kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по подготовке призеров олимпиад

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад составлена на основе   авторской программы  В.Б. Крячко, Е.Л.Пчёлкина, Т.С. Широкова   «Развитие творческого воображения и ТРИЗ»  в соответствии с учетом образовательных потребностей,  запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. 

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по подготовке призеров олимпиад»



Приложение 2

Согласовано

Зам. директора МБОУ «СОШ №18»

Энгельсского муниципального района

__________________/Н. Н. Кузьмина/


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района

__________________ / Е. Л. Слугина /

приказ №____от «___»____2018 г.











Рабочая программа по внеурочной деятельности

по подготовке призеров олимпиад

для обучающихся 3 «А» класса МБОУ «СОШ №18»

Энгельсского муниципального района

2018/2019 учебный год














составитель: О. Н. Алаторцева,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории








Пояснительная записка


    1. Рабочая программа по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад составлена на основе авторской программы В.Б. Крячко, Е.Л.Пчёлкина, Т.С. Широкова «Развитие творческого воображения и ТРИЗ» в соответствии с учетом образовательных потребностей, запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.

    2. Реализация рабочей программы по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад осуществляется в соответствии с:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. Приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357);

  • Учебным планом МБОУ «СОШ №18» на 2018-2019 учебный год.

    1. Программа по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад предназначена обучающихся 3 а класса МБОУ «СОШ №18» ЭМР Саратовской области.

    2. Программа предназначена для работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 18» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Цель работы МБОУ «СОШ № 18»: развитие интеллектуальных и творческих возможностей личности, её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости через освоение фундаментальных основ начального образования.

    1. Основная цель – создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

Задачи:

-выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

-формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

-развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

-создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

-стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

-развитие творческого и логического мышления учащихся;

Актуальность: любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Участие школьников в очных, а так же в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровней имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, для родителей, для учителей:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок», «Новые идеи», «Инфоурок» и т.п.) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат.

Новизна программа дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Дидактические принципы обучения

  1. Целенаправленное развитие каждого ребёнка. Разрешение проблемной ситуации или решение изобретательской задачи учащимися означает определённый шаг в их развитии. Главное - обеспечить «включённость» каждого школьника в обсуждение поставленной проблемы, посильное напряжение мысли всех учащихся и позитивное общение учеников между собой и с учителем.

  2. Сознательность. Необходимо осознание учащимися цели учения на каждом этапе урока не только в плане приобретения знаний, формирования умений и навыков, но и в плане их развития и воспитания.

  3. Доступность учебного материала. Учитель отбирает для урока материал допустимо высокого уровня сложности, чтобы он заставлял учащихся думать на уроке, с интересом следить за ходом мысли одноклассников и учителя, активно включаться в обсуждение предложенных проблемных ситуаций или изобретательских задач.

  4. Последовательность. Пошаговая организация обучения: необходимый объём знаний в определённой последовательности, шаг за шагом, усваиваются учащимися в соответствии с логикой построения программы и с обязательным включением его в новый материал на новом уровне.

  5. Использование межпредметных связей.

  6. Преемственность в обучении.

  7. Реализация дидактических условий обучения.
    Необходимо создать максимально комфортные условия для развития всех обучающихся посредством применения эффективных методов и приёмов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Обучение младших школьников нужно осуществлять на основе их интереса к учебной деятельности, постепенно наращивая самостоятельную активность учеников.

Методы обучения: для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

  • ослабить скрытые конфликты;

  • выработать общее решение;

  • повысить эффективность работы участников дискуссии;

  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Занятия рассчитаны на групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Занятия проводятся один раз в неделю. Всего 32 часа в год.

Прогнозируемые результаты

К концу третьего класса учащиеся должны знать:

- приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение, изменение свойств объектов),

- методы и приёмы активизации творчества (прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, метод фокальных объектов, метод снежного кома),

- методы «фантастического сложения» (бином фантазии, полином фантазии) и «фантастического вычитания» (скрытые ресурсы)

- основные понятия ТРИЗ (система, надсистема, подсистема; функция, подфункция, надфункция; прошлое, настоящее и будущее системы; идеальный конечный результат, техническое противоречие).

Учащиеся должны уметь:

- применять перечисленные выше методы и приёмы фантазирования и активизации творчества для создания собственных сюжетов,

- использовать эти методы для придумывания объектов, не существовавших ранее,

- строить фантастические гипотезы к предложенным ситуациям,

- предугадывать содержание текста по его части,

- устанавливать ассоциативные связи между объектами,

- находить несколько вариантов ответов на поставленные неоднозначные вопросы,

- анализировать предложенные ситуации с помощью системного подхода,

- вести диалог, высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию и находить мужество изменить её, если она оказалась неправильной,

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

У учащихся должны быть сформированы коммуникативные навыки, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

    1. Программа составлена на основе следующих принципов:

  1. Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

  2. Гуманизм в межличностных отношениях.

  3. Научность и интегративность.

  4. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

  5. Применение принципов развивающего обучения.

  6. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Образовательные технологии, используемые при работе с детьми:


  • Исследование

  • Учебная поисковая деятельность.

  • Проблемный метод.

  • Игра

  • Проектирование

  • Моделирование

  • Эксперимен


Учебно-тематический план


3 класс

п/п


Тематический блок

(тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)


Кол-во часов


Использование ИКТ


Использование проектной деятельности


Использование исследовательской деятельности


Развивающие игры по фантазированию

10

1

4

2

Методы и приёмы фантазирования

10

2

2

1

Система. Функция

9

2

2

2

Противоречия

3

1

1

1

Итого:

32

часа

6

часов

9

часов

6

часов

































Основное содержание тематического плана по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад


3 класс

п/п

Тематический блок, тема учебного занятия


Виды деятельности

Кол-во

часов

Развивающие игры по фантазированию


10

Фантастические гипотезы.

ИКТ

1

Подбор фантастических и реальных решений проблемных ситуаций.

Исслед. деят-ть

1

Противоречивые свойства предмета. Изменение данного предмета с целью получения нового.


1

Фантастическое вычитание.

Проект.деят-ть

1

Фантазирование при помощи заданного учителем «Бинома фантазии».


1

Построение цепочек ассоциаций

Проект.деят-ть

1

Выбор пары объектов для фантазирования из построенных цепочек ассоциаций.

Проект.деят-ть

1

Объединение двух предметов в одно целое с целью получения нового объекта, не существовавшего ранее.

Исслед. деят-ть

1

Полином фантазии.

Проект.деят-ть

1

Олимпиада № 1.


1

Методы и приёмы фантазирования


10

Приём фантазирования «Увеличение-уменьшение».

ИКТ

1

Фантазирование с помощью изменения величины объектов.

ИКТ

1

Фантазирование с помощью алгоритма фантазирования.


1

Приём фантазирования «Оживление-окаменение».

Проект.деят-ть

1

Приём фантазирования «Изменение свойств предметов». Фантазирование на тему «Если бы у человека на голове вместо волос росла трава».


1

Приём активизации творчества «Прямая аналогия».

Проект.деят-ть

1

Методы активизации творчества: «Личная аналогия», «Символическая аналогия».


1

Метод активизации творчества. Метод фокальных объектов.

Исслед. деят-ть

1

Приём фантазирования «Изменение свойств предметов». Фантазирование на тему «Если бы человек научился летать».


1

Олимпиада № 2.

Проект.деят-ть

1

Система. Функция


9

Понятия «система» и «подсистема».

ИКТ

1

Определение подсистем предложенной системы.


1

Определение подсистем предложенной системы. Назначение подсистем.

Исслед. деят-ть

1

Нахождение обязательных подсистем для данных систем. Понятие «надсистема».

Проект.деят-ть

1

Понятие «функция системы».



Обобщение знаний о надсистеме, системе, подсистеме, функции. Системный анализ.



Понятия «функция надсистемы» и «функция подсистемы».

ИКТ


Знакомство с понятиями «настоящее, прошлое и будущее системы». Игра «Системный оператор».



Системный оператор.

Проект.деят-ть


Противоречия


3

Ключевые слова технического противоречии.


1

Пара технических противоречий. Идеальный конечный результат (ИКР).

ИКТ

1

Разрешение противоречий.

Исслед. деят-ть

1
















































Календарно-тематический план по внеурочной деятельности

подготовка призеров олимпиад

3 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

По

плану

По факту

Фантастические гипотезы.

1

03.09


Подбор фантастических и реальных решений проблемных ситуаций.

1

10.09


Противоречивые свойства предмета. Изменение данного предмета с целью получения нового.

1

17.09


Фантастическое вычитание.

1

24.09


Фантазирование при помощи заданного учителем «Бинома фантазии».

1

01.10


Построение цепочек ассоциаций

1

08.10


Выбор пары объектов для фантазирования из построенных цепочек ассоциаций.

1

15.10


Объединение двух предметов в одно целое с целью получения нового объекта, не существовавшего ранее.

1

22.10


Полином фантазии.

1

12.11


Олимпиада № 1.

1

19.11


Приём фантазирования «Увеличение-уменьшение».

1

26.11


Фантазирование с помощью изменения величины объектов.

1

03.12


Фантазирование с помощью алгоритма фантазирования.

1

10.12


Приём фантазирования «Оживление-окаменение».

1

17.12


Приём фантазирования «Изменение свойств предметов».

1

24.12


Приём активизации творчества «Прямая аналогия».

1

14.01


Методы активизации творчества: «Личная аналогия», «Символическая аналогия».

1

21.01


Метод активизации творчества. Метод фокальных объектов.

1

28.01


Приём фантазирования «Изменение свойств предметов».

1

04.02


Олимпиада № 2.

1

11.02


Понятия «система» и «подсистема».

1

18.02


Определение подсистем предложенной системы.

1

25.02


Определение подсистем предложенной системы. Назначение подсистем.

1

04.03


Нахождение обязательных подсистем для данных систем. Понятие «надсистема».

1

11.03


Понятие «функция системы».

1

18.03


Обобщение знаний о надсистеме, системе, подсистеме, функции. Системный анализ.

1

08.04


Понятия «функция надсистемы» и «функция подсистемы».

1

15.04


Знакомство с понятиями «настоящее, прошлое и будущее системы». Игра «Системный оператор».

1

22.04


Системный оператор.

1

29.04


Ключевые слова технического противоречии.

1

06.05


Пара технических противоречий. Идеальный конечный результат (ИКР).

1

13.05


Разрешение противоречий.

1

20.05





Информационно - методическое обеспечение


Литература для учителя:

1. В.Б.Крячко, Т.С.Широкова. ТРИЗ и РТВ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради № 4 «Головастые – впереди!»,СПб, ООО «Лейла», 2006.

2.Дидактический материал. Приложение к книге: Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради N 3 "Мы все - головастые". В 2-х частях. 2005. - 73 детских рисунка.

3.Крячко В.Б., Широкова Т.С. Головастые – впереди! Рабочая тетрадь № 4 по элективному курсу «ТРИЗ и РТВ» - учебное пособие для учащихся 4 класса. СПб: ООО «Агентство «РДК - Принт», 2006. – 165 с.

4.Крячко В.Б., Пчёлкина Е.Л., Широкова Т.С. Программа курса «Развитие творческого воображения и ТРИЗ» 1, 2, 3, 4 классы. Сборник «Учителям о ТРИЗ», вып.6, 2008.

5.Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование (Федеральный государственный образовательный стандарт) Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения, 978-5-09-025705-3 2-е изд. – С. 3

9. Пчёлкина Е.Л., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения. Методическое пособие для учителей и воспитателей с использованием рабочей тетради №2 «Я сам - головастый». СПб, 2004, - 156 с.

10. Приложение к Методическому пособию – эскизы наглядных пособий

11. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Мы все - головастые. Рабочая тетрадь № 3 по элективному курсу "Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ" - учебное пособие для учащихся 3 класса в 2-х частях. Часть 1. СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт",
2005. – 72 с.

12. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Мы все - головастые. Рабочая тетрадь № 3 по элективному курсу "Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ" - учебное пособие для учащихся 3 класса в 2-х частях. Часть 2. СПб: ООО "Агенство "РДК - Принт", 2005. - 80с.

13. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради N 3 "Мы все - головастые". В 2-х частях. Часть 1. СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт", 2005. - 148с.

14. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради N 3 "Мы все - головастые". В 2-х частях. Часть 2. СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт", 2006. -120 с.


Адреса сайтов:

  • Федеральный портал Российского образования

  • Каталог образовательных ресурсов "Школьный мир"

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов

  • Справочно-информационный портал

  • http://www.niro.nnov.ru - сайт Нижегородского института развития образования

  • http://www.pspo.it.ru - учебный портал

  • http://rusobr.ru - всероссийский каталог образовательных ресурсов

  • http://www.it-n.ru - российская сеть творческих учителей.

  • http://allbest.ru/library.html - ОН-ЛАЙН библиотека для всех!

  • http://www.krugosvet.ru/ - энциклопедия, включающая в себя категории знаний: спорт, гуманитарные науки, история и мн. др.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по подготовке призеров олимпиад

Автор: Алаторцева Ольга Николаевна

Дата: 18.12.2018

Номер свидетельства: 491343


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства