МОБУ СОШ № 20 имени Е.А. Красильникова МО Кореновский район
Рабочая программа предмету «Кубановедение»
АООП НОО обучающихся с ЗПР ( вариант 7.2) в 4 классе
Составила Рогатина Наталья Юрьевна
Пояснительная записка.
Программа отражает содержание обучения предмету «Кубановедение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно- тематическом планировании.
В соответствии с федеральным учебным планом для ОО на изучение кубановедения по АООП НООобучающихся с ЗПР ( вариант 7.2) в 4 классе отводится 34 часа (1час в неделю). Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю), в соответствии в учебным планом ОУ по индивидуальному обучению на дому, вариант 7.2.
Данная рабочая программа составлена и ориентирована на индивидуальное обучение на дому с учетом особенностей здоровья и психических процессов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР АООП НОО
Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам обучающихся, освоивших АООП НОО. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
являться основой для разработки АООП НОО образовательными организациями;
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО.
В соответствии с дифференцированным и деятельностным подходами содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебнопрактические задачи, а также задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО, включат освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
учащиеся должны знать/понимать
природные зоны Краснодарского края;
различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности;
природные богатства родного края и их использование человеком;
символику Краснодарского края;
органы местного самоуправления;
даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
достопримечательности края, своего района;
наиболее важные события исторической, общественной, спортивной, культурной и православной жизни Краснодарского края;
особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
историю возникновения библиотек при храмах и монастырях;
важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
заповедники и заказники, находящиеся на территории края;
фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
учащиеся должны уметь
определять местоположение Краснодарского края на карте России;
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения;
определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);
правильно называть памятники культуры и истории края, духовные сокровища музеев;
исполнять гимн Краснодарского края.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Настоящая программа соответствует “Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению”.
Программа не предопределяет конкретные формы проведения учебных занятий, так как это личное творчество педагогов, которое они строят на основании своих возможностей и мастерства, особенностей методик, современных технологий, психолого-возрастных и личностных особенностей учащихся. Вместе с тем рекомендуем учителям использовать активные формы изучения региональной истории: экскурсии в музей, посещения археологических раскопок, встречи с известными земляками и учеными-историками, написание творческих и социальных проектов и т.д.
Вместе с тем данная программа носит рекомендательный характер, по своему усмотрению опытные учителя вполне могут авторизовывать те изменения, которые считают целесообразно внести в ее структуру.
В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1 «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
3.ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ.
№ п/п | Разделы | Авторская программа | Инд. Рабочая программа |
1 | Введение | 1 | 1 |
12 | Береги землю родимую, как мать любимую | 10 | 5 |
13 | Земля отцов – моя земля | 13 | 6 |
14 | Жизнь дана на добрые дела | 6 | 3 |
15 | Духовные истоки Кубани | 4 | 2 |
| Всего | 34 | 17 |
3. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
«Я и моя семья» | Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя Семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьёй». | 1 | Называть своё имя, имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени. Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографиями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Составлять рассказ о своей семье, назвать её членов. Описывать их. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. Характеризовать понятия «обязанность » и «увлечения». Перечислять домашние обязанности членов семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Составлять рассказ об увлечениях семьи. Характеризовать понятие «традиции». Сопоставлять семейные традиции с временем года, рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ фото или видео. Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать свой результат, оценивать каждого. |
«Береги землю родимую, как мать любимую» | Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование(нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс. известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». | 5 | Перечислять природные зоны края, описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности. Работать с картой, рассказывать о значениях заказников и заповедников. Работать с картой, уметь анализировать их роль в жизни человека, обсуждать причины загрязнения водоёмов, определять степень своего участия в охране водоёмов. Характеризовать различные виды почв, работать с картой, анализировать образцы почв, знать значение почв для человека, анализировать различные меры по охране почв принимаемые в крае. Выяснить понятия «природные богатства», анализировать их значения для человека., описывать область применения. Работать с картой. Выяснить необходимость бережного отношения человека к природным богатствам. Отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и реализовать проект, анализировать работы одноклассников. |
«Земля отцов – моя земля» | Вещественные и исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения. Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор. Проектная работа «Земля отцов – моя земля». | 6 | Исследовать и характеризовать исторические и вещественные источники. Описывать старинные архитектурные здания своего района. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства. Лепить образцы посуды. Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Анализировать и сравнивать одежу предков и современную. Находить сходства и отличия в национальных костюмах. Исследовать и характеризовать первые письменные исторические источники. Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве. Планировать и реализовать проект «Мы – дети Кубани». Работать с картой, составить рассказ о соседних районах. Рассказать об истории главного города Краснодарского края, используя различные источники. Отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и реализовать проект, анализировать работы одноклассников |
«Жизнь дана на добрые дела» | Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты- наследник земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». | 3 | Работа с «лентой времени», сравнивать школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы, и той, в которой учились наши предки. Планировать и реализовать проект «Книга Славы» Составлять рассказ о людях труда. Принять участие в устном журнале «Современные герои полей» Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», составлять рассказы о выдающихся людях Кубани. Определять цели на будущее, сопоставлять свои ответы с целями общества. Отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и реализовать проект, анализировать работы одноклассников, анализировать картину художника, высказывать своё мнение. |
«Духовные истоки Кубани» | Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя". Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи - хранители материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. | 2 | Оценивать усваиваемый материал, исходя из личностных ценностей, слушать точки зрения своих товарищей. Осуществлять поиск и выделение информации, инициативно сотрудничать в группе. Представлять свою работу, защищать свою точку зрения, оценивать работу товарища. |