 1 и 2 спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями, глаголов в прошедшем времени.
Но-мер уро-ка | Дата | Наименование разделов, тем отдельных уроков | Кол-во ча-сов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
по пла-ну | Фак-ти-чес-ки |
Раздел. Наша речь и наш язык (1 ч) |
1. | | | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык | 1 | Анализировать высказывания о русском языке. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. |
Раздел. Текст (3 ч) |
2. | | | Текст. План текста | 1 | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы |
3. | | | Р.р. Подробное изложение текста «Первая вахта» | 1 | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного |
4. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в изложении |
Раздел. Предложение (3 ч) |
5. | | | Виды предложений по цели высказывания и интонации | 1 | Составлять из каждой группы слов предложение. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации |
6. | | | Диалог. Обращение | 1 | Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением и диалогом Выделять обращения на письме |
7. | | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения Тест «Слово, предложение, текст» | 1 | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения |
Раздел. Словосочетание (2 ч) |
8. | | | Что такое словосочетание? | 1 | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения |
9. | | | Входной контрольный диктант №1 | 1 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Раздел. Однородные члены предложения (5 ч) |
10. | | | Работа над ошибками. Однородные члены предложения | 1 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами |
11. | | | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов | 1 | Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение |
12. | | | Запятая между однородными членами, соединенными союзами Тест «Однородные члены предложения» | 1 | Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами |
13. | | | Р.р. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» | 1 | Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану |
14. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в сочинении |
Раздел. Простые и сложные предложения (3 ч) |
15. | | | Как отличить сложное предложение от простого предложения? | 1 | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы |
16. | | | Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? | 1 | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного |
17. | | | Наши проекты «Похвальное слово знакам препинания» | 1 | Работать с дополнительной литературой, обобщать знания о знаках препинания в русском языке |
Раздел. Лексическое значение слова (4 ч) |
18. | | | Слово и его лексическое значение | 1 | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи |
19. | | | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | 1 | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове |
20. | | | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи |
21. | | | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах | 1 | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму |
Раздел. Состав слова (10 ч) |
22. | | | Состав слова. Значимые части слова | 1 | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. |
23. | | | Состав слова. Однокоренные слова | 1 | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи |
24. | | | Р. р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | 1 | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного |
25. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в сочинении |
26. | | | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | 1 | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи |
27. | | | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов | 1 | Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи |
28. | | | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах | 1 | Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи |
29. | | | Упражнение в написании приставок и суффиксов | 1 | Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи |
30. | | | Разделительные ъ и ь | 1 | Упражняются в правописании слов с разделительными ь и ъ знаками |
31. | | | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе Тест «Состав слова» | 1 | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов |
Раздел. Части речи (7 ч) |
32. | | | Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи | 1 | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи |
33. | | | Грамматические признаки частей речи | 1 | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи |
34. | | | Р. р. Сочинение – отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 | Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника |
35. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в сочинении |
36. | | | Наречие как часть речи | 1 | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте |
37. | | | Контрольный диктант № 2 по теме «Части речи» | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации |
38. | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме Тест «Части речи» | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в диктанте Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи |
Раздел. Изменение по падежам имен существительных (8 ч) |
39. | | | Распознавание падежей имён существительных | 1 | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам |
40. | | | Признаки падежных форм имен существительных | 1 | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах |
41 | | | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных | 1 | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим. Различать именительный родительный и винительный падежи |
42. | | | Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных | 1 | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой |
43. | | | Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных | 1 | Различать предложный падеж |
44. | | | Как определить падеж неизменяемых имен существительных | 1 | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных |
45. | | | Р. р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | 1 | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного |
46 | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в изложении |
Раздел. Три склонения имен существительных (4 ч) |
47. | | | Три склонения имен существительных 1-е склонение имен существительных | 1 | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения |
48. | | | 2-е склонение имен существительных | 1 | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Классифицировать имена существительные по склонениям |
49. | | | 3-е склонение имен существительных | 1 |
Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям
|
50. | | | Контрольный диктант № 3 по теме «Склонение имен существительных» | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Раздел. Склонение и правописание окончаний имен существительных в единственном числе (18 ч) |
51. | | | Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. | 1 | Устанавливать наличие в именах Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений |
52. | | | Именительный и винительный падежи | 1 | Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах |
53. | | | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | 1 | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. |
54. | | | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | 1 | Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения |
55. | | | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
56. | | | Р.р. Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» | 1 | Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» |
57. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в сочинении |
58. | | | Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах | 1 | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. Доказывать, что окончание написано правильно |
59. | | | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц |
60. | | | Контрольное списывание | 1 | Списывать текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
61. | | | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и |
62. | | | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 | Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа |
63. | | | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Указывать падеж и склонение имён существительных |
64. | | | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом |
65. | | | Контрольный диктант № 4 за первое полугодие | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
66. | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме Тест «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе. Определять склонение имён существительных |
67. | | | Р.р. Сочинение по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница» | 1 | Составлять описательный текст по репродукции картины |
68. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в сочинении |
Раздел. Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (7 ч) |
69. | | | Множественное число имен существительных | 1 | Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе. Определять склонение имён существительных |
70. | | | Именительный падеж имен существительных множественного числа | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять границы предложений |
71. | | | Родительный падеж имен существительных множественного числа | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
72. | | | Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
73. | | | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки |
74. | | | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний» | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
75. | | | Работа над ошибками. Наши проекты «Говорите правильно!» | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в диктанте. Учиться работать с дополнительными литературными источниками, выбирать нужную информацию. Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже |
Раздел. Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (4 ч) |
76. | | | Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные | 1 | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов |
77. | | | Род и число имен прилагательных | 1 | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» |
78. | | | Р.р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | 1 | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. |
79. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в изложении |
Раздел. Склонение имен прилагательных (1 ч) |
80. | | | Падеж имени прилагательного | 1 | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). |
Раздел. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (25 ч) |
81. | | | Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице |
82. | | | Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже проверять правильность написанного |
83. | | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного |
84. | | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного |
85. | | | Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах
| 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного |
86. | | | Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в винительном и родительном падежах, проверять правильность написанного |
87. | | | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного |
88. | | | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» |
89. | | | Р. р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | 1 | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. |
90. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в изложении |
91. | | | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
92. | | | Работа над ошибками. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в диктанте. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль |
93. | | | Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице |
94. | | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного |
95. | | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного |
96. | | | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах, проверять правильность написанного |
97. | | | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода проверять правильность написанного. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
98. | | | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. |
99. | | | Р. р. Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости» | 1 | Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам |
100. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в сочинении |
101. | | | Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями |
102. | | | Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями |
103. | | | Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. |
104. | | | Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных Тест «Имя прилагательное» | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа |
105. | | | Проверочная работа по теме «Падежные окончания имен прилагательных и имен существительных в единственном и во множественном числе» | 1 | Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. |
Раздел. Местоимение (9 ч) |
106. | | | Роль местоимений в речи | 1 | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений |
107. | | | Роль местоимений в речи | 1 | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений |
108. | | | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами | 1 | Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. |
109. | | | Р. р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | 1 | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. |
110. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в изложении |
111. | | | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями | 1 | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. |
112. | | | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями | 1 | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. |
113. | | | Контрольный диктант №7 по теме «Изменение личных местоимений по падежам» | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
114. | | | Анализ диктанта. Обобщение знаний по теме Тест «Местоимение» | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в диктанте. |
Раздел. Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (2 ч) |
115. | | | Роль глаголов в языке | 1 | Различать глаголы среди других слов в тексте |
116. | | | Изменение глаголов по временам | 1 | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении) |
Раздел. Неопределенная форма глагола (5 ч) |
117. | | | Неопределенная форма глагола | 1 | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) |
118. | | | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами | 1 | Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола |
119. | | | Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | 1 | Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. |
120. | | | Р. р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно со-ставленному плану | 1 | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств |
121. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в изложении |
Раздел. Спряжение глаголов (4 ч) |
122. | | | Спряжение глаголов | 1 | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) |
123. | | | Распознавание лица и числа глаголов | 1 | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. |
124. | | | Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени |
125. | | | Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами | 1 | Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени |
Раздел. I и II спряжения глаголов (3 ч) |
126. | | | I и II спряжения глаголов | 1 | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. |
127. | | | Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения | 1 | Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» |
128. | | | Наши проекты. «Пословицы и поговорки» | 1 | Работать с дополнительными литературными источниками; познакомиться со словарями и сборниками пословиц и поговорок |
Раздел. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (7 ч) |
129. | | | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени | 1 | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола |
130. | | | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов | 1 | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола |
131. | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола |
132. | | | Р.р. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины |
133. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в сочинении |
134. | | | Контрольный диктант №8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
135. | | | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола |
Раздел. Правописание возвратных глаголов (3 ч) |
136. | | | Возвратные глаголы | 1 | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
137. | | | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
138. | | | Упражнение в правописании Безударных окончаний, -тся и -ться в возвратных глаголах | 1 | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
Раздел. Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч) |
139. | | | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
140. | | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы |
141. | | | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | 1 | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы |
Раздел. Обобщение по теме «Глагол» (5 ч) |
142. | | | Р. р. Контрольное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств
|
143. | | | Редактирование текста | 1 | Исправлять ошибки, допущенные в изложении |
144. | | | Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи Тест «Глагол» | 1 | Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов |
145. | | | Контрольное списывание | 1 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки |
146. | | | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 | Проверка знаний соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Повторение (6 ч) |
147. | | | Итоговый контрольный диктант №9 за год | 1 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
148. | | | Работа над ошибками Язык. Речь. Текст | 1 | Применить свои знания для выполнения заданий Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. |
149. | | | Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения | 1 | Находить однородные члены предложения |
150. | | | Слово и его лексическое значение. Значимые части слова. Словообразование | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах |
151. | | | Правописание гласных и согласных в корне слов | 1 | Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
152. | | | Части речи. Морфологические признаки частей речи Тест «Повторение и систематизация знаний» | 1 | Систематизировать знания об изученных частях речи. Систематизировать изученные знания о правописании слов. |
153. | | | Игра «По галактике Частей Речи» | 1 | Применять полученные знания при решении нестандартных задач |