Рабочая программа по духовно-нравственному развитию 1 класс СИПР
Рабочая программа по духовно-нравственному развитию 1 класс СИПР
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности, которое сопровождается искажением представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме, снижением значимости духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета, развалом института семьи. Поэтому современному ребенку зачастую очень сложно сделать правильный выбор, сориентироваться, как надо поступать, а тем более приучиться вести себя нравственно. Ребенку, имеющему интеллектуальные нарушения, сложнее вдвойне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по духовно-нравственному развитию 1 класс СИПР»
Пояснительная записка
Рабочая программа по духовно-нравственному развитию, обучающегося 1 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения) Артура, составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
- распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
- инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;
- письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;
- Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по духовно-нравственному развитию разработана в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год и рассчитана на 1 час в неделю (исходя из 34 недель ).
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом ГБОУ № 439 и календарным учебным графиком на 2017 -2018 учебный год, количество учебных часов в 1 классе составит 31 час (исходя из 1 часа в неделю).
На реализацию программы предусмотрено:
I четверть – 8 часов
II четверть – 8 часов
III четверть – 9 часов
IV четверть – 6 часов
Выполнение программного материала происходит за счет уплотнения тем.
Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
Расширять кругозор обучающихся в разных областях духовно-нравственной культуры. Способствовать организации нравственно образованного младшего школьника.
Прививать основы духовно-нравственной культуры.
Уметь осуществлять нравственный выбор.
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
Наряду с этими задачами на уроках-занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
формирование и развитие продуктивных видов деятельности,социального поведения, коммуникативных умений;
расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития;
формирование адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении.
При разработке программы учитывались особенности ребёнка: наблюдается пониженный темп деятельности. Ребёнок совершает мало предметных действий, склонен к стереотипным действиям и персеверациям. Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов не позволяют сформироваться целенаправленным приемам познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, применения адекватных способов действий). Процесс выполнения заданий нередко сводиться к совокупности проб и ошибок. При разработке данной программы учитывалось понимание того, что в условиях специального обучения, в специально созданной коррекционно–развивающей среде и в доступных пределах когнитивного развития, учащийся обучаем и способен овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками. Обучение осуществляется в доступных, интересных для ребёнка видах деятельности. Обучающийся овладевает элементарными навыками в минимальной степени, и поэтому вся работа строится на постоянной помощи, поддержке со стороны учителя. Самостоятельная деятельность осуществляется частично в виде практических упражнений с различной степенью помощи педагога (в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося).
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности, которое сопровождается искажением представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме, снижением значимости духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета, развалом института семьи. Поэтому современному ребенку зачастую очень сложно сделать правильный выбор, сориентироваться, как надо поступать, а тем более приучиться вести себя нравственно. Ребенку, имеющему интеллектуальные нарушения, сложнее вдвойне. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравственном развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примеры духовно-нравственного поведения, которые широко представленные в отечественной и мировой истории, культуре, литературе и различных видах искусства, сказках, а также примеры реального нравственного поведения будут способствовать достижению целей программы. Данная программа призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения, а так же способствовать их «врастанию в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, преодолению изоляции проблемного детства. Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе традиционных духовных ценностей, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Инновационность программы заключается в социализации обучающихся в процессе духовно- нравственного развития, развитии новых форм социального партнерства с такими институтами общества, как общественные (в том числе и религиозные) организации.
Предполагаемы е результаты:
-Доброжелательность, забота, сопереживание, толерантность, сочувствие на основе которого и формируется нравственное сознание.
- Развитие интереса к программе занятия
- Успешное усвоение учебного материала на уроках
- Выступление на творческих конкурсах различного уровня
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги, карточки, картинки, пиктограммы);
- умение осуществлять перенос и использовать полученные знания в повседневной жизни и в других видах деятельности;
- умение находить ответы на картинке и пиктограмме;
- умение работать в паре;
- умение следовать правилам поведения на уроке и перемене; знать свое место за столом и за партой.
Предметные результаты
«читать» жесты;
осмысливать простые изображения;
показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
использовать систему знаков в социальном окружении;
устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;
выстраивать цепочку событий: узнать объект, выбрать графическое изображение, показать действие или жест.
членов своей семьи и ближнего окружения;
части тела человека и животного;
обобщающие слова: игрушки, овощи, гигиенические принадлежности, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы;
содержание подвижных игр, пальчиковых игр и потешек, артикуляционной гимнастики и сопровождающие их действия;
графические изображения: времени года, явлений природы и погоды;
Форма организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Приемы и методы организации учебного процесса
Форма обучения:
урок закрепления знаний,
урок изучения нового материала,
интегрированный урок,
урок - сказка,
урок - путешествие,
урок- игра,
театрализованный урок,
урок - экскурсия.
Методы и приёмы обучения:
игровые
дидактические игры
подвижные игры,
игры с мячом
пальчиковые игры,
игры с предметами и различными материалами;
игры с образными игрушками,
проигрывание различных ситуаций общения,
игры-драматизации
словесные методы
рассказ,
объяснение,
беседа;
наглядные методы
показ, иллюстрация,
демонстрация,
использование ИКТ;
практические методы
рука в руку
практические упражнения;
упражнения с картинками;
упражнения с пиктограммами (символами);
упражнения по прослушанному тексту;
упражнения со словами и т. п.
Виды деятельности обучающегося на уроке:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
Формы текущего контроля успеваемости:
В конце четверти проводятся обобщающие уроки промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал(усвоил, частично усвоил, не усвоил).
По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала учащимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития учащегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого учащегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
Любовь к близким, к своей школе, городу, народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
стремление активно участвовать в делах класса, школы,
уважение к защитникам Родины;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
интерес к продуктам художественного творчества;
представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Учебно-методический комплект,
обеспечивающий реализацию программы (включая электронные ресурсы)
Список литературы (основной).
«Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Доска классная
Ковер
Парты одноместные
Аудио диски.
Разрезные картинки на каждую тему предмета.
Картинки по темам.
Театр настольный, пальчиковый.
Игра «Волшебный мешочек».
Настольная дидактическая игра «Лото».
Парные картинки по изучаемым лексическим темам.
Музыкальные инструменты
Игры и игровые упражнения
Пальчиковая гимнастика:«Моя семья», «Пальчики», «Лесенка», «Пальчики в лесу», «Игра на рояле», «Кто приехал?» (болгарская игра), «Серенький зайка».
Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию:«Прятки», «Конфетка», «Кто пришёл?», «Кто это?»; игра с куклой бибабо: «поцелуй», «улыбка», «дразнилки», «домик», «Почисти зубы»,
Упражнения на развитие ротового дыхания:«Ветерок», «Мыльные пузыри», «Покатай карандаш», «Снежинки летят», «Вертушка»
Двигательные упражнения:«Покажи, как это делают…», «Ветер, ветер», «Дождь идёт», «Кошка и котята», «Падающие листья», «Часики», «Осенние листочки», «Мишка косолапый», «По ровненькой дорожке», «Маленькая птичка», «Вышла курочка гулять», «Слушай и делай вместе со мной», «Беги ко мне», «Паровоз», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Зайка беленький сидит», «Угадай, кто я такой!», «Тушки - тутушки», «Качели», «Цепкие ручки», «Солнышко», «Карусель», «Похлопаем, потопаем», «Пузырь», «Белые снежинки».
Дидактические игры и упражнения: «Собери листочки (шишки), «Найди свою фотографию», «Чудесный мешочек», «Раскопки», «Послушай и покажи», «Собери зайчика», «Собери морковку», «Слушай и показывай», «Кто как поёт?», «Оркестр» «Угадай, чей домик?», «Найди картинку», «Достань картинку», «Слушай стишок и показывай картинку», «Чей домик?», «Найди своё место», «Собери целое», «Чей след?», «Зоопарк», «Узнай героя», «Выбери принадлежности по названию», «Купание куклы».
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю
I четверть (8 часов)
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Характеристика деятельности учащегося
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
1.
«Культура поведения»
Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)
1
1
06.09
13.09
Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».