Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к УМК "Щкола России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к УМК "Щкола России"
Рабочая программа составлена по УМК "Школа России" Она сокращена по рекомендации администрации школы. Включает все самые существенные пункты и удобна для работы педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к УМК "Щкола России"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.П.Филькова с.Сластуха
Рассмотрено
Руководитель МО
_____________/________
ФИО
Протокол № ___
от «__»____________20___г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/__________
ФИО
«__»____________20___г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ с.Сластуха
_____________/__________
ФИО
Приказ № ___ от «__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 4 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ____
от «__»_______201_ г.
Составитель :
Фролова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
1 категории
2018-2019 учебный год
Содержание :
1.Пояснтельная записка стр. 3-6
2.Учебно-тематический план стр. 7
3.Календарно-тематическое планирование стр.8-11
4.Материально-техническое обеспечение стр.12
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатах начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, авторской программы А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.) К учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч.. М.: «Просвещение», 2016г
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса:
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе,
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей,
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («неудовлетворительно») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
2. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1
Земля и человечество
9
2
Природа России
10
3
Родной край – часть большой страны
15
4
Страницы всемирной истории
5
5
Страницы истории России
20
6
Современная Россия
9
Итого:
68
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
ДАТА
Тема
Кол-во часов
Корректировка
План
Факт
Земля и человечество (9ч)
1
3.09
Мир глазами астронома.
1
2
7.09
Планеты Солнечной системы.
1
3
10.09
Звездное небо – Великая книга Природы.
1
4
14.09
Мир глазами географа
1
5
17.09
Мир глазами историка.
1
6
21.09
Когда и где?
1
7
24.09
Мир глазами эколога.
1
8
28.09
Сокровища Земли под охраной человечества.
1
9
1.10
Сокровища Земли под охраной человечества.
1
10
5.10
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» Равнины и горы России
1
Природа России (10ч.)
11
8.10
Моря, озера и реки России
1
12
12.10
Природные зоны России
1
13
15.10
Зона арктических пустынь.
1
14
19.10
Тундра.
1
15
22.10
Леса России.
1
16
26.10
Лес и человек.
1
17
5.11
Зона степей.
1
18
9.11
Пустыни.
1
19
12.11
У Черного моря.
1
20
16.11
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»
1
Родной край – часть большой страны (15ч)
21
19.11
Наш край
1
22
23.11
Поверхность нашего края.
1
23
26.11
Поверхность нашего края. (Экскурсия)
1
24
30.11
Водные богатства нашего края
1
25
3.12
Наши подземные богатства.
1
26
7.12
Земля-кормилица.
1
27
10.12
Экскурсия в лес и на луг
1
28
14.12
Жизнь леса.
1
29
17.12
Жизнь луга.
1
30
21.12
Жизнь пресного водоема.
1
31
24.12
Экскурсия к водоему
1
32
28.12
Растениеводство в нашем крае.
1
33
11.01
Животноводство в нашем крае.
1
34
14.01
Наши проекты
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»
1
Страницы всемирной истории (5 ч)
35
18.01
Начало истории человечества
1
36
21.01
Мир древности: далекий и близкий
1
37
25.01
Средние века: время рыцарей и замков
1
38
28.01
Новое время: встреча Европы и Америки
1
39
1.02
Новейшее время: история продолжается сегодня
1
Страницы истории России (20 ч)
40
4.02
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян
1
41
8.02
Во времена Древней Руси
1
42
11.02
Страна городов
1
43
15.02
Из книжкиной сокровищницы Древней Руси
1
44
18.02
Трудные времена на Русской земле
1
45
22.02
Русь расправляет крылья
1
46
25.02
Куликовская битва
1
47
4.03
Иван III
1
48
11.03
Мастера печатных дел
1
49
15.03
Патриоты России
1
50
18.03
Петр Великий
1
51
22.03
Михаил Васильевич Ломоносов
1
52
1.04
Екатерина Великая
1
53
5.04
Отечественная война 1812 года
1
54
8.04
Страницы истории XIX века
1
55
12.04
Россия вступает в XX век
1
56
15.04
Страницы истории 20–30-х годов
1
57
19.04
Великая Отечественная война и Великая Победа
1
58
22.04
Страна, открывшая путь в космос
1
59
26.04
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Страницы истории отечества»
1
---------
Современная Россия(9 ч)
60
29.04
Основной закон России и права человека
1
61
3.05
Мы- граждане России
1
62
6.05
Славные символы России
1
63
10.05
Такие разные праздники
1
64
13.05
Путешествие по России
1
65
17.05
Путешествие по России
1
66
20.05
Путешествие по России
1
67
24.05
Наши проекты
1
68
24.05
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»
1
4. УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
п/п
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
Анащенкова С.В.
Сборник рабочих программ «Школа России»
1-4 классы
2011
Москва «Просвещение»
2
А.А.Плешаков
Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
2016
Москва «Просвещение»
3
А.А.Плешаков
Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2
2016
Москва «Просвещение»
4
А.А.Плешаков
Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова
5
Т.Н.Максимова
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс