Рабочая программа по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад составлена на основе авторской программы В.Б. Крячко, Е.Л.Пчёлкина, Т.С. Широкова «Развитие творческого воображения и ТРИЗ» в соответствии с учетом образовательных потребностей, запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по подготовке призеров олимпиад»
Приложение 2
Согласовано
Зам. директора МБОУ «СОШ №18»
Энгельсского муниципального района
__________________/Н. Н. Кузьмина/
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района
__________________ / Е. Л. Слугина /
приказ №____от «___»____2018 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по подготовке призеров олимпиад
для обучающихся 3 «А» класса МБОУ «СОШ №18»
Энгельсского муниципального района
2018/2019 учебный год
составитель: О. Н. Алаторцева,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад составлена на основе авторской программы В.Б. Крячко, Е.Л.Пчёлкина, Т.С. Широкова «Развитие творческого воображения и ТРИЗ» в соответствии с учетом образовательных потребностей, запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Реализация рабочей программы по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад осуществляется в соответствии с:
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. Приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357);
Учебным планом МБОУ «СОШ №18» на 2018-2019 учебный год.
Программа по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад предназначена обучающихся 3 а класса МБОУ «СОШ №18» ЭМР Саратовской области.
Программа предназначена для работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 18» Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Цель работы МБОУ «СОШ № 18»: развитие интеллектуальных и творческих возможностей личности, её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости через освоение фундаментальных основ начального образования.
Основная цель – создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Задачи:
-выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
-формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
-развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
-создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
-стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
-развитие творческого и логического мышления учащихся;
Актуальность:любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Участие школьников в очных, а так же в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровней имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, для родителей, для учителей:
дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок», «Новые идеи», «Инфоурок» и т.п.) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат.
Новизнапрограмма дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Дидактические принципы обучения
Целенаправленное развитие каждого ребёнка. Разрешение проблемной ситуации или решение изобретательской задачи учащимися означает определённый шаг в их развитии. Главное - обеспечить «включённость» каждого школьника в обсуждение поставленной проблемы, посильное напряжение мысли всех учащихся и позитивное общение учеников между собой и с учителем.
Сознательность. Необходимо осознание учащимися цели учения на каждом этапе урока не только в плане приобретения знаний, формирования умений и навыков, но и в плане их развития и воспитания.
Доступность учебного материала. Учитель отбирает для урока материал допустимо высокого уровня сложности, чтобы он заставлял учащихся думать на уроке, с интересом следить за ходом мысли одноклассников и учителя, активно включаться в обсуждение предложенных проблемных ситуаций или изобретательских задач.
Последовательность. Пошаговая организация обучения: необходимый объём знаний в определённой последовательности, шаг за шагом, усваиваются учащимися в соответствии с логикой построения программы и с обязательным включением его в новый материал на новом уровне.
Использование межпредметных связей.
Преемственность в обучении.
Реализация дидактических условий обучения. Необходимо создать максимально комфортные условия для развития всех обучающихся посредством применения эффективных методов и приёмов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Обучение младших школьников нужно осуществлять на основе их интереса к учебной деятельности, постепенно наращивая самостоятельную активность учеников.
Методы обучения: для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Занятия рассчитаны на групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Занятия проводятся один раз в неделю. Всего 32 часа в год.
Прогнозируемые результаты
К концу третьего класса учащиеся должны знать:
- приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение, изменение свойств объектов),
- методы и приёмы активизации творчества (прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, метод фокальных объектов, метод снежного кома),
- методы «фантастического сложения» (бином фантазии, полином фантазии) и «фантастического вычитания» (скрытые ресурсы)
- основные понятия ТРИЗ (система, надсистема, подсистема; функция, подфункция, надфункция; прошлое, настоящее и будущее системы; идеальный конечный результат, техническое противоречие).
Учащиеся должны уметь:
- применять перечисленные выше методы и приёмы фантазирования и активизации творчества для создания собственных сюжетов,
- использовать эти методы для придумывания объектов, не существовавших ранее,
- строить фантастические гипотезы к предложенным ситуациям,
- предугадывать содержание текста по его части,
- устанавливать ассоциативные связи между объектами,
- находить несколько вариантов ответов на поставленные неоднозначные вопросы,
- анализировать предложенные ситуации с помощью системного подхода,
- вести диалог, высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию и находить мужество изменить её, если она оказалась неправильной,
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
У учащихся должны быть сформированы коммуникативные навыки, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Программа составлена на основе следующих принципов:
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Образовательные технологии, используемые при работе с детьми:
Исследование
Учебная поисковая деятельность.
Проблемный метод.
Игра
Проектирование
Моделирование
Эксперимен
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п
Тематический блок
(тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)
Кол-во часов
Использование ИКТ
Использование проектной деятельности
Использование исследовательской деятельности
Развивающие игры по фантазированию
10
1
4
2
Методы и приёмы фантазирования
10
2
2
1
Система. Функция
9
2
2
2
Противоречия
3
1
1
1
Итого:
32
часа
6
часов
9
часов
6
часов
Основное содержание тематического плана по внеурочной деятельности подготовка призеров олимпиад
3 класс
№
п/п
Тематический блок, тема учебного занятия
Виды деятельности
Кол-во
часов
Развивающие игры по фантазированию
10
Фантастические гипотезы.
ИКТ
1
Подбор фантастических и реальных решений проблемных ситуаций.
Исслед. деят-ть
1
Противоречивые свойства предмета. Изменение данного предмета с целью получения нового.
1
Фантастическое вычитание.
Проект.деят-ть
1
Фантазирование при помощи заданного учителем «Бинома фантазии».
1
Построение цепочек ассоциаций
Проект.деят-ть
1
Выбор пары объектов для фантазирования из построенных цепочек ассоциаций.
Проект.деят-ть
1
Объединение двух предметов в одно целое с целью получения нового объекта, не существовавшего ранее.
Исслед. деят-ть
1
Полином фантазии.
Проект.деят-ть
1
Олимпиада № 1.
1
Методы и приёмы фантазирования
10
Приём фантазирования «Увеличение-уменьшение».
ИКТ
1
Фантазирование с помощью изменения величины объектов.
ИКТ
1
Фантазирование с помощью алгоритма фантазирования.
1
Приём фантазирования «Оживление-окаменение».
Проект.деят-ть
1
Приём фантазирования «Изменение свойств предметов». Фантазирование на тему «Если бы у человека на голове вместо волос росла трава».
1
Приём активизации творчества «Прямая аналогия».
Проект.деят-ть
1
Методы активизации творчества: «Личная аналогия», «Символическая аналогия».
1
Метод активизации творчества. Метод фокальных объектов.
Исслед. деят-ть
1
Приём фантазирования «Изменение свойств предметов». Фантазирование на тему «Если бы человек научился летать».
1
Олимпиада № 2.
Проект.деят-ть
1
Система. Функция
9
Понятия «система» и «подсистема».
ИКТ
1
Определение подсистем предложенной системы.
1
Определение подсистем предложенной системы. Назначение подсистем.
Исслед. деят-ть
1
Нахождение обязательных подсистем для данных систем. Понятие «надсистема».
Проект.деят-ть
1
Понятие «функция системы».
Обобщение знаний о надсистеме, системе, подсистеме, функции. Системный анализ.
Понятия «функция надсистемы» и «функция подсистемы».
ИКТ
Знакомство с понятиями «настоящее, прошлое и будущее системы». Игра «Системный оператор».
Системный оператор.
Проект.деят-ть
Противоречия
3
Ключевые слова технического противоречии.
1
Пара технических противоречий. Идеальный конечный результат (ИКР).
ИКТ
1
Разрешение противоречий.
Исслед. деят-ть
1
Календарно-тематический планпо внеурочной деятельности
подготовка призеров олимпиад
3 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Дата
По
плану
По факту
Фантастические гипотезы.
1
03.09
Подбор фантастических и реальных решений проблемных ситуаций.
1
10.09
Противоречивые свойства предмета. Изменение данного предмета с целью получения нового.
1
17.09
Фантастическое вычитание.
1
24.09
Фантазирование при помощи заданного учителем «Бинома фантазии».
1
01.10
Построение цепочек ассоциаций
1
08.10
Выбор пары объектов для фантазирования из построенных цепочек ассоциаций.
1
15.10
Объединение двух предметов в одно целое с целью получения нового объекта, не существовавшего ранее.
1
22.10
Полином фантазии.
1
12.11
Олимпиада № 1.
1
19.11
Приём фантазирования «Увеличение-уменьшение».
1
26.11
Фантазирование с помощью изменения величины объектов.
1
03.12
Фантазирование с помощью алгоритма фантазирования.
Определение подсистем предложенной системы. Назначение подсистем.
1
04.03
Нахождение обязательных подсистем для данных систем. Понятие «надсистема».
1
11.03
Понятие «функция системы».
1
18.03
Обобщение знаний о надсистеме, системе, подсистеме, функции. Системный анализ.
1
08.04
Понятия «функция надсистемы» и «функция подсистемы».
1
15.04
Знакомство с понятиями «настоящее, прошлое и будущее системы». Игра «Системный оператор».
1
22.04
Системный оператор.
1
29.04
Ключевые слова технического противоречии.
1
06.05
Пара технических противоречий. Идеальный конечный результат (ИКР).
1
13.05
Разрешение противоречий.
1
20.05
Информационно - методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. В.Б.Крячко, Т.С.Широкова. ТРИЗ и РТВ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради № 4 «Головастые – впереди!»,СПб, ООО «Лейла», 2006.
2.Дидактический материал. Приложение к книге: Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради N 3 "Мы все - головастые". В 2-х частях. 2005. - 73 детских рисунка.
3.Крячко В.Б., Широкова Т.С. Головастые – впереди! Рабочая тетрадь № 4 по элективному курсу «ТРИЗ и РТВ» - учебное пособие для учащихся 4 класса. СПб: ООО «Агентство «РДК - Принт», 2006. – 165 с.
4.Крячко В.Б., Пчёлкина Е.Л., Широкова Т.С. Программа курса «Развитие творческого воображения и ТРИЗ» 1, 2, 3, 4 классы. Сборник «Учителям о ТРИЗ», вып.6, 2008.
5.Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование (Федеральный государственный образовательный стандарт) Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения, 978-5-09-025705-3 2-е изд. – С. 3
9. Пчёлкина Е.Л., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения. Методическое пособие для учителей и воспитателей с использованием рабочей тетради №2 «Я сам - головастый». СПб, 2004, - 156 с.
10. Приложение к Методическому пособию – эскизы наглядных пособий
11. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Мы все - головастые. Рабочая тетрадь № 3 по элективному курсу "Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ" - учебное пособие для учащихся 3 класса в 2-х частях. Часть 1. СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт", 2005. – 72 с.
12. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Мы все - головастые. Рабочая тетрадь № 3 по элективному курсу "Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ" - учебное пособие для учащихся 3 класса в 2-х частях. Часть 2. СПб: ООО "Агенство "РДК - Принт", 2005. - 80с.
13. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради N 3 "Мы все - головастые". В 2-х частях. Часть 1. СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт", 2005. - 148с.
14. Широкова Т.С., Крячко В.Б. Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ. Методическое пособие для учителей с использованием рабочей тетради N 3 "Мы все - головастые". В 2-х частях. Часть 2. СПб: ООО "Агенство "РДК-Принт", 2006. -120 с.
Адреса сайтов:
Федеральный портал Российского образования
Каталог образовательных ресурсов "Школьный мир"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов
Справочно-информационный портал
http://www.niro.nnov.ru - сайт Нижегородского института развития образования
http://www.pspo.it.ru - учебный портал
http://rusobr.ru - всероссийский каталог образовательных ресурсов
http://www.it-n.ru - российская сеть творческих учителей.
http://allbest.ru/library.html - ОН-ЛАЙН библиотека для всех!
http://www.krugosvet.ru/ - энциклопедия, включающая в себя категории знаний: спорт, гуманитарные науки, история и мн. др.